Глава 26. колонтаево. продолжение
—Батюшка! — Сергей вновь обратился к Флавиану. — Но почему так много людейвыбирает путь зла?
—Ты хочешь быть счастлив или нет? — Флавиан ласково посмотрел на прижавшуюся кСергею Дашу.
—Конечно, хочу! — Сергей взял руку девушки в свою и поцеловал её тёплую ладошку.— Вот оно — моё счастье!
—А для тебя, Дашенька, что такое счастье? — Флавиан улыбнулся, глядя назакрывшую глаза девушку, не отрывающую свою щёчку от щеки Сергея.
—Чтобы мы с Серёжей были вместе и с Богом!
—Ну, вот видишь, Сергей, — вздохнул священник, — у вас с Дашей понимание счастьяпочти идентичное.
—Наверное, совсем идентичное, батюшка! — ответил Сергей. — Просто я Бога ещёсовсем не знаю, и Он не составляет для меня такую важную часть жизни, как длянеё. Но я честно хочу стать с Ним ближе!
—Раз хочешь, значит, станешь! — кивнул священник. — Бог всегда идёт навстречутем, кто хочет Его познать и ощутить то счастье, которое даёт человеку жизнь сНим и в Нём! Это, собственно, и есть единственное истинное счастье — жить вБоге и Его Божественной Любви вместе с другими, любимыми Им и любящими Еголюдьми. Всё остальное — искусственные «счастье-заменители»! Но истинное счастьедостигается трудом и жертвой, иногда большим трудом и великой жертвой. Тогдакак продавец «счастье-заменителей» — дьявол — предлагает «свой товар», вродебы, за очень невысокую цену! Только потом эта «халява» оборачивается потерей нетолько намного большего, чем человек предполагал за этот «счастье-заменитель»заплатить, но и — главного — утратой настоящего счастья и вечным мучением!
—Батюшка! — задумался Сергей. — А какие это «счастье-заменители»?
—Какие угодно! Богатство, власть, деньги, телесное здоровье, слава, комфорт,алкоголь, наркотики, плотские наслаждения, спорт, коллекционирование, искусство— нет им числа!
—Но разве это всё плохо? — удивился Сергей. — Ну, хотя бы спорт, здоровье,деньги тоже, в общем-то, нужны…
—Да нет! Сами по себе многие из этих вещей совсем не плохи, если не брать такиекрайности, как наркотики или ещё какие-нибудь противоестественные удовольствия.Бедой для человека они становятся тогда, когда в его жизни они занимают местоБога! Когда человек вместо познания Творца и соединения с Ним начинаетпредназначенные для этого силы души тратить на достижение какого-либо«счастье-заменителя», только в нём одном видя и полагая своё упование статьсчастливым! А сущность «счастье-заменителей» как раз в том, что они не могутдать никому той полноты радости и счастья, которые возможны только в Боге! Вот,кажется человеку — заимею ещё миллион долларов или сто миллионов, или миллиард,или стану большим начальником, президентом, королём, или оставлю рекорд в книгеГиннеса — и тогда будет у меня полное счастье! Но, достигая желаемого, он вдругобнаруживает, что достигнутое совсем не даёт ему того блаженства, на котороетот рассчитывал! И, как наркоману, ему требуется всё большая и большая дозатого «наркотика», на который он себя сам «подсадил», купившись на дьявольскуюприманку! Иначе наступает «ломка» — страдание, по-церковному — «страсть»! Вотбедняга и гонится за подкинутым ему дьяволом призраком «счастье-заменителя»,всё больше растрачивая на это душевные и телесные силы, всё сильнее теряяспособность к обретению настоящего Счастья, до тех пор, пока не приходит к немусмертный час, и «ломка» не переходит в вечную фазу.
—Страшно! — выдохнула из себя Даша.
—Страшно, конечно! — вздохнул отец Флавиан. — Ещё страшнее, когда происходитподмена истинной жизни в Боге её внешней, формальной стороной!
—Это как? — недоуменно поднял брови Сергей. — Поясните, батюшка!
—Дьявол — это опытный «психолог» с многотысячелетним опытом «работы» счеловеком, весь жизненный опыт которого ограничен семью десятками лет или чутьбольшим сроком. Если бы Бог, по милости Своей, не держал дьявола «на короткомповодке», допуская ему искушать человека только в пределах возможностиискушаемого своей свободной волей отвергнуть и победить это искушение, то несмог бы спастись от гибели ни один человек! И этот «рогатый психолог», видясклонности человека, предлагает ему такие именно искушения, которые наиболее соответствуютжеланиям его сердца.
Например,если человек склонен любить покой и комфорт, то дьявол и искушает его ленью ираздражением ко всему, что его комфорту и покою препятствует. И не будетнастраивать такого человека на «трудоголизм». Если человек имеет склонность кплотским удовольствиям — чревоугодию, блуду, пьянству — дьявол будет старатьсяразвивать в нём именно эти пороки, а не чрезмерное постничество, чванливостьсвоим целомудрием или трезвенничеством. Если же он видит, что человек тянется кдоброму и светлому, отвергает явные пороки и ищет Бога, дьявол подсовывает емутакую модель религиозной жизни, которая не только не соединит этого человека сГосподом, но, напротив, ввергнет его в гарантированную погибель! Ищущему Богачеловеку, дьявол как бы говорит: «Хочешь найти Бога — иди сюда!» — иподсовывает ему неисчислимое множество религиозных заблуждений, ведущих всектантство, язычество или откровенный демонизм. Чего стоит только одинсатанинский лозунг: «Бог должен быть в душе, а в Церковь ходить не надо!» Этопри том, что Сам Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеютее»!
Еслиже человек всё-таки находит путь к православию, воцерковляется и начинаетучиться строить свои отношения с Господом на основе двухтысячелетней церковнойтрадиции, то «рогатый психолог» и здесь не дремлет! У него на выбор множествовариантов путей ложного благочестия, идя которыми, человек становится полнойпротивоположностью тому идеалу христианина, к которому его призывает СамХристос!
—Батюшка! — Сергей внимательно посмотрел в глаза священнику. — Как не ошибитьсяначинающему христианину, вот такому, как я, в выборе своего пути в церковнойжизни? Как определить, правильно ли ты поступаешь в той или иной ситуации?
—Трудно это, Серёжа! Очень трудно! — согласно кивнул Флавиан. — Идеальныйвариант — это когда человек, только что пришедший в Церковь, сразу обретаетсебе нормального, «вменяемого» духовника — священника, который будет наставлятьи учить начинающего христианина духовной и церковной жизни, подобно инструкторув автошколе. Беда в том, что таких духовников в наше время очень не хватает!Зато есть немало священников, которые сами имеют превратное представление одуховной жизни и ведут свою паству совсем не туда, где душа христианинасоединяется с Богом! Такие и учат прихожан выбрасывать паспорта, отказыватьсяот налоговых номеров, срезать наклейки со штрихкодом товара с продуктов ипрочей белиберде, выдавая всё это за подлинно христианскую жизнь! А сколькосвященников не понимают необходимости частого и регулярного причащения дляприхожан, жёстко настаивают на формальном соблюдении введённых в Русской Церквивсего два века назад правил приготовления к этому Таинству, не взирая наобстоятельства жизни и особенности личности приходящих!
Сколькоу нас появляется вследствие такой пастырской деятельности новых фарисеев, длякоторых самое главное — выполнить внешние формальности — «вычитать» молитвенноеправило вместо сердечного общения с Богом в искренней молитве, не съесть впостный день белый хлеб, «потому что он сделан на сыворотке», но при этом«поедом есть» своих ближних. Сколько ходящих каждое воскресенье в храм христианабсолютно уверены, что само формальное исполнение обрядов, подача записок напроскомидию, зажигание свечей перед иконами, питьё святой воды с просфорой,чтение молитв по молитвослову, выстаивание богослужений, «отчёт о проделанныхгрехах» на исповеди и есть, собственно, христианская духовная жизнь! При этомвнутри самого человека не происходит изменений в сторону умягчения егохарактера, такой христианин не становится от выполнения всех этих внешнихпризнаков церковности ни добрее, ни терпеливее, ни смиреннее, не становитсясосудом, наполненным Божественной любовью, изливающейся на окружающих людей.
Напротив,он изливает на окружающих своё осуждение, нетерпимость, рождающуюся от чувствасобственного превосходства над неверующими, свойствами его характера становятсяраздражение, хамство, обвинение окружающих в подлинных и надуманных грехах! Ужепритчей во языцех стали злобные «церковные бабки», всю службу раскладывающие«пасьянс» из огарков на подсвечнике и зорко следящие, чтобы ни один молодойчеловек или девушка, впервые зашедшие в храм, не проскочили мимо них, неполучив свою порцию обличений и наставлений! Ладно бы только «бабки»! Что твориммы — попы! Лучше не буду об этом…
Истиннаядуховная и церковная жизнь состоит в изменении ума, обозначенном греческимсловом «метанойя» — у нас переведённом как «Покаяние»! В очищении души отгреховных навыков и в приобретении нового свойства — способности вмещать в себяи нести другим людям Божественную любовь! Любовь, про которую сказано вСвященном Писании, что: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь незавидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищетсвоего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуетсяистине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовьникогда не перестает…» Если человек, в процессе своей церковной жизни, неприобретает перечисленных здесь качеств, значит, его духовная и церковная жизньидёт не по правильному пути!
—А как определить, батюшка, какой путь правильный? — спросил Сергей.
—Правильный путь христианской духовной жизни называется «синергией» —«соработничеством» по-гречески, то есть совместной работой Бога и человека поспасению этого самого человека. Без Бога, без Его помощи, Его благодатныхцерковных Таинств, Его промыслительного вождения человек самостоятельно неможет очистить свою душу от зла-греха и сделать её любвеобильной! Но и Бог,давший человеку свободную волю и открывший ему Путь Спасения, не может зашиворот втащить в Рай того, кто не хочет этого и сопротивляется Богу. Илидиктует Господу — как Он должен его, человека, спасать, вроде: «Господи! Тыменя спаси и введи в Царство Небесное! Но только на «Мерседесе»представительского класса, и чтобы с музыкой и шампанским в придачу»!
Когдабольной приходит к врачу и тот определяет у него туберкулёз лёгких, больнойдолжен ради выздоровления принять все условия лечения, которые предложит емудоктор. И уж точно бросить курить, потому что курить и лечиться от болезнилёгких — бессмысленное занятие! Так и в лечении души от смертоносного вирусагреха важно точно придерживаться рецептов Небесного Врача, в совершенствевладеющего искусством излечения от страстей человеческих душ. От самогочеловека требуется осознание своей «болезни», желание исцелиться и старание повыполнению всех рекомендаций и «лечебных процедур», насколько болезненными онибы не были. А вот тут начинаются и проблемы!
Прощеведь механически «вычитать правило», чем заставить своё сердце искреннепережить каждое произносимое слово молитвы! Проще и легче подавать записки заближних, чем по-евангельски терпеть их недостатки и покрывать их своимсмирением и любовью! Проще прочитать на исповеди по бумажке длинный списоксодеянных проступков, чем на практике постараться победить в себе хоть один,хоть самый маленький из перечисленных в списке грехов! Проще носить«православную» одежду, чем мучительно строить в себе православную душу!
Главноев духовной жизни — опираясь на Божественную руку помощи, подаваемую Им вблагодатных церковных таинствах, самому изо всех сил трудиться повыкорчёвыванию из себя греховных привычек и желаний, падая, вновь вставать,держась за эту благодатную спасительную руку, идти, ползти, изнемогая допоследнего вздоха, но неудержимо стремясь к тому идеалу духовного совершенства,который явлен нам Богом в Самом Сыне Своём, Иисусе Христе!
Нокак же тяжело заставлять себя всё это делать на практике! Гораздо прощеприучить себя к мысли, что достаточно выполнить некие «магические» действия илизаплатить священнику, чтобы он выполнил их за тебя, наподобие камлающегошамана, и все твои проблемы будут решены — бизнес будет успешно развиваться,здоровье будет как у быка, а «апартаменты класса люкс» уже ожидают тебя вЦарстве Небесном! Но так не бывает… Сам Христос сказал: «Входите теснымивратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, имногие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногиенаходят их». Господь протягивает нам, сидящим в болоте греха, Свою спасительнуюруку, но ухватиться за неё и карабкаться изо всех сил должны мы сами! А когданаши силы кончаются, тогда Он Своей отеческой рукою Сам вытягивает нас из этогоболота…
—Батюшка Флавиан! — вдруг открыла глаза, казалось, дремавшая на плече СергеяДаша. — Батюшка! А вы согласитесь стать нашим с Серёжей духовником?
—Отгадай с одного раза! — с улыбкой ответил за батюшку Алексей.
—Спаси вас Христос, батюшка! — засияла радостью девушка. — Слава Богу за всё!