О том, что прежде всего должно быть присуще мухаддису.
а) Он должен стремиться к тому, чтобы намерения его были искренними, и очищать сердце от таких мирских устремлений, как любовь к главенству или славе.
б) Основной заботой мухаддиса должно быть распространение хадисов и доведение до сведения людей слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в стремлении к великой награде Аллаха.
в) Он не должен передавать хадисы в присутствии более знающих мухаддисов или тех из них, которые старше его по возрасту.
г) Он должен направлять задающего ему какие-либо вопросы о хадисах к другому, если ему известно, что у этого другого имеется такой хадис. [Так часто поступали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, которые считали, что их товарищи являются более знающими, чем они сами].
д) Он не должен отказываться от передачи хадиса другому человеку в силу того, что намерения этого человека являются неправильными, так как необходимо надеяться на то, что они исправятся.
е) Он должен посещать собрания мухаддисов для того, чтобы диктовать хадисы и обучать им других, так как это является высшей степенью передачи.
О том, что желательно сделать, если мухаддис пожелает посетить собрание с целью диктовки хадисов.
а) Желательно совершить омовение, умаститься благовониями и расчесать бороду.
б) В знак уважения к хадисам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желательно сидеть спокойно и с достоинством.
в) Желательно уделять внимание всем присутствующим, никого не выделяя за счет других.
г) Желательно начинать и завершать такие встречи хвалой Аллаху Всевышнему, благопожеланиями пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обращениями к Аллаху с приличествующими подобному случаю мольбами.
д) Желательно не касаться того, что недоступно разуму присутствующих, и не говорить о таких аспектах хадисов, которые будут им непонятны.
е) Желательно завершать диктовку хадисов забавными рассказами для того, чтобы дать отдохнуть сердцам и разогнать скуку.
С какого возраста мухаддису следует приниматься за передачу хадисов?
Мнения на этот счет расходятся.
а) Одни говорили, что это следует делать, начиная с пятидесяти лет, другие - что с сорока. Высказывались и другие мнения.
б) Правильное мнение состоит в том, что это следует начинать делать тогда, когда он будет к этому готов, а другие станут нуждаться в его знаниях, независимо от возраста.
5. Наиболее известные сочинения на эту тему:
а) “Аль-джами‘ ли-ахляк ар-рави ва адаб ас-сами‘” аль-Хатиба аль-Багдади.
б) “Джами‘ байан аль-‘ильм ва фадли-хи ва ма йанбаги фи ривайати-хи ва хамли-хи” Ибн Абд аль-Барра.
Этика поведения изучающего хадисы.
Введение.
Под этикой поведения изучающего хадисы подразумевается соблюдение определенных правил поведения и обладание достойными нравственными качествами, что должно соответствовать высокому достоинству искомого им знания, которое заключают в себе хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из этих правил являются общими как для изучающего хадисы, так и для мухаддиса, другие же должен соблюдать только изучающий хадисы.
2. Правила, являющиеся общими как для изучающего хадисы, так и для мухаддиса:
а) Оба они должны стремиться к тому, чтобы сделать свои намерения правильными и стремиться к знанию только ради Аллаха Всевышнего.
б) Оба они должны опасаться осуществлять свои поиски ради достижения мирских целей. Абу Дауд и Ибн Маджа приводят хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремившийся к приобретению(такого)знания, которого(следует искать)ради лика Всемогущего и Великого Аллаха*, только для того, чтобы благодаря(этому знанию)добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания рая».
*[Иначе говоря, стремясь благодаря этому снискать благоволение Аллаха].
в) Оба они должны на практике применять то, о чем знают из хадисов.
3. Правила, которые должен соблюдать только изучающий хадисы:
а) Он должен молить Аллаха Всевышнего о том, чтобы Аллах оказывал ему содействие, направлял на правильный путь и облегчал для него правильную передачу и понимание хадисов.
б) Он должен полностью отдаваться этому делу и не жалеть ради него никаких сил.
в) Он должен начинать слушать хадисы у тех шейхов своего города или селения, которые передают хадисы с наилучшими иснадами и являются наиболее знающими и приверженными религии.
г) Он должен почитать своего шейха и тех, кто его слушает, в знак уважения к этой науке и тому, что приносит пользу. Кроме того, он должен стремиться заслужить благосклонность шейха и не терять терпения в том случае, если шейх станет проявлять суровость по отношению к нему.
д) Он должен направлять других искателей знания к тому, чего он смог достичь сам, ничего от них не скрывая, ведь сокрытие знания является порицаемым делом, которым занимаются только невежественные искатели, а цель поисков знания состоит в его распространении.
е) Ни стыдливость, ни высокомерие не должны мешать ему стремиться к слушанию хадисов и приобретению знания даже у тех, кто младше его по возрасту или занимает более низкое положение.
ж) Он не должен ограничиваться одним только слушанием и записыванием хадисов, не понимая их смысла, так как в противном случае все его усилия пропадут даром.
з) Прежде всего изучающий хадисы должен заняться слушанием хадисов обоих “Сахихов”, затем перейти к “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Наса’и, затем перейти к “Ас-сунан аль-кубра” аль-Байхаки, а затем, если потребуется, заняться таким сборниками как “Муснад” Ахмада, “Аль-Муватта” Малика и “‘Иляль” ад-Даракутни. Кроме того, ему следует изучить сочинения, в которых приводятся все необходимые сведения о передатчиках хадисов, например «Ат-тарих аль-кабир» аль-Бухари, «Аль-джарх ва-т-та‘диль» Ибн Абу Хатима, книгу Ибн Макуля, а также сочинение Ибн аль-Асира «Ан-Нихайа», посвященное малоупотребительным фразам хадисов.