Хадис категории “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника.

Здесь имеется в виду сообщение сподвижника, передавше­го слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если сам он не слышал или не видел этого по той причине, что был слишком мал, или принял ислам слишком поздно [То есть незадолго до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует], или отсутствовал. К данному виду относятся многочисленные хадисы таких малолетних сподвижников как Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и других, да бу­дет доволен ими Аллах.

Суждение о хадисе “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника.

Правильное и распространенное мнение, которого придер­живается большинство улемов, состоит в том, что эти хадисы являются достоверными и могут быть использованы в качестве аргументов, поскольку случаи передачи хадисов сподвижника­ми со слов последователей редки. Если они передавали хади­сы с их слов, то поясняли это, если же они не приводили пояс­нений и говорили: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», это значит, что они слышали это сообщение от другого сподвиж­ника, а раньше мы уже отмечали, что отсутствие имени спод­вижника не приносит вреда.

8. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “мурсаль”:

а) “Марасиль” Абу Дауда.

б) “Марасиль” Ибн Абу Хатима.

в) “Джами‘ ат-тахсиль ли-ахкам аль-марасиль” аль-`Аля`и. [“Ар-рисаля аль-мустатрифа”, сс.85 - 86. Аль-‘Аля’и – хафиз и исследователь Салах ад-дин Абу Са‘ид Халиль бин Кайкальди аль-‘Аля’и, родившийся в Дамаске в 694, а умерший в Иерусалиме в 761 году хиджры].

Му‘даль.

Определение.

а) Слово “му‘даль” является причастием страдательного за­лога от глагола “а‘даля” (утомлять).

б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, в иснаде которого пропущены имена двух или более передатчиков подряд.

Пример.

В пример можно привести хадис, который аль-Хаким при­водит в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”:

Аль-Ка‘наби передал слова Малика, сообщившего, что до него дошло, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

“Невольника(следует обеспечивать) едой и одеждой согласно обычаю, не заставляя его делать то, что ему не по силам”».Аль-Хаким сказал: «Этот хадис относится к категории “му‘даль” по мнению Малика, который назвал его таковым в “Аль-Муватта”».[“Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 46].

Этот хадис относится к категории “му‘даль” по той причи­не, что в его иснаде между Маликом и Абу Хурайрой отсутст­вуют имена двух следующих один за другим передатчиков, о чем нам известно из той версии этого хадиса, которая в “Аль-Муватта” не приводится и в которой сказано: « … слова Мали­ка, передавшего со слов Мухаммада бин ‘Аджлана, передав­шего со слов его отца, что Абу Хурайра сказал…» [“Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 47].

Суждение о таком хадисе.

Хадисы, относящиеся к категории “му‘даль” являются слабыми, так как в их иснадах есть много пропусков.

4. Сочинения, в которых встречается много хадисов категории “му‘даль”.

Ас-Суйути сказал [“Ат-Тадриб”, т.1, стр. 214]: «Хадисы, относящиеся к категориям “му‘даль”, “мункати‘” и “мурсаль”, часто встречаются в ниже­следующих сочинениях:

а) “Китаб ас-сунан” Са‘ида бин Мансура.

б) В сочинениях Ибн Абу-д-Дунйа».

Мункати‘.

Определение.

а) Слово “мункати‘” является причастием действительного залога от глагола “инката‘а” (быть прерванным).

Объяснение определения.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, иснад которого имеет разрыв любого рода.

Имеется в виду любой иснад, имеющий разрыв в любом месте, будь то начало, конец или середина. Таким образом, к этой категории относятся хадисы, относящиеся к категориям “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, однако специалисты по терминологии хадисов более позднего времени выделили ха­дисы категории “мункати‘”, поскольку по форме они не соот­ветствуют трем вышеупомянутым категориям, и в основном так же подходили к этому знатоки прошлого. Вот почему ан-Навави сказал: «Это чаще всего используется при передаче слов сподвижника людьми, жившими позже последователей, например, в тех случаях, когда Малик передает сообщение со слов Ибн Умара». [“Ат-такриб ма‘а-т-тадриб”, т.1, стр. 208].

Пример.

Примером может служить хадис, передаваемый Абд ар-Раз­заком, слышавшим от ас-Саури, слышавшим от Абу Исхака, слышавшим от Зайда бин Йусай‘а, слышавшего от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, следующее*: «Если вы вручите (власть) Абу Бакру, то (знайте, что) он является сильным и на­дежным (человеком)».[Этот хадис приводит аль-Хаким в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 36. Подобное по смыслу сообщение приводят также Ахмад, аль-Баззар и ат-Та­барани в “Аль-Аусат”. См.: “Маджма‘ аз-зава’ид”, т.5, стр. 176].

*[Подразумевается, что Хузайфа передавал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует].

В середине иснада этого хадиса опущено имя передатчика, а именно – Шарика, который должен был быть упомянут меж­ду ас-Саури и Абу Исхаком, поскольку ас-Саури не слышал его от Абу Исхака непосредственно, но слышал его от Шари­ка, слышавшего его от Абу Исхака.

Хадис с разрывом такого типа не соответствует категориям хадисов категорий “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, и поэто­му его относят к категории “мункати‘”.

Суждение о таком хадисе.

По общему мнению улемов хадисы, относящиеся к катего­рии “мункати‘”, являются слабыми, поскольку ничего не из­вестно о том передатчике, имя которого в иснаде такого хади­са опущено.

Мудалляс.

Наши рекомендации