Что означают слова Всевышнего: «В ней решаются все мудрые дела»?
Ночь Предопределения или ночь середины Ша`абана?
12. Ша’бан – подготовка к Рамадану.
________________________________________________________
1. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) держал в месяц Ша`абан длительный пост.
Сообщается, что 'Аиша сказала: «Иногда Посланник Аллаха постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Ша`абане». (Этот Хадис приводят имам аль-Бухари в сборнике “Достоверных Хадисов“ (“Аль-джами‘ ас-Сахих”) в “Книге поста“, в главе “Пост в месяц Шаабан“ и имам Муслим аль-Кушайри в сборнике Хадисов в “Книге поста“ (№ 1156). «Хадис сахих/достоверный хадис» – это хадис, который имеет непрерывную цепочку передатчиков (иснад), все передатчики которой являются доверенными (`удуль), точными. Достоверный хадис также должен быть чист от любых аномалий (шузуз) и скрытых недостатков (`ыляль).).
Ибн Хаджар сказал: «В этом Хадисе находится доказательство, указывающее на достоинство поста в месяц Ша`абан».
Ибн Раджаб также сказал: «Что касается поста Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) в течение года, то в месяц Ша`абан он постился больше, чем в другие месяцы».
Ас-Сан'ани сказал об этом Хадисе: «В нем присутствует доказательство, свидетельствующее о том, что Пророк выделял месяц Ша`абан среди остальных месяцев долгим постом».
Сообщается, что 'Аиша сказала: «Самым любимым месяцем, в котором постился Посланник Аллаха был месяц Ша`абан, после которого приступал к посту месяца Рамадан».
(Приводят имам Ахмад в "аль-Муснад" № 6/188, Абу Дауд в "Книге поста" в главе "Пост в месяц Шаабан" № 2431 и ан-Насаи в “Книге поста“ в главе "Пост Пророка", да благословит его Аллах и приветствует, № 2350. Аль-Хаким сказал (№ 1/599): «Хадис достоверный и соответствует условиям обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». Аль-Албани подтвердил его достоверность в сборнике Хадисов (ас-Сахих) Абу Дауда № 2124).
Ас-Субки в комментариях к этому Хадису сказал: «Пост в месяц Ша`абан был самым любимым для Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) по сравнению с остальными месяцами, в которых он постился добровольным постом».
Сообщается со слов АбдуЛлаха ибн Абу Кайса, что он слышал, как Аиша сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) больше всего любил поститься в Ша‘бане и соединял его с Рамаданом».
[Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/188); Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан» (2/812), хадис №2431; ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» (4/199); ибн Хузейма в сборние «ас-Сахих» (3/282), хадис №2077; аль-Хаким в сборнике «аль-Мустадрак» (1/434), он же сказал: «Достоверный в соответствии с условиями двух шейхов (т.е. аль-Бухари и Муслим), но они не привели его». Имам аз-Захаби в книге «ат-Тальхис» выразил своё согласие со словами аль-Хакима.].
2. Пост в течение всего месяца Ша`абан.
Сообщается также, что 'Аиша сказала: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился больше чем в Ша`бане, он постился весь Ша`бан*. Он говорил: «Совершайте дела те, которые вам под силу, ведь воистину Аллаху не надоедает [ваше поклонение], пока [оно] не надоест вам самим. Самой любимой молитвой для пророка (мир ему и благословение Аллаха) была та, что совершается с продолжительностью, даже если она будет малой (незначительной), и если он [начинал] совершать какой-либо [вид] молитвы, то он совершал её продолжительно». [Хадис привели аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатх аль-Бари» (4/213), хадис №1970, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (2/811), хадис №782].
*[Здесь использовано арабское языковое выражение преувеличения, целью которого является указание на многочисленность, что понятно из контекста. Когда `Аиша говорит, что он постился весь Ша`бан, то из контекста этого хадиса и других пророческих хадисов понятно, что речь идёт о посте в большинстве дней этого месяца, но не во все его дни].
Этот Хадис от 'Аиши не согласуется с Хадисом, приведенным в начале этой статьи, в котором она сказала: «И я не видела, чтобы Посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана». (Хадис приводят аль-Бухари в “Книге поста“ в главе “Пост в месяц Шаабан“ № 1969 и Муслим в “Книге поста“ № 1156).
В другой версии этого Хадиса, который приводит Муслим в "Книге поста" (№ 1156), сказано: «Я не видела, что бы он постился в другие месяцы больше, чем в Ша`абане, и бывало так, что он постился в течение всего Ша`абана и что он постился в Ша`абане за немногим исключением».
Сообщается что Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился на протяжении двух месяцев подряд, кроме Ша`бана и Рамадана». [Хадис передали: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/300); ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» (4/150), глава №33; ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» (2/120), хадис №733, и сказал: «Хадис хороший (хасан)»; ат-Тахави в своих комментариях к книге «Шарх Маани аль-асар» 2/82]
В другой версии этого Хадиса, переданного Муслимом в “Книге поста“(№ 1156), 'Аиша сказала: «Я не знаю того, чтобы он постился в течение всего месяца за исключением Рамадана».
Также сообщается, что ибн 'Аббас сказал: «Посланник Аллаха никогда не постился на протяжении всего месяца, кроме Рамадана». (Приводят аль-Бухари в “Книге поста“ в главе, где упоминается о посте Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его разговении (№ 1971), и Муслим в “Книге поста“ (№ 1157).)
По поводу этих версий улемы имеют несколько мнений.
Мнение первое: одна версия трактует другую.
Ибн аль-Мубарака сказал об этом Хадисе следующее: «В арабском языке позволительно применить выражение “Он постился весь месяц“ в том значении, что он постился большую часть месяца. Также говорят: “Человек выстаивал (в молитве) всю ночь“, при этом он мог ужинать и заниматься другими своими делами“».
Ат-Тирмизи сказал: «Наверняка ибн аль-Мубарак не считал эти Хадисы противоречивыми. Он говорил: “Смысл этого Хадиса заключается в том, что он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) постился большую часть месяца“».
В комментариях к версии, где сказано «И бывало так, что он постился в течение всего Ша`абана и что он постился в Ша`абане за немногим исключением», Аль-Кази 'Ийад сказал: «Вторая часть предложения объясняет его первую часть, утрированное выражение подразумевает преобладание». Аль-Хафиз ибн Хаджар посчитал это мнение правильным, так как версии Хадиса указывают на это.
Мнение второе: иногда Пророк Мухаммад (саля Ллаху алейхи ва салам) постился в течение всего месяца, а иногда ограничивался его частью.
Аль-Кази 'Ийад сказал: «Есть мнение, что смысл Хадиса “…он постился в течение целого месяца, если не считать Рамадана“, означает обязательность этого порядка, а то, что касается сообщения о том, что он постился в течение всего Ша`абана, не означает обязательности». К этому мнению склонялся и ат-Тайиби.
Мнение третье: смысл поста Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам) в течение всего Ша`абана означает пост в начале месяца, в середине и в конце.
Аль-Кази 'Ийад сказал: «Также есть мнение, что пост в течение всего месяца означает пост в начале месяца, в середине и в конце, не обобщая, и не конкретизируя ничего из этого».
Предпочтительное мнение:
Первое мнение считается правильным, потому что одна версия трактует другую, и предпочтительно комментировать одну версию другой, а Аллах знает лучше. Улемы говорят: «Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) не стал поститься в течение всего месяца, кроме Рамадана, для того, чтобы никто не предположил, что это стало обязательным».
Сообщается, что 'Ата сказал: «Я находился у ибн 'Аббаса за один или два дня до начала Рамадана, и он преподнес нам обед, сказав: “Прервите свой пост и не продлевайте вплоть до самого Рамадана, а отделяйте некоторым сроком». (Приводит ‘Абд ар-Раззак в “аль-Мусаннаф“ 4/158)).
Ибн АбдульБарр сказал: «Группа предшествующих ученых, в том числе ибн 'Аббас, да смилуется над ними Аллах, считали желательным отделять Ша`абан от Рамадана одним или несколькими днями разговенья, подобно тому, как предпочитали отделять обязательную молитву от добровольной речью, поднятием с места, ходьбой, перемещением с одного на другое место».