Классификация неизвестных передатчиков.
Можно сказать, что неизвестные передатчики подразделяются на три группы:
а) Передатчик, который неизвестен как таковой (маджхуль аль-‘айн)
1. Определение: Так именуется тот передатчик, имя которого упоминается, однако с его слов передавал хадисы только один передатчик.
2. Суждение о передаваемых им хадисах: Принимать их нельзя, если только не существует соответствующих подтверждений его надежности.
3. Что может служить подтверждением его надежности? Подтверждением его надежности может служить одно из двух.
а) Подтвердить ее может такой передатчик, который не передавал хадисов с его слов.
б) Подтвердить ее может такой передатчик, который передавал хадисы с его слов при том условии, что он является знатоком науки отвода и подтверждения.
4. Дается ли хадису, переданному со слов такого передатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, в целом же такие хадисы относятся к категории слабых.
б) Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно (маджхуль аль-халь или мастур)
1. Определение: Так именуется передатчик, со слов которого передавали хадисы не менее двух передатчиков, если его надежность никем не подтверждается.
2. Суждение о хадисах переданных таким передатчиком: большая часть улемов считает такие хадисы отвергаемыми.
3. Дается ли хадису, переданному со слов такого передатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, но в целом они относятся к категории слабых.
в)“Мубхам”:Несмотря на то, что знатоки хадисов именовали таких передатчиков особым образом, можно считать, что они относятся к числу передатчиков категории “маджхуль”, так как по сути своей они сходны с ними.
1. Определение: Так именуется передатчик, имя которого в иснаде хадиса не названо ясно.
2. Суждение о передаваемых с его слов хадисах: их не следует принимать, пока имя его не будет названо ясно или пока о нем не узнают из хадиса, приводимого другим путем, где оно приводится ясно.
Причиной неприемлемости хадисов, передаваемых таким передатчиком, является незнание о нем, поскольку, когда в подобных случаях неизвестно имя человека, неизвестен ни сам он, ни то, насколько беспристрастным он являлся, и поэтому хадисы, переданные им, следует отвергать.
3. Принимается ли хадис, передаваемый таким передатчиком, который относится к категории“мубхам”, из-за использования оборота речи, указывающего на то, что его считают правдивым? Имеются в виду такие случаи, когда тот, кто передает хадис с его слов, говорит: «Сообщил мне достойный доверия человек…»
Ответ: такой хадис скорее всего также не следует принимать, поскольку такого передатчика может считать достойным доверия лишь тот, кто передавал хадисы с его слов, но не другие мухаддисы.
4. Есть ли у хадисов, передаваемых со слов такого человека специальное название? Да, хадисы, в которых нет ясных указаний на имя кого-либо из передатчиков также называются “мубхам”.
6. Наиболее известные сочинения о причинах отсутствия сведений о передатчиках:
а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Этой теме посвящена книга аль-Хатиба аль-Багдади под названием “Мудих аухам аль-джам‘ ва-т-тафрик”.
б) Небольшое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика. На эту тему был написан целый ряд книг, которые носят название “Аль-вудхан”. Это означает, что в них перечисляются имена таких передатчиков, со слов каждого из которых хадисы передавал только один человек. К числу таких книг относится и книга “Аль-вухдан” имама Муслима.
в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика. Этой теме посвящены книги под общим названием “Аль-мубхамат”, например, “Аль-асма’ аль-мубхама фи-ль-анба’ аль-мухкама” аль-Хатиба аль-Багдади, а также книга под названием “Аль-мустафад мин мубхамат аль-матн ва-ль-иснад” Вали ад-дина аль-‘Ираки.
Нововведение البِدَعَة (бид‘а).
[Эта причина является девятой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика].
Определение.
а) Слово “бид‘а” является отглагольным именем от глагола “бада‘а” – вводить что-либо новое.
б) В качестве термина слово “бид‘а” используется для обозначения нового явления в религии после ее завершения; иначе говоря, для обозначения того, что было введено в практику в сфере религии после кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Виды нововведений.
Есть два вида нововведений:
а) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии (бид‘а мукаффира). Примером может служить тот случай, когда человек придерживается таких убеждений, которые однозначно свидетельствуют о его неверии. Основное правило состоит в том, что отвергаются хадисы, переданные со слов человека, который отрицает общепризнанные положения шариата, или же со слов того, кто верит во что-либо противоположное. [См.: “Ан-нахба”, стр. 52].
б) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии (бид‘а муфассика). Нововведение такого рода не ставит такого человека вне рамок религии.
3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов человека, который придерживается нововведений.
а) Если речь идет о таком нововведении, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии, то хадис, передаваемый с его слов, отвергается.
б) Если же дело касается такого нововведения, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии, то правильное мнение большинства улемов состоит в том, что передаваемый им хадис может быть принят, но для этого должны быть соблюдены два нижеследующих условия.
1. Передатчик не должен призывать к тому нововведению, которого придерживается он сам. [Здесь имеется в виду, что он не должен передавать подложных хадисов, подтверждающих его личное мнение по тому или иному вопросу].
2. Он не должен передавать того, что пропагандирует нововведение, которого он придерживается.
3. Есть ли особое название у хадисов, которые передаются со слов лиц, придерживавшихся нововведений?
У таких хадисов нет особого названия, в целом же они относятся к категории отвергаемых хадисов, которые могут приниматься только в случае соответствия вышеупомянутым условиям.
Плохая память سوء الحفظ.
[Эта причина является десятой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика].