Суждение о “подвешенных” хадисах, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима.

Суждение о том, “подвешенный” хадис является отвергае­мым, относится к абстрактному определению “подвешенного” хадиса, однако если “подвешенный” хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, на­пример в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, то на него распро­страняется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием “подвешенных” хадисов, приводящихся в “Сахихе” аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. Лучшим из них был хафиз Ибн Ха­джар, собравший эти сообщения в своем труде “Таглик ат-та‘лик”.

Мурсаль.

Определение.

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, от­пускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск. [“Нузхат ан-назар”, стр.43. Последователем называют такого человека, ко­торый, будучи мусульманином, встречался с кем-нибудь из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умер в исламе].

Форма такого хадиса.

В таком хадисе приводятся слова последователя независи­мо от того, мал он был или стар: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то», или: «…сделал то-то», - или: «В его присутствии было сделано то-то». Мухаддисы называют хадис “мурсаль”, если он имеет такую форму.

Пример.

В пример можно привести один из хадисов, приводимых в «Книге торговых сделок» «Сахиха» Муслима, где сказано:

– Передал мне Мухаммад бин Рафи‘, сказавший: передал нам Худжайн, сказавший: передал нам аль-Ляйс, слышавший от ‘Укайля, слышавший от Ибн Шихаба, слышавшего от Са‘ида бин аль-Мусаййаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал (то, что называется) “музабана”.[“Музабана” –продажа несобранных фиников за сухие (, которые отмеря­ются) мерами, и продажа изюма (, отмеряющегося) мерами, за несобранный виноград. При этом количество несобранных фиников и винограда может определяться только приблизительно].

Са‘ид бин аль-Мусаййаб был одним из выдающихся после­дователей. Он передавал этот хадис, в котором содержится сообщение о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминая имени то­го, кто являлся связующим звеном между ним и пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, в иснаде этого хадиса опущена его за­ключительная часть, иначе говоря имя того, кто упоминается до последователя. Это является наименьшей потерей, но быва­ет и так, что наряду с этим опущено, например, и имя после­дователя.

Какие хадисы факихи и знатоки основ религии относят к разряду “мурсаль”?

Хадисы, форма которых соответствует упомянутой нами, мухаддисы относят к разряду “мурсаль”, что же касается фа­кихов и знатоков основ религии, то их подход к этому являет­ся более общим. Так, например, любой хадис, в иснаде кото­рого не упоминается один или несколько передатчиков, не следующих друг за другом, [Такой хадис называется “мункати‘”] они относят к разряду хадисов “мурсаль”, и такого же мнения придерживаются последовате­ли аль-Хатиба.

Суждение о таком хадисе.

В основе своей хадис категории “мурсаль” является слабым и отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет такому не­обходимому условию приемлемости, как непрерывность исна­да. Кроме того, ничего не известно о том передатчике, имя ко­торого опущено, а это значит, что он может и не являться спо­движником, а это значит, что в подобном случае хадис может оказаться слабым.

Однако ни лучшие мухаддисы, ни другие улемы не были едины во мнении относительно суждения о хадисах категории “мурсаль” и использовании их в качестве аргументов, посколь­ку подобный вид разрыва в цепи передатчиков отличается от любого другого. Имеется в виду, что в основном в таких хади­сах выпадает имя сподвижника, но все сподвижники отлича­лись справедливостью, и незнание их имен не может причи­нить никакого вреда.

В большинстве случаев высказывания улемов о хадисах кате­гории “мурсаль” относятся к одной из трех нижеследующих групп:

а) Слабыми и отвергаемыми считает такие хадисы большая часть мухаддисов, а также многие знатоки основ религии и факихи, выдвигающие в качестве довода отсутствие сведений о положении того передатчика, имя которого в иснаде опуще­но, так как существует вероятность того, что он сподвижником не являлся.

б) Достоверными и пригодными для использования в каче­стве аргументов считают такие хадисы имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад. Их мнение разделяет и целая группа улемов при том условии, что все передатчики такого хадиса были дос­тойны доверия и передавали хадисы только со слов достойных доверия лиц. Они обосновывали свою точку зрения тем, что последователи заслуживают доверия, и любой из них мог ска­зать: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», лишь в том слу­чае, если он слышал об этом от достойного доверия человека.

в) Его можно считать приемлемым в случае соблюдения определенных условий. Иначе говоря, при соблюдении этих условий такой хадис является достоверным, как считают имам аш-Шафи‘и и некоторые улемы.

Речь идет о соблюдении четырех условий, три из которых касаются передатчика, а одно – самого такого хадиса:

1. Передатчик должен относиться к числу крупнейших по­следователей.

2. Называя тех людей, со слов которых он передавал ха­дисы, он должен называть достойных доверия.

3. Если такого же мнения придерживаются и другие достойные доверия хафизы, он не должен противоречить им

4. Помимо вышеперечисленных трех условий такой хадис должен удовлетворять также и одному из нижеупомянутых:

а) Этот хадис должен передаваться и другим путем, но с указанием имен всех передатчиков.

б) Или же он должен передаваться также без указания имени сподвижника другим путем таким человеком, который воспринял знание не от тех людей, которые упоминаются в ис­наде первого хадиса.

в) Или же по смыслу он должен соответствовать словам сподвижника.

г) Или же большинство улемов должно высказываться со­образно смыслу этого хадиса.[См.: «Послание» аш-Шафи‘и, стр. 461].

Если вышеупомянутые условия соблюдены, становится яс­но, что иснад такого хадиса и все то, что его усиливает, явля­ется достоверным, и если какое-нибудь достоверное сообще­ние передается одним путем и противоречит этому, мы можем отдать предпочтение первому, по той причине, что оно пере­дается многими путями, если объединить их между собой труд­но.

Наши рекомендации