Наиболее известные сочинения, посвященные неизвестным хадисам.
а) “Гара’иб Малик” ад-Даракутни.
б) “Аль-Афрад” ад-Даракутни.
в) “Ас-сунан алляти тафаррада би-кулли суннати мин-ха ахлю бальдатин” Абу Дауда ас-Сиджистани.
9. Классификация отдельных сообщений (хабар аль-āхāд) по признаку их силы и слабости.
Отдельные сообщения, в том числе известные, редкие и неизвестные, с точки зрения их силы и слабости подразделяются на две группы:
а) Приемлемые: к числу их относятся такие хадисы, правдивость передатчиков которых является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: их обязательно приводить в качестве доводов, как обязательно и действовать в соответствии с ними.
б) Отвергаемые: к числу их относятся такие хадисы, правдивость передатчиков которых не является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: такие хадисы не следует приводить в качестве доводов и действовать в соответствии с ними необязательно.
Как приемлемые, так и отвергаемые хадисы подразделяются на определенные группы и отличаются своими особенностями, о чем я расскажу в двух отдельных главах, если пожелает Всевышний Аллах.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Приемлемое الخَبَرُ المَقْبول (макбуль) сообщение.
Тема первая: классификация приемлемых сообщений.
Тема вторая: подразделение приемлемых хадисов на действующие и недействующие. [То есть обязательные и необязательные к применению на практике].
Классификация приемлемых сообщений.
С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: достоверные الصَّحِيح (сахих) и хорошие الحَسَن (хасан). Сообщения каждой из этих групп в свою очередь подразделяются на две группы: достоверные (хорошие), как таковые, и достоверные (хорошие), считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. В целом все приемлемые сообщения подразделяются на нижеперечисленные четыре группы:
1. Достоверные сообщения как таковые.
2. Хорошие сообщения как таковые.
3. Достоверные сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов.
4. Хорошие сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов.
Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследование каждой из этих четырех групп.
Достоверное сообщение.
Определение.
а) Слово “сахих” (истинный, подлинный, правильный; здоровый) является антонимом слова “саким” (неправильный; больной). По отношению к состоянию тела это слово употребляется в прямом смысле, а по отношению к хадисам и прочим вещам - в переносном.
б) В качестве термина слово “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля).
2. Объяснение определения.
В приведенном нами определении упоминаются такие вещи, наличие которых необходимо для того, чтобы хадис считался достоверным. Имеются в виду нижеследующее .
а) Непрерывность иснада: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.
б) Добросовестность (‘адаля) передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса являлся разумным совершеннолетним мусульманином и не был ни нечестивцем, ни непорядочным человеком.
в) Точность передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса абсолютно точно запоминал или записывал хадисы.
г) Отсутствие отклонений, под которыми подразумеваются такие случаи , когда достойный доверия передатчик передает хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного еще более достойным доверия лицом.
д) Отсутствие недостатков: это значит, что хадис не является дефективным; недостатком (‘илля) является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным.
Условия, которым должен удовлетворять такой хадис.
Из объяснения определения видно, что для признания хадиса достоверным необходимо, чтобы он удовлетворял пяти условиям: характеризоваться непрерывностью иснада, беспристрастностью и точностью передатчиков, отсутствием недостатков и отсутствием отклонений.
Если хадис не удовлетворяет хотя бы одному из этих пяти условий, он не может именоваться достоверным.
Пример.
Примером может служить хадис, приводимый аль-Бухари в его “Сахихе”, где говорится:
– Абдуллах бин Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада бин Джубайра бин Мут‘има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру “Гора”». [Этот хадис аль-Бухари приводит в “Книге азана”].
Этот хадис является достоверным в силу следующих причин:
а) Его иснад является непрерывным, так как каждый из его передатчиков слышал его от своего шейха.
б, в) Все его передатчики отличались беспристрастностью и точностью, и именно так характеризовали их знатоки науки отвода и подтверждения.
1. Абдуллах бин Йусуф был достойным доверия и отличался точностью.
2. Малик бин Анас являлся имамом и хафизом.
3. Ибн Шихаб аз-Зухри был факихом и хафизом, которому, по общему мнению, была присуща высочайшая точность.
4. Мухаммад бин Джубайр был человеком, достойным доверия.
5. Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, являлся сподвижником.
г) В этом хадисе нет никаких отклонений, поскольку ни одно более сильное сообщение ему не противоречит.
д) В этом хадисе нет никаких недостатков.