Глава третья. Отсталость и деградация общества
Исламская нация, учитывая то, что на нее возложено великое бремя ответственности, обязана быть в авангарде в любой жизненной сфере, должна быть эталоном цивилизации и культуры.[1214]
Человек, внимательно изучающий страницы исламской истории, увидит, что в жизни мусульман были рассвет и закат, подъем и упадок, развитие и отсталость. Примечательно, как один из мыслителей описывает период слабости и увядания культуры той или иной нации: «Есть два явления, не имеющих точной точки отсчета: сон в жизни нации и упадок в жизни нации. Почувствовать их можно лишь после того, как они явно проявились и выявились»[1215]. Проявив небрежность к честности и верности, мусульмане проявили небрежность к защите своей цивилизации, к своей роли быть эталоном культуры.
Лидеры первого поколения мусульман взрастили уникальных последователей ислама, дав им совершенное воспитание. Благодаря этому, они стали примером для подражания во всем: в суждении, в поведении, в работе и усердии, а также на войне.[1216]
В первые века мусульманское общество благодаря духу ислама и его учениям, было великим и могучим. За короткий период времени мусульмане шагнули далеко вперед и основали процветающую цивилизацию и сплоченное государство, сила, свет и культура которого на протяжении столетий распространились в разные уголки мира. Затем начался медленный спад, отражавшийся на вере, поклонении и морали. А вслед за ним пришли отсталость и упадок в культуре, науке, мысли, политике, экономике и войне.[1217]
Ан-Надауи довольно точно описал признаки упадка мусульманской цивилизации: «К сожалению, человечеству выпала плохая доля, когда этот важный пост заняли те, кто не был достоин его и не был готов к нему; кто не получил глубокого, основательного религиозного воспитания, какое обрело первое поколение мусульман, а также многие другие люди из их поколения, их современники. Они не обладали духом воинов на пути ислама, их знания не были настолько сильны, чтобы они могли выносить самостоятельные решения по религиозным и мирским делам с учетом предвидения трудностей, с которыми сталкивался исламский халифат. Мы говорим о длительном периоде правления халифов из рода Бану Умайя, Бану аль-‘Аббас, Бану ‘Усман вплоть до наших времен, власть которых дала брешь в уже разбитых стенах исламского государства, которая незаделана до сих пор. Как следствие – многое было извращено в исламских ценностях»[1218].
Все это произошло, когда мусульмане позабыли про свою религию, утратили верность и честность. Их цивилизация увяла. Они зажили богато, стали уподобляться другим неверующим народам. Они перенимали их нравы, традиции, обычаи и образ жизни. Они стали гнаться за преходящими благами земной жизни, наслаждаясь роскошью, расточительствуя и изощряясь в измене своим ценностям. Для Всевышнего Аллаха они стали ничтожными, несмотря на то, что среди них были праведные люди. Они стали для людей ничтожными, невзирая на пространные границы и огромное войско.[1219] Словно именно их описывает хадис, переданный Саубаном, R, от Пророка, S: «Вот-вот набросятся на вас народы, как едоки собираются вокруг блюда». Кто-то спросил: «А нас в это время будет мало?» Он, S, ответил: «Нет, вас будет много в это время, но будете вы подобны пене и сору, что несет с собое сель. И Аллах непременно вырвет из груди вашего врага страх к вам. И Он непременно поселит в ваших сердцах слабость». Некто спросил: «О Посланник Аллаха! А что за слабость?» Он, S, ответил: «Любовь к мирской жизни и неприязнь к смерти»[1220].
Да будет доволен Аллахом ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, R, который однажды сказал: «Поистине, мы были самым униженным народом, и Аллах возвеличил нас исламом. И сколько бы мы не стремились к величию, минуя то, чем нас возвеличил Аллах, Аллах непременно унизит нас»[1221].
Достаточно вспомнить, что подавляющее большинство жителей мусульманских стран в современном мире (кроме нефтяных держав) имеют доходы, меньше установленного минимального дохода на существование. Среди 36 бедных стран в мире – 25 мусульманских.[1222]
Другие признаки отсталости – крайняя нищета и пренебрежение образованием, что привело к неграмотности; пренебрежение медициной, что привело к эпидемиям, ухудшению здоровья нации; пренебрежение экономическим и социальным развитием, сельским хозяйством и производством.
Верность и честность – это краеугольные достоинства цивилизованной нации. Общество, в котором главенствуют эти качества, быстро прославляется, завоевывает симпатию и доверие всего мира. Обратное также справедливо. Общество, в котором процветает коварство и предательство, люди презирают и ему не доверяют. Эту мысль выразил Хасан аль-Худайби в своем высказывании: «Верность – это великий нрав, в котором мы остро нуждаемся. Для многих людей неведомо даже подобие этого достоинства. И это несмотря на то, что утрата верности способна разрушить целую страну. Ее утрата влечет пагубные последствия».
Следует помнить, что развитие общества зависит от уровня нравственности с одной стороны, и с другой – от общей культуры. Рост морального уровня является и фактором влияния на культуру, и в то же время показателем этой культуры. При этом одни ценности характеризуются как высокие, а другие как низкие.
Явный тому пример: мусульмане процветали, когда они придерживались культурных ценностей, содержащихся в учениях ислама. Когда же вера и цивилизация мусульман ослабли, колесо начало крутиться вспять: верность и честность начали изживаться в обществе, ложь и коварство проникать в деловые отношения, легкомыслие – задавать темп любой работе, обещания – нарушаться. Все это в совокупности оставляло черный след отсталости на культурном и моральном облике общества.
Далее в последующих двух главах мы поговорим более подробно об отсталости и деградации общества:
1. Слабость общества.
2. Искажение облика ислама.
Слабость общества
В те времена, когда нация была верна своим убеждениям, была верна своей морали, была верна своей культуре – она возвысилась и обрела силу. Спустя время, когда она постепенно дала слабину в своей верности, община увяла. Прекрасны слова того, кто сказал: «Нет ничего хуже для общества, чем утрата верности. Ведь верности противопоставляют предательство. А нет более несчастного общества, чем то, в котором предательство – обычное дело»[1223].
Тот, кто призадумается над положением исламской нации, над тем, что, находясь в авангарде, она затем сдала позиции и оказалась в арьергарде, то поймет, что основной причиной тому послужила утрата верности и честности на пути усилий и усердия во благо общества, отсутствие реализации имеющихся возможностей во благо будущего поколения. Возможно, они и были реализованы в отдельных случаях, но в том-то и заключается слабость, что это были единичные случаи.[1224]
Далее мы постараемся более подробно раскрыть то, как утрата верности и честности приводит к слабости общества.
1. Упадок
Пророк, S, сообщив нам о признаках слабости и упадка общества, о переменах в нем, связал это с утратой верности и честности. Обвинение честных людей в предательстве, доверие предателям, а затем и их участие в важных делах нации – все это знамения Судного дня. Посланник, S, сказал: «Перед приходом Часа наступят вероломные года, когда честного будут обвинять, а подозреваемому – доверять, и будет дано слово рувайбида». Сподвижники спросили: «А кто такойрувайбида?» Он ответил: «Глупец, говорящий о положении людей»[1225]. Пророк, S, также сказал: «(Признаком) приближения Часа есть то, что дурных людей будут возвышать, а добрых – унижать…»[1226].
Словом, утрата верности и честности, распространение предательства в обществе приводят к разложению и упадку общества. Вот что говорит Джамаль ад-Дин аль-Афгани по этому поводу: «Несомненно, что народ, которым правят предатели, подвержен либо полному исчезновению, либо порабощению другим народом, который будет унижать и притеснять его. В итоге он вкусит горечь рабства, что хуже исчезновения и вымирания»[1227].
Представим, что в обществе есть две силы, одну из которых представляют честные люди, а другую – предатели. Очевидно, что слабость и разложение общества зависит от количества предателей, которые работают в ущерб нации. Если их больше, чем верных и честных людей, то конфликты, смуты и заговоры станут распространенным явлением, что потянет общество вниз ко дну. Подобных примеров предостаточно в жизни, ведь разрушать – не строить. Но в любом случае упадок – это дело не сиюминутное. Он – следствие накопившихся ошибок.[1228]
Прославление актеров, рекламирование их в СМИ, словно они эталон для подражания – все это признаки упадка. Не секрет, что СМИ, руководствующиеся неверной идеологией, очень сильно влияют на моральное разложение общества. Они с легкостью прививают людям дурные нравы, именуя это свободой, распространяют аморальность, называя это демократией. Зло, которое они пропагандируют, завуалировано красивыми словами и ложным призывом.[1229]
Некоторые певцы за одно выступление зарабатывают 100 000 долларов, а танцовщицы – 25000 долларов. Все это свидетельствует о явно повышенном интересе людей к ложному искусству.[1230]
2. Разобщенность
В свое время имам ‘Али, R, осознал, что тайна единства людей, сплоченности рядов заключается в честности и верности. С другой стороны, при утрате верности, народ теряет силу и разобщается. Вот что он сказал в одной из своих проповедей: «Клянусь Аллахом, я думаю, что эти люди одержат над вами победу, поскольку сплотились вокруг своей лжи, а вы от истины разобщены, поскольку вы ослушаетесь своего предводителя на пути истины, а они подчиняются своему предводителю во лжи; поскольку они верны своему соратнику, а вы предаете; поскольку они стараются во благо своей земли, а вы рушите. И если я доверю кому-нибудь из вас черпак, то боюсь, что он уведет веревку от него».
Любой человек, размышляющий над тем, в каком сокрушительном положении оказалась исламская нация, осознает опасность, что кроется в утрате верности и честности и в разобщенности. Приведем два факта.
Первый: положение мусульман, когда на них обрушилась современная западная колонизация. Они были разбросаны на землях пяти государств – монгольской империи в Индии, сефевидского государство в Иране, государства мамлюков на территории Египта, Хиджаза, аш-Шама, Османской империи в Турции и Средней Азии, государства саадитов в Марокко. И все это из-за их разобщенности и внутренней борьбы.[1231]
Второй: произошедшее с оккупированной Палестиной, где евреи изгоняли мусульман с родных земель, подвергая их пыткам и гонениям. В результате того упадка, в котором оказалась исламская нация, в Палестине повторилась история Андалузии. Как сказал некогда поэт:
О сестра Андалузии, терпи и жертвуй,
Будь вынослива к бедам и лишениям.
В гуще дней потерялась ты,
Как некогда была потеряна Андалузия.
На твоих сынов охотятся так,
Как еще ни на кого не охотились из общины мусульман. (рифма).
Таким образом, мы понимаем истинную природу немощности мусульман, причины, из-за которых они подвержены бедам, страданиям и лишениям. Решение кроется лишь в искреннем возвращении к источнику силы: книге Всевышнего Аллаха, Сунне Его Пророка Мухаммада, S, а также в выполнении той великой ответственности, что была возложена на человека.
Искажение прекрасного облика ислама и мусульман
Итак, мы прояснили для себя, что беды исламской нации, ее отсталость появились в силу многих искажений: и в вероучениях, и в морали, и в поклонении, и в общественных отношениях, которые в совокупности сформировали неправильное понимание об исламе, которые отдалили от чистого ислама, от учений его веры и жизненных предписаний. Именно поэтому поколения, что унаследовали это положение, оказались отдалены от ислама широкой пропастью. В итоге они свели поклонение Аллаху к определенным религиозным обрядам. Эгоизм и любовь к мирскому поглотили их. Они утратили искренность, стади самонадеянными и ленивыми. В них не было стремления развивать общество и культуру. Они утратили верность и честность.
Вот что говорит об отрицательных последствиях утраты верности и честности в исламской общине один из мусульманских мыслителей: «Нация во многом поступила небрежно по отношению к той ответственности, что возложил на нее Всевышний Аллах, когда легкомысленно отнеслась к требованиям свидетельства „нет бога, кроме Аллаха“, когда понесла большие потери. В результате не только она получила сокрушительный удар, став словно селевая пена, но и весь оставшийся мир, который так или иначе Всевышний Аллах связал с положением исламской нации с момента ее появления»[1232].
Одним из проявлений безответственности мусульманина является то, что человек молится в мечети, но лжет людям, нечестен с теми, кто ему доверяет[1233].
В наше время мы часто слышим заявления о том, что мусульмане предают тех, кто им доверяет. Как следствие, многие остерегаются мусульман, стараются не иметь ничего общего с ними. Словом, эти громкие заявления бьют по авторитету мусульман, к ним теряется доверие, из-за того что они не выполняют обязательства и неисполнительны. Естественно, это наносит большой вред мусульманам, извращает облик ислама, его мораль и этику.
Ранее мы упоминали о том, какую роль сыграли в распространении ислама верность и честность, в частности на юго-востоке Азии и в Африке. Эти земли посещали мусульманские торговцы, которые до глубины души чувствовали, что являются послами своей религии. Они честно вели сделки с немусульманами, их каждый поступок и слово были проникнуты честностью и искренностью, благодаря чему местное население массово принимало ислам, поскольку люди осознавали истину, видели, что эта вера зиждется на верных основах.
Причиной отсталости и упадка мусульман во всех жизненных сферах явилась их отдаленность от религии, их пренебрежение великой ответственностью, что возложена на них Всевышним Аллахом. На самом деле, презренный взгляд и презрение к мусульманам, убежденность в том, что они неспособны к культурному возрождению, – это симптомы вышеупомянутого недуга, за лечение которого должны взяться искренние приверженцы ислама. Для начала они должны понять причины, представляющие исламскую цивилизацию в обезображенном виде. Затем они должны работать над тем, чтобы показать ее истинный облик – светлый облик исламской культуры, которая когда-то вывела мусульман в авангард развития.
Далее мы постараемся более подробно раскрыть то, как утрата верности и честности приводит к извращенным представлениям об исламе.
1. Дурное отношение к людям
Многие мусульмане извратили представление людей об исламе из-за своего дурного отношения к исламским ценностям. Эту проблему мусульманского общества освещает Мухаммад аль-Байхани в книге «Ислях аль-муджтама‘». Вот что он пишет о коварстве и лжи мусульман в деловых отношениях: «Мы живем в те времена, когда преобладает ложь, когда издеваются над честным человеком, которому лживо клянутся, лживо приносят против него свидетельства; которого побуждают обойти правду; которого уводят от праведного к греховному. В тоже время вы можете увидеть, как многие неверные и язычники в словах и поступках строго правдивы и твердо стоят на этом принципе, благодаря чему осуществляют свои мечты и заслуживают доверие в отличие от многих наших братьев мусульман»[1234]. Так, некоторые люди, называющие себя мусульманами, без зазрения совести совершают ужасные поступки, противоречащие исламским учениям. К примеру, лгут, поступают коварно и хитрят всяческим образом в деловых отношениях.
Обезображивание облика ислама и мусульман посредством поступков, противоречащих нравственности и ценностям ислама, является предательством по отношению к Всевышнему Аллаху и его Посланнику, S, о котором предостерегает нас Преславный:
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно»(8:27).
Об этом также предостерегал Пророк, S, сказав: «Верни доверенное имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал тебя»[1235].
2. Расхождение слов с делами
Не будет преувеличением сказать, что поведение человека отображает его убеждения в жизни. И порой больше всего отвращает немусульман от ислама и его последователей то, что поступки и действия некоторых мусульман разнятся с их словами и призывом.
Зачастую люди, будь то на Востоке или на Западе, слушая наших проповедников, красноречиво рассказывающимх об исламе и его учениях, прямо задают им вопрос или думают об этом: «Если ислам такой прекрасный, как вы его описываете, то почему же вы – такие?! Почему вы лжете, поступает коварно, хитрите, нарушаете обещания, плохо относитесь к людям, не говоря уже о том, что творится внутри вас: вы враждуете друг с другом, ненавидите друг друга и ни о чем не можете договориться?!» Подобное отношение немусульман есть одно из проявлений искаженного представления об исламе и мусульманах вследствие утраты ими верности и честности.[1236]
Вроятно, именно поэтому будет правильным подготовить тех, кого мы призываем, к тому, что нынешнее положение мусульман далеко от чистого ислама, дабы этих людей не оттолкнула разница между тем, что они слышат, и тем, что видят. И, очевидно, об этом должны прямо говорить те европейцы или другие иностранцы, кто в наше время принял ислам и стал воплощать в жизнь его положения. Они говорят: «А ведь это великая милость Всевышнего Аллаха по отношению к нам – то, что мы стали мусульманами, прежде чем увидели все эти негативные проявления»[1237]. И хвала Аллаху за то, что эти люди, принявшие ислам, не колеблются, видя пропасть между исламом и реальностью, поскольку осознали, что религия не призывает к тому, что творится в мире, осознали, что все это происходит по той причине, что мусульмане неверны исламу должным образом.
3. Внутреннее поражение
Некоторые мусульмане любят повторять, что европейские государства и Америка относятся к числу неверных, однако в этих странах мораль находится на высоком уровне: здесь люди честны, исполнительны и так далее. В то время как мусульмане – обладатели истинной религии – слабы и отсталы, а честность, ответственность и верность для нас в жизни стали пустым звуком.[1238]
На самом же деле ислам не должен быть орудием в руках сломленных, падших людей, чтобы они могли как-то оправдать свое униженное положение. Он не должен быть выставочном стендом, на который люди вешают свои проигрыши в гонке за технологическим прогрессом. Нельзя связывать поражение и отсталость мусульманского общества с исламом. Ислам сам по себе – полноценная и совершенная религия, всеобъемлющая культура, высокий эталон цивилизованности. Ужасное положение мусульманских стран говорит об их отдаленности от сути религии, которая была ниспослана нашему Пророку Мухаммаду, S, отдаленности от веры и руководства, которых придерживались наши праведные предшественники, воздвигшие лучшую цивилизацию в мире, сформировавшие уникальное, единственное в своем роде общество, живущее в свете Корана.