Глава третья. Обретение счастья и спасения

Каждый человек, независимо от веры и национальности, стремится достичь счастья. День за днем, год за годом он трудится в поте лица, чтобы быть счастливым. Этот факт очевиден, и его признают мыслители, психологи, социологи и просто образованные люди.[727]

Давайте пристально посмотрим на высказывание одного из великих мусульманских мыслителей о счастье. Итак, вот что говорит Ибн Хазм: «Я принялся искать цель, которую бы одобряли все люди до единого и стремились бы к ней. В итоге я пришел к тому, что она – одна единственная, а именно: избавиться от беспокойств. Я долго размышлял над ней и осознал, что люди не только одобряют ее и стремятся к ней, но, несмотря на различия своих желаний и интересов, вообще не делают ни одного движения, если оно не избавляет их от тревог. Избавление от беспокойств – это образ жизни всех народов с момента сотворения Всевышним Аллахом этого мира вплоть до наступления Судного дня. Любая другая цель будет вызывать неодобрение у кого-нибудь из людей»[728]. То, что Ибн Хазм называет «избавлением от беспокойств», мы называем счастьем и спасением, без которых, по сути, невозможно избавиться от тревог и волнений.

Стремление быть верным является общечеловеческим принципом во взаимоотношениях людей, и оно призвано умиротворять их жизнь, дарить им счастье. Подчеркнем, что верность главным образом влияет на осуществление этой цели – согласно исламскому образу жизни, призванному приносить людям благо как в этом мире, так и в ином. Ведь разделения между достижением счастья в этой жизни и в жизни грядущей не должно быть. С другой стороны, при стремлении к обретению абсолютного счастья не должно пренебрегать благами земной жизни или перечеркивать их вообще. Цель эта совершенна, и она предполагает обретение полного счастья в двух обителях.[729]

Щедрый Господь обещает Своим верующим рабам счастье в этой жизни и спасение в грядущей.

Всевышний говорит:

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали»(16:97).

Несомненно, это аят содержит благую весть о том, что этим верующим людям уготован Рай – то ли сразу же без расчета деяний и наказания, то ли после того, как они получат воздаяние за свои грехи.[730]

Другие аяты Корана разъясняют нам, что Всевышний Аллах примет покаяние тех Своих рабов, которые жили согласно принципу верности. Об этом сказано в контексте упоминания о том, что бремя верности было предложено всем творениям, а человек его согласился взять на себя.

Господь, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«Мы предложили небесам, земле и горам хранить верность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный»(33:72, 73).

Ведь верность и исполнительность в том, что было возложено на людей, призваны открыть им путь к счастью, к спасению как в этой жизни, так и в грядущей.[731]

Приведем яркий пример тому, как верность и исполнительность отражаются на духовной чистоте и поступках человека, как эти достоинства открывают для человека врата счастья. Вот что рассказывает Нафи‘: «Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Умар отправился в окрестности Медины вместе со своими друзьями. Они достали дорожную провизию для него, а в это время мимо них проходил пастух с овцами. Он поприветствовал их, Ибн ‘Умар же сказал: „Иди сюда, о пастух, отведай из нашей провизии“. Тот ответил: „Я пощусь“. Ибн ‘Умар сказал: „Постишься в этот жаркий, знойный день, и при этом пасешь овец?“ Тот ответил: „Клянусь Аллахом, я стремлюсь воспользоваться днями, что отведены для меня“. Тогда Ибн ‘Умар сказал, с намерением испытать его богобоязненность и честность: „Почему бы тебе не продать нам овцу из стада, мы тебе заплатим и дадим немного мяса, чтобы ты поел его на разговение?“ Тот ответил: „Эти овцы принадлежат моему хозяину“. Ибн ‘Умар продолжил: „А что сделает твой хозяин, если потеряет ее?“ Тот поднял руку, указывая пальцем в небо, и говоря: „А где же Аллах?“ А Ибн ‘Умар стал повторять слова пастуха, сказав: „Пастух сказал: „Где же Аллах?“ По прибытию в Медину он направил человека к хозяину этого пастуха и выкупил у него и стадо, и пастуха. Затем он даровал свободу пастуху и подарил ему овец»[732].

Далее мы поговорим более подробно о роли верности и исполнительности в обретении счастья в двух последующих параграфах:

1. Счастье в этой жизни.

2. Спасение в жизни грядущей.

Счастье в этой жизни

Всевышний Аллах почтил человека, сотворив его самым благородным созданием.

Аллах говорит:

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями»(18:70).

Одним из проявлений этого благородства в человеке является то, что Господь наделил человека природой, способной нести бремя верности и ответственности, а также быть наместником на земле.[733]

Всемогущий и Великий говорит:

«Вот твой Господь сказал ангелам:„Я установлю на земле наместника“»(2:30).

Преславный говорит:

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным»(20:123).

Вот как аль-Мауирди описывает счастье в этой жизни и объясняет, насколько оно зависит от верности и честности: «Мирская жизнь, коль праведна, то подарит счастье сполна, а когда она отвернется от человека, то сделает это мягко. Ведь если она дарует блага, то она осчастливит его и доверит эти блага. А если возратит она свои блага, то сделает это мягко и оставит кое-что для него. Но если мирская жизнь пронизана злом, то счастье, которое оно принесет, будет коварным, а когда она отвернется от человека, то сделает это предательски: ведь когда она дает, то сильно утомляет и напрягает, а когда забирает, то ничего не оставляет и наносит ущерб. Отметим, что жизнь становится праведной, когда люди верны, честны и религиозны. А злом она пронизывается, когда их честность и религиозность хромает. Это явно проявляется в жизни, опыт и сложившиеся устои указывают на это. Да и логика говорит о том же, причины и следствия, размышления. Так вот, нет ничего полезнее, чем праведность в жизни, и нет ничего пагубнее, чем жизнь, пронизанная злом. Ведь сила богобоязненности и верности людей – вот что может приносить пользу, и ничто другое. И слабость веры, безответственность – вот что вреднее всего, и ничто более»[734].

Плоды соблюдения верности и честности проявляются в обретение счатья в мирской жизни, посредством нижеследующего:

.

1. Любовь Всевышнего Аллаха и Его Посланника, S, к людям честным и верным исламу.

Несомненно, верность и честность являются достоинствами, которые помогают человеку обрести счастье. Ведь человек, стремящийся жить по принципу верности исламу, всегда думает о том, что его цель – быть верующим, праведным рабом Аллаха, и заслужить тем самым любовь Всевышнего Аллаха и Его Посланника, S. Как сказано об этом в одном из хадисов: «Пусть тот, кого радует, что Аллах и Его Посланник полюбят его, будет правдивым, когда говорит, и честным, когда ему что-либо доверяют…»[735].

‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, считал, что верность и исполнительность являются великими нравами, благодаря которым человек может обрести счастье: «Если четыре качества будут присущи тебе, то все, чем ты будешь обделен в этой жизни, не причинит тебе вреда – хороший нрав, воздержание от приема в пищу запретного, правдивый язык и верность данному слову (исполнительность)»[736].

Несомненно, во многом счастье человека зависит от качества верности. Примечательно, что верный и честный человек заслуживает любовь, уважение и доверие людей. Многие желают иметь с ним общее дело, благодаря чему он всегда может заработать. Ведь недаром говорят: «Верность – это богатство»[737]. То есть, приводит к богатству. А достаток для мусульманина – это один из факторов счастья.

2. Опека Всевышнего Аллаха.

Верность помогает человеку обрести счастье в этой жизни, удостоиться поддержки Всевышнего Аллаха, Его защиты – для своей семьи, имущества как в этом мире, так и в ином. Господь в Коране повествует об истории аль-Хидра и Мусы, мир ему, о том, как аль-Хидр сохранил имущество двух сирот, поскольку их родители были праведными людьми.

Всевышний говорит:

«Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа»(18:82).

Таким образом, праведные рабы Аллаха преисполнены счастья и спокойствия, поскольку в этой жизни их хранит Всевышний Аллах – так же, как они хранят верность Ему и строго соблюдают все Его предписания, касающиеся как Его прав, так и прав людей. Они не боятся, что с ними поступят несправедливо, будут попраны их права. Они твердо убеждены в том, что Аллах хранит и опекает их, а также их детей, от любого зла в этой жизни. Рассказывают, что некий халиф из династии ‘Аббасидов попросил некого ученого поведать ему о том, кого он застал из праведных людей. Тот сказал: «Я застал ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза. Ему сказали: „О повелитель правоверных, ты лишил своих сыновей этого имущества, оставил их бедными без гроша?“ А он в это время находился в предсмертной болезни. Он сказал: „Заведите их ко мне“. Их завели, мальчиков, никто из которых еще не достиг зрелого возраста. Увидев их, он заплакал, а затем сказал: „О сыновья мои, клянусь Аллахом, я не лишил вас ничего, что принадлежало бы вам по праву, и я не из тех, кто мог бы взять имущество людей и отдать его вам. Каждый из вас, либо праведный, а Аллах – Попечитель праведников, либо неправедный, а я не оставлю такому ничего, чем он мог бы воспользоваться в ослушание Всевышнему Аллаху. Ступайте же“. И я видел, как один из его сыновей предоставил сотню лошадей на пути Аллаха, т. е. дал их тем, кто выступил в поход»[738].

Такова она – твердая вера в то, что Всевышний Аллах хранит Своих праведных рабов в этой жизни. А счастье не может сводиться лишь к благам этого мира. Оно ждет человека и в грядущей жизни, о чем мы далее и поговорим.

Спасение в жизни грядущей

Счастье в этом мире, обретаемое через осязаемое и преходящее удовольствие, не является основной целью в образе жизни, построенном на принципе верности исламу. Человек получает удовлетворение в знак воздаяния за его верность и добрые поступки в этой жизни. Но по сравнению с духовным и осязаемым блаженством грядущей обители, которое не может себе представить человек или описать его и которое уготовал Всевышний Аллах для Своих праведных рабов, мимолетное удовольствие в этом мире – ничто. [739] Эта жизнь – поле для посева грядущей, и от человека требуется, чтобы он совершал добрые поступки в ней, дабы удостоиться довольства Аллаха в грядущем мире. И этот момент, когда человек удостоиться этого, и есть настоящее, вечное счастье. А все, что приносит наслаждение помимо этого – мимолетно, преходяще. Вот что говорит Ибн Хазм: «Если ты станешь капаться в сути вещей, то схватишься за голову и придешь к выводу о том, что все земное улетучивается, а реальными остаются лишь поступки ради грядущей жизни. Ведь все, чтобы ты ни приобрел, в итоге опечалит тебя: либо по той причине, что ты лишишься этого, либо в силу того, что тебя не станет с этим. Либо то, либо другое, третьего не дано. Исключением являются лишь деяния во имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Они в любом случае принесут радость сейчас или потом. Сиюминутная радость заключается в том, что ты перестаешь погружаться в переживания, которыми охвачены люди, и тебя будут почитать и друг, и враг. А что до радости потом, то это – Рай»[740].

Человек стремится жить по принципу верности в этой жизни ради обретения спасения в жизни грядущей, которое является, по сути, вечным счастьем со всеми ее прикрасами. А ведь «именно его добивается человек. Вечное счастье никогда не станет средством для обретения чего-либо другого. Как раз наоборот, абсолютно все является средством для его достижения. И если человек обрел его, то он успокоится. А обрести его можно не в этом мире, а в грядущем. И это счастье называют полным (совершенным)»[741].

Тот факт, что на смену этой жизни придет грядущая, очень сильно мотивирует человека быть верным исламу и удостоиться высоких степеней в Раю. Ведь среди качеств верующих людей, которые обретут спасение, упоминается верность и честность.

Всевышний говорит:

«…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно»(23:8–11).

Далее мы постараемся более подробно рассказать о спасении в грядущей жизни.

1. Великое положение верности в Судный день.

В День воскрешения соблюдение верности будет иметь великое значение – она и родственные связи будут выпущены, поскольку вес их значим.[742] И тот человек, что нес бремя верности так, как это предписал Всевышний Аллах, будет защищен и спасен в День великого ужаса и страха.[743] Словом, верность является одной из главных причин спасения человека. На великое положение, что отведено верности, указывает хадис, переданный Абу Хурайрой и Хузайфой, да будет доволен ими обоими Аллах: «Посланник Аллаха, S, сказал: «Благословенный и Всевышний Аллах соберет людей, и они будут стоять, покуда Рай не будет приближен к ним. Тогда они пойдут к Адаму, мир ему и благословление, и скажут: „О отец наш, открой нам Рай“. Он ответит: „А разве из Рая вас не вывело ничто другое, как ошибка вашего отца Адама. Не мне это дано, ступайте к моему сыну Ибрахиму, другу Аллаха, мир ему и благословение“. Ибрахим же скажет: „Мне не дано этого, ведь друг я лишь потом, после[744]. Ступайте к Мусе, мир ему и благословение, с которым Аллах общался напрямую“. И они придут к Мусе, мир ему и благословение, а он скажет: „Мне не дано этого. Ступайте к ‘Исе, мир ему и благословение, слову Аллаха и духу, сотворенного Им“. ‘Иса же, мир ему и благословение, скажет: „Мне не дано этого“. Тогда они придут к Мухаммаду, S, он встанет и ему будет разрешено это сделать. И будут посланы верность и родственные связи, и встанут они по бокам моста – справа и слева. Первый из вас минует его словно молния“. Я спросил: „Пусть отец и мать мои будут (выкупом) за тебя! Как это словно молния?“ Он, S, ответил: „А разве вы не видели, как молния появляется и исчезает тут же?! Затем (некоторые из вас минуют его) словно ветер, затем (некоторые из вас минуют его) словоно птица, а затем (некоторые) словно быстро бегущий мужчина. Двигать ими будут их деяния, а Пророк ваш будет стоять на мосту и говорить: „Господь, помилуй, помилуй». Деяния рабов, в конце концов, будут немощны, да так, что приведут человека, а он не сможет идти, только ползти. А по бокам моста будут свисать крюки, которым предписано хватать каждого, кого велено схватить. Поцарапанный спасется, а пойманный окажется в Огне“»[745].

2. Добрая весть от Пророка, S, верным мусульманам.

Вера в грядущую жизнь, спасение и мучения, Рай и Ад – все это сокровенное, которое мы познаем только через Книгу Всевышнего Аллаха или через изречения нашего Пророка Мухаммада, S. Известно, что Посланник, S, обрадовал тех, кто соблюдает верность благой вести о том, что их ждет спасение в грядущей жизни: «Дайте мне слово, что будете придерживаться шести (принципов), и я ручаюсь вам за Рай: быть правдивыми, когда говорите, быть исполнительными, когда обещаете, возвращать то, что доверено вам, оберегать свои половые органы(от запретного), потуплять взоры и не притрагиваться к чужому»[746].

Особенностью правдивого, честного торговца является то, что он будет воскрешен вместе с пророками, правдивейшими людьми и мучениками. От Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, передано: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Торговец-мусульманин – достойный доверия и правдивый – в День воскрешения будет с мучениками“»[747].

Раздел второй. Общество

Наши рекомендации