Как можно распознать такой хадис?

Хадисы, относящиеся к категории “мурсаль хафи”, можно распознавать одним из трех способов:

а) Благодаря указанию одного из имамов на то, что данный передатчик не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же никогда его не слушал.

б) Благодаря собственному заявлению такого передатчика о том, что он не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же ничего от него не слышал.

в) Наличие такого же хадиса, но передаваемого другим пу­тем, если в его иснаде между именем данного передатчика и именем того, со слов которого он передал хадис, упоминается имя еще какого-нибудь передатчика. Относительно третьего способа среди улемов наблюдались разногласия, поскольку он может относиться к категории хадисов “с добавлением к не­прерывному иснаду”.

Суждение о хадисе, относящемся к категории “мурсаль хафи”.

Такой хадис является слабым, поскольку он относится и к категории “мункати‘”, и если разрыв его является явным, то суждение о нем должно быть таким же, как и суждение о хади­сах категории “мункати‘”.

Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мурсаль хафи”.

Таким сочинением является “Китаб ат-тафсиль ли-мубхам аль-марасиль” аль-Хатиба аль-Багдади.

“Му‘ан‘ан” المُعَنْعَنи المُؤَنَّن “му’аннан” المُؤَنَّن.

1. Определение хадиса категории “му‘ан‘ан”.

а) Слово “му‘ан‘ан” является причастием страдательного залога от глагола “‘ан‘ана” – передавать что-либо со слов не­скольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов».

б) В качестве термина слово “му‘ан‘ан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова пере­датчика «Такой-то передал со слов такого-то…»

Пример.

В пример можно привести тот хадис, который приводит Ибн Маджа и в котором говорится:

Передал нам Усман бин Абу Шайба, который сказал: Пере­дал нам Му‘авийа бин Хишам, который сказал: Передал нам Суфйан со слов Усамы бин Зайда, передавшего со слов Усма­на бин Урвы, передавшего со слов Урвы, передавшего, что Аиша сказала: – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах и ангелы*Его благословляют(стоящих) в рядах справа». [Ибн Маджа, “Книга об объявлении о начале молитвы и о том, что в этом соответствует сунне”, т.1, стр. 321, хадис № 1005].

*[Применительно к ангелам “благословляют” здесь следует понимать как “обращаются за них к Аллаху с мольбами”].

3. Являются ли иснады таких хадисов непрерывными (муттасиль) или в них есть разрывы (мункати‘)?

Правильным является мнение, согласно которому иснад та­кого хадиса является непрерывным, если соблюден ряд усло­вий. общепризнанными из них являются два условия

1. Передатчик, передающий что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, не должен относиться к числу занимавшихся подтасовкой.

2. Встреча передатчика, передававшего что-либо со слов другого человека с этим человеком, должна относится к раз­ряду возможных событий.

Нижеперечисленные условия относятся к числу тех, относительно обязательности которых существовали разногласия.

1. Установленность факта встречи: соблюдение этого ус­ловия считали необходимым аль-Бухари, Ибн аль-Мадини и некоторые другие исследователи.

2. Продолжительность общения: это считал необходимым Абу-ль-Музаффар ас-Сам‘ани.

3. Общеизвестность того, что данный передатчик переда­вал хадисы со слов такого-то: это считал необходимым Абу Амр ад-Дани.

Определение хадиса категории “му’аннан”.

а) Это слово является причастием страдательного залога, образованным от глагола “’аннана“ – «говорить “что”».

б) В качестве термина слово “му’аннан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова пере­датчика: «Передал нам такой-то, что такой-то сказал…»

Суждение о хадисе вида “му’аннан”.

Наиболее распространенное мнение заключается в том, что слово “что” подобно выражению “передают со слов”, а пере­датчик, использующий его, мог слышать то, что он передает, при условии соблюдения вышеупомянутых условий.

Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика.

1. Что подразумевается под отводом (та‘н)* передатчика?

*[Данный термин идентичен термину “джарх”].

Под отводом передатчика подразумевается его отвод язы­ком и отрицательные отзывы о его беспристрастности, религи­озности, точности, памяти и внимательности.

Причины отвода передатчика.

Насчитывается десять причин, по которым передатчик мо­жет получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспри­страстности, а пять других – к точности.

а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины.

1. Лживость.

2. Обвинения во лжи.

3. Порочность.

4. Приверженность к нововведениям.

5. Невежество.

б) Отвод по причине недостаточной степени точности мо­жет быть вызван нижеперечисленными вещами.

1. Грубыми ошибками.

2. Плохим запоминанием.

3. Небрежностью.

4. Большим количеством ошибок.

5. Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что пе­редавали достойные доверия мухаддисы.

Ниже речь пойдет о категориях хадисов, которые отверга­ются в силу одной из вышеупомянутых причин. Начну с наи­более неприемлемых.

Мауду‘ المَوْضُوع.

Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то его хадис называется “мауду‘” (подложный; вымышленный).

Определение.

а) Слово “мауду‘” является причастием страдательного за­лога от глагола “вада‘а” – “уменьшать; унижать”. Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства.

б) В качестве термина слово “мауду‘” используется для обо­значения измышленной лжи, возводимой на посланника Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, и приписываемой ему.

Наши рекомендации