Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц.

Если причина отвода передатчика состоит в том, что его со­общение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие со­общения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, от­носящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”.

1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до име­ни сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на проро­ка, да благословит его Аллах и приветствует, то такой хадис называется المُدْرَج “мудрадж”.

2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется المَقْلوب “маклюб”.

3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лиш­него передатчика, хадис называется المَزِيدِ في متَّصِلِِ الأسانِيد “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”.

4. Если несоответствие заключается в замене одного пере­датчика другим или в противоречии матна данного хадиса мат­ну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результа­те чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется المُضْطَّرِب “мудтариб”.

5. Если несоответствие заключается в изменении фраз мат­на по форме без изменения их смысла, когда порядок пере­числения имен в иснаде остается неизменным, такой хадис называется المُصحَّف “мусаххаф”. [См. «Ан-Нахба», сс. 48 – 49].

Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разби­рается более подробно.

Мудрадж.

Определение.

а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (включать что-либо во что-то).

б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относя­щееся и никак от него не отделенное.

Виды хадисов категории “мудрадж”.

Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две груп­пы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн.

а) Хадисы с посторонними включениями в иснад

1. Определение: так именуется хадис, в котором измене­на форма иснада.

2. Формы таких хадисов: речь идет о таких случаях, ко­гда во время передачи иснада передатчик по какой-то причи­не начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушав­ших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде.

3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал сле­дующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем». [Это сообщение приводит Ибн Маджа; “Глава о ночных молитвах”, т.1, стр. 422, хадис № 1333]. Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришел к кади Шарику бин Аб­дуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Пе­редал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слы­шавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» Произнеся эти слова, Ша­рик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому за­писать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо то­го, кто много молится по ночам, становится красивым днем», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются мат­ном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис.

б) Хадисы с посторонними включениями в матн.

1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное.

2. Такие хадисы подразделяются на три группы:

а) Хадисы, в которых включение относится к началу. Та­ких хадисов насчитывается немного, но все же больше, чем ха­дисов с включениями в середине.

б) Хадисы, в которых включение относится к середине. Их насчитывается меньше, чем хадисов первой группы.

в) Хадисы, в которых включение относится к концу. Та­ких хадисов насчитывается больше всего.

Примеры таких хадисов.

а) Пример хадиса, в котором включение относится к нача­лу. Причиной подобного включения могло послужить то, что передатчик говорил нечто такое, доказательством чему должен был послужить хадис, приводимый передатчиком, который не отделил одного от другого, в результате чего тот, кто слышал его слова, решил, что все сказанное передатчиком является матном хадиса. Примером может служить сообщение, переда­ваемое аль-Хатибом со слов Абу Катана и Шабабы, которых он отделял друг от друга и которые слышали со слов Шу‘бы, слышавшего со слов Мухаммада бин Зийада, слышавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Совершайте омовение тщательно. Горе пяткам от мук ог­ня!» Его слова «Совершайте омовение тщательно» являются включением, поскольку принадлежат они Абу Хурайре, да бу­дет доволен им Аллах. Это становится ясным из той версии этого хадиса, котрую приводит аль-Бухари, передавший со слов Адама, передававшего со слов Шу‘бы, передававшего со слов Мухаммада бин Зийада, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте омовение тща­тельно, ибо, поистине, Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Горе пяткам от мук огня!”»

б) Пример хадиса, в котором включение относится к сере­дине. В пример можно привести хадис, который со слов Аи­ши, да будет доволен ею Аллах, приводится в “Книге о начале откровений”. В этом хадисе сообщается, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал часто уединяться в пещере на горе Хи­ра, [Эта гора находится поблизости от Мекки] занимаясь там делами благочестия», под чем поразумева­ется поклонение (Аллаху) «в течение многих ночей…» [“Сахих” аль-Бухари, “Глава о начале откровений”].

Здесь слова «под чем поразумевается поклонение (Аллаху)» яв­ляются включением и относятся к словам передатчика аз-Зухри.

в) Пример хадиса, в котором включение относится к концу. В пример можно привести хадис Ибн Мас‘уда, да будет дово­лен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Гадание по полету птиц(есть проявление) многобожия, и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим), однако Ал­лах устраняет это посредством упования».

Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хоро­ший достоверный хадис». Он также сказал: «Я слышал, как о словах “и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим)” Мухаммад сказал: “Я считаю, что эти слова принадлежат Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах”».

Наши рекомендации