Наиболее известные сочинения о сподвижниках.
а) “Аль-исаба фи тамййиз ас-сахаба” Ибн Хаджара аль-Аскалани.
б) “Усд аль-габа фи ма‘рифат ас-сахаба” Али бин Мухаммада аль-Джазари, известного также как Ибн аль-Асир.
в) “Аль-исти‘аб фи асма’ аль-асхаб” Ибн Абд аль-Барра.
Знание о последователях.
Определение.
а) Слово “таби‘и” (последователь) является причастием действительного залога от глагола “таби‘а” - идти за кем-либо.
б) В качестве термина слово “таби‘и” используется для обозначения такого человека, который, будучи мусульманином, встречался с кем-либо из сподвижников и умер в исламе. Говорят также, что последователем является такой человек, который поддерживал общение с кем-либо из сподвижников.
Что дает знание о последователях?
Среди прочего полезность этого знания заключается в том, что оно позволяет отличать друг от друга хадисы с непрерывными иснадами от тех, в иснадах которых есть разрыв.
Разряды последователей.
Улемы высказывали различные мнения о количестве разрядов последователей, и каждый из них делил их на разряды сообразно собственному мнению
а) Муслим делил последователей на три разряда.
б) Ибн Са‘д делил их на четыре разряда.
в) Аль-Хаким делил их на пятнадцать разрядов, а к лучшему из этих разрядов он относил последователей, встречавшихся с теми десятью сподвижниками, которым был обещан рай.
Мухадрамуна” (ед. число – “мухадрам”).
Слово “мухадарам” служит для обозначения любого человека, который застал период джахилийи, являлся современником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого он не видел, и принял ислам. Такие люди определенно относятся к числу последователей. Имам Муслим насчитал около двадцати таких людей, но на самом деле их было больше. К числу их относятся Абу Усман ан-Нахди и аль-Асвад бин Йазид ан-Наха‘и.
Семь факихов.
Наиболее выдающимися последователями и крупнейшими улемами из их числа являются семеро факихов. Все эти люди, имена которых приводятся ниже, были уроженцами Медины: Са‘ид бин аль-Мусаййаб, аль-Касим бин Мухаммад, Урва бин аз-Зубайр, Хариджа бин Зайд, Абу Салама бин Абд ар-Рахман, Убайдуллах бин Абдуллах бин Утба и Суляйман бин Йасар. [В этом списке Ибн аль-Мубарак приводил имя Салима бин Абдуллаха бин Умара вместо имени Абу Саламы, а Абу-з-Зинад вместо Абу Саламы и Салима бин Абдуллаха бин Умара называл имя Абу Бакра бин Абд ар-Рахмана].
Наиболее достойный из числа последователей.
Относительно того, кто из них являлся самым достойным, улемы высказывали разные мнения, но в основном считается, что достойнейшим из всех являлся Са‘ид бин аль-Мусаййаб. Абу Абдуллах Мухаммад бин Хафиф аш-Ширази сказал:
а) Жители Медины говорят: «Достойнейшим из последователей является Са`ид бин аль-Мусаййаб».
б) Жители Куфы говорят: «Увайс аль-Карни».
в) Жители Басры говорят: «Аль-Хасан аль-Басри».
Наиболее достойная из числа последовательниц.
Абу Бакр бин Абу Дауд сказал: «Двумя лучшими из последовательниц являются Хафса бинт Сирин и Амра бинт Абд ар-Рахман, а за ними следует Умм ад-Дарда». [Здесь имеется в виду младшая Умм ад-Дарда, которую звали Худжайма или Джухайма и мужем которой являлся Абу-д-Дарда. Что же касается страшей Умм ад-Дарды, то ее муж также был известен по кунье Абу-д-Дарда, но эту женщину звали Хайра и она относилась к числу сподвижниц].
Наиболее известные сочинения о последователях.
Таким сочинением является книга под названием “Ма‘рифат ат-таби‘ин” Абу-ль-Мутаррифа бин Футайса аль-Андалуси. [См.: “Ар-рисаля аль-мустатрифа”, стр. 105].
Знание биографий передатчиков.
Определение.
а) Слово “тарих” (дата) является масдаром от глагола “арраха” (ставить дату).
Что именно подразумевается под “датами” в данном случае.
Имеются в виду даты рождения передатчиков, время, когда они слушали своих шейхов и приезжали в те или иные страны, а также даты их смерти.
Важность и полезность этого вида знания.
Эта наука является весьма важной. Суфйан ас-Саури сказал: «Когда передатчики прибегали ко лжи, мы использовали против них дату». Среди прочего благодаря знанию хронологии можно установить, непрерывным является тот или иной иснад или имеет разрыв.
Некоторые передатчики утверждали, что передавали хадисы со слов тех или иных людей, однако после изучения дат оказывалось, что они заявляют о передаче со слов тех людей, которые умерли за многие годы до этого.
Примеры дат, которые известны абсолютно точно.
а) Достоверно известно, что наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, как и двое его сподвижников Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, скончались в возрасте шестидесяти трех лет.
1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался в понедельник до полудня двенадцатого числа месяца раби аль-авваль одиннадцатого года хиджры.
2. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, скончался в месяце джумада-ль-уля тринадцатого года хиджры.
3. Умар, да будет доволен им Аллах, скончался в месяце зу-ль-хиджжа двадцать третьего года хиджры.
4. Усман, да будет доволен им Аллах, был убит в месяце зу-ль-хиджжа тридцать пятого года хиджры. По одним данным, ему было восемьдесят два года, а по другим – девяносто лет.
5. Али, да будет доволен им Аллах, был убит в месяце рамадан сорокового года хиджры в возрасте шестидесяти трех лет.
б) Два сподвижника прожили по сто двадцать лет, шестьдесят из которых – в эпоху джахилийи и шестьдесят – после возникновения ислама. Оба они скончались в Медине в пятьдесят четвертом году хиджры. Этими сподвижниками были:
1. Хаким бин Хизам.
2. Хассан бин Сабит.
в) Даты рождения и смерти основателей четырех мазхабов:
1. Ан-Ну‘ман бин Сабит (Абу Ханифа) – 80 - 150 гг. хиджры.
2. Малик бин Анас – 93 - 179 гг. хиджры.
3. Мухаммад бин Идрис аш-Шафи‘и – 150 - 204 гг. хиджры.
4. Ахмад бин Ханбаль – 164 - 241 гг. хиджры.
г) Даты рождения и смерти составителей самых надежных сборников хадисов:
1. Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари – 194 - 256 гг. хиджры.
2. Муслим бин аль-Хаджжадж ан-Найсабури – 204 - 261 гг. хиджры.
3. Абу Дауд ас-Сиджистани – 202 - 275 гг. хиджры.
4. Абу Иса ат-Тирмизи* – 209 - 279 гг. хиджры.
5. Ахмад бин Шу‘айб ан-Наса’и – 214 - 303 гг. хиджры.
6. Ибн Маджа (аль-Казвини) – 207 - 275 гг. хиджры.
*[Мнения о годе рождения ат-Тирмизи расходятся. В большинстве случаев историки не приводят указаний на год, указывая лишь на то, что он родился в первом десятилетии III века хиджры. Вместе с тем некоторые другие, например комментатор “Шама’иль” Мухаммад бин Касим Джасус, указывает, что он родился в 209 г.х. См.: Т.1, стр. 4].