Письменная фиксация хадисов, точность их запоминания и записи и виды сборников хадисов.
[Я рассматриваю эту тему вкратце, поскольку многие правила записи хадисов и внесения соответствующих поправок в наше время относятся к числу функций исследователей и издателей, деталями же занимаются специалисты в этой области, которым известно, какими терминами и оборотами речи пользовались мухаддисы, являвшиеся авторами соответсвующих рукописей].
Суждение о письменной фиксации хадисов.
Наши предшественники из числа сподвижников и последователей высказывали различные мнения относительно записи хадисов.
а) Сначала некоторые из них выступали против этого. К числу их относились такие люди как Ибн Умар, Ибн Мас‘уд и Зайд бин Сабит, да будет доволен ими Аллах.
б) Некоторые другие считали это допустимым. К числу их относились такие люди как Абдуллах бин Амр, Анас, Умар Ибн Абд аль-Азиз и большинство сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
в) В дальнейшем все они сошлись на том, что записывать хадисы разрешается, и разногласий больше не возникало, ведь если бы хадисы не записывались, то в более поздние века, что в особой мере касается нашего века, они бы просто исчезли.
Причина разногласий в суждениях относительно письменной фиксации хадисов.
Причиной вышеупомянутых разногласий послужило наличие хадисов, противоречивших друг другу в том смысле, что в некоторых из них записи делать разрешалось, а в некоторых других – запрещалось. К числу их относятся нижеследующие хадисы:
а) Хадис, в котором содержится запрещение: Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не записывайте за мной ничего, кроме(аятов) Корана, что же касается записавшего за мной что-либо помимо (аятов) Корана, пусть он сотрет это».
б) Хадис, в котором содержится разрешение: Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Запишите (это) для Абу Шаха». Известны и другие хадисы, в которых говорится о позволительности ведения записей, в том числе тот хадис, где сообщается, что разрешение делать это было дано пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абдуллаху бин Амру, да будет доволен им Аллах.
Объединение хадисов, позволяющих и запрещающих делать записи.
Улемы объединяли между собой хадисы, позволяющие и запрещающие делать записи, несколькими путями.
а) Некоторые из них говорили, что разрешение записывать хадис давалось в том случае, когда были основания опасаться, что человек может забыть услышанное, а запрещалось делать это тем, кто точно ничего бы не забыл, но мог впасть в самоуспокоенность, сделав запись, но не запомнив записанное
б) Другие говорили что запрещение было связано с опасениями относительно того, что хадисы смешаются с Кораном, когда же причин опасаться этого больше не стало, запрещение было отменено.
Что входит в число обязанностей человека, записывающего хадис?
Человек, который записывает хадис, должен сосредоточить все свои усилия на точной записи его по форме и правильном проставлении всех необходимых точек для того, чтобы исключить все неясности, особенно в тех случаях, когда дело касается имен собственных, поскольку ни предшествующие им, ни последующие слова никак не способствуют правильному их прочтению. Почерк переписчика должен быть ясным и соответствовать общеизвестным правилам, и сам он не должен пользоваться какими-то особыми и понятными только ему терминами. Он обязан записывать все благопожеланияния пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не испытывая скуку от повторения и не ограничиваясь тем, что написано в оригинале, если там нет традиционного благопожелания. То же самое касается и слов восхваления Аллаха Всевышнего, слава Ему, наподобие слов «Всемогущий и Великий», а также слов «да будет доволен им Аллах» и «да помилует его Аллах», когда встречаются упоминания о сподвижниках и улемах. Нежелательно ограничиваться упоминаниями только о пожеланиях благословений или только о пожеланиях мира пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как нежелательно и обозначать их различными условными обозначениями наподобие “, ..,”, а переписчик должен записывать эти слова полностью.
Способ сличения.
Закончив переписывать хадис, переписчик должен сличить написанное им с оригиналом, написанным рукой своего шейха, даже если хадис был передан ему путем разрешения (иджаза).
Способ сличения заключается в том, что во время чтения переписчик и его шейх должны держать свои записи в руках. Достаточно будет также, если сличением во время чтения или после него займется какой-нибудь другой достойный доверия человек. Достаточно также, если он сравнит проверяемую часть с соответствующей частью копии оригинала, написанного рукой шейха.