Глава первая. Шаткая нравственность
Несомненно, вера в Аллаха, честность и верность, а также желание делать добро отображаются на поведении человека – на его поклонении Всевышнему Аллаху, на его взаимоотношения с людьми.
Мудрый ислам пришел с призывом к соблюдению благих нравов, которые приемлет любой здравый разум и душа. Вот что сказал Пророк, S, о себе: «Я был направлен для того, чтобы дополнить праведные нравы».
Истоком благонравия является здоровая душа. А истинная религия связывает поклонение этой души, законы и устои, в соответствии с которыми она живет, с благонравием. Эта мысль выражена в народной мудрости: «Любой благой нрав и красивый поступок, по воле Бога, от веры»[1065].
Примечательно, что когда люди отдаляются от религии, то стержень нравственности ломается и общество окунается в анархию безнравственности, свидетельствующей о том, что нет доверия, честности и верности. Словом, над человеком висит потенциальная угроза того, что он не будет честным и верным. А защищает его от этого религия и мораль. От Абу Хурайры, R, передано: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Человек прелюбодействует, но он не прелюбодействует, будучи верующим; и он пьет вино, но он не пьет его, будучи верующим; он ворует, но он не ворует, будучи верующим; и он не грабит тогда, когда люди на него смотрят, будучи верующим»[1066]. Словом, совершение подобных преступлений возможно лишь при подрыве нравственных устоев.
Ислам разъясняет, что вера неразрывно связана с благонравием, а неверие является показателем аморальности. Такова природа противоположностей, о которых сказано в следующем хадисе: «Вера и неверие не могут быть вместе в сердце одного человека, как правда и ложь не могут быть вместе, как предательство и верность не могут быть вместе».
Когда душа человека не защищена оболочкой нравственности, произрастающей от корней веры и внутреннего стержня, это непосредственно сказывается на его поведении и поступках. По этому критерию можно судить и о состоянии общества. Неустойчивость нравственных ценностей в обществе ослабляет корни морали в каждом человеке, что способствует распространению лжи и предательства, расчленяет общество и вносит в него вражду, повсеместную злобу и ненависть.
Пророк, S, сообщил нам об опасности подрыва нравственных устоев, подмены истинных ценностей ложными через обвинение в предательстве честного человека, через доверие сомнительному человеку. Вот что он, S, сказал: «Перед приходом Часа наступят вероломные годы, когда честного будут обвинять, а подозреваемому доверять, и будет дано слово рувайбида». Сподвижники спросили: «А кто такойрувайбида?» Он ответил: «Глупец, говорящий о положении людей»[1067].
Несомненно, обвинить во лжи, предательстве честного человека и признать справедливым и достойным доверия предателя, а также позволять глупцам говорить о проблемах и вопросах людей – все это свидетельствует об отсутствии верности и честности в сердцах людей, в их поступках.
Человек не лишается верности и честности при первом же совершенном им грехе. Она изымается из его сердца постепенно по мере воздействия на него ложных идеологических взглядов, безнравственного образа жизни общества, различных общественных движений. И если в нем остается чуточка этих достоинств, то они оказываются бессильными направить его поведение в нужное русло[1068]. Именно об этом истощении человеческого сердца, о постепенном его опустошении говорил Пророк, S в хадисе от Хузайфы, в котором упоминается точка и волдырь: «Человек заснет, и верность будет вырвана из его сердца, а след от нее остается как точка. Затем он заснет (еще раз) и она будет вырвана, а след от нее остается подобно волдырю, словно раскалённый уголек: ты прокатишь его по своей ноге, она вздувается, и ты видишь, как она покрылась волдырями, пустыми изнутри. Затем люди станут заключать друг с другом сделки, но едва ли кто-нибудь из них будет блюсти верность. И будут поговаривать: „Вот, в таком-то племени мужчина верный!“ И скажут о мужчине так: „Какой он разумный, умелый и стойкий“, хотя в его сердце не будет веры даже и на вес горчичного семени!»
Далее Хузайфа сказал: «Я дожил до того времени, когда мне все равно было, с кем из вас иметь дело. Если он мусульманин, то ислам взыщет с него для меня[1069], а коль он христианин, то представитель власти взыщет с него для меня. А сегодня я веду дела лишь с тем-то и с тем-то»[1070]. ‘Абд ар-Рахман аль-Майдани, комментируя этот хадис, сказал так: «Верность в обществе станет словом без смысла и содержания для сердец людских, без какого-либо воздействия на поступки людские. Разговоры о ней станут пустым звуком, не отображающим действительность. А если посмотреть со стороны на эти разговоры, громогласные заявления, то они окажутся большими и вздутыми. Но стоит их только окунуть в реальность, то будет понятно, что они пусты изнутри, как вздутые очаги на коже от ожога, которые и называются волдырями»[1071].
Несомненно, отсутствие верности и честности в обществе указывает на шаткость нравственных устоев, о чем аль-Мухасиби писал так: «Красивую речь мы утеряли вместе с верностью»[1072].
Далее в последующих двух параграфах мы постараемся подробно раскрыть шаткость моральных ценностей:
1. Аспространение лжи и предательства.
2. Повсеместная вражда и ненависть.
Распространение лжи и предательства
Ложь и предательство – это болезни, порожденные шаткой нравственностью, и они отражаются как на душевном состоянии человека, так и на его поступках. Примечательно, что утрата честности и верности постепенно приводит к тому, что ложь становится привычкой для людей в общении и делах. Аль-Мауирди считал, что именно слабость моральных ценностей уводит от честности – к предательству[1073].
Не следует забывать, что распространение лжи и коварства – это отрицательное явление в обществе. Оно противоречит верности и честности, предписанных Всевышним человеку. Ложь и предательство – это результат накопившихся недугов, поразивших человеческую душу, что естественно отображается на действиях и поступках людей: они закрывают глаза на запретное, уводят окружающих от истоков добра и истины. Таким образом, верность становится диковинкой в обществе, а ложь и предательство – обычным делом.
Пророк, S, предупреждал о том, что перед Судным днем ложь станет распространенным явлением, в особенности в том, что касается передачи его изречений. Он, S, сказал: «В последние дни появятся люди шарлатаны, лгуны. Они будут приводить вам хадисы, о которых не слышали ни вы, ни ваши отцы! Будьте внимательны и остерегайтесь их, пусть они не введут вас в заблуждение и не искусят вас»[1074].
Клевета на Пророка, S, свидетельствует о полной аморальности, сломленной вере, ведомой страстями и низменными желаниями.
Словом, связь между ложью и предательством в словах, поступках и принесенных свидетельствах, несомненно, указывает на моральную неустойчивость и безнравственность, которой оказываются подвержены люди в результате того, что общество не претворяет в жизнь должным образом принцип верности и честности.
Далее мы попытаемся более подробно раскрыть, как утрата верности и честности влияет на распространение лжи и предательства.
1. Крах нравственных ценностей
Всевышний Аллах сотворил этот мир таким образом, что подрывание моральных устоев в нем не происходит в одночасье, а постепенно. ‘Имран ибн Хусайн, да будет доволен ими обоими Аллах, передает, что он слышал, как Пророк, S, сказал: «Лучшие из вас – те, что (живут)в мой век, затем те, кто придет после них, затем те, кто придет после этих».‘Имран добавил: «Не знаю, упомянул ли Пророк после себя два или три поколения». Посланник, S, сказал: «Поистине, после вас придут люди, которые будут предавать и которым доверять не будут; которые будут свидетельствовать и которых брать в свидетели не будут; которые будут давать обет и которые не буду его исполнять. И будет среди них (распространена)тучность»[1075].
Человек, который лжет о религии, не побоится сказать неправду в общении, поступить коварно. Ведь клевета в разговоре и обман в деле для него легче, нежели солгать о религии. Это самое страшное и разрушительное проявление, к которому может привести пренебрежение принципом верности и честности, являющимся стержнем нравственности и добродетели.
В наши дни приврать стало обычным делом. Некоторые люди не брезгуют даже врать своим братьям. Такое поведение в корне противоречит сути верности и честности, и таких людей называют предателями. В хадисе сказано: «Велико предательство, когда ты что-то рассказываешь своему собрату, он тебе верит, а ты ему при этом лжешь»[1076]. Следует отметить, что по мере того, как угасает в человеке совесть, он начинает пользоваться доверием окружающих, лжет и предает. Ведь недаром сказано, что предательство начинается со лжи.
Довольно распространенный пример в мусульманском обществе, когда человек ходит в мечеть для совершения молитв, но в отношениях с людьми он нечестен. Он предает принцип верности и честности. Его поклонение и проявление нравственности очень далеки от их истинной сути.
Несомненно, распространение лжи и предательства – предвестник краха нравственных ценностей: правдивости, ответственности, любви… Ведь отношения, построенные на клевете и коварстве – для людей знак того, что чувство расположенности и взаимного доверия отсутствуют. А ведь какой прок от жизни, в которой ты не можешь доверять людям, не в состоянии быть честным. Ведь именно клевета и коварство – средоточие всякого зла, его основа и суть. Об этом и гласит народная мудрость: «Правдивость к доверию ведет, а ложь – коварства двери открывает»[1077].
2. Подражание лицемерам
Одно из качеств лицемеров, о котором предостерег нас Господь, Всемогущ Он и Велик, – это лживость – тяжелый недуг души.
Всевышний говорит:
«Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: „Свидетельствуем, что ты – Посланник Аллаха“. Аллах знает, что ты – Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами»(63:1).
Пророк также предостерегал ото лжи и предательства, отнеся их к дурным нравам. От Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Есть три признака лицемера: когда он говорит – лжет, если обещает, то не выполняет, а коль ему доверяют что-либо, то он предает»[1078]. В другом хадисе сказано так: «Четыре качества – если они присущи человеку, то он настоящий лицемер, а коль они частично свойственны ему, то свойственно ему частично и лицемерие, покуда он не избавится от них: когда ему доверяют – он предает; когда он говорит – лжет; когда заключает договор – поступает вероломно, и когда спорит – распутничает»[1079]. Обратите внимание, в обоих хадисах упоминаются две черты: ложь и предательство[1080]. Словом, можно сделать такой вывод: человек, который лжет и поступает коварно – подобен лицемерам.[1081]
Общество, в котором души и поступки людей пропитаны такими недугами, как ложь и предательство в конце концов исчезнут с лица земли, каким бы оно ни было технически развитым и цивилизованным.
Повсеместная вражда и ненависть
Очевидно, что благонравие является врожденным качеством человека. Оно укрепляется, благодаря вере и участию в праведных и благих делах. Однако, как только вера ослабевает, оскверняется естество человека и ломается его нравственность, все тут же отражается на его неверном поведении, а среди людей распространяется вражда и неприязнь.
Отметим, что когда на смену нравственности приходит безнравственность, верность и честность постепенно утрачиваются, на общество обрушиваются беды, испытания, оно ломается изнутри, рушится его строение. Именно об этом предостерегал Пророк, S, когда увещевал о соперничестве за блага этой мирской жизни. Он, S, сказал: «Не боюсь я того, что вы будете (жить)в бедности. Однако я боюсь, что мирская жизнь будет разостлана пред вами так, как она была разостлана пред теми, кто был до вас. И станете вы соперничать друг с другом из-за нее так, как соперничали они. И погубит она вас так, как погубила их»[1082].
Благородный Пророк, S, указал на связь между совершенством веры и соблюдением принципа верности и честности, между силой духа, которая удерживает человека от совершения зла в отношении кого-либо, которая побуждает его помогать и заботиться о соседях, соблюдая их права. Он, S, сказал так: «Верующий – это тот, кому доверяют люди. Мусульманин – это тот, кто не причиняет зла языком и рукой мусульманам. Переселенец – это тот, кто оставил зло. Клянусь Тем, в Чьих руках душа моя – не войдет в Рай раб (Аллаха), сосед которого опасается его зла»[1083].
Далее мы попытаемся более подробно раскрыть то, как утрата верности и честности влияет на распространении вражды и ненависти.
1. Погоня за мирским
Души, пропитанные любовью к благам земной жизни, готовые на все ради преходящего удовольствия, с легкостью пойдут на сделку с совестью и совершат зло и нечестивые поступки. В одном из хадисов Пророк предостерегает от несправедливости: «Тот, кто присвоит по несправедливости хоть кусок земли – будет скован им вплоть до семи слоев (вниз)»[1084].В другой версии: «Кто отмерит себе хоть пядь…»[1085].
Человеческой душе свойственно избегать всего, что не приносит для нее никакой пользы и выгоды. А когда аппетит человека к благам мирским выходит за рамки нормального, он может возгордиться своим материальным состоянием, унижать окружающих.[1086] А это и есть одно из проявлений озлобленности и ненависти. Однако, если человек стремится соперничать в том, что касается благ грядущей жизни, то он имеет больше шансов обрести успех как в этом мире, так и в ином.
Известно, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб, R, увидел богатства, которые прибыли из Нахаванда[1087], он заплакал. Ему сказали: «О повелитель правоверных, этот день – не день печали и плача». Он ответил: «Я знаю, но всегда, когда люди богатеют, Всевышний Аллах между ними непременно зарождает вражду и ненависть вплоть до Дня воскрешения»[1088].
Очевидно, ‘Умар, R, боялся, что люди из-за богатства станут соревноваться друг с другом в мирском, забывая про свои обязанности, в результате чего зародятся между ними ненависть и вражда.
2. Взаимная зависть
Ислам дозволяет наслаждаться благами земной жизни, извлекать из них пользу. Он не запрещает пользоваться богатствами, искать от этого выгоду, но при условии соблюдения норм и канонов шариата. А ведь это одно из положений наместнической миссии человека на земле, а также его обязанности нести бремя великой ответственности. Однако запрещено испытывать зависть по этому поводу, враждовать из-за мирского. Зависть и злоба – это ужасный недуг, разъедающий общество изнутри. Зависть имеет свойство очень быстро проявляться в поступках – чинить несправедливость, принуждать, вступать в конфликт. А все из-за выгоды мирской, пусть даже ничтожной. Пророк, S, говорит: «До вас добрался недуг народов (живших)до вас – зависть и ненависть. Они – срезают. Я не говорю: срезают волосы. Однако режут они религию. Клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, не войдете вы в Рай до тех пор, пока не уверуете. И не уверуете вы до тех пор, пока не полюбите друг друга…»[1089]. Он также сказал: «Не питайте неприязнь друг другу, не завидуйте друг другу, не отворачивайтесь друг от друга. Будьте братьями, о рабы Аллаха».Под озлобленностью и ненавистью можно также подразумевать разобщенность сердец людских, неприязнь душ в одном обществе.
3. Ссоры и прерывание отношений
Задумайтесь над тем, из-за чего, по сути, люди ссорятся, ненавидят друг друга, и вы поймете, что они поступают так импульсивно, находясь под влиянием злых намерений. Например, потеснить кого-то, поконфликтовать с кем-нибудь. Когда благонравие исчезает, увеличиваются вражда, раздор и распри. Поэтому ислам призывает к справедливости во взаимоотношениях, достойному поведению оппонентов. Он призывает с мудростью излечивать наболевшие раны и обиды, чтобы существовавшая между людьми прежняя любовь и симпатия не обернулись озлобленностью и ненавистной враждой. Так, Пророк, S, запретил поссорившимся людям избегать общения друг с другом более трех дней. Он, S, сказал: «Не дозволено мусульманину избегать общения со своим собратомболее трех (дней).Они встречаются, и один отворачивается от другого, а этот отворачивается от первого. Лучший же из них тот, кто начнет с пожелания мира»[1090]. Таким образом, более трех дней нельзя избегать общения с братом по вере, так как это порождает неприязнь, вражду, ненависть и ссоры. За исключением того случая, когда это происходит по причине совершенного в открытую греха. В такой ситуации отстранение полезно[1091].
Молчание, затянувшееся больше чем на три дня, может привести к полному разрыву отношений. Но ислам угрожает этим людям тем, что им не будут прощаться их прегрешения до тех пор, пока они не помирятся. Посланник Аллаха сказал: «Врата Рая открываются каждый понедельник и четверг, и (в это время)прощается каждому рабу(Аллаха), который не придает Аллаху сотоварищей, кроме человека, который в ссоре со своим собратом. Говорят: „Оставьте этих двоих, пока они не помирятся, оставьте этих двоих, пока они не помирятся, оставьте этих двоих, пока они не помирятся“»[1092]. Обратите внимание, из-за вражды между двумя людьми Всевышний Аллах лишает их прощения.
Таким образом, мы уяснили для себя то, что вражда и ненависть пагубны для мусульманского общества, они разъедают общество, разобщают его. И этого не станет отрицать здравомыслящий человек[1093].