Грамматический анализ слов «Ля иляха илля-Ллах»
Теперь мы проанализируем само свидетельство (Шахаду) в составе которого имеется данное слово.
1) Ля (لَا) – Данная частица в арабском языке имеет несколько смыслов, но так как в данном случае слово после неё стоит в падеже насб (نصب), то мы понимаем, что в данном случае она является «частицей отрицания целого класса» (ля нафия ли- джинс/لا نافية لجنس), то есть если после неё идёт какое-то слово, то она отрицает наличие всего класса указанных объектов. Иными словами, смысл частицы «Ля» (لَا) в данном контексте значит: «Нет никакого…» или «Нет абсолютно никакого…».
2) Иляха (إِلَهَ) – «объекта поклонения», «того, кому поклоняются». В сочетании эти два слова значат: «Нет никакого объекта для поклонения», в этих словах содержится полное отрицание того, что хоть кто-то в этом мире достоин поклонения, нет никого, кому бы поклонялись.
3) Илля (إِلَّا) частица исключения – «кроме».
4) – Ллах (الله)– это слово Аллах, после того как была опущена «хамза» (ء) от артикля определённости «аль» (ال) был убран, из-за наличия буквы до него, что всегда и происходит в арабском языке.
Смысл получился следующим:
«Нет никакого объекта поклонения, кроме Аллаха»
Однако у некоторых может встать вопрос «Разве в мире не существует бесчисленное множество объектов для поклонения, разве язычники всех мастей не поклоняются статуям, идолам, иконам, фетишам, крестам, изваяниям и прочим проявлениям язычества, как же можно утверждать, что нет никаких объектов поклонения, кроме Аллаха?».
В действительности, существует множество тех, кому поклоняются помимо Аллаха, и поэтому мы нуждаемся в более глубоком понимании слов свидетельства. Дело в том, что вышеупомянутая частица Ля (لَا), которая является «частицей отрицания целого класса» (ля нафия ли- джинс/لا نافية لجنس) неизменно сопровождается своим собственным подлежащим (исм ля/اسم لا) и своим собственным сказуемым (хабар ля/خبر لا). Подлежащим (исм ля/اسم لا) тут является слово «илях», но где же сказуемое, которое должно проинформировать нас о том, какого рода иляхи (объекты поклонения) отрицаются частицей Ля (لَا)? Дело в том, что если из контекста ясно, что имеется в виду, то сказуемое, сопутствующее частице Ля (لَا), не произносится, но оно подразумевается. Слово, которое подразумевается в данном словосочетании, понятно из контекста того, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он не призывал своих соплеменников-многобожников уверовать в то, чтобы они уверовали, что «нет объекта поклонения, кроме Аллаха» в поверхностном смысле этого выражения, потому что это было бы абсурдно, ведь многобожники прекрасно знали из реальности, что объекты поклонения существуют, их много, и они сами им поклоняются. Конечно, нет! Все прекрасно понимали из слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) и аятов Корана, что речь идёт об истинных объектах поклонения, достойных поклонения, именно их наличие помимо Аллаха отрицалось Исламом. В свете данного контекста понятно, что сказуемым является слово «хакк» (истинный) или «мустахыкк» (достойный, заслуживающий). Как сказал Всевышний Аллах:
«Это – потому, что Аллах есть Истина (аль-Хакк), а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой». (Коран 22: 62)
В итоге мы понимаем, что смысл слов исламского свидетельства (Шахады) на русском языке выразить следующим образом:
«Нет никакого объекта, достойного поклонения, кроме Аллаха»
или
«Нет никого, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха»
или
«Никто не достоин того, что бы ему поклонялись, кроме Аллаха»
или
«Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Именно такой смысл следует доносить до каждого, кто желает принять Ислам и не ограничиваться выражением «Нет божества кроме Аллаха» в угоду краткости и соответствию количеству русских слов количеству арабских слов в Шахаде. Главное не просто произнести эти слова, но понять их так, как понимали современники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И если для этого понадобится произнести тысячу слов, то следует это сделать.
«Нет Творца, кроме Аллаха», разве это неправильно!?
Кто-то может спросить, почему вы так настаиваете именно на этом переводе и отрицаете такие версии как:
«Нет Творца, кроме Аллаха»,
«Нет Всемогущего, кроме Аллаха»,
«Нет никого дающего удел творениям, кроме Аллаха»,
«Нет никого, кроме Аллаха, в ком нуждались бы все, а он не нуждался бы ни в ком»,
Неужели данные смыслы неправильны в отношении Аллаха? Почему вы отрицаете этот смысл, и настаиваете на своей версии «Нет никакого божества достойного поклонения кроме Аллаха»?
Ответ на этот вопрос включает в себя несколько пунктов:
1) Да, действительно, все названные вами смыслы верны в отношении Аллаха, и мы их не отрицаем, но они неверны в отношении перевода Шахады (Свидетельства) и в частности слова «илях», содержащееся в Шахаде. Из всего, что было сказано выше, мы отлично поняли, что значит слово «илях», и что значит Шахада в целом, и не имеем права переводить эти слова отлично от их явного смысла. Мы не имеем право вносить свои поправки даже в самые маловажные элементы религии, если так можно выразиться, что же говорить о внесении своих уточнений в святая-святых Ислама, в Свидетельство Единобожия, которое являются осью и центральным столпом всей нашей религии!?
2) Да, предложенные вами варианты соответствуют Таухиду, но какому из видов Таухида? Ваши варианты удовлетворяют только части Таухида, коим является Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя) и не говорит о Единобожии в Поклонении (Таухид аль-Улюхийя). А ведь именно призыв к Единобожию в Поклонении являлся приоритетной задачей всех пророков. Именно этот вид Единобожия (Таухида) чаще всего подвергался забвению, в то время как Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя) было подвержено нарушениям в меньшей степени. Разбирая слово «Единобожие» мы приводили аяты, в которых упоминаются ответы многобожников на вопросы о том, кто является творцом небес и земли, кто даёт пропитание, кто взращивает растения и посылает дожди. На все эти вопросы они отвечали однозначно: «Аллах», то есть в вопросе «владычества и господства над Вселенной» (ар-Рубубийя) у них не было больших проблем. Но они поклонялись своим идолам и иконам, которых они считали умершими святыми, угодниками и праведниками, чтобы те заступились за них перед Аллахом. В Священном Коране Аллах указал на то, какие аргументы выдвигали многобожники в защиту своего поклонения святым духам умерших:
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует». (Коран 39: 3)
Они не считали своих божеств идентичными Аллаху в его Владычестве, Господстве и Власти, но они заблудились в вопросе поклонения, они посвятили свои благодеяния тому, кто этого не достоин, в этом заключалась их основная проблема, и именно на решении этой проблемы была сосредоточена миссия Ислама в первую очередь.
3) В свете этого мы понимаем, что если бы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призывал людей уверовать, что «нет Творца, кроме Аллаха», то мало кто из многобожников Аравийского полуострова не согласился бы с ним. Слова «нет Творца, кроме Аллаха», в принципе, не противоречили воззрениям таких отъявленных врагов Ислама, как Абу Джахль, Абу Ляхаб, Умайя ибн Халяф и другим. Никто не стал бы отрицать эти слова и отказываться засвидетельствовать их. Мы знаем, что во время хаджа паломники произносят следующую молитву, которая называется «тальбия» (т.е: ответ на призыв):
«Я ответил на Твой призыв, о Аллах! Я ответил на Твой призыв. Нет у Тебя сотоварища, я ответил на Твой призыв. Воистину, вся хвала, вся Милость и вся власть принадлежит Тебе, нет у Тебя сотоварища».
Такая «тальбия», выражающая полное Единобожие, была предписана паломникам со времён пророка Ибрахима (мир ему), но затем арабы сбились с религии истинного Единобожия, которое исповедовали их отцы и подкорректировали текст «тальбии». Интересно, сказали ли они в своем многобожном тексте «О Аллах, мы ответили на Твой призыв и призыв тех богов, которые вместе с тобой владеют этим миром и управляют вселенной по своему усмотрению»? Нет, в своей тальбии они утвердили, что абсолютным владычеством обладает лишь Один Аллах, они говорили:
«Я ответил на Твой призыв, о Аллах! Я ответил на Твой призыв! Нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который принадлежит Тебе, Ты владеешь им самим и всем тем, чем владеет он».
Мушрики (многобожники) признавали, что даже те сотоварищи, компаньоны и партнеры, которых они приписывали Всевышнему, находятся в Его власти, но это не сделало их единобожниками (муваххид).
При этом мы видим, что современники не только не соглашались с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), когда он призывал их к свидетельству «ля иляха илля-ЛЛах», более того, они крайне враждебно реагировали на эти слова. В лучшем случае они затыкали уши и уходили прочь, а в худшем - мучали и убивали тех, кто произносил это свидетельство. Именно вопрос поклонения был отправной точкой конфликта и противостояния между пророком и его соплеменниками. Только через свидетельство того, что право на поклонение принадлежит исключительно Аллаху, человек становился мусульманином.
4) Также надо заметить, что каждый, кто свидетельствует о Единобожии в Поклонении (Таухид аль-Улюхийя), тот автоматически является единобожником и в вопросе «Владычества и Господства» (ар-Рубубийя). Вы не найдёте человека, который бы посвящал всё своё поклонение только Аллаху, но при этом полагал бы, что существует какой-то Творец помимо Него. Почему так происходит? Дело в том, что Единобожие в Поклонении (Таухид аль-Улюхийя) является несколько более сложной степенью, нежели Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя). Разумный человек осознаёт, что только Аллах достоин поклонения, после того как он понимает, что в этом мире помимо Него нет других творцов, и нет никого, кому он был бы обязан, как обязан Аллаху, и тогда человек посвящает всю свою благодарность и всё поклонение только Всевышнему Аллаху.
Но есть люди, которые застревают на первой ступени и не исповедуют Единобожия полностью, во всех его аспектах. Они, подобно арабам доисламской эпохи, признают, что Владычество (ар-Рубубийя) является прерогативой Аллаха, но считают, что можно добиться довольства Аллаха, поклоняясь святым и праведникам. Именно поэтому главный акцент в Шахаде (Свидетельстве) сделан на вопросе Поклонения (аль-Улюхийя). Получается, что тот, кто сказал «Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» автоматически признает все виды Единобожия, в то время как слова «Нет Творца кроме Аллаха» не содержат в себе всей полноты Единобожия (Таухида).
Поклонение
Словом «поклонение» в русскоязычной исламской литературе принято обозначать такой шариатский термин как «`Ибада». Практически во всех словах, которые были рассмотрены выше, мы затрагивали слово «поклонение». Когда мы говорили о Единобожии (Таухид), мы сказали, что поклонение должно посвящаться только Аллаху. Когда мы говорили о многобожии (ширк), то сказали, что посвящение поклонения кому-то помимо Аллаха является многобожием и выводит человека из Ислама. Когда мы говорили о Вере (Имане), то говорили, что она состоит из слов, дел и убеждений, естественно, что речь шла не просто о каких-то абстрактных действиях, а именно о делах поклонения. Также мы говорили об этом, затрагивая тему неверия (куфра). Слово «поклонение» играло очень важную роль, если не сказать центральную роль, когда мы обсуждали слово «божество» и смысл Шахады (Свидетельства). Напрашивается естественный вопрос «Если поклонение нельзя посвящать никому кроме Аллаха, так что же такое поклонение? Как нам определить его и отличить от того, что им не является, чтобы нам не впасть в многобожие (ширк) и неверие (куфр)?»
Нередко бывает, что слово «поклонение» в русском языке понимается как «совершение поклонов». В связи с этим некоторые люди недоумевают, когда их обвиняют в поклонении чему–то помимо Аллаха, в то время как они абсолютно не могут припомнить чтобы они хоть раз в жизни вообще кому-то или чему-то поклонились. Слово «поклонение» нередко воспринимается в гораздо более узком смысле, чем арабское слово «`Ибада». Поэтому каждый мусульманин должен иметь четкое представление, какой термин подразумевается в русскоязычной исламской литературе под словом «поклонение».
Языковое значение слова «`Ибада».
Это слово происходит от корня «`А+Б+Д» (ع+ب+د) и образуется от глагола «`АБаДа» (عَبَدَ), что значит: «покориться», «повиноваться», «подчиниться», «быть рабом», «быть безропотно смиренным», «поклоняться». Отглагольное имя «`ИБаДат» (عِبَادَةٌ) соответственно значит: «повиновение», «рабство», «раболепие, основанное на возвеличивании», «покорность», «подобострастие», «безропотная смиренность», «поклонение», «выполнение религиозных обрядов».
Первой буквой данного корня является буква «`айн» (ع), эта буква произносится при сжатии мышц гортани и не имеет аналогов в русском языке. При транскрибировании арабских слов с этим корнем я буду всегда сопровождать написание буквы «`айн» (ع) наклонным апострофом впереди буквы вот таким: [`] (не путайте со знаком ударения [ ̀ ] или с вертикальным апострофом, которым мы обозначали хамзу (ء)). Если буква «`айн» (ع) будет иметь огласовку, то я буду обозначать её следующим образом: «`И» или «`А» или «`У» в зависимости от огласовки. Если буква «`айн» (ع) не будет иметь огласовки, то в таком случае я буду писать апостроф без буквы, например, так: «ма`БуД» (مَعْبُودٌ).
Другие слова арабского языка образованные от корня «`А+Б+Д» (ع+ب+د):
«`АБД» сущ. (عَبْدٌ) – раб, невольник.
«исти`БаД» сущ. (اسْتِعْبَادٌ) и «и`тиБаД» сущ. (اعْتِبَادٌ) – порабощение, рабовладение.
«`АБбаДа» глаг. (عَبَّدَ) – поработить, проторить/проложить (дорогу) (т.е. сделать так, чтобы она служила людям), обуздать верблюда.
«му`АБбаД» сущ. (مُعَبَّدٌ) - проторенный (путь), шоссированная (дорога).
«`АБиД» глаг. (عَابِدٌ) – поклоняющийся, поклонник.
«`УБуДат» сущ. (عُبُودَةٌ) – потомственное состояние рабства, когда сам человек и его отец являются рабами.
«`УБуДийят» сущ. (عُبُودِيَّة) – это слово является синонимом предыдущему слову (`УБуДат) и указывает на потомственное рабство, но также оно является синонимом слова «'УЛюХийят» (ألُوهِيَّةٌ), которое значит – поклонение. Поэтому «Таухид аль-Улюхийя» иногда называют «Таухидом аль-`Убудийя», смысл будет один: Единобожие в Поклонении.
«а`БаДа» глаг. (أَعْبَدَ) – поработить, отдать (раба) кому-либо во владение.
«`АБбаД» сущ. (عَبَّادٌ) – усердно поклоняющийся.
«`АБДийят» сущ. (عَبْدِيَّةٌ) – нахождение в состоянии рабства, описание социального статуса раба.
«ма`БаД» сущ. (مَعْبَدٌ) – место поклонения, храм.
«та`АБбуД» сущ. (تَعَبُّدٌ) – занятость делами поклонения, поклонение, выполнение религиозных обрядов.
«ма`БуД» сущ. (مَعْبُودٌ) – объект поклонения, тот, кому поклоняются. Синоним слова «ма'ЛюХ» (مَأْلُوهٌ), которые мы упоминали при разборе слова «илях» (божество).
Понимание слова «`Ибада» (Поклонение) в Исламе
Как мы видим слово «`Ибада» обозначает «рабство», этот смысл даёт более широкое понимание слова «`Ибада». Однако в русском языке оно всегда обозначается как «поклонение», потому что для нас важен, в первую очередь, терминологический смысл слова, и «поклонение» подходит для этого лучше всего. Во-первых, потому что лучше указывает на термин «`Ибада», а во-вторых, потому что слово «рабство» в русском языке воспринимается резко отрицательно и режет слух по той причине, что данное слово никогда не ассоциировалось в русском языке с поклонением Аллаху и всегда было связано только с угнетением, несправедливостью и бесправием.
Но мы в нашем анализе будем называть вещи своими именами, приятно это нашему уху или нет. Потому что быть рабом Аллаху, Творцу всего сущего - это не то же самое, что быть рабом подобному себе творению. Быть рабом Аллаха и не быть рабом никому, кроме Него – это великая честь. Рабство Аллаху ценилось всеми пророками как одно из самых великих достоинств. Быть рабом Аллаха - это не унижение, потому что нет недостатка в том, чтобы быть рабом Всепокоряющего Аллаха, но недостаток в том, когда человек впадает в рабство таким же созданиям, как он сам или даже ниже него. Быть рабом Всесильного Аллаха - это не слабость, но быть рабом бессильных людей, камней и прочих идолов - это есть истинная слабость. Смирить себя и укротить свою душу перед Всевышним не есть унижение, но раболепствовать перед немощными тварями, в этом заключено настоящее унижение.
Быть рабом Аллаху – это мудрость, потому что Ему мы принадлежим и к Нему наше возвращение.
Быть рабом Аллаху – это сила, потому что все творения Аллаха, ангелы, небеса, земли и прочие воинства Господа, все они рабы Аллаха, все они покорны Его Воле и все они на стороне верующих.
Быть рабом Аллаха – это престиж, потому что именно это будет иметь ценность в День Суда, именно этим будет гордиться человек. А те, кто отказался быть рабом Всевышнего Аллаха и стал рабом нижайшего сатаны, будут опозорены и унижены.
Быть рабом Аллаха – это спокойствие, ибо Аллах Один, а творений много. Раб Аллаха стремится угодить только Одному Хозяину, а раб этого мира пытается угодить многим хозяевам, которым он покорился, начиная от идолов и икон и заканчивая своими желаниями, самомнением и общественным мнением.
Быть рабом Аллаху – честь и достоинство, потому что только это позволяет человеческим обществам сохранять высокую мораль и нравственность. А тот, кто сделал себя рабом своих желаний и подчинился своим страстям, для того нет пределов дозволенного, ему, по его мнению, можно все, и это превращает его в подобие животного в человеческом обличье.
Быть рабом Аллаха – это высшее счастье, потому что никто не войдёт в Рай, кроме Его искренних рабов, и никто не спасётся от Ада, кроме них.
При этом надо заметить, что не любое рабство будет вознаграждено Аллахом. Потому что рабство бывает двух видов:
1) обязательное рабство (аль-`убудийя аль-касрийя)
и
2) добровольное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя).
Люди, отказывающиеся от добровольного рабства Аллаху, заблуждаются. Они думают, что абсолютно свободны и ничто их не держит, но это не так. Все люди в обязательном порядке являются рабами Аллаха, вне зависимости от того, осознают они это или нет, верят они в Аллаха или не верят, праведные они или нечестивые, райские они или адские, все они рабы своего Господа, Который создал их всех, владеет их телами, душами и судьбами. Никто из них не способен выйти за пределы Его Воли и Могущества, все они живут в пределах Его мироздания, по созданным Им законам бытия. Все люди без исключения вернутся к Нему и предстанут перед Его Судом, вне зависимости от своих убеждений, хотят они того или нет. Это называется «обязательным рабством» (аль-`убудийя аль-касрийя) о которой Всевышний сказал в следующих аятах Священного Корана:
«Неужели они желают иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены». (Коран 3: 83)
«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба». (Коран 19: 93)
Что же касается добровольного осознанного рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя), то именно это в русском языке мы называем «поклонением», это когда человек сознательно убеждён в том, что Аллах - его Творец, его Владыка и Правитель, что только Он Один имеет право на то, чтобы Ему поклонялись, и никто помимо Него не имеет такого права. Кто находится в рабстве у Аллаха по доброй воле и с довольством, тот поклоняется Ему с чувством абсолютной любви, с возвеличиванием и почтением, со страхом и надеждой, со смирением и кротостью, подчиняясь Его велениям и велениям Его посланника.
Этот вид рабства еще называется «шариатским рабством»или «шариатским поклонением», и только этот вид рабства (`Ибада) даёт человеку возможность войти в Рай и добиться довольства Всевышнего. Основами этого рабства является: