Можно ли использовать хадис категории “маукуф” в качестве аргумента?

Как нам уже известно, хадисы, относящиеся к кактегории “маукуф”, могут быть достоверными, хорошими или слабыми. Но может ли такой хадис использоваться в качестве аргумен­та, даже если достоверность его установлена? Ответ на этот вопрос состоит в том, что сами по себе такие хадисы в этом качестве использоваться не могут, поскольку они касаются слов и действий сподвижников. Однако, как уже отмечалось, когда речь шла о хадисах категории “мурсаль”, если достовер­ность такого хадиса установлена, он может усиливать собой некоторые слабые хадисы, поскольку сподвижники поступали в соответствии с сунной. Все это касается тех хадисов, сужде­ние о которых отличается от суждения относительно хадисов категории “марфу‘”, в противном же случае такой хадис мо­жет использоваться в качестве аргумента наравне с хадисами, относящимися к категории “марфу‘”.

Макту‘ المَقْطوع.

Определение.

а) Слово “макту‘” является причастием страдательного за­лога от глагола “ката‘а” – разрывать; отрезать.

б) В качестве термина слово “макту‘” используется для обо­значения слов (кауль) или действий (фи‘ль) слов, относимых к последователю* или такому человеку, который занимал более низкое положение.

*[Последователями называли тех мусульман, которые встречались со спод­вижниками и умерли в исламе].

Примеры.

а) Пример хадиса категории “аль-макту‘ аль-каули”: В пример можно привести cлова аль-Хасана аль-Басри о совер­шении молитвы тем, кто стоит позади человека, придерживаю­щегося нововведений: «Молись, а он (понесет бремя) своего нововведения». [Аль-Бухари].

б) Пример хадиса категории “аль-макту‘ аль-фи‘ли”: В пример можно привести cлова Ибрахима бин Мухаммада бин аль-Мунташира: «Обычно Масрук опускал занавеску, отделяя себя от членов своей семьи, после чего приступал к молитве, оставляя их и их мирские дела». [“Хилйат аль-аулийа”, т. 2., стр. 96].

Суждение об использовании такого хадиса в качестве аргумента.

Хадисы, относящиеся к категории “макту‘”, не могут ис­пользоваться в качестве аргументов ни в каких установлениях шариата, даже если точно установлено, что некто действи­тельно сказал это. Однако если имеются дополнительные дан­ные, указывающие на возможность повышения степени данно­го сообщения, например, когда при упоминании имени после­дователя кто-нибудь из его передатчиков говорит: «Он возводит это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», то об этом сообщении можно вынести такое же суждение, как и о хадисе, относящемся к категории “марфу‘ мурсаль”.

4. Сочинения, в которых приводится много хадисов, относящихся к категориям“маукуф”и “макту‘”.

а) “Мусаннаф” Ибн Абу Шайбы.

б) “Мусаннаф” Абд ар-Раззака.

в) “Тафсиры” Ибн Джарира, Ибн Абу Хатима и Ибн аль-Мунзира.

Другие виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми.

Муснад المُسْنَد.

Определение.

а) Слово “муснад” является причастием страдательного зало­га от глагола “аснада” – в значении “приписывать; относить”.

б) В качестве термина слово “муснад” используется для об­означения хадиса с непрерывным иснадом, доходящим до про­рока, да благословит его Аллах и приветствует. [На таком определении настаивают аль-Хаким и Ибн Хаджар, но известны и другие определения хадиса категории “муснад”].

Пример.

В пример можно привести хадис, приводимый аль-Бухари, который сказал:

– Передал нам Абдуллах бин Йусуф, передавший со слов Малика, передавшего со слов Абу-з-Зинада, передавшего со слов аль-А‘раджа, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланик Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если собака попьет воды из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он вымоет его семь раз”».

Иснад этого хадиса является непрерывным с начала и до конца и возводится к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Муттасиль المُتَّصِل.

Определение.

а) Слово “муттасиль” является причастием действительно­го залога от глагола “иттасаля” – быть непрерывным. Хади­сы, относящиеся к категории “муттасиль” называют также “маусуль”.

б) В качестве термина слово “муттасиль” используется для обозначения хадисов с непрерывными иснадами, которые от­носятся к категориям “марфу‘” или “маукуф”.

Примеры.

а) Пример хадиса категории “муттасиль марфу‘”: Ма­лик передал со слов Ибн Шихаба, что тот слышал от Салима бин Абдуллаха, что тот слышал от своего отца, что тот слы­шал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то.

б) Пример хадиса категории “муттасиль маукуф”: Ма­лик передал со слов Нафи‘а, что тот слышал, как Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал то-то …

Добавления, которые делали достойные доверия лица زِياداتُ الثِّقات.

1. Здесь речь идет о передатчиках, известных своей бес­пристрастностью и точностью. Под добавлением, сделанным достойным доверия лицом, подразумевается любое добавление, которое отдельное достойное доверия лицо делало к хадису, передававшемуся ими со слов других достойных доверия лиц.

Наши рекомендации