Понятие о Священном Предании.
Священное Предание.
Понятие о Священном Предании.
Источником христианского вероучения служит Слово Божие или Божественное Откровение, возвещенное через пророков и апостолов и ими частью письменно, частью устно переданное Церкви (2 Фес. 2:15). Священное Предание и есть Слово Божие, только записанное не самими богодухновенными мужами, а их преемниками и учениками и устно переданное ими Церкви (ср. Деян. 13:5; 17:13; 20:31; 1 Фес. 2:13; 2 Тим. 2:2,и др.), которая с тех пор непрерывно и неизменно сохраняет его.
"Под именем Священного Предания разумеется то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки - потомкам: учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды" (Правосл. Катих.).
Источники, в которых дошло до нас Священное Предание.
Правила и постановления святых апостолов, семи вселенских и девяти поместных соборов, древние символы веры, литургии, мученические акты, древние церковные истории, творения святых отцов и учителей Церкви, церковно-богослужебная практика Церкви.
Священное Предание было первоначальным и единственным способом распространения Божественного Откровения.
Адам и последующие патриархи непосредственно от Бога получали откровения и устно передавали их своим современникам. Божественные истины хранились в памяти и из рода в род передавались. Пророк Моисей первый положил начало Священному Писанию, написав пять книг, из коих книга "Бытие" содержит истины, записанные им на основании предания. Однако Моисей в священные книги внес только часть учения, открытого Богом до него в течение четырех тысяч лет; напр., умолчал о пророчестве Еноха (Иуд. 1:14-15), ο прообразном значении жертв и др. Книгу закона (Пятикнижие) Моисей отдал на хранение священникам и старейшинам Израилевым, повелев положить ее "одесную ковчега завета" (Втор. 31:26) и через каждые семь лет читать закон "пред всем Израилем вслух" (стих 11); только царю вменил он в обязанность иметь для руководства список с книги закона (Втор. 17:18-20). Давая писаный закон Божий, или Священное Писание, Моисей повелел евреям соблюдать и закон Божий, сохраняемый в предании (Исх. 10:1-2; Втор. 4:9-10:32-33; 6:6-9, 20-25; 32:6-7). Из этих повелений Моисея видно, что Священное Писание не могло и не имело в виду лишить предание значения руководства, так как источником их была одна и та же воля Божия. Ο высоком достоинстве устно передаваемого откровения свидетельствует писатель кн. "Судей Израилевых" (2:10-11), праведный Иов (8:8-10; 15:17-19), Давид (Пс. 43:2-4; 77:3-7), Соломон (Еккл. 12:11), Исаия (38:19).
Господь Иисус Христос не написал ни одной книги и Свое Божественное учение передавал ученикам Своим словом и примером. Устно и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову, которая много лет существовала без новозаветного писания, и верующие руководились в деле соделания своего спасения одним Священным Преданием. Спустя восемь лет по вознесении Господнем апостол Матфей написал первую новозаветную книгу - Евангелие. "Матфей," - свидетельствует святой Ириней, епископ Лионский († 202 г.), "издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе."
В последующее время по различным поводам, выдвигаемым жизнью Церкви, были написаны апостолами (восмью из "12 и 70;" хотя все они, несомненно, проповедовали, Мт. 28:19) остальные новозаветные книги. Так как в новозав. писаниях содержится только малая часть живой проповеди Иисуса Христа (Ин. 20:20; 21:25; Деян. 1:3) и Его апостолов (1 Петр. 5:12; 1 Кор. 4:17; 11:34; Деян. 20:31 ср. Еф. 1-6 гл. и др.), то и при существовании новозав. писания должно руководствоваться Священным Преданием.
Апостол повелевает удаляться от нарушителей преданий.
"Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое принял от нас" (2 Фес. 3:6).
Священное Предание.
Понятие о Священном Предании.
Источником христианского вероучения служит Слово Божие или Божественное Откровение, возвещенное через пророков и апостолов и ими частью письменно, частью устно переданное Церкви (2 Фес. 2:15). Священное Предание и есть Слово Божие, только записанное не самими богодухновенными мужами, а их преемниками и учениками и устно переданное ими Церкви (ср. Деян. 13:5; 17:13; 20:31; 1 Фес. 2:13; 2 Тим. 2:2,и др.), которая с тех пор непрерывно и неизменно сохраняет его.
"Под именем Священного Предания разумеется то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки - потомкам: учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды" (Правосл. Катих.).