Сомнение: «Са’д Ибн Саид Ибн Кейс слабый передатчик»
Ответ:
Более точным будет сказать, что в нём разногласят имамы науки аль-джарх уа ат-та’диль, так как есть группа имамов от кого пришли выражения указывающие на та’диль этого передатчика.
Назвали его достоверным следующие имамы: Ибн Са’д, аль-Иджли, Ибн Аммар, Ибн Шахин, Яхья Ибн Маин, Ибн Хиббан, Ибн Ади, Ад-Даракутни, Аз-Захаби, Ибн Хальфун, Ибн Хаджар, и другие
Причем можно отметить, что их выражения о та’диле весьма умеренные и часто они сопровождают их указанием на его слабую память и что он ошибается.
Сделали же ему джарх следующие имамы: Ахмад, аль-Укейли, Яхья Ибн Маин в другой передаче от него, Ан-Насаи, Ибн Аль Джоузи, Ибн Хиббан, Ибн Каттан аль-Фаси, и другие, см. все эти слова с источниками в бахсе «Сыям ситт мин шаууаль – дирасатун хадисия уа фикхия».
Сказал хафиз Ибн Муляккин: «Касательно него есть известное разногласие, и большинство считает его достоверным». Источник: «Хулясуту аль-бадр аль-мунир», 2/99.
И в данном случае, не вредит ослабление его рядом имамов, по следующим причинам:
1. Даже если взять слово о его слабости, то его слабость – не по причине обвинения во лжи, а по причине памяти. И известно, что у такого слабого передатчика могут быть некоторые отдельные хадисы, которые являются достоверными – например, которые он взял от некоторых отдельных шейхов, или в каком-то городе, или в какое-то время его жизни, или которые хорошо заучил, и так далее.
И имамы аль-Бухари и Муслим, не упоминали хадисы некоторых передатчиков, о которых есть джарх, в своих «Сахихах», кроме как знали что именно этот его хадис имеет основу и его также передают другие хафизы.
Сказал имам аль-Бухари сам о своём методе касательно передатчиков кто передает хадисы с недостатками: "Каждый передатчик, между чьими слабыми и достоверными хадисами я не различаю - я не передаю от него, и не записываю его хадисы". Источник: "Аль-Иляль аль-Кабир", 2-978.
И также и имам Муслим.
Сказал хафиз аль-Аляи говоря о претензиях к хадису о посте в Шаууаль: «Истинно, Муслим аргументировал Садом Ибн Саидом в хадисе, в котором он увидел, что тот не ошибся, так как есть те, кто последовал ему в передаче и остальном. И мы упомянули что точно также его передал Сафуан Ибн Салим и Яхья Ибн Саид. И таков хукм на все хадисы, которые передали аль-Бухари и Муслим, и в их иснадах есть те, чью память критиковали. Аль-Бухари и Муслим не передали их кроме как после того, как увидели, что им следуют другие хафизы в передаче этих хадисов. И кто изучит эти передачи – увидит это!». Источник: «Раф’уль ишкаль», 48.
Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Даже если мы согласимся что Са’д слабый, то Муслим аргументировал его хадисом лишь потому, что увидел что он не ошибся в этом хадисе, по причине указывающих на это доводов, и тех, кто последовал ему в передаче этого хадиса, и свидетельств подкрепляющих хадис, указавших на то, что он не ошибся!». Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 1/482.
И имам Муслим передал этот хадис, лишь потому, что знал, что Са’д Ибн Саид не противоречил в данном случае, а напротив, другие достоверные хафизы передали этот хадис точно также.
И от Умара Ибн Сабита аль-Хазраджи, помимо Са’да Ибн Саида, передали этот хадис по следующие достоверные хафизы:
1. Сафуан Ибн Сулейм. См. «Сунан ан-Насаи аль-Кубра», 2/163, «Сахих Ибн Хузейма», 3/297, и иснад достоверный.
2. Абду Раббихи Ибн Саид аль-Ансари. И от Абду-Раббихи передали его двое достоверных хафизов – Ахмад Ибн Юсуф ас-Сулями, и Акыль Ибн Яхья - как слово Пророка, мир ему, с достоверным иснадом. (см. «Тахзиб ас-Сунан», 7/66)
И один- Мухаммад Ибн Абдуль Хакам, как слово Абу Аюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, в «Ас-Сунан аль-Кубра» ан-Насаи, 2/163.
Зейд Ибн Аслям.
Передал Ат-Тахави, от Юсуфа Ибн Язида, от Саида Ибн Мансура, от Ад-Дараварди, от Сафуана Ибн Сулейма и Зейда Ибн Асляма, от Умара Ибн Сабита, от Абу Аюба от Пророка, мир ему
И иснад достоверный.
Таким образом, невозможно ослаблять этот хадис умеренной слабостью Са’да Ибн Саида, потому что он не уединился в его передаче от Умара Ибн Сабита, однако ему последовали другие достоверные хафизы.
Приведем слова имамов про хадис Абу Аюба аль-Ансари.
1. Сказал имам Абдур-Раззак, приведя этот хадис: «И мы берем его!». Источник: «Аль-Мусаннаф», 7918.
2. Назвал его хорошим Абдуллах Ибн аль-Мубарак и работал по нему. Источник: «Сунан ат Тирмизи», 3/293
3. Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия: «Поститься после Рамадана 6 дней в Шавваль желательно, прямо сказал об этом Ахмад во многих местах. И сказал Ахмад в передаче аль-Асрама: «Передан этот хадис от Пророка с трёх путей – от Абу Аюба, от Джабира и от Саубана»: «Кто постился 6 дней шаууаля, как будто постился весь год». Источник: «Шарх аль-умда», 4/556.
4.Сказал Абдуллах Ибн Ахмад: «Я спросил своего отца, имама Ахмада о днях которые постятся после Рамадана, и он сказал: «Нет никаких проблем их поститься! И Пророк сказал: «Шесть дней Шаууаля», и если кто-то постился шесть дней шаууаля, то нет разницы, постился он их подряд или нет». Источник: «Аль-Масаиль», 1/193.
5. Удостоверил его имам Муслим, приведя в своём «Сахихе»
6. Сказал имам ат-Тирмизи передав этот хадис: «Хадис Аби Аюба - хороший, достоверный!» Источник: «ас-Сунан», 3/293.
7.Удостоверил хадис Аюба и имам Ибн Хузейма, подкрепив цепочку Са’да путём Сафуана. Источник: «Сахих Ибн Хузейма», 3/297.
8. Удостоверил его хафиз ат-Тахави, сказав, что поначалу он не считал его достоверным из-за слабости Са’да Ибн Саида, но затем увидел, что от него передали его огромное количество великих имамов, во первых, и что он не уединился в его передаче, а помимо него, передали достоверные имамы, во вторых. Источник: «Шарх мушкиль аль-асар», 6/120-126.
9. Назвал его достоверным, и аргументировал им хафиз Ибн Хиббан, подкрепив также другим похожим сообщением. Источник: «Сахих Ибн Хиббан», 8/396.
10. Сказал аль-Бейхакы: «Этот хадис утвержденный, достоверный из хадисов Аби Аюба аль-Ансари. И передан нам этот хадис также от Джабира, и Саубана». Источник: «Марифату ас-сунан уаль асар», 6/379.
11. Сказал Абу Косим Ибн аль-Асакир аль-Аш’ари: «Это достоверный хадис, передал его Муслим, и передал его ан-Насаи от Халляда». Источник: «Аль-Муджам», 178.
12. Сказал имам Абдуль Ваххаб Ибн Манда аль-Ханбали (ум. 511 г.х.) передав хадис Абу Аюба: «Достоверный хадис из хадисов Сада Ибн Саида». Источник: «Тахкык Раф’иль ишкаль», 19.
13. Сказал имам аль Багави(ум. 516 г.х.): «Это достоверный хадис, передал его Муслим». Источник: «Шарх ас-Сунна», 6/331.
14. Сказал хафиз Исмаиль Ибн Аби Са’д ан-Найсабури (ум. 541 г.х.): «Достоверный хадис!». Источник: «Джузун фихи арбауна хадисан мин ас-сихах аль-авали», 22.
15. Хафиз Абдуль-Хакк аль-Ишбили (ум. 581 г.х.), как передал от него имам Ибн аль-Каттан, см. «Баян аль-уахм уаль ихам», 2547
16. Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Хадис Абу Аюба достоверный!». Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 1/477. И у имама Ибн аль-Каййима в «Тахзиб ас-Сунан» есть большое опровержение на тех, кто ослабляет данный хадис, и он опровергает все доводы и претензии к этому хадису
17. Сказал имам Ибн Муфлих упомянув его: «Этот иснад достоверный!». Источник: «Аль-Фуру», 5/84.
18. Сказал хафиз Ибн Муляккин: «Этот хадис достоверный». И у Ибн Муляккина также есть длинное опровержение на тех, кто говорит что он недостоверный, в тахридже к «Аль-Мухаззаб».
19. Собрал все пути этого хадиса в отдельной книге хафиз Абу Мухаммад ад-Димьяты в отдельном джузе, и опроверг на тех кто его ослабляет.
20. Собрал пути этого хадиса в отдельной книге хафиз аль-Аляи и опроверг на тех, кто его ослабляет, и эта книга дошла до нас и напечатана, и называется «Раф’уль ишкаль ан сыями ситтати аямин мин шаууаль».
21. Назвал его достоверным ан-Навави в шархе на «Сахих Муслим», сказав: «Этот ясный достоверный хадис». Источник: «Шарх Сахих Муслим», 8/56.
22. Сказал Джамалюддин Ибн аз-Захири аль-Ханафи: «Это достоверный хадис». Источник: «Машьяхату аль Бухари», 1700.
23. Собрал все пути этого хадиса в отдельной книге хафиз аль-Иракы в отдельном джузе, и опроверг на тех кто его ослабляет.
Также назвали его достоверным: Аш-Шатыби, ас-Суюты, аль-Мунави, аль-Джизри, Али аль-Кори, аль-Хейтами, Ас-Сан’ани, Аш-Шаукани, Азымабади, Сиддык Хасан Хан, Абдур-Рахман Ибн Косим, аш-Шанкыты, аль-Альбани, Ибн Баз, аль-Мубаракфури, Ибн Усаймин, Аль-Аббад, аль-Асьюби, учёные Постоянной Комиссии по фетвам, и другие.
Источник: «Тасбит ас-саввам бизикр аль-асма ман насса миналь уляма ав ашара иля субути хадиси сыями ас-ситти мин шаууаль».
И можно приводить и других имамов и хафизов.
- Затем, Абу Аюб аль-Ансари не единственный из сподвижников кто передаёт хадис о посте 6 дней Шавваля от Пророка, мир ему.
Пришли хадисы об этом и от других сподвижников.