Что значат слова хадиса — кто продержит один день уразы на пути Аллаха.
https://youtu.be/cWZXWMejDRY
Вопрос: Что значит слова Пророка (Солля Ллаху Алейхи уа Саллям) в этом хадисе на пути Аллаха (то есть тот который продержит урозу на пути Аллаха в течении одного дня)?
Ответ:
Ученные разошлись в разногласиях относительно смысла этих слов на два мнения.
Первое мнение, что имеется ввиду не просто добровольная уроза, а это уроза которую продержал человек находясь на джихаде (вооруженном сражении) и это мнение Ибн Джаузи, так же Ибн Дакыка аль-Ида, а так же Ан-Наваи и Ас-Санаани.
[Примечание редактора стенограммы]:
Шейху Ибн 'Усаймина (да смилуется над ним Аллах) задали вопрос: “Каков смысл [хадиса] «Лицо любого раба, который в течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаха, Аллах непременно удалит от Огня за этот день на семьдесят лет (пути)» Под словами «на пути Аллаха» подразумевается джихад или же обычные дни? Просим вас разъяснения”
Ответ шейха: “«Пост на пути Аллаха» означает, соблюдение поста на пути Аллаха на джихаде. Ведь соблюдение поста на джихаде обременительно, поэтому воздаянием тому , кто постится, будучи муджахидом на пути Аллаха, будет то, что Аллах отдалит его лицо от Огня на семьдесят лет (пути)” . Источник: http://alandals.net/Node.php?fid=44&id=16148
[Конец примечания].
Второе мнение, в этом вопросе то что под словами кто продержит урозу на пути Аллаха один день имеется ввиду то продержит урозу, подчиняясь этим Всевышнему Аллаху и стремясь этим к Лику Всевышнего Аллаха в течении одного дня. То есть кто продержит пост стремясь к Лику Аллаха, лицо этого человека Всевышний Аллах Субханахху уа Тааля удалит от огня на расстоянии 70-ти лет пути. Это мнение аль-Куртуби.
Но необходимо упомянуть если мы возьмем первое мнение что иметься ввиду пост во время джихада, то необходимо упомянуть или сделать оговорку о том что бы эта уроза, не приносила сложности человеку, и что бы посредством этого человек не упускал свои обязанности, то есть известно, что человек, когда находиться на джихаде на нем есть определенные обязанности, так которые возложены на него правлением, которое он обязан выполнять, и возможно так что если человек будет держать урозу, то он не сможет выполнять эти обязанности из за своей слабости, то есть не может копать, не может носить, не может переносить предметы, не может должным образом сражаться с врагом, то есть, он теряет способность помогать полноценно в этом общем деле. Если так, то, он не должен держать урозу, что бы его сражение не страдало из за того что он держит урозу. А так же остальные важные вещи, которые имеются во время военных походов.
И упомянул ибн Хаджар то, что этот хадис абу Саида аль Худри более широкий и более объемный, нежели просто уроза во время джихада, но подразумевает под собой любую уразу добровольную.
Поэтому оба эти мнения являются правильными и так же ибн Хаджр упомянул что возможно что два этих мнения правильны и это действительно является верным мнением в этом вопросе.
То есть человек, который продержит добровольную урозу, находясь на джихаде или добровольную уразу не находясь на джихаде, в любом случае он заслуживает награды такой, что бы его лицо было удалено от огня на 70 лет пути. И в этом хадисе побуждение что бы человек добровольно держал уразу стремясь к Лику Всевышнего Аллаху Субханаху уа Тааля.
Пришло у Бухари и Муслима со слов абу Хурейры (радыйа Ллаху анхум) от том что Пророк (Солля Ллаху Алейхи уа Саллам) сказал: «Уроза является щитом». А в муснаде имама Ахмада о том что Пророк (Солля Ллаху Алейхи уа Саллям) сказал: «уроза является щитом человека от огня подобно тому как вы защищаетесь шитом во время сражений», и этот хадис назвал достоверным шейх Мубиль в своей книге «аль джами ас сахих».
А так же пришло от Бухари и Муслима со слов Сахля ибну Саада ас Саиди о том что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) рассказал: «Поистине в раю есть такие ворота которые называются ар Раян, будут заходить в рай через эти ворота те которые держали уразу при жизни и ни кто из других людей не войдет в рай через эти врата, возгласят среди людей в судный день, где те которые держали уразу и тогда станут те которые держали уразу в этой жизни и зайдут в рай через эти ворота затем, когда эти люди зайдут в рай эти ворота будут закрыты и больше ни кто через эти врата в рай не зайдет».
Эти хадисы привели, что бы указать на награду, обещанную за пост добровольный стремясь этим к Лику Всевышнему Аллаху Субханаху уа Тааля.
Хадис 665.Пришло от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) что она рассказывала: “Иногда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился так долго, что мы говорили: «Он вообще не прерывает поста». А иногда он не постился столько, что мы говорили: «Он вообще не постится». И я не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в течение всего месяца, если не считать Рамадана, как не видела, чтобы он постился больше, чем в месяце ша‘бан”. аль-Бухари 1969, Муслим 2/810. и слово принадлежит имаму Муслиму.
В Бухари и Муслиме так же приходит то, что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) со слов тоже Айши держал уразу весь шаабан. Понимать это необходимо в общем виде не имеется ввиду что весь шаабан от первого числа до последнего числа, но имеется ввиду большую часть шаабана. Потому что в хадисе Айшы пришло то, что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) ни когда не держал целый месяц подряд кроме месяца рамадан.
[Примечание редактора стенограммы]:
Этот хадис свидетельствует о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился ежедневно только в месяце рамадан. Что же касается остальных месяцев, то иногда он постился в течение нескольких дней подряд, а иногда не постился вообще. Очевидно, это было связано с обстоятельствами, которые зачастую не позволяли ему целиком и полностью посвятить себя поклонению. Из этого хадиса также следует, что чаще всего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, соблюдал добровольный пост в месяце ша‘бан. Существуют различные объяснения тому, зачем он поступал так.
Ат-Табарани передал хадис со слов ‘Аиши, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился по три дня в каждом месяце. Если же он не постился в эти дни, то откладывал этот пост на месяц ша‘бан. Однако этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был Ибн Абу Лейла, признанный слабым рассказчиком.
Ат-Тирмизи передал хадис со слов Анаса, в котором сообщается, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой пост является самым лучшим?» Он ответил: «Пост в месяце ша‘бан для возвеличивания рамадана». Ат-Тирмизи сказал, что одним из рассказчиков этого хадиса был Садака ибн Муса, признанный несильным рассказчиком.
Абу Давуд и ан-Насаи передали хадис со слов Усамы ибн Зейда, в котором сообщается, что однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в месяце ша‘бан». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между раджабом и рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост».Ибн Хузейма назвал этот хадис достоверным.
Вероятно, каждая из перечисленных причин могла повлиять на решение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, усердно поститься в ша‘бане. Это абсолютно не противоречит достоверному хадису, рассказанному со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После поста в месяце рамадан самым лучшим является пост в месяце, который вы называете священным». Этот хадис, в котором речь идет о месяце мухаррам, передал ан-Насаи со слов Джундаба. Аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сахих” (1121).
Ан-Навави сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился в месяце мухаррам так же усердно, как он постился в ша‘бане, потому что знание о превосходстве поста в мухарраме было ниспослано ему в конце жизни. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 264.
Говоря о причинах продолжительного поста в ша‘бане, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между раджабом и рамаданом».
См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 554-555.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц, если не считать месяца Рамадан. И бывало он постился так долго, что человек мог сказать: «Клянусь Аллахом, он вообще не прерывает поста». А бывало он не постился столько, что человек мог сказать: «Клянусь Аллахом, он не постится вообще»”. аль-Бухари 1971, Муслим 1157.
Однако кто-то может привести другой хадис от ‘Аиши, в котором она говорит: “Бывало так, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился весь месяц ша’бан, он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”.Муслим 1156.
Или хадис Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился какой-либо месяц полностью, если не считать ша’бана, который он соединял с рамаданом”.Абу Дауд 2336, Ибн Маджах 1648. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” № 2048.
Однако ученые пояснили эти хадисы тем, что речь идет о посте в месяц ша’бан большую его часть, а не весь месяц, как это поясняют слова самой ‘Аиши: “Он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.
А имам ат-Тирмизи передал слова имама Ибн аль-Мубарака, который говорил, поясняя эти хадисы: “В языке арабов дозволено говорить о том, кто постился большую часть месяца: «Он постился весь месяц». Это как слова: «Такой-то провел всю ночь в молитвах», тогда как тот мог ночью покушать, заняться и другими делами”. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 3/436.
И это же мнение выбрал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/252.
[Конец примечания].