Наиболее известные сочинения, посвященные “редким” сообщениям.

Улемы не оставили специальных трудов, посвященных “редким” хадисам скорее всего по той причине, что их насчи­тывается немного.

Неизвестное (гариб) сообщение.

Определение.

а) Слово “гариб” является прилагательным и переводится как “одинокий” или “далекий от своих родных”.

б) Как термин, слово «гариб» служит для обозначения хади­са, передаваемого со слов одного-единственного передатчика.

2. Объяснение определения.

Это значит, что передатчиком данного хадиса является только один человек, и это касается либо всех, либо некото­рых, либо только одного из разрядов иснада*, даже если в ос­тальных его разрядах передатчиков будет больше, поскольку в данном случае значение имеет наименьшее количество.

*[См. определение термина “разряд иснада” в разделе “Знание о разрядах улемов и передатчиков”].

Группы таких сообщений.

В зависимости от степени своей одиночности неизвестные сообщения подразделяются на две группы – абсолютно неиз­вестные (гариб мутлак) и относительно неизвестные (гариб нисби).

а) Абсолютно неизвестное сообщение.

1. Определение: Абсолютно неизвестным называется та­кое сообщение, неизвестность (гараба) которого имеет отно­шение к основе его иснада. Другими словами, имеется в виду такое сообщение, первым передатчиком которого является только один человек.

2. Пример: хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела(оцениваются)только по намерениям…» [Аль-Бухари и Муслим].

Данный хадис передается только со слов Умара бин аль-Хатта­ба, да будет доволен им Аллах. Таким образом, хадис может оставаться неизвестным до самого конца иснада, даже если со слов первого передатчика его передает целый ряд других передатчиков.

б) Относительно неизвестное сообщение.

1. Определение: Относительно неизвестным сообщение называется в том случае, когда неизвестностью характеризует­ся любое звено его иснада. Имеется в виду, что первым его передатчиком может быть не только один человек, тогда как более поздним передатчиком, относящимся к какому-нибудь другому его звену, является один человек, передававший этот хадис со слов передатчиков первого звена.

2. Примером может служить тот хадис, в котором со слов Малика передается сообщение аз-Зухри, передавшего слова Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что, ко­гда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступал в Мекку, [Здесь речь идет о завоевании мусульманами Мекки в январе 630 года] на голове его был шлем. [Аль-Бухари и Муслим]. Этот хадис со слов аз-Зухри передавал только Малик.

4. Причина такого наименования.

Хадисы, относящие­ся к данной группе, получили название “относительно неизвестных” по той причине, что единственность их имеет отно­шение к определенному лицу.

5. Виды относительно неизвестных хадисов.

Есть несколько видов «неизвестности», которую можно счи­тать относительной по той причине, что абсолютной она не является, а касается только чего-то определенного. Речь идет о нижеследующих видах:

а) Хадис, только один из передатчиков которого заслужива­ет доверия. В подобных случаях говорят: «Не передавал его из достойных доверия никто за исключением такого-то».

б) Такой хадис, который только один определенный пере­датчик передает со слов какого-нибудь другого определенного передатчика. В подобных случаях говорят: «Только такой-то передавал его со слов такого-то», даже если данный хадис пе­редается и другими путями со слов других передатчиков.

в) Такой хадис, который передают только жители опреде­ленного города или определенной области, когда говорят: «Этот хадис передают только жители Мекки или жители Ша­ма».

г) Такой хадис, который передают только жители опреде­ленного города или определенной области в отличие от жите­лей другого города или другой области, когда говорят: «Этот хадис передают только жители Басры в отличие от жителей Медины», или же: «Этот хадис передают только жители Шама в отличие от жителей Хиджаза».

6. Другой вид классификации неизвестных хадисов.

По признаку неизвестности иснада или матна улемы подразделяют неизвестные хадисы следующим образом:

а) Хадисы, у которых неизвестными являются как матн, так и иснад. Таковым является хадис, матн которого передается со слов только одного передатчика.

б) Хадисы, у которых неизвестным являются иснад, но не матн. В пример можно привести такой хадис, матн которого передается со слов целого ряда сподвижников, но один из пе­редатчиков передает его со слов какого-нибудь другого спод­вижника, имя которого не упоминается в прочих версиях. О таких хадисах ат-Тирмизи говорит: «Он является неизвестным в этом отношении».

7. Много неизвестных хадисов приводится в следующих сборниках хадисов:

а) “Муснад” аль-Баззара.

б) “Аль-му‘джам аль-аусат” ат-Табарани.

Наши рекомендации