Абсолютное смирение (зуль) и кротость с возвеличиванием Аллаха

и

2) Абсолютная любовь (хубб) к Аллаху.

Это столпы, на которых зиждется осознанное рабство (`Ибада) перед Аллахом. И наличие одного из столпов не принесёт пользы без наличия второго. Аллах должен быть для человека любимей всего на свете и величественнее всего сущего. Никто не заслуживает абсолютной любви и абсолютной покорности кроме Аллаха (Велик Он и Славен).

Из сказанного понятно, что обязательное или принудительное рабство (аль-`убудийя аль-касрийя) - это более широкое понятие, которое охватывает собой все творения Аллаха без исключения. А сознательное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя) - это более узкое понятие, это рабство, основанное на выполнении велений Всевышнего с абсолютной любовью и с абсолютным смирением. Те же, кто проявляет высокомерие и отказывается осознанно быть рабом своего Господа, не будут вознаграждены за то, что находились в принудительном рабстве, даже если они признавали Аллаха Творцом и Владыкой мироздания, но при этом поклонялись другим богам и не подчинялись законам Шариата.

Добровольное или сознательное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя) – это то рабство, которое мы называем «поклонением», ради которого Аллах создал людей и духов (джиннов), ради которого направил к людям пророков и посланников. Как сказал Всевышний Аллах:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись (я`БуДу) Мне». (Коран 51: 56)

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь(ууДу) Аллаху и отстраняйтесь от лжебогов!» (Коран 16: 35)

«`Ибада» (Поклонение) как термин Шариата

Учёные дали несколько определений слову «`Ибада» (Поклонение), при этом в своих определениях ученые освещали две разные стороны понятия «`Ибада» (Поклонение). В основном речь идёт о двух важных аспектах поклонения:

1) Первый Аспект. Некоторые учёные, давая определение слову «`Ибада» (Поклонение), хотели разъяснить, что есть «поклонение» в своей сущности, то есть, что человек должен испытывать в своём сердце и какую духовную работу он должен совершить, чтобы его дело считалось поклонением.

2) Второй аспект. Другие учёные, давая определение слову «`Ибада» (Поклонение), хотели разъяснить, каким образом определить, является ли то или иное дело «поклонением» или нет, какие действия внешне можно назвать поклонением, а какие оным не являются.

Первый аспект, по большей части, рассматривает духовный состав поклонения, его внутреннюю сущность и раскрывает значение слова «`Ибада» (Поклонение), как общее понятие и охватывает собой все виды поклонения сразу.

Второй аспект рассматривает каждый вид поклонения в отдельности, и указывает нам на критерии, по которым мы можем определить, можно ли назвать то или иное действие поклонением или нет.

Ниже мы приведём несколько определений, а затем рассмотрим, какой из этих двух аспектов раскрывается каждым из приведённых определений.

1) Определение первое:«`Ибада» (Поклонение) – это абсолютная любовь (к Аллаху) вместе с абсолютным смирением»[25].

2) Определение второе:«Сущность и дух «`Ибады» (Поклонения) заключается в утверждении и проявлении любви к Аллаху и безропотного смирения перед ним. Абсолютная любовь к Аллаху и абсолютная кротость перед Ним – это и есть суть поклонения, и если поклонение будет лишено этих двух основ или хотя бы одного из них, то поклонением оно уже не является. Сущность «`Ибады» (Поклонения) заключается в смирении и самоуничижении перед Аллахом, которая невозможна без абсолютной любви, которая стоит на первом месте, а все остальные проявления любви следуют за ней»[26].

3) Определение третье:«`Ибада» (Поклонение) – это общее наименование всего того, что любит Аллах и то чем Он доволен из слов и дел, как скрытых (душевных) так и явных»[27].

4) Определение четвёртое:«`Ибада» (Поклонение) Аллаху - это общее наименование всего того, что любит Аллах и то, чем Он доволен из убеждений, деяний сердца, деяний тела. Всё, что приближает человека к Аллаху, будь то действие или напротив оставление каких-либо определённых действий, является поклонением (`Ибада). И поэтому человек, оставляющий грехи и ослушание Аллаха, совершает поклонение (`Ибада) и тем самым приближается к своему Господу»[28].

5) Определение пятое:«`Ибада» (Поклонение) – это праведные дела, совершённые по собственному желанию (аль-ирадийя), которые совершаются ради Аллаха, и посвящаются только Ему Одному»[29].

Первые два определения раскрывают первый аспект поклонения, и указывают на то, чем оно является в своей сущности и что необходимо для его принятия.

Третье и четвёртое определения раскрывают второй аспект поклонения (`Ибада) и указывают на признаки, по которым дела поклонения отличаются от мирских дел. Если Аллах повелел что-либо, то значит, Он любит, когда Его раб совершает это дело и оно является поклонением. Если Аллах запретил что-либо, то значит, Он любит, когда Его раб оставляет запретное дело, и это оставление является поклонением. Если же мы не имеем в Коране или Сунне доводов, что, то или иное дело любимо Аллахом, то такое дело поклонением не является по определению.

Последнее пятое определение вкратце указывает на оба аспекта.

Разница между Поклонением и Единобожием в Поклонении. Выше мы достаточно подробно затрагивали тему «Единобожия в Поклонении», поэтому, говоря о Шариатском термине «Поклонение» (`Ибада) стоит сказать о разнице между этими понятиями:

«Поклонение» (`Ибада) – это само деяние, посредством которого человек приближается к Аллаху.

«Единобожие в Поклонении» (Таухид аль-Улюхийя) – это посвящение данных дел поклонения только Аллаху и отказ от посвящения их кому-либо помимо Него.

Условия принятия поклонения (`Ибада)

Никакое поклонение не будет принято, если не будет удовлетворять двум необходимым условиям

Наши рекомендации