Что побуждало передатчиков к подтасовке.
а) Ниже перечислены четыре причины, побуждавшие передатчиков к подтасовке имен шейхов.
1. Слабость шейха или то обстоятельство, что он не пользовался доверием.
2. Недавняя смерть шейха и то обстоятельство, что наряду с данным передатчиком его слушали и те люди, которые были моложе передатчика и ниже его по своему положению.
3. Возраст шейха, если оказывалось, что он младше того, кто передавал хадис с его слов.
4. Множество передаваемых с его слов хадисов, когда передатчику не нравится, что имя шейха везде упоминается только в одной форме.
б) Насчитывается пять причин, побуждавших передатчиков к подтасовке имен передатчиков:
1. Внушение другим мысли о высоте иснада.
2. Пропуск части хадиса, передаваемого со слов такого шейха, от которого передатчик слышал много хадисов.
3, 4, 5. Три первых причины, перечисленные в том пункте, где речь идет о подтасовке имен шейхов.
8. Есть три причины, в силу которых занимающийся подтасовкой достоин порицания. Ими являются:
а) Создание передатчиком ложного впечатления о том, что он слышал хадисы от тех, кого на самом деле не слушал.
б) Отказ от исследования и предпочтение того, что является только возможным.
в) Его знание о том, что, если бы он упомянул того, сведения о ком он подтасовал, другие были бы недовольны. [См.: “Аль-Кифайа”, стр. 358].
Суждение о передаче занимающегося подтасовкой.
Мнения улемов о том, можно ли принимать хадисы, переданные тем, кто занимался подтасовкой, расходятся. Наибольшее распространение получили две точки зрения.
а) Такой хадис является абсолютно неприемлемым, поскольку сам факт подтасовки требует отвода.
б) Такой хадис требует дифференцированного подхода.
1. Если передатчик открыто заявляет о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача принимается. Это значит, что если он скажет: «Я слышал…» – или нечто подобное, его хадис следует принять.
2. Если же передатчик не делает открытого заявления о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача не принимается. Это значит, что если он скажет: «Со слов…» – или нечто подобное, его хадис принимать не следует. [“‘Улюм аль-Хадис”, сс.67-68].
Как распознать подтасовку?
Есть два признака подтасовки:
а) Заявление об этом самого передатчика, занимавшегося подтасовкой, например в том случае, когда его об этом спрашивают, как было это с Ибн Уйаййной.
б) Сообщение об этом одного из сведущих имамов, который основывался на знании, полученном с помощью исследования и изучения.
Наиболее известные сочинения о подтасовках и тех, кто занимался подобными вещами.
Таких сообщений известно множество, а к числу наиболее известных относятся следующие:
а) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” аль-Хатиба аль-Багдади. [См.: “Аль-Кифайа”, стр. 361].
б) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” Бурхан ад-дина бин аль-Халяби (это сочинение опубликовано).
в) “Та‘риф ахль ат-такдис би-маратиб аль-маусуфина би-т-тадлис” хафиза Ибн Хаджара (это сочинение тоже опубликовано).
Мурсаль хафи.
Определение.
а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпускающий как бы отпустил иснад, не стал связывать его с известным передатчиком. Что же касается слова “хафи” (скрытый), то оно является антонимом слова “джали” (явный). Таким образом, эта категория хадисов “мурсаль” не относится к числу явных, и их можно распознать только благодаря исследованию.
б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, которые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Он сказал…»
Пример.
В пример можно привести тот хадис, который Ибн Маджа передает со слов Умара бин Абд аль-Азиза и в котором сообщается, что Укба Ибн Амир передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах охраняющего охраняющих». [Имеется ввиду, что воины, расположившиеся на отдых, охраняют всех мусульман в целом, те же, кто охраняет их, являются охраняющими охраняющих]. Дело в том, что Умар не встречался с Укбой, о чем аз-Зайй сообщает в “Аль-Атраф”.