Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц.
Если причина отвода передатчика состоит в том, что его сообщение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие сообщения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, относящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”.
1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до имени сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то такой хадис называется المُدْرَج “мудрадж”.
2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется المَقْلوب “маклюб”.
3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лишнего передатчика, хадис называется المَزِيدِ في متَّصِلِِ الأسانِيد “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”.
4. Если несоответствие заключается в замене одного передатчика другим или в противоречии матна данного хадиса матну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результате чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется المُضْطَّرِب “мудтариб”.
5. Если несоответствие заключается в изменении фраз матна по форме без изменения их смысла, когда порядок перечисления имен в иснаде остается неизменным, такой хадис называется المُصحَّف “мусаххаф”. [См. «Ан-Нахба», сс. 48 – 49].
Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разбирается более подробно.
Мудрадж.
Определение.
а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (включать что-либо во что-то).
б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное.
Виды хадисов категории “мудрадж”.
Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две группы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн.
а) Хадисы с посторонними включениями в иснад
1. Определение: так именуется хадис, в котором изменена форма иснада.
2. Формы таких хадисов: речь идет о таких случаях, когда во время передачи иснада передатчик по какой-то причине начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушавших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде.
3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал следующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем». [Это сообщение приводит Ибн Маджа; “Глава о ночных молитвах”, т.1, стр. 422, хадис № 1333]. Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришел к кади Шарику бин Абдуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Передал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слышавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» Произнеся эти слова, Шарик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому записать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются матном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис.
б) Хадисы с посторонними включениями в матн.
1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное.
2. Такие хадисы подразделяются на три группы:
а) Хадисы, в которых включение относится к началу. Таких хадисов насчитывается немного, но все же больше, чем хадисов с включениями в середине.
б) Хадисы, в которых включение относится к середине. Их насчитывается меньше, чем хадисов первой группы.
в) Хадисы, в которых включение относится к концу. Таких хадисов насчитывается больше всего.
Примеры таких хадисов.
а) Пример хадиса, в котором включение относится к началу. Причиной подобного включения могло послужить то, что передатчик говорил нечто такое, доказательством чему должен был послужить хадис, приводимый передатчиком, который не отделил одного от другого, в результате чего тот, кто слышал его слова, решил, что все сказанное передатчиком является матном хадиса. Примером может служить сообщение, передаваемое аль-Хатибом со слов Абу Катана и Шабабы, которых он отделял друг от друга и которые слышали со слов Шу‘бы, слышавшего со слов Мухаммада бин Зийада, слышавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Совершайте омовение тщательно. Горе пяткам от мук огня!» Его слова «Совершайте омовение тщательно» являются включением, поскольку принадлежат они Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах. Это становится ясным из той версии этого хадиса, котрую приводит аль-Бухари, передавший со слов Адама, передававшего со слов Шу‘бы, передававшего со слов Мухаммада бин Зийада, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте омовение тщательно, ибо, поистине, Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Горе пяткам от мук огня!”»
б) Пример хадиса, в котором включение относится к середине. В пример можно привести хадис, который со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводится в “Книге о начале откровений”. В этом хадисе сообщается, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал часто уединяться в пещере на горе Хира, [Эта гора находится поблизости от Мекки] занимаясь там делами благочестия», под чем поразумевается поклонение (Аллаху) «в течение многих ночей…» [“Сахих” аль-Бухари, “Глава о начале откровений”].
Здесь слова «под чем поразумевается поклонение (Аллаху)» являются включением и относятся к словам передатчика аз-Зухри.
в) Пример хадиса, в котором включение относится к концу. В пример можно привести хадис Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Гадание по полету птиц(есть проявление) многобожия, и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим), однако Аллах устраняет это посредством упования».
Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Он также сказал: «Я слышал, как о словах “и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим)” Мухаммад сказал: “Я считаю, что эти слова принадлежат Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах”».