Сочетаний отступлений II, III степени и неисправностей II степени, приближенных к III степени
1. К III степениотносятся отступления, которые, при их не устранении после обнаружения, за период до очередной проверки пути вагоном-путеизмерителем могут достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути. При этом отдельные из них могут перерасти в отступления, требующие уменьшения установленных скоростей или закрытия движения поездов. Работы по устранению неисправностей пути III степени относятся к первоочередным. В соответствии с Инструкциями ЦП-744 и ЦПТ- 52 эти работы выполняются в срок не более 3 суток после выявления отступлений.
2. Требуется немедленно ограничивать скорость движения поездов при выявлении следующих отступлений:
сочетания отступлений в плане III степени с перекосом или просадкой III степени, расстояния между вершинами которых, измеренные по нулевой линии на прямой, накладываются одно на другое;
три и более смежных отступления в плане III степени на длине 75 м и менее по рихтовочной нити на кривых; на прямых – независимо от нити;
более 6 (или более 3-х при скорости движения поездов 60 км/ч и менее) отступлений III степени на километре по уровню, перекосам, просадкам, рихтовке (без учета отступлений III степени по ширине колеи);
отступления III степени по уровню, в плане, перекосы, просадки на мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 м и на подходах к ним по 200 м в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 м и на подходах к ним по 500 м в каждую сторону;
до 60 км/час в кривых участках пути с радиусами 850 метров и менее, уложенных на деревянных шпалах, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонных шпалах грузовым поездам, имеющим в своем составе порожние вагоны, при наличии следующих последовательностей и сочетаний отступлений:
трех и более просадок II степени, периодически повторяющихся по обеим рельсовым нитям на длине 30 метров и менее;
при обнаружении на отрезке длиной 100 метров следующих отступлений:
восьми и более подряд просадок II степени;
трех и более отступлений по рихтовке II степени до 20 метров включительно;
двух и более перекосов II степени при расстоянии между вершинами пик 10 метров и менее;
при сочетании на длине 12 метров и менее отступлений по рихтовке II степени с длиной 20 метров и менее с перекосом II степени длиной 10 метров и менее или просадкой II степени;
при наличии хотя бы одной неисправности III степени по перекосам длиной 10 метров и менее, просадкам, отступлениям по рихтовке длиной 20 метров и менее.
Километр, на котором выявлены указанные неисправности пути, оценивается «неудовлетворительно» и работы по устранению отступлений должны быть выполнены без промедления в суточный срок.
3. К IV степениотносятся отступления, вызывающие увеличение сил взаимодействия пути и подвижного состава до таких значений которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому, при наличии хотя бы одной такой неисправности ограничивается скорость движения или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления). Километр оценивается «неудовлетворительно» и работы по устранению отступлений IV степени должны быть выполнены без промедления в суточный срок.
4. К II степени, приближенной к III относятся отступления:
По уширению рельсовой колеи при норме 1520 мм и 1524 мм – 15 мм и более, при норме 1530 мм – 13 мм и более, при норме 1535 мм – 10 мм и более;
по сужению при норме 1520 мм -7 мм и более, при норме 1524 мм и 1530 мм – 11 мм и более, при норме 1535 мм – 14 мм и более;
по просадкам -17 мм и более;
по перекосам – 15 мм и более;
по уровню -18 мм и более;
по рихтовке – при разности смежных стрел при расстоянии между их вершинами на ленте до 5 мм – 24 мм и более, при разности смежных стрел при расстоянии между их вершинами на ленте до 10 мм – 33 мм и более.
При выявлении идентичных по величине отступлений планируются к устранению отступления более короткие по своей протяженности.
Ответственность за своевременное устранение неисправностей II степени, приближенной к III возлагается на дорожного мастера.
II. Порядок организации проверки пути вагонами-путеизмерителями
Начальник дистанции пути перед проверкой состояния пути должен представить начальнику вагона-путеизмерителя в полном объеме следующую техническую документацию:
утвержденную службой пути базу паспортных данных проверяемых участков пути в электронном и письменном виде (база паспортных данных должна быть заверена печатью, а ее листы пронумерованы и прошнурованы). Изменения в базе паспортных данных также должны быть согласованы со службой пути;
выверенную в соответствии с паспортными данными и утвержденную службой пути форму ПУ-32 с полным перечнем объектов (км, съездов, путей на станциях), подлежащих проверке вагоном – путеизмерителем;
перечень действующих ограничений скорости движения поездов с причинами, сроками действия и отмены;
перечень километров, оздоровленных в текущем и предшествуемом годах усиленным капитальным, капитальным на новых и старогодних рельсах, усиленным средним, средним и подъемочным ремонтом с указанием даты их сдачи (при несданных километрах планируемую дату) в постоянную эксплуатацию;
ведомости проверки пути за предыдущий месяц по дистанциям пути;
оригиналы компьютерных распечаток каждого километра по двум последним проверкам путеизмерителей (рабочей и контрольной) с отметками дорожного мастера об устранении выявленных неисправностей (приложение № 4.1), заданиями на устранение этих неисправностей (приложение № 5) и отрывные талоны (приложение № 6);
оригиналы распечаток последних проверок приёмоотправочных путей (с ведомостями оценки по ним);
приказ начальника железной дороги об установленных скоростях движения поездов по участкам и станциям;
график административного деления с указанием фамилий бригадиров пути и дорожных мастеров;
ведомость кривых участков пути с указанием их радиусов с привязкой к пикетажу, начала и конца переходных кривых, возвышения наружного рельса, нормы содержания колеи по шаблону, величины фактического бокового износа головки рельса возвышенной нити;
перечень прямых участок, на которых разрешено содержание одной рельсовой нити на 6 мм выше другой;
перечень прямых участков с нормой ширины колеи 1524 мм, определенных п. 3.9 Правил технической эксплуатации железных дорог России, утрежденных МПС России 26 мая 2000 г № ЦРБ-756;
перечень прямых участков с равномерным пучением одной рельсовой нити;
перечень участков с железобетонными шпалами выпуска 1996 г. (включительно);
ведомость станционных путей, по которым производится прием и отправление пассажирских поездов и безостановочный пропуск грузовых;
ведомость стрелочных переводов на главных путях с их привязкой;
координаты мостов, тоннелей и подходов к ним;
рихтовочная нить в прямых участках пути;
акты проверки контрольных километров;
журналы оперативных приказов по учету и контролю устранения отступлений 3 и 4 степени, неисправностей 2 степени, приближенных к 3-ей (далее – журнал 3 и 4 ст.);
графики повторяемости отступлений 3,4 степени и сочетаний отступлений 2 и 3 степени.
Работа вагона-путеизмерителя осуществляется в соответствии с утвержденным начальником службы пути графиком с периодичностью рабочей и контрольной проверок 12-18 дней, при этом рабочую проверку необходимо планировать в период с 1 по 15 число месяца, а контрольную с 16 по 30.
Данные о состоянии пути записываются на представленные дистанцией пути чистые отформатированные и проверенные на отсутствие вирусов магнитные носители (дискеты).
III. Порядок действия работников дистанции пути и вагона- путеизмерителя по выявлению, учету, устранению и контролю за устранением неисправностей III, IV степени, сочетаний отступлений II, III степени и II степени, приближенной к III
а) Общие положения
1. В ходе проверки начальник вагона-путеизмерителяя при участии руководителя дистанции пути следит за записью параметров рельсовой колеи, сверяя их с предыдущими измерениями путем сравнения графических диаграмм текущего и предыдущего проходов, анализируя изменения параметров, проводит экспресс-анализ полученной информации.
При выявлении значительного несоответствия (за пределами допусков) графических диаграмм и геометрических размеров рельсовой колеи, для установления причины отклонения, начальник вагона – путеизмерителя производит остановку вагона, осматривает измерительное оборудование и производит натурные замеры параметров содержания пути. После сравнения их с записью вагона-путеизмерителя принимает решение о продолжении дальнейшей проверки.
2. При обнаружении отступлений в содержании рельсовой колеи, требующих ограничения скорости движения поездов, начальник вагона-путеизмерителя по радиосвязи дает заявку дежурному по станции (или поездному диспетчеру) на выдачу предупреждения об ограничении скорости по форме, приведенной в приложении 3 инструкции ЦП-515 с записью в журнале. Начальнику дистанции пути выдается распечатка контролируемых параметров рельсовой колеи данного километра. Начальник дистанции пути принимает немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов и организует устранение обнаруженных отступлений от норм содержания, направляет на место устранения ответственных работников из числа сопровождающих вагон-путеизмеритель.
В суточный срок должен быть обеспечен выезд начальника дистанции пути, заместителя начальника дистанции или главного инженера (в соответствии с оперативным приказом по учету и устранению отступлений 3.4 степени, а также отступлений, повлекших за собой выдачу предупреждений об ограничении скорости движения поездов) на место неисправности для проверки качества устранения с составлением акта (приложение № 3).
3. При обнаружении отступления, из-за которого закрыто движение поездов или ограничена скорость до 15 км/час, за исключением случаев ограничения скорости движения до 15 км/час или закрытия станционного пути (основание: телеграмма ОАО «РЖД» от 02.02.05 г. № СИ-928) начальник вагона - путеизмерителя телеграфом сообщает об этом начальнику отделения железной дороги, начальнику службы пути и главному ревизору по безопасности движения железной дороги и начальнику железной дороги. Каждый случай ограничения скорости вагоном - путеизмерителем до 15 км/ч или закрытия движения должен учитываться начальником дистанции пути как случай брака в работе и расследоваться порядком установленным Приказом МПС России от 08.01. 94 г. № 1Ц.
4. Начальник вагона - путеизмерителя по окончании проверки (в эти же сутки) выдает начальнику дистанции пути под роспись магнитные носители информацию о состоянии рельсовой колеи проверенного участка (дискеты), графические распечатки проверенных километров, ведомость формы ПУ-32, протоколы корректировок.
5. Организации работ и контроль за качеством устранения неисправностей III, IV степени, вызвавших неудовлетворительную оценку километра, при ее двукратном повторении рассматривается начальником отделения железной дороги, при трехкратном – заместителем начальника железной дороги по пути. Детально расследуются причины, разрабатываются и осуществляются меры по предупреждению появления неисправностей, оформляется протокол разбора.
6. На километрах оцененных неудовлетворительно по наличию от 60 до 80 и более неисправностей и ограничением скорости 60 км/час начальником дистанции пути или его заместителем производится анализ ленты, выдается задание дорожному мастеру на выполнение работ по устранению неисправностей. После доклада о выполнении работ производится натурный осмотр пути руководителями дистанции, составляется акт с письменным докладом в отделение железной дороги и службу пути. Решение об отмене ограничения скорости принимается начальником службы пути после проверки пути вагоном – путеизмерителем. (Указание МПС России от 04.07.03 г. № С-6666).
7. При повторении неудовлетворительной оценки километра на участках пути 1 и 2 класса:
начальник вагона-путеизмерителя сообщает телеграммой в Департамент пути и сооружений, заместителю начальника железной дороги по пути и начальнику службы пути сведения о повторе неудовлетворительной оценки километра с анализом неисправностей по видам;
руководителями дистанции пути производится натурный осмотр пути, определяются комплексные меры, объем работ, затраты труда, потребность в материалах и механизмах с последующим докладом начальнику службы пути;
заместитель начальника железной дороги по пути оперативным регистрируемым приказом устанавливает срок выполнения работ, планируя, при необходимости, комплексные работы по оздоровлению пути (ППР, ППВ, смена рельсов);
после выполнения работ в полном объеме осуществляется комиссионная приемка отремонтированного километра под председательством начальника дистанции пути или лица исполняющего его обязанности с оформлением акта и письменного доклада в Департамент пути и сооружений и заместителю начальника железной дороги по пути для принятия решения об отмене ограничения скорости.
Для участков пути 3, 4 класса и ниже:
при повторяемости неудовлетворительной оценки километров порядок и сроки устранения неисправностей, меры по обеспечению безопасности движения устанавливаются приказом заместителя начальника железной дороги по пути;
о выполнении работ по приведению неудовлетворительного километра в технически исправное состояние и отмене предупреждения начальник дистанции пути докладывает в Департамент пути и сооружений и заместителю начальника железной дороги по пути.
До приведения пути в технически исправное состояние вводится ограничение скорости движения поездов в соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 по фактическому состоянию элементов верхнего строения пути и балластной призмы начальником дистанции пути на срок до 5 суток, начальником отделения железной дороги до 10 суток, на белее длительные сроки предупреждения устанавливаются приказом начальника железной дороги в суточный срок с момента поступления заявки.
8. Отступления 2 степени устраняются дорожным мастером на основании отметки на графической диаграмме (приложение № 4) и задания на устранение выявленных отступлений ( приложение №5), произведенных заместителем начальника дистанции пути или лицом его замещающим в установленные им сроки.
Задание на устранение выявленных отступлений планируется после контрольной проверки заместителем начальника дистанции пути по текущему содержанию пути или лицом eго замещающим. Заполняется инженером дистанции пути, утверждается начальником дистанции и выдается под роспись дорожному мастеру, а при его отсутствии старшему дорожному мастеру (начальнику участка). В строке «Текущий месяц» указываются все выявленные отступления, а в строке «Задание»- отступления, подлежащие устранению в сроки указанные на графике. При этом их степень и расположение необходимо отражать в графе «Примечание». После выполнения работ дорожный мастер указывает количество и вид устраненных отступлений в сроке «Выполнение», а в графе «Примечание» их округляет.
Заместитель начальника дистанции по текущему содержанию пути или лицо его замещающее при планировании работ по устранению отступлений 2 степени первоочередное внимание уделяет таким отступлениям, которые при не устранении после их обнаружения могут достичь величин 3 степени в соответствии с п.4 раздела 1.
Задание на устранение является неотъемлемой частью графика планирования и учета рабочего времени формы ПУ-74 и ежемесячно при отчете начальник дистанции пути рассматривает его выполнение, качество устранения выявленных отступлений. При не выполнении установленного задания начальник дистанции или лицо его замещающее определяет причины допущенного срыва, намечает необходимые мероприятия, рассматривает процент начисления премии.
Отметки на графических диаграммах заместителем начальника дистанции по текущему содержания пути или лицом его замещающим оформляются следующим образом (приложение №4), вверху диаграммы указывается степень и срок их устранений. В перечне отступлений неисправностей требующих устранения подчеркиваются красным цветом и для улучшения их поиска обводятся на графике с присвоением одинаковых порядковых номеров.
После устранения неисправностей дорожных мастер или бригадир пути делает отметку об устранении при этом, используя чистое поле графической диаграммы (отметки об устранении написанные на графиках контролируемых параметров делать запрещено).
9. Начальник дистанции пути или заместитель начальника дистанции, старшие дорожные мастера, начальники участков, дорожные мастера все выявленные путеизмерителем неисправности 3, 4 степени, повлекшие ограничение скорости и неисправности 2 степени, приближенные к 3-ей, заносят в книги проверки пути формы ПУ-28 для последующей организации работ по их устранению.
Дорожный мастер на основании выданных отрывных талонов, оперативного приказа и в соответствии с заданием организует работу по устранению неисправностей в сроки установленные настоящим порядком и делает отметку об их устранении на графической диаграмме.
Выполнив работы по устранению выявленных отступлений, дорожный мастер информирует по телефону диспетчера дистанции пути, который в свою очередь делает отметку об устранении в оперативном приказе на устранение. При нахождении в конторе дистанции пути дорожный мастер расписывается в оперативном приказе.
В случаях, когда своевременно устранить выявленные неисправности невозможно, дорожный мастер обязан письменно или телефонограммой доложить об этом начальнику дистанции пути или его заместителю, которые должны принять решение об оказании помощи путевой бригаде, усилении контроля за данным участком пути и, при необходимости, ограничения скорости движения на километре.
Диспетчер дистанции пути, получив от руководителей линейного подразделения информацию об устранении выявленных вагоном-путеизмерителем отступлений, заносит ее в журнал оперативных приказов и ставит в известность начальника дистанции пути и его заместителя по текущему содержанию пути. Ответственность за качество устранения возлагается на дорожного мастера, а при его отсутствии на начальника участка. При повторах неисправностей III, IV степени и сочетаний II, III степени ответственность возлагается на лиц определенных оперативным приказом или заместителя начальника железной дороги по пути.
Начальник дистанции пути, в целях контроля за сроками устранения обнаруженных неисправностей, ежедневно на планерных совещаниях рассматривает с дорожными мастерами ход устранения неисправностей, организует работу их устранения и при необходимости оказывают помощь линейным подразделениям рабочей силой, материалами, техникой.
б) Порядок проведения контрольной проверки
При контрольной проверке начальник дистанции пути или лицо, исполняющее обязанности, анализирует получаемую информацию непосредственно во время прохода вагона - путеизмерителя в режиме реального времени на основе анализа дает указания инженеру дистанции пути по текущему содержанию на формирование оперативного приказа по дистанции пути «Об устранении выявленных отступлений III, IV степени, сочетаний отступлений II, III степени, потребовавших ограничения скорости движения поездов», 2 степени, приближенной к 3-ей, в котором указывает координату и вид отступления, его размеры и выданное ограничение скорости, а также ведет контроль повторяемости отступлений с использованием журнала учета повторяемости (приложение № 2) и графики предыдущих проходов вагонов - путеизмерителей. При выявлении отступлений одного вида в связи с происходящим иногда смещением координаты километровой привязки графические диаграммы необходимо сравнивать путем наложения лент текущей и предыдущей проверки, уделяя внимание соседним пикетам, первому и десятому пикетам соседних километров.
Задание на устранение неисправностей III, IV степени и сочетаний отступлений II, III степени потребовавших ограничения скорости движения поездов и II степени, приближенной к III оформляется отметкой начальника дистанции пути или лицом его замещающим на графической диаграмме (приложение 4), оперативным приказом на устранение неисправностей (приложение 1).
Бланк уведомления о выявленной неисправности, требующей ограничения скорости движения поездов, состоит из двух частей: уведомления и отрывного талона, является документом строгой отчетности и выдается пронумерованным. На каждую обнаруженную неисправность, требующую ограничения скорости, руководитель проверки заполняет обе части бланка уведомления для принятия мер по устранению. Отрывной талон вручается под роспись дорожному мастеру, при его отсутствии старшему дорожному мастеру (начальнику участка) с обязательным указанием Ф.И.О. ответственного за устранение, задания на устранение, даты и времени вручения. Уведомление после окончания проверки предоставляется в технический отдел дистанции пути инженеру (технологу) по текущему содержанию пути.
Начальник дистанции пути в оперативном приказе об устранении выявленных отступлений, требующих ограничения скорости, определяет срок устранения каждого отступления и ответственного за устранение. В случаях, когда одну из неисправностей, при сочетании отступлений устранить невозможно, им принимается решение в целях приведения скоростей движения поездов в соответствие требованиям Приказа МПС России от 27 апреля 2002 г. № 20 какое из входящих в сочетание отступление необходимо устранять в первую очередь.
При выявлении таких неисправней, потребовавших ограничение скорости до 60 км/ч и менее, повышение скорости до установленной производится после проверки вагоном-путеизмерителем.
До проверки вагоном-путеизмерителем скорость может быть повышена до 60 км/ч.
Доклад об устранении начальником дистанции должен быть представлен в суточный срок телеграфом в отдел пути отделения железной дороги, службу пути и Департамент пути и сооружений ОАО «РЖД».
Отступления III степени устраняются в трехсуточный срок, качество устранения проверяется старшим дорожным мастером с составлением акта и последующим предоставлением его в дистанцию пути.
При контрольной проверке должен быть обеспечен следующий порядок сопровождения вагонов-путеизмерителей:
заместитель начальника железной дороги по пути личным проездом в вагоне – путеизмерителе всех главных направлений железной дороги в течение года;
начальник службы пути личным проездом в вагоне – путеизмерителе всех внеклассных путей и главных путей I, II класса;
заместитель начальника отделения железной дороги по пути личным проездом в вагоне – путеизмерителе всего протяжения главных путей отделения железной дороги в течение квартала;
начальник отдела пути отделения железной дороги личным проездом в вагоне – путеизмерителе всего протяжения главных путей отделения железной дороги в течение квартала;
начальник дистанции пути лично или лицо, исполняющее обязанности на всем протяжении дистанции;
начальник путевой машинной станции лично или лицо, исполняющее его обязанности, на фронтах усиленного капитального, капитального, усиленного среднего ремонта;
старшие дорожные мастера (начальники участков) лично или лицо, исполняющие обязанности, на всем протяжении участка;
дорожные мастера лично или лицо, исполняющие обязанности, на всем протяжении околотка;
инженер (технолог) по текущему содержанию пути дистанции пути лично или лицо, исполняющие обязанности, на всем протяжении дистанции.
в) Порядок проведения рабочей проверки
При выявлении вагоном – путеизмерителем неисправностей 3, 4 степени, а также сочетаний II, III степени, требующих ограничения скорости, руководитель проверки формирует бланк уведомления (приложение № 6) выявленных отступлений, требующих устранения, и выдает дорожному мастеру (начальнику участка) отрывной талон.
После устранения неисправности ответственный делает отметку о выполнении работ, отрывной талон предоставляется инженеру по текущему содержанию пути при следующей проверке пути вагоном – путеизмерителем.
При этом должен быть обеспечен следующий порядок сопровождения вагонов – путеизмерителей:
заместитель начальника или главный инженер дистанции пути на всем протяжении дистанции;
старший дорожный мастер (начальники участков) лично или лицо, исполняющие обязанности, на всем протяжении участка;
дорожный мастер лично или лицо, исполняющие обязанности, на всем протяжении околотка.