См. аш-шафии, «ар-рисаля аль-къадима».

Имам аль-Аджири, да смилостивится над ним Аллагь, рассказывал со слов аль-Мухтади: «Никто не смог убедить аль-Васика так, как это сделал старец, которого привели из аль-Масисы. Он провел в тюрьме несколько дней, а затем мой отец вспомнил о нем и сказал:
— Приведите ко мне того старца!
Его привели в кандалах, и он встал перед отцом и поприветствовал его. Тот не ответил на приветствие, и тогда старец сказал:
— О повелитель правоверных, ты ведешь со мной не так, как приказали поступать Великий и Могучий Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Великий и Могучий Аллах сказал:

«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым».

Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 86.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тоже приказывал отвечать на приветствие.
Тогда он сказал:
— И тебе мир!
Потом он приказал Ибн Абу Дуаду расспросить его, и тут старец сказал:
— О повелитель правоверных, меня держали в заточении в кандалах, и я совершал намаз, очищаясь песком, потому что мне не давали воды. Вели же им снять кандалы и принести мне воды, чтобы я очистился и совершил намаз, а затем спрашивай меня.
Он велел снять с него кандалы и принести ему воды, и старец совершил омовение и помолился. Затем отец сказал Ибн Абу Дуаду:
— Допроси его.
Старец сказал:
— У меня есть вопрос. Вели же ему ответить на него.
Отец сказал:
— Спрашивай!
Старец повернулся к Ибн Абу Дуаду и сказал:
— Поведай мне о том, к чему ты призываешь людей. Призывал ли к этому посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?
— Нет, – ответил Ибн Абу Дуад.
— Призывал ли к этому Правдивейший Абу Бакр?
— Нет.
— Призывал ли к этому Умар б. аль-Хаттаб?
— Нет.
— Призывал ли к этому Усман б. Аффан?
— Нет.
— Призывал ли к этому Али б. Абу Талиб?
— Нет.
— Неужели же ты призываешь людей к тому, к чему не призывали ни посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни Абу Бакр, ни Умар, ни Усман, ни Али, да будет доволен ими Аллах? Ты можешь либо сказать, что они знали об этом, либо сказать, что они не ведали об этом. Если ты скажешь, что они знали об этом, но молчали, тогда мы тоже можем молчать, как молчали они. Если же ты скажешь, что они не ведали об этом, а тебе это известно, то ты – глупец и сын глупца. Неужели ты и твои соратники знаете то, чего не знали Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах?
Тут мой отец вскочил с места и заткнул ему рот рубахой, но затем он рассмеялся и сказал:
— А ведь он прав. Мы можем либо сказать, что они знали об этом, либо сказать, что они не ведали об этом. Если мы скажем, что они знали об этом, но молчали, тогда мы тоже можем молчать, как молчали они. Если же мы скажем, что они не ведали об этом, а нам это известно, то выходит, что ты – глупец и сын глупца. Неужели ты и твои соратники знаете то, чего не знали Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах?
Затем он сказал:
— Ахмад!
Старец сказал:
— Я здесь, мой повелитель!
— Я не с тобой. Я обращаюсь к Ибн Абу Дуаду!
Тот встал на ноги, и он велел ему:
— Оплати этому старцу расходы и высели его из нашей страны!» Аль-Аджири, «Китаб аш-Шариа» (1/69).

Вот этот рассказ является тем, что разделяет между нами и заблудшими, поразмысли над ним хорошо, да смилостивится над тобой Аллагь, и ты поймёшь, как много пользы довёл до нас Аллагь посредством одного старца.

Ибн-Къудама аль-Макъдиси говорит:


«Если кто-либо совершит намаз за мушриком, или за женщиной, или за гермафродитом - то он должен восполнить намаз. В общем, намаз за кафиром не действителен никоим образом, узнает ли он о неверии имама до намаза или после, и тот, кто совершит за ним намаз, то он должен восполнить этот намаз».

(из книги «аль-Мугъни»)

Вот здесь вижу уместным добавить одно замечание. Когда мы приводим слова имамов «кто совершил намаз за кафиром должен переделать» и указываем, что нет там ни слова о том, что должен покаяться от куфра, то наши оппоненты говорят : «Это всё относится к тому, кто не знал что он кафир». Тогда вопрос : «А как вы себе представляете не знать, что совершаешь намаз за женщиной???» Ведь имамы упоминают это как мы видим, в одном ряду.

Передано, что Уасиляту ибн ас-Сакъа, да будет доволен им АЛЛАХ, (а он из тех, кто дал баят (присягу) пророку, да благословит его АЛЛАХ и приветствует), был спрошен о молитве за къадаритом, и он ответил: «За ним не молятся, а если бы я сделал за ним намаз, то восстановил бы».


Абу-Дауд рассказал, что он спросил имама Ахмада о решении пятничной молитвы, совершённой им (Ахмадом) за джахмитами, и он ответил: «Я восполняю их. И когда бы ты не совершил молитву за тем, кто говорит, что аль-къуран сотворён - восполни её».

(из книги «аль-Масаиль», стр. 43)

Имам Ахмад сказал:

Тот, кто сказал: что аль-къуран сотворён, по нашему мнению - он кафир, и кто сказал это, за ним не совершается пятничная молитва, и никакая другая. А если, кто-либо помолился за ним, то он должен восполнить молитву.

Имам ибн Теймия сказал:

...что же касается молитвы за тем, кто является кафиром посредством своего бидгIа, следуя за страстями, ученные разошлись в решении о пятничной молитвы за ним (за имамом кафиром), и тот (из учёных), кто считает его кафиром (т.е. имама), повелевает восполнить молитву т.к. молитва была совершенна за кафиром.

(из книги маджмуг1ату-ль-фатауа, 23 том, стр.340-345)

Имам аш-Шафии сказал:

Если кафир был имамом у мусульман и они не знали о его куфре или же знали об этом, молитва их не будет действительной, и не будет молитва его (имама) исламом для него, если он не свидетельствовал об исламе до молитвы, и порицается кафир (т.е. имам) и плохо поступил тот, кто помолился за ним, зная о том, что он кафир. Если неизвестный был имамом у группы людей, затем они засомневались в своей молитве, не зная кафиром он (имам) был или муслимом, то им не нужно повторять молитву, до тех пор, пока они не узнают, что он кафир.

(из книги - аль-Умм-, в разделе - имамство кяфира)

Фатир ибн ХIаммад сказал:"Я спросил МугIтамира ибн Сулаймана и сказал: "О Абу МухIаммад, имам (нашего) народа говорит что Къуръан созданый, я могу молится за ним?" и он ответил: "тебе следует отрубить ему голову".
Фатир продолжил: " и я спросил ХIаммад ибн Зайда и сказал: "О Абу ИсмагIил, у нас есть имам которые говорит что Къуръан созданный я могу молится аз ним?" он ответил: "Молись за мусулимом, это желаннее для меня".


И я спросил у Язид ибн ЗурайгIа и сказал: "О Абу МугIавият, имам (нашего) народа говорит, что Къуръан созданный, могу ли я молится за ним?" он ответил: "Нет, и нет в этом благородства"". (рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 42. с хорошим иснадом)

ВакигI ибн АльджарахI сказал:"что касается джахмита, я требую у него покаяния если они кается, если нет то убиваю его"(рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 42. с достоверным иснадом).

Ассувайд сказал: "И я спросил у ВакIига на счёт Намаза за джахмитом, он сказал: "не молись за ними" (рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 43. с достоверным иснадом).

Абу ГIубайд Алькъасим ибн Салам сказал:"тот кто сказал что, Къуран созданный, тот извёл ложь на Аллагьа Свят Он и Велик и выдумал на Него ложь то что ещё не говорили иудеи и христиане". (рассказали: ГIабдуЛЛагь под номером 71, Байгьакъи и Альаджрий). и он (Абу ГIубайд) сказал: "если даже пятьдесят человек становятся имамами в пятничном Намазе, которые не говорят что Къуръан созданный которые назначают друг друга имамами, кроме их старшего кто их назначает и он говорит это (что Къуръан созданный), я считаю что нужно возмещать Намаз, потому что джамаат закреплён к голове"(рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 75. с достоверным иснадом).

АхIмад ибн ГIабдиЛЛагь ибн Юнус скзал:"нельзя молится за тем кто сказал что Къуръан созданный, они кафири"(рассказал Абу Давуд 268).

ЯхIя ибн МугIайин сказал:"тот кто сказал что Къуръан созданный тот кафир"(рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 68. с хорошим иснадом).

АхIмад ибн Ибрагьим Аддавракъи сказал: "Рассказал мне ЯхIя ибн МугIайин что он перечитывает пятничный намаз после того как выявил (высказал) ГIабдуЛЛагь ибн Гьарун Альмаъмун то что выявил (то что высказал), вернее (после того как высказал) что Къуръан созданный". (рассказал ГIабдуЛЛагь под номером 76, от Аддавракъия)

Абу Давуд сказал:"Я спросил у АхIмада: "тот кто говорит что Къуръан созданный он кафир?" он сказал: "я говорю что он кафир"".(Абу Давуд "Масаил" стр. 262)

ГIабдуЛЛагь ибн АхIмад сказал:"Я слышал как мой отец (Имам АхIмад) да смилуется над ним Аллагь, говорил: "Тот кто говорил эти слова, за ним нельзя совершать пятничные и другие Намазы, пока я не позову вас идти туда, если кто-то свершил Намаз пусть возобновляет" имеется ввиду за тем кто сказал что Къуръан созданный".(рассказал ГIабдуЛЛагь ибн АхIмад, под номером 4. и Альбайгьакъий в "Альасмаъ" стр. 258)

МухIаммад ибн Юсуф ибн АттибагI сказал:"Я слышал что какой-то человек спросил у АхIмада, и сказал: "О Абу ГIабдиЛЛагь, могу ли я молится за тем кто пьёт спиртное?" он ответил: "нет". он (ещё) спросил: "и я могу молится за тем кто говорит что Къуръан созданый?" он ответил: "Свят Аллагь! я запретил тебе (совершать намаз) за муслимом, а ты спрашиваешь у меня на счёт кафира?"(передал Альахирий в "АшшаригIате" стр. 81. с достоверным иснадом).

СалихI ибн АхIмад передал от отца:"то кто утверждает что Къуръан созданный стал кафиром, и тот кто утверждает что Имена Аллагьа созданные тот стал кафиром, нельзя молится за тем кто сказал что Къуръан созданный, если кто-то помолится пусть возобновляет"(передал СалихI ибн АхIмад в "МихIнате" стр 66-67).

МухIаммад ибн Исмаил Бухарий сказал:"Я смотрел на слова иудеев и христиан и огнепоклонников я не нашёл чтобы они заблуждались в куфр чем они - имеется ввиду джахмити - поистине я не посчитаю джагьилом (не оправдаю из-за невежества) того кто не обвиняет их в куфре, кроме того, кто не знает их куфра".("хулукъу аль-афгIал ал-гIибадати" 35. Альбайгьакъи "Альасмаъ" стр. 253 )

и он (Бухари) сказал: "для меня нет разницы совершу я намаз за джахмитами и рафидитами или совершу я намаз за иудеями и христианами, и нельзя давать им салам и нельзя возвращать, нельзя с ними заключать брак, нельзя брат их в свидетели и нельзя кушать то что они порезали". ("хулукъу аль-афгIал ал-гIибадати" 53. Альбайгьакъи "Альасмаъ" стр. 254 )

Абу бакр МухIаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма сказал:"Къуръан это речь Аллагьа не является созданым, тот кто сказал что Къуръан созданный то он кафир (неверующий) Великого Аллагьа. Не принимают его свидетельства, не поспешают его если он заболеет, и не совершают над ним джаназа намаз если он умирает, и не хоронят его в кладбище мусульман, его призывают к покаянию, если он кается (его оставляют) , если нет то отрубают ему голову".(передал Абу ГIусман Ассабуний в "Аррисалат" 7. с достоверным иснадом).

Наши рекомендации