Глава вторая. Отсутствие искренности и безответственность
Суть искренности заключается в том, «чтобы не искать признания ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха»[1094], как разъяснил это аль-Фудайль ибн ‘Ияд. Искренность – это поклонение, предписанное нам в любом деле. Искренность – это действие, рождающееся в сердце. А в сердце невозможно заглянуть. Судить об искренности человека в выполняемых обязанностях и в возложенной на него ответственности можно только по определенным признакам, среди которых важнейшим является соблюдение принципа верности и честности.
Примечательно, что когда среди людей нет верности и честности во взаимоотношениях, они постепенно теряют чувство искренности в том, что обязаны выполнять, и в том, за что несут ответственность. Признаком отсутствия искренности является лицемерие. Его определяют так: «Неискренние действия, совершаемые не ради Всевышнего Аллаха»[1095]. Когда человек неискренне выполняет свой долг и обязанности, когда им движет желание заработать денег, удостоиться похвалы и признания, он лицемерит. Именно в этом случае он становится все менее обязательным, честным и верным, что естественно отражается на его действиях. Одно из изречений Пророка, S, содержит страшную угрозу в отношении лицемеров. От Абу Хурайры, R, передано: «Я слышал, как Посланник Аллаха, S, сказал: «Поистине, первым, кого будут судить в День воскрешения – это человек, который умер смертью мученика. Его приведут и (Аллах)покажет ему все те милости, что были дарованы ему, и он признает их. Он спросит: „Что ты с этим сделал?“ Тот ответит: „Я сражался ради Тебя и пал смертью мученика“. Но Он скажет: „Ты солгал. На самом деле ты сражался, дабы сказано было: „Храбрый!“ И это было сказано“. Затем будет велено взять его, и его поволокут лицом по земле, покуда не бросят в Огонь. Далее человек, который учился, обучал и читал Коран. Его приведут и (Аллах)покажет ему все те милости, что были дарованы ему, и он признает их. Он спросит: „Что ты сделал?“ Тот ответит: „Я учился и обучал, читал ради Тебя Коран“. Но Он скажет: „Ты солгал. На самом деле ты учился, чтобы сказали: „Ученый“. Ты читал Коран, дабы сказали: „Чтец!“ И это уже было сказано. Затем будет велено взять его, и его поволокут лицом по земле, пока не бросят в Огонь. Далее человек, которому Аллах даровал премного милостей, наделил разным имуществом. Его приведут и (Аллах)покажет ему все те милости, что были дарованы ему, и он признает их. Он спросит: „Что ты с этим сделал?“ Тот ответит: „Я воспользовался каждой возможностью тратить средства на то, что любо Тебе“. Но Он скажет: „Ты солгал. На самом деле ты так поступал, дабы сказали: „Щедрый!“ И это уже было сказано. Затем будет велено взять его, и его поволокут лицом по земле, покуда не бросят в Огонь»[1096].
Ан-Науауи прокомментировал этот хадис следующим образом: «То, что Пророк упомянул о воине, ученом и щедром человеке, о том, что за их поступки, совершенные не ради Всевышнего Аллаха, они войдут в Ад, свидетельствует о суровом запрете лицемерить и об ужасном наказании за подобное действие и указывает на обязанность быть искренним в своих поступках.
Ведь Всевышний говорит:
„А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера“(98:4).
Этот хадис также подчеркивает достоинство джихада – для тех, кто вступит на этот путь искренне ради Всевышнего Аллаха. Похвала ученых и тех, кто жертвует на добрые дела – все это подразумевает искреннее усердие ради Всевышнего Аллаха»[1097].
Другой пример. После битвы при Ухуде Пророк, S, сказал, что один из сражавшихся войдет в Огонь, несмотря на то, что этот мужчина яростно сражался на поле битвы. Люди очень сильно удивились тому, что ему уготован Ад. Ведь он получил много ранений, его принесли домой и оставили. А как оказалось, ночью он не cмог стерпеть боль и наложил на себя руки. Он поставил рукоятку меча на пол, острие направил себе на грудь и лег на него, таким способом покончив с собой. Тогда Посланник Аллаха, S, сказал: «Поистине, человек может делать поступок обитателей Рая, как это кажется людям, но оказаться одним из обитателей Огня. И, поистине, человек может делать поступок обитателей Огня, как это кажется людям, но оказаться одним из обитателей Рая»[1098].
Следует помнить, что поступок, начатый с намерения ради Всевышнего Аллаха, но затем мотивированный где-то личным интересом, что явно проявляется и сказывается в деле, «перестает быть искренним ради лика Всевышнего Аллаха. В итоге в нем нет ничего человеческого, в подлинном смысле этого слова»[1099]. Абу Хамид аль-Газали подчеркивает, что искренность является великим началом, которое должно быть присуще любому делу: «Душа находит успокоение в любом уделе мирском, и сердце склоняется к нему, будь он малый или большой. А когда этот удел побуждает к поступку, то он очерняется и теряет свою искренность. Человек повязан по рукам и ногам этим уделом, он погружен в свои страсти. Чуть ли не каждый его поступок и поклонение пересекаются с мирским интересом и тому подобными преходящими целями. Вероятно, именно поэтому бытует изречение: „Кому хоть на миг в жизни удалось быть искренним ради лика Всевышнего Аллаха, тот спасен“. А все благодаря величию искренности, из-за трудности очищения сердца от пороков. Ведь искренен лишь тот, кем движет лишь желание приблизиться к Всевышнему Аллаху»[1100].
Неискренность проявляется при любви к славе, известности, при желании добиться признания людей. Пророк, S, предостерегал от всего этого. От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, передано: «Посланник Аллаха, S сказал: „Кто говорит, дабы услыхали его, Аллах сделает так, что его услышат. Кто лицемерит, им же Аллах и выявит его лицемерие“»[1101].
Аль-Хаттаби объяснил этот хадис следующим образом: «Если человек поступает неискренне, чтобы люди его увидели и услышали, то Всевышний Аллах воздаст ему тем, что выведет его на чистую воду, опозорит его и выявит то, что он скрывал»[1102].
Искренность имеет великую значимость в исполнении любого долга и обязательств, которые предполагает принцип верности и честности. Жульническое отношение торговца к тому, что доверили ему, лень исполнителя в работе, исковерканная правда, написанная пером писателя, – все это свидетельствует о шаткой искренности в душах. Вот что говорит Юсуф ибн аль-Хусайн об обязанности соблюдать искренность в любом начинании: «Самое достойное, что есть в этом мире, – это искренность. И всякий раз, когда я стараюсь избавиться от лицемерия, я чувствую как сердце мое воспрямает»[1103]. Ибн аль-Каййим сравнивает неискренне совершенный поступок без намерения быть угодным лишь Всевышнему Аллаху «с путником, который наполнил свою сумку песком. Он бесполезен и обременяет его»[1104].
‘Умар ибн аль-Хаттаб, R, советовал Абу Мусе аль-Аш‘ари, R, остерегаться неискренности в исполнении обязательств и долга: «Того, кто очистил свое намерение ради достижения истины, даже подвергая себя угрозе, Всевышний Аллах убережет от того, что между ним и людьми. А того, кто приукрасит себя для людей тем, чем не обладает, Преславный Аллах опорочит. Ведь Всевышний Аллах от рабов принимает лишь то, что искренне…»[1105].
Далее, в последующих двух параграфах мы поговорим более подробно о неискренности в исполнении долга и обязанностей:
1. Небрежное выполнении обязанностей;
2. Безответственность.
Небрежное выполнении обязанностей
Утрата верности и честности явно приводит к небрежному выполнению обязательств. Ведь каждый человек, от мала до велика, имеет определенные обязанности в зависимости от своего положения. Родители обязаны заботиться и воспитывать, руководители и правители – соблюдать справедливость, вести правильную политику, педагоги – обучать и направлять, бизнесмены – вести честно дела, наемные рабочие – честно и точно исполнять поставленные задачи. Любая небрежность, пренебрежение своими обязанностями приводят к постепенной утрате честности и верности в обществе.
Прекрасный пример исполнительности являл собой ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Он безукоризненно выполнял все свои обязанности и советовал не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, опасаясь того, что накопившиеся дела приведут к небрежному выполнению долга.[1106] ‘Умар глубоко переживал за любую небрежность в отношении обязанностей, даже если это касается просто животного, не говоря уже о людях. Он говорил: «Клянусь Тем, Кто направил Мухаммада, S, с Истиной, если даже верблюд будет потерян и погублен на берегу Евфрата, то я буду бояться того, что Аллах спросит меня за него»[1107].
Далее мы попытаемся раскрыть то, как утрата честности и верности приводит к небрежному выполнению обязанностей.
1. Приоритетность личных интересов
Одним из проявлений небрежного выполнения обязанностей со стороны должностных лиц и наемных рабочих является принятие ими подарков и благодарностей, ввиду того, что их деятельность связана с казной мусульман. Естественно, это явление происходит по той причине, что люди ради личной выгоды пытаются как-то угодить им. Во времена Пророка, S, случилось нечто подобное. Посланник, S, назначил на должность сборщика закята мужчину из племени аль-Асд по прозвищу Ибн аль-Лютбийя. Когда он вернулся с тем, что собрал, он сказал: «Это – вам, а это мне подарили». Пророк, S, поднялся на минбар и сказал: «О чем думает работник, которого я направляю? А он говорит: „Это вам, а это мне подарили“ Почему бы ему ни остаться в доме отца своего или матери своей, да посмотреть, подарят ему или нет? Клянусь Тем, в Чьих руках душа Мухаммада, любой из вас, кто возьмет что-либо из этого, непременно явится в День воскрешения…».
‘Умар, R, как-то направил письмо своим подчиненным: «Поистине, подарки – это взятки. Ни в коем случае не принимайте ни от кого подарков»[1108]. А вот что сказал аль-Хасан: «Если подарок войдет через дверь, то честность выйдет через форточку»[1109].
Те, кто неискренне выполняют свои обязанности, лицемерят, ведут себя на людях наигранно, далеко нечестно, входят в доверие людей, а возможно, и пользуются их уважением, в конечном итоге ведут общество в глубокое болото заблуждений.[1110] В качестве примера приведем случай, произошедший с неким бедуином, который обратился к правителю Суяйману ибн ‘Абд аль-Малику[1111], остерегая его от неискренних намерений в исполнении своего долга и обязательств, поскольку извне они казались благими и добрыми, а по сути же, таили в себе зло. «Однажды некий бедуин вошел к Суляйману ибн ‘Абд аль-Малику, и тот сказал: „Говори, о бедуин“. Он сказал: „О повелитель правоверных, я обращусь к тебе со словами, стерпи же их, даже если тебе будет неприятно. Ведь, поистине, за ними кроется то, что тебе понравится, коль ты воспримешь их“. Тот сказал: „О бедуин, Мы великодушно терпим тех, чьих советов не желаем, и не уверены в том, что они не станут хитрить. Что же говорить о тех, чьих советов мы желаем и уверены, что они не будут хитрить?!“ Бедуин продолжил: „О повелитель правоверных, поистине, тебя окружили люди, которые сделали плохой выбор для себя, которые променяли свою религию на мирскую жизнь, твое довольство – на гнев их Господа. Они остерегаются тебя в том, что касается прав Аллаха, и не остерегаются Аллаха в том, что касается тебя. Они в войне с грядущей обителью и в мире – с земной. Не доверяй же им то, что доверил тебе Всевышний Аллах, ведь, поистине, они непрестанно губят честность, а мусульманскую общину подвергают убыткам и насилию. Ты в ответе за то, что они делают, но они не отвечают за то, что ты делаешь. Не расстилай пред ними мирскую жизнь, губя свою грядущую. Ведь, поистине, больше всех несет ущерб тот, кто променял свою грядущую жизнь на мирскую жизнь другого человека»[1112].
2. Халатность в работе
К сожалению, несмотря на то, что делается большой акцент на обязанности честно выполнять свой трудовой долг, небрежное выполнение работы в исламских странах остается ярко выраженным явлением. Согласно обнародованным социальным опросам, предметом которых было изучение производительности в разных странах, где за основу брали общее количество рабочих часов, равное восьми, страны третьего мира, в том числе арабские, заняли последнее место по производительности труда. Так, результат показал, что здесь за весь восьмичасовой рабочий день лишь один час – производительный, все остальные семь – пассивны. В других же странах производительные часы составляют чуть ли не половину от общего количества часов работы. [1113]
Небрежное выполнение трудового долга в исламском мире, который составляет большую часть стран третьего мира, является серьезным препятствием на пути развития мусульманского общества в разных сферах. Вероятно, то, что постигло мусульман в нынешнее время, можно назвать проявлением отсталости и деградации. А причиной тому служит неискренность, отсутствие полной отдачи делу. А это в свою очередь – следствие непонимания того, насколько важно быть исполнительными, верным, честными и ответственными. Люди плохо понимают значимость всего этого. Они отделяют работу от поклонения, а поклонение – от работы, полагая, что одно с другим никак не связано.[1114]
Несомненно, искреннее и честное выполнение трудового долга – это основа успеха любой личности (в ином другом случае – ее безуспешности), а также фундамент, формирующий сильное общество (в обратном же случае – расшатывающий его). Именно так закладывается счастье в этом мире и спасение в ином.
Безответственность
Достичь совершенства сложно. Каждый человек должен делать все зависящее от него для выполнения того, за что несет ответственность с максимумом отдачи, усердия и желания достичь результата.
Каждый человек несет ответственность за все, что доверено ему, за что и будет спрошен. Вот что говорит Пророк, S: «О да, каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству. Предводитель, назначенный руководить людьми – пастырь, и он в ответе за свою паству. Мужчина – пастырь над своими домочадцами, и он в ответе за них…».
Быть может так, что работа спустя рукава навлечет на человека страх перед людьми, желание угодить им, гневя при этом Всевышнего Аллаха. Посланник, S, сказал: «Того, кто ищет довольства Аллаха, гневя людей, Аллах избавит от нужды в людях. А того, кто ищет довольство людей, гневя Аллаха, Аллах вверит людям»[1115].
Безответственность может быть порождена отсутствием сильных и честных людей. Пророк, S, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хоть в каждом из них есть благо. Береги то, что полезно для тебя, проси помощи у Аллаха и не будь беспомощным[1116]…».[1117] Известно, что ‘Умар прикладывал немало усилий, чтобы выбрать честных и сильных личностей на определенную должность. Он говорил: «Изнурили меня жители Куфы. Коль я назначаю для них мягкого управляющего, они не считаются с ним, а если назначу сурового, то они жалуются на него. Как же мне хочется найти сильного и честного мусульманина, дабы назначить их управляющим»[1118].
Далее мы подробно поговорим о том, как отсутствие честности и верности приводит к безответственности.
1. Равнодушие сильных и достойных доверия людей
Безответственность порождается равнодушием честных, волевых и достойных людей. Они не чувствуют великое бремя ответственности за исполнение долга и уступают место недостойным того особам. Естественно, это приводит к плохим результатам. Посланник, S, сказал: «(Наступит время, когда) вы увидите, что люди словно сотня верблюдов, но не найти среди них мужчине(достойное)верховое животное»[1119]. Также передают, что ‘Умар говорил: «Я жалуюсь Всевышнему Аллаху на стойкость предателя и слабость достойного доверия»[1120].
Человек, который выполняет свою работу, пренебрегая верностью и безответственно, не заслуживает того, чтобы ему доверяли ее. Если работа доверена заносчивым и невежественным людям, а власть дана тем, кто не достоин ее, то это явный признак упадка и утраты честности и верности в обществе. Посланник Аллаха, S, сказал: «Если будет утрачена верность, то жди Часа». Сподвижник спросил: «А как она будет утрачена, о Посланник Аллаха?» На что тот ответил: «Если дела будут вверяться тем, кто не достоин этого, то жди Часа»[1121]. В комментариях к этому хадису сказано следующее: «В общем, дела мусульман необходимо доверять верующим и благочестивым людям, к примеру, пост халифы, должность правителя, судьи, муфтия и др. И если будут назначены другие люди, то верность и честность будут утрачены»[1122].
Самое опасное проявление безответственности – это умышленное назначение на руководящую должность грешников и нечестивцев. ‘Умар предостерегал от этого отвратительного выбора: «Тот, кто назначит грешника, зная, что он грешник, – такой же грешник»[1123].
Правдивы слова из уст поэта аль-Афуаха аль-Ауади:
Не исправить людям беспорядка,
Коль нет у них вождя.
А если ими правят невежды,
То у них и впрямь не может быть вождя.[1124]
Слабость чувства ответственности
Следует остерегаться проявления несерьезности и небрежного отношения к исполнению обязательств. Как пример, приведем стихи, написанные ан-Ну‘маном ибн ‘Ади[1125], который занимал должность управляющего во время правления ‘Умара. Так вот, в этих поэтических строчках он обращается к жене, которая отказалась с ним уехать в Мисан[1126], описывая женщин, распивание вина и веселье:
Дошла ли весть до красавицы, что мужа ее будут поить
Из стеклянного сосуда и зеленого кувшин.
Коль угодно тебе, то петь мне будут славные люди села
И цимбалистка, преклонив колени в благоухающем месте.
А если ты мой сотрапезник, то пои меня большим бокалом,
А не маленьким и поломанным.
Возможно, наша совместная выпивка в разрушающемся
Дворце не понравятся повелителю правоверных[1127].
Когда он ‘Умар услышал эти строчки, он испугался, что управляющий не чувствует той ответственности, что возложена на него, не осознает обязанности быть честным и справедливым. Поэтому он отстранил этого человека от должности, направив ему письмо такого содержания: «До меня дошли твои стихи, и клянусь Аллахом, они мне не понравились. Я тебя отстранил». А когда ан-Ну‘ман ибн ‘Ади вернулся, он сказал в свое оправдание: «О повелитель правоверных, ничего этого небыло, это всего лишь ненужные стихи, сказанные мною». ‘Умар же сказал: «Думаю, ты честен, однако клянусь Аллахом, ты не будешь у меня на службе»[1128].
Глава третья. Несчастье
Ислам отличается от других религий системой нравственных ценностей, обеспечивающих счастье как в жизни ближней, так и в грядущей. С другой стороны, любое отклонение от этих ценностей, несомненно, рано или поздно обернется страданиями и несчастиями для общества. И это, по сути, также является одним из проявлений утраты честности и верности в людях, в их поведении.
Разные темпераменты, присущие человеческой личности, сами по себе являются позитивом, способным усовершенствовать благие нравы. И каждый из них может послужить основой в развитии человечества, в достижении им счастья.
Самая высокая цель, которой может достичь человек, соблюдая в жизни принцип верности и честности, – это полное счастье, предполагающее отсутствие бед и страданий в мирской жизни, успех и спасение – в грядущей.
С другой стороны, самое великое несчастье, постигающее общину – это утрата честности и верности, то самое, с чего она начнет терять свою религию. Вот что говорит ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, R, об этом: «Поистине, первое, что вы потеряете из своей религии – это верность, а последнее, что останется – это молитва. И, поистине, этот Коран, что среди вас, вот-вот будет изъят». Люди спросили: «Как он будет изъят, ведь Аллах уже утвердил его в наших сердцах, а мы утвердили его на бумаге?» Он ответил: «Наступит ночь, когда уйдет все, что в ваших сердцах и все, что в ваших переплетах». Затем он зачитал:
«Если бы Мы захотели, то лишили бы тебя того, что дали тебе в Откровение»(17:86)[1129].
Насколько бы эта жизнь ни была несчастной из-за лишений, бед и трудностей, а порой и тревог, полной безысходности, все это не сравнится с раной, которую наносит предатель и грешник. Своим ударом они очерняют эту светлую жизнь, лишают человечество радости и душевной, и физической. А все это – следствие утраты честности и верности.
Беспокойство и слабохарактерность – все это страдания, которые постигают человечество. Вот что об этом пишет Саййид Кутб: «Душевные страдания, духовная пустота, сексуальные извращения и безнравственность, которым подвержены сегодня народы мира, можно сказать, перекрывают собой производственный успех и материальное благосостояние. Словно, жизнь вся покрыта тревогой, унынием и несчастьем»[1130].
Но несчастье из-за страданий души и тела в этой жизни могут не прекратиться и после смерти. Более того, в грядущей жизни наказание будет еще суровей. А ведь, по сути, это и будет настоящим вечным несчастьем. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный»(33:72, 73).
Этот аят гласит о том, что лицемеры, многобожники и те, кто предал ту ответственность, что возложена на человечество, понесут наказание. Всевышний Аллах покарает их суровым образом. Вот что говорит ‘Абд ар-Рахман ибн Хабаннака: «Человек не стал несправедливым и невежественным просто из-за того, что согласился взять на себя ответственность. Он обернулся несправедливым и невеждой из-за того, что предательски отнесся к этой ответственности. Так вот, он несправедлив, так как очень часто предает эту ответственность, а невежественен, поскольку не предусмотрел последствия своей несправедливости, не отдал себе отчет в том, за что понес ответственность, не побоялся наказания своего Господа. Именно поэтому он невежественный и слабоумный. А ведь, как мы видим, таково положение большинства людей»[1131].
Каждый человек в День воскрешения предстанет перед судом Всевышнего Аллаха. Он будет спрошен за свои поступки, за те возможности, которые были ему дарованы Господом и которыми он не воспользовался. В первую очередь – это чистая природа человека, здравый разум и верные каноны жизни, что, по сути, и есть основы принципа верности и честности. И если он будет соблюдать этот принцип во всем, то преуспеет и обретет спасение, в ином же случае он будет несчастен, за исключение тех, кого помилует Всевышний Аллах. Вот что сказано в одном из изречений Пророка S: «Не удалятся стопы раба (Аллаха)в День воскрешения, покуда не будет он спрошен за годы свои – как он их провел? За знания свои – где он их применил? За имущество свое – как он его приобрел и на что потратил? За тело свое – ради чего он его износил?»[1132].
Таким образом, годы, отведенные человеку, – это ответственность, знания – ответственность, имущество – ответственность, тело – ответственность. И все, что даровано Всевышним Аллахом человеку – это ответственность, которую следует соблюдать в соответствии с Его предписаниями.
Далее в последующих двух параграфах мы поговорим более подробно о том, как утрата честности и верности порождает несчастье:
1. Наказания в этом мире;
2. Несчастье в грядущей жизни.
Наказание в этом мире
Нам следует понимать, что жизнь ближняя для нас – это поле деятельности для жизни грядущей для тех, кто вершит праведные деяния. Мы не успеем заметить, как один мир заменит другой. В действительности же счастливый человек – это тот, кто добился своей цели и творил праведное в этой преходящей обители.
Пророк, S, предостерегал от борьбы за мирское, так как это влечет наказание. Он, S, сказал: «Не боюсь я того, что вы будете (жить)в бедности. Однако я боюсь, что мирская жизнь будет разостлана пред вами так, как она была разостлана пред теми, кто был до вас. И станете вы соперничать друг с другом из-за нее так, как соперничали они. И погубит она вас так, как погубила их»[1133].
Любой, кто призадумается над положением мусульманской нации, которую Всевышний одарил великодушно милостью Своей, поймет, что она по причине борьбы за мирское страдает в этой жизни, претерпевает экономические кризисы, разобщенность и расхлябанность. А это и есть заслуженное наказание в этом мире.
Есть некая смысловая схожесть в описании Ибн аль-Каййимом положения преходящей жизни и тем, что сказал об этом Пророк, S. Ибн аль-Каййим сказал так: «Мирская жизнь подобна блудливой женщине. Она не остается с одним мужчиной, а предлагает себя многим, чтобы они говорили о ее красоте».
Словом, идти за мирским, значит ринуться на землю, в которой полно хищных животных. Плыть за благами преходящими, значит броситься в водоем, который кишит крокодилами. Тот, кто радуется этой жизни, будет разочарован. Она причиняет боль своей усладой, радость ею порождает грусть.
Страсти были в молодости усладой для сластолюбивых,
А в старости они обернулись наказанием для них.[1134]
Давайте задумаемся над тем, что человек проявил инициативу и взял на себя великое бремя ответственности, но потом стал пренебрегать этим, проявлять беспечность, забывать о той каре, что полагается за нарушение этого долга.
Наказание в этой жизни за утрату честности и верности велико! Возможно, многие сердца не чувствуют этого из-за черноты грехов, что их покрыла. Далее более подробно об этом.
1. Лишения в жизни
Бедность – одно из проявлений жизненных лишений. Вот что сказано в хадисе, переданном Ибн ‘Умаром, да будет доволен ими обоими Аллах: «…когда они убавляли меру и вес, то непременно были наказаны годами, суровыми (условиями)пропитания и несправедливым правителем над ними»[1135].
Посланник Аллаха, S, также сообщил, что утрата честности и верности – один из признаков приближения Судного дня, свидетельство того, что люди страдают из-за лишений: «Если верность утрачена, то жди Часа…». Сподвижник спросил: «А как она будет утрачена?» Он ответил: «Если дело будет доверено недостойным, то жди Часа»[1136]. Словом, если делами управляют те люди, которые недостойны этого, то это наносит вред всему обществу.
Бедность в мирской жизни – это первое наказание Всевышнего Аллаха за то, что люди нарушают принцип верности и честности, не распространяют добро и не призывают к праведному. Существует такая поговорка: «Более всего из поступков, достойных наказания, не следует ждать или откладывать кару за предательство в том, что доверено, за разрыв родственных уз и за неблагодарность в ответ на благодеяние»[1137]. Вот, что говорит Халид ар-Руб‘и: «В книгах предшественников я прочел следующее: „Кара, с которой следует поторопить и не должно откладывать – это наказание за предательство в том, что доверено, за неблагодарность в ответ на благодеяние, за разрыв родственных уз, за притеснение людей. И если даже нет ничего, чтобы осуждало предателя, кроме того чувства униженности, которое посещает его, – то этого достаточно для него в качестве укора. И если он представит только, что даст ему верность, какова будет польза от честности, то он осознает, что это самый прибыльный товар среди того, чем он владеет…“».
Непристойность, разврат, разрыв родственных отношений, плохое отношение к соседям, доверие к предателю, обвинение в предательстве честного человека – все это проявления жизненных лишений и страданий, о которых сообщил Пророк, S: «Не наступит Час, покуда не проявятся непристойность и распутство, разрыв родственных уз, плохое соседство; покуда не станут доверять предателю и обвинять в предательстве достойного доверия»[1138].
Таковы последствия легкомысленного отношения, которое пагубно для человеческой души, которое приносит несчастье, страдания и лишения.
Черствость сердец, отсутствие милосердия и нищета – это также лишения в жизни. Вот что сказал Ка‘б аль-Ахбар: «Людей застанет такое время, когда будет утрачена верность, утрачено милосердие, а просьба о милости распространена. А тот, кто просит и получает, не удостоится благодати в полученном»[1139].
Задумайтесь над нашими временами, и Вы поймете, что это описание подпадает под многие общества.
2. Мольба не принимается
В знак сурового наказания в этой жизни мольба не принимается, как следствие несоблюдения верности и честности в пище, питье и одежде. Быть может, так, что человек поднимет руки к небу, но они запятнаны запретным, и станет молить своего Господа, но не получит ответа! От Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «О люди! Поистине, Аллах благой и не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах велел верующим то, что и велел Своим посланникам. Он сказал: „О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете“(23:51) Он также сказал: „О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему“»(2:172). Затем Посланник Аллаха, S, упомянул о мужчине, который давно в пути со взъерошенными волосами, покрытый пылью. Он поднимает руки к небу: «О Господь! О Господь!» Но еда его запретна, и питье его – запретно, и одежда его – запретна, и был накормлен он запретным. Так как же будет принята его молитва?»[1140].
Таким образом, Всевышний Аллах отзывается на мольбы тех, кто зарабатывает благим, честным и достойным путем.
Несчастье в грядущей жизни
Обман доверия разнится по степени зла. Он относится к тяжким грехам, за совершение которых Аллах, Всемогущ Он и Велик, подвергнет суровому наказанию и несчастью в жизни грядущей:
«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». Он скажет: „Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?“ Он скажет: „Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению. Так Мы воздаем тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своего Господа. А мучения в Последней жизни будут еще более тяжкими и длительными“»(20:124–127).
Несомненно, соблюдение должным образом принципа верности и честности приводит к счастью в жизни мирской, и спасению – в жизни грядущей. И, наоборот, утрата верности и честности приводит к страданиям и несчастью в обоих обителях. Аллах сурово предупреждает грешников, которые пренебрегают принципом верности, не соблюдают его и относятся предательски к нему, о том, что покарает их.
Всевышний говорит:
«Мы предложили небесам, земле и горам хранять верность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный»(33:72, 73).
Словом, тот, кто следует по пути Всевышнего Аллаха, тропой, угодной Ему, – будет счастлив и обретет нескончаемые блага. А тот, кто отдалится от правого пути, будет лишен всех этих благ Всемогущего и Великого, будет наказан в жизни ближней и несчастен – в грядущей. Вот что говорит ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, подчеркивая воздаяние за соблюдение принципа верности и предостерегая от тех бед, что обрушиваются на человека из-за утраты честности: «Тот, кто верен и честен, заслуживает великого вознаграждения от Всевышнего Аллаха. А тот, кто неверен и нечестен, и, более того, предательски относится к этому, – достоин суровой кары от Всевышнего Аллаха. Он предал Всевышнего Аллаха, Его Посланника и то, что было доверено ему. Он унизил себя, поскольку удостоился самого низкого качества, отвратительной черты – предательства. Тем самым он лишился совершенного и прекрасного нрава – верности»[1141].
Пророк, S, предостерегал от пренебрежительного отношения к соблюдению верности на посту руководителя. Вот что он, S, сказал Абу Зарру, R, относительно должности управляющего: «О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а это – требует соблюдения верности, а в День воскрешения оно может обернуться позором и сожалением, кроме тех, кто взялся за это по праву, и исполнил то, что от него требуется в этом»[1142]. А Абу Хурайра, R, сказал так: «Горе – честным, горе – знающим! В День воскрешения некоторые люди пожелают, чтобы их за хохол подвесили к звезде , дабы они не были среди тех, кто занимал какую-либо должность»[1143]. Есть множество коранических аятов, описывающих то несчастье, которое постигнет в грядущей жизни тех, кто нарушает принцип верности и честности.
1. Ад
Несоблюдение принципа верности и честности ведет человека в число тех, кому обещано наказание: предателей, лицемеров и грешников, заслуживающих Геенны, мерзкой обители. От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, R, передано: «В день битвы при Хайбаре пришли некоторые сподвижники Пророка, S, и сказали: „Такой-то – мученик, такой-то – мученик“, пока они не дошли до мужчины, о котором сказали: „Такой-то – мученик“. Но Посланник Аллаха, S, сказал: «Нет, поистине, я его видел в Огне, в полосатой накидке, украденной им из трофеев или абае». Затем Посланник Аллаха, S, сказал: «О Ибн аль-Хаттаб! Ступай и огласи людям, что в Рай войдут лишь верующие“»[1144].
Пророк обещал предателю, что его участью будет Огонь, сказав: «Есть пять категорий обитателей Ада (и он, S, стал их перечислять)– предатель, который, увидев что-то, чего он желает, непременно обманет тебя, даже если это будет чем- то ничтожным; человек,который денно и нощно обманывает тебя из-за твоей семьи и имущества»[1145].
Несчастье, которое ждет человека в День суда, заключается и в том, что он будет спрошен за утрату верности и честности, за пренебрежительное отношение к этим достоинствам. Верность и родственные узы в силу высокого положения и статуса предстанут в Судный день и будут просить за того, кто обошелся с ними достойно, не нарушил их права[1146]. Посланник Аллаха, S, сказал: «И будут посланы верность и родственные связи, и встанут они по бокам моста – справа и слева. Первый из вас минует его словно молния». Сподвижник спросил: «Пусть отец и мать мои будут (выкупом) за тебя! Как это словно молния?» Он, S, ответил: «А разве вы не видели, как молния появляется и исчезает тут же?! Затем (некоторые из вас минуют его)словно ветер, затем(некоторые из вас минуют его)словно птица, а затем(некоторые)словно быстро бегущий мужчина. Двигать ими будут их деяния, а Пророк ваш будет стоять на мосту и говорить: „Господь, помилуй, помилуй“. Деяния рабов в конце концов будут немощны, да так, что приведут человека, а он не сможет идти, только ползти. А по бокам моста будут свисать крюки, которым предписано хватать каждого, кого велено схватить. Поцарапанный спасется, а пойманный окажется в Огне»[1147].
Абу Хурайра, R, сказал об этом хадисе так: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, глубина Геенны – расстояние, преодолеваемое за семьдесят осеней»[1148].
В хадисе, в котором рассказывается о перенесении Пророка, S, ночью, говорится и о том, что среди тех, кого наказывают, Посланник Аллаха, S, видел пренебрегающих тем, что было доверено им. От Абу Хурайры, R, передано, что Пророк, S, сказал: «Он прошел мимо человека с вязанкой дров, которую тот был не в состоянии нести, но клал поверх нее еще одну. Он сказал: „Это тот, кому доверили что-то, но он не выполнил этого, а просит еще“»[1149]. Доверенное ч