Глава третья. Верность на посту руководителя
Верность на посту руководителя[422] является одним из самых тяжелых обязательств, возложенных на человека. Ведь он в Судный день за преднамеренную беспечность и небрежность к своей должности понесет суровый ответ. Вот что говорит Пророк, S, предостерегая руководителей за измену и жульничество по отношению к своим подчиненным: «Всякому рабу (Божьему), которому Аллах доверил паству, а он в день своей смерти умер мошенником по отношению к своей пастве – Аллах непременно запретит для него Рай»[423].
Пост руководителя называют ответственностью и верностью по той причине, что управление кем или чем-либо требует добросовестного отношения. Руководить – это великая ответственность, которой нет равных.
Всевышний говорит:
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей»(4:58).
Жизнь Пророка, S, содержит множество ярких примеров правильного выбора на руководящие посты. Посланник Аллаха, S, был проницателен и дальновиден в своем выборе, испытывал и проверял. Выбору обязательно предшествовало испытание.[424] Он отслеживал и делал замечания, и тем, кого считал достойными руководить, отдавал полномочия.[425] К примеру, так он поступил с Му‘азом ибн Джабалем, R, когда захотел отправить его в Йемен.[426] Он убедился в его верности, знаниях, дальновидности и способностях преодолевать трудностей на пути. Ведь пост руководителя требует соблюдения прав Всевышнего Аллаха, прав Его рабов, а также обязывает быть достойным, честным и стойким.
Пророк Аллаха Муса, мир ему, до того, как был направлен к фараону и его народу, показал себя достойным доверия. Опасаясь того, что фараон схватит его, он бежал в Мадьян. Здесь он помог двум девушкам напоить скот. Вот что говорит Господь, Всемогущ Он и Велик, по этому поводу:
«Он напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: „Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне“. Одна из двух женщин подошла к нему застенчиво и сказала: „Мой отец зовет тебя, чтобы вознаградить тебя за то, что ты напоил для нас скотину“. Когда он пришел к отцу и поведал ему рассказ, он сказал: „Не бойся. Ты спасся от несправедливых людей“. Одна из двух женщин сказала: „Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия“»(28:24–26).
Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, комментируя слова «силен и заслуживает доверия» говорит следующее: «Силен в том, чем руководит, честен в том, что ему доверили»[427]. Сила и честность – это два основных качества, приводящих к успеху в любом деле, и мало, кто из людей обладает ими обоими одновременно.[428]
Другой пример – ‘Умар ибн аль-Хаттаб, R. Он чувствовал тяжелое бремя ответственности, возложенное на него на посту халифа, и поэтому искал достойных и искренних подчиненных. Вот что он сказал: «Я в ответе за то, что доверено мне, и за ту должность, что дана мне. И я, даст Аллах, лично осмотрю всех, кто меня окружает, ни на кого не положусь. И я не способен сделать большего для народа, кроме как благодаря помощи верных и искренних людей среди вас. И я не доверю то, что доверено мне, никому кроме них, да будет на то воля Аллаха»[429].
Известно, что Зияд, доверяя кому-либо определенное дело, советовал ему быть верным и честным: «Прими обязательства и приступай к делу… Перед тобой будут четыре качества, так определись, что для тебя гоже: поистине, если мы увидим, что ты заслуживаешь доверия, но слаб, то найдем тебе замену из-за немощности твоей, а честность твоя убережет тебя от позора, что мы можем навлечь на тебя. Коль мы поймем, что ты силен, но предатель, то пренебрежем твоей силой, и мы возмемся воспитать тебя за измену, пройдемся больно по твоей спине, и много предется тебе отплатить. Если мы увидим обе напасти в тебе, то обрушим обе беды на тебя. А если мы найдем тебя честным и сильным, то доверим тебе больше дел, хорошо станем отзываться о тебе, приумножим твое имущество и облегчим для тебя твою дальнейшую жизнь»[430].
Далее, мы поговорим более подробно о верности на посту руководителя в двух следующих параграфах:
1. Человек слова и его качества.
2. Обязанности руководителя.
Человек слова и его качества
Честность – это черта характера, которую ценят люди в жизни. Вы, наверное, не раз слышали, как говорят о том или ином человеке: он честен, достоин доверия или ему можно доверять. К такому человеку люди расположены, питают к нему симпатию, полностью ему доверяют в любом деле, не опасаясь ничего. Поэтому, чтобы стать достойной личностью, достаточно для каждого из нас по праву удостоиться такой оценки, как «человек слова» и заслужить любовь людей, а прежде – любовь Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
Пророк, S, хвалит честного кладовщика, который искренне и ответственно выполняет свои обязанности: «Поистине, кладовщик- мусульманин, честный, который отпускает (или же он сказал: отдает)то, что было велено ему, и выдает полностью, сполна, от чистой души, и вручает тому, кому было велено, есть одним из двух пожертвовавших»[431].
Качества людей, достойных доверия, могут быть разными в зависимости от рода деятельности и индивидуальных способностей. Мало кто среди людей обладает двумя достоинствами одновременно – силой и честностью. Чаще всего встречаются сильные, но им нельзя доверять, или же обязательные, но беспомощные, много и тех, кто удостоился малостью каждого из этих двух качеств.[432] Вот что говорит Ибн Таймийя: «Если определенная должность руководителя требует честности, то следует назначить честного исполнителя, например, в том, что касается охраны имущества и т. п. Что же до сбора имущества и его охраны, то здесь необходима и сила, и честность. Поэтому на такую должность следует назначить человека сильного, способного собрать средства, и верного писца, который благодаря своему опыту и честности будет вести точный отчет. То же самое справедливо и в управлении военными делами. Если предводителю велено обращаться за советом к знающим и религиозным людям, то, очевидно, он должен обладать двумя качествами»[433]. Стало быть, должна соблюдаться гармония между возложенной задачей, требуемыми результатами и качествами исполнителя. И чем больше цели, поставленные перед уполномоченным лицом или руководителем, имеют социальное значение, тем паче он должен быть более совершенной, развитой, достойной личностью.
‘Умар ибн аль-Хаттаб, R, считал, что богатый и знатный человек более чем кто-либо другой огражден от предательства, предрасположен к осознанным и честным действиям.[434] Вот что он написал Абу Мусе аль-Аш‘ари: «Не обращайся за судом ни к кому, кроме богатого и знатного человека. Ведь богатый человек не станет домогаться имущества людей, а знатный – не побоится того, как воспримут все люди»[435]. Однажды ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз обратился за советом к Хасан аль-Басри. В письме он спрашивал его о том, кого ему взять в помощники в том, что касается дела Всевышнего Аллаха. Аль-Хасан написал ему в ответ следующее: «Тебе следует выбрать знатных людей, ведь, поистине, они не станут пятнать свое благородство предательством»[436].
Теперь поговорим о качествах, которыми должен обладать честный и достойный доверия человек.
1. Вера. Вера имеет ключевое значение в соблюдении прав Всевышнего Аллаха и прав людей. Истинно верующий, именно он, может быть честным как с самим собой, так и с людьми. Эта искренность произрастает из непорочной души, которую подкрепляет в свою очередь вера во Всевышнего Аллаха. Вот почему Господь, Всемогущ Он и Велик, относит честность и верность к обязательным достоинствам Своих рабов.
Он говорит:
«Воистину, преуспели верующие…» до слов «…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры…»(23:1– 8).
Стало быть, в основе действий руководителя должна лежать волевая вера и стремление претворять в жизнь предписания Всевышнего Аллаха. Это положение объясняется тем, что верность и вера неразрывно связаны между собой, ведь Пророк, S, сказал: «Нет веры у того, кто не верен, и нет религии у того, кто не обязателен»[437]. Таким образом, подлинная вера обязывает руководителя прочувствовать до костей ответственность, возложенную на него, и быть честным во всем, что доверено ему.
С другой стороны, верующий человек всегда ищет богобоязненных и честных людей и приближает их к себе. А если Всевышний Аллах желает людям благополучной, праведной жизни, то Он вверяет их дела в руки благочестивых людей, а суд над ними дарует ученым среди них[438].
Вера – это основное качество тех, кто управляет делами мусульман, на что указывает хадис, в котором говорится о искоренении верности, честности среди людей в дни, близкие к наступлению Судного дня. В то же время утрата верности неразрывно будет связана со слабостью веры, с отдалением от Всевышнего Аллаха, с беспечным отношением к границам, установленным Им. Вот что передает Абу Хурайра, R: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Если будет утрачена верность, то жди Часа“». Он спросил: «А как она будет утрачена, о Посланник Аллаха?» На что тот ответил: «Если дела будут вверяться тем, кто не достоин этого, то жди Часа»[439]. В комментариях к этому хадису сказано следующее: «В общем, дела мусульман необходимо доверять верующим и благочестивым людям, например: пост халифы, должность предводителя, судьи, муфтия и др. И если будут назначены другие люди, то верность будет утрачена»[440].
2. Разум. Разум обязывает человека к соблюдению предписаний ислама. Разумный человек, как правило, сделает все необходимое в том, что доверили ему, и не станет предавать. Словом, дела мусульман должныть быть доверены честным и разумным людям. Вот что сказал ‘Умар ибн аль-Хаттаб, R: «Поистине, дело Всевышнего Аллаха среди людей претворит в жизнь лишь здравомыслящий, далекий от небрежности человек, в действиях которого люди не видят изъянов, который не побоится совершить смелый поступок ради истины, и не станет пугаться того, что его станут осуждать на пути Всевышнего Аллаха»[441].
Способность мыслить дает возможность человеку быть дальновидным, проницательным, умелым стратегом и планировщиком.[442] Передают, что аль-Ма’мун, отбирая для себя визиря, написал следующие слова: «Поистине, я подобрал для своих дел человека, вобравшего в себя все достоинства. Его нрав непорочен, во всем он следует истине. Он благовоспитан, а опыт помог ему достичь совершенства. Если ему доверить тайны, то он сохранит их. Если возложить на него важные дела, то он выполнит их. Кротость заставляет его молчать, а знания – говорить. Он все улавливает на ходу, понимает с первого взгляда. Он обладает силой предводителей, выдержкой мудрецов, скромностью ученых, глубоким пониманием знатоков исламского права. Коль сделают ему добро, то он будет благодарен, а коль он будет испытан злом, то проявит терпение. Он не продаст удел своего сегодняшнего дня, чтобы лишиться завтрашнего. Он смягчает сердца людей выразительной речью и силой слова»[443].
4. Сила. Сила – это вторая основа для человека, занимающего пост руководителя.
Всевышний говорит:
«Одна из двух женщин сказала: „Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия“»(28:26).
Однажды на проповеди ‘Умар ибн аль-Хаттаб, R, сказал: «О да! Поистине, я осознал, что я могу достичь благополучия в том, что доверил мне Всевышний Аллаха, соблюдая верность и применяя силу»[444]. И как-то ‘Умар обратился за советом к сподвижникам по поводу назначения мусульман на руководящую должность. Он сказал: «Что вы думаете о назначении слабого мусульманина или сильного и целеустремленного?» Аль-Мугира ибн Шу‘ба, R, ответил: «Что до слабого мусульманина, то ведь, поистине, ислам его – во благо ему самому, а слабость его – ляжет на тебя. Что же до сильного и волевого, то целеустремленность его – во благо ему, а сила его – во благо мусульман»[445].
Сила руководителя не предполагает того, что он не может проявлять мягкость[446] и сострадательность. Ведь Всевышний Аллах сострадателен и любит мягкость, отзывчивость. И тот из руководителей мусульман, кто был мягок с ними, заслужил такую мольбу Пророка, S: «О Аллах, того, кто взялся руководить чем-либо из дел моей общины и обременил ее, обремени и Ты его. А того, кто взялся руководить чем-либо из дел моей общины и был мягок к ней, и Ты будь мягок к нему»[447].
4.Квалификация. Под квалификацией следует понимать должную подготовленность человека исполнять обязанности, возложенные на него. Именно поэтому нельзя уполномочивать и назначать на должности тех людей, интеллектуальные, профессиональные способности и навыки которых, а также уровень воспитания, не отвечает нужным требованиям. И следует помнить, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, спросит с каждого за те дела, что были доверены ему, призовет к той ответственности, что была возложена на него.
Всевышний говорит:
«Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали»(9:105).
Профессионализм и верность делу неразрывно связаны друг с другом. Другими словами, на ту или иную должность следует назначать лишь человека, по праву заслуживающего ее, любую работу необходимо доверять лишь тому, чьи навыки позволят ему выполнить ее[448].
Вот как объясняет аль-Калькашинди важность назначения квалифицированного человека, честного и обязательного на руководящую должность или пост: «Полномочиями власти необходимо наделять лишь тех, кто по праву заслуживает этого. Назначать на должность судьи следует лишь тех, кто достоин этого, кто обладает такими качествами, как честность, верность, непорочность и богобоязненность. Словом, человек, обладающий этими достоинствами, действительно достоин того, чтобы его выдвигали вперед, чтобы ему поручали, чтобы он рос и развивался»[449].
5. Не просить должности или назначения. Вот что поведал Абу Муса аль-Аш‘ари, R: «Я и два человека из моего племени вошли к Пророку, S. Один из них сказал: „Назначь нас, о Посланник Аллаха“. Другой попросил о том же, на что он, S, сказал: „Поистине, мы не поручаем это дело ни тем, кто просит его, ни тем, кто жаждет его“»[450]. Очевидно, причина заключается в том, что если человек заполучит то, чего домогается, то это станет для него непосильной ношей. Исключением является тот случай, когда человек просит назначения на должность, чтобы сделать праведное, имея при этом практические навыки, необходимые для достижения поставленных целей.[451] К примеру, Аллах, Всемогущ Он и Велик, в Своей Книге говорит о том, что Пророк, Юсуф, мир ему, попросил царя египетского, чтобы тот его назначил казначеем:
«Он сказал:„Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель“»(12:55).
6. Правдивость. Быть правдивым, значит говорить правду, ничего не измышляя и ни о чем не умалчивая. Правдивый человек – это тот, кто искренен в своих словах, поступках и образе жизни.[452] Именно поэтому правдивость – это неотъемлемая черта верного человека. ‘Умар, R, выделял среди людей правдивых, достойных доверия личностей, добросовестно и искренне выполняющих свою работу. Он говорил: «Больше всех из вас нам нравятся самые благонравные среди вас. А коль мы станем испытывать вас, то больше всех из вас нам будут нравиться самые правдивые и верные среди вас»[453].
Несомненно, что искренние поступки даруют человеку жизненное равновесие и гармонию. Словом, правдивость очень сильно влияет на человечество. Вот что говорит по этому поводу Джамаль ад-Дин аль-Афгани: «Правдивость – это нерушимая основа человеческого бытия, надежная опора для продолжения жизни рода человеческого в целом и каждой личности в отдельности. Она формирует социальные взаимоотношения между различными народами, и без нее невозможно представить взаимопонимание культур или разных ментальностей»[454].
Обязанности руководителя
Обязанности руководителя обременительны, ведь ему доверено отстаивать интересы людей, выполнять ради достижения этой цели все необходимое безукоризненным образом, независимо от сложности и трудности поставленных задач. Естественно, что руководящие посты бывают разными в зависимости от степени возложенной ответственности. Словом, есть высшие руководящие посты, от которых зависит будущее исламской нации, есть менее важные. Основная же обязанность каждого руководителя, как это говорит Ибн Таймийя, заключается в «заботе о религии людей, потеряв которую, они потерпят явный убыток, и все блага этой мирской жизни не принесут им после этого никакой пользы; а также в заботе о тех сторонах жизни, без которых религия будет неполноценной»[455].
Руководящий пост – это великая ответственность, тяжелое бремя, которое можно возложить лишь на достойных людей, способных вынести его и исполнить все должным образом. Вот что рассказывает Абу Зарр, R: «Я сказал: „О Посланник Аллаха, почему бы тебе не поручить мне какое-либо дело?“ Пророк, S, же хлопнул рукой меня по плечу и сказал: „О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а это – ответственность, а в День воскрешения оно может обернуться позором и сожалением, кроме тех, кто взялся за это по праву и исполнил то, что от него требуется в этом“»[456]. В другой версии сказано так: «Ни в коем случае не становись предводителем для двоих (или более)людей, и не бери на себя ответственность за имущество сироты»[457]. Следует отметить, что Абу Зарр не был человеком, в религиозности или благонравии которого можно было бы усомниться. Более того, сам Пророк, S, назвал его самым правдивым человеком[458], но не доверил ему руководящий пост, поскольку это великая обязанность и тяжелое бремя. Посланник, S, так поступил, опасаясь за Абу Зарра, заботясь о его положении.
Вот как поясняет Ибн Таймийя обязанность руководителей мусульман в распределении ключевых должностей среди людей, достойных понести это тяжелое бремя: «Правитель обязан распределить все дела мусульман самым способным среди них»[459].
В общем, руководящие посты бывают разными, равно как и обязанности на каждой должности. Следует выделить, что требования к каждому работнику должны соответствовать его навыкам. По сути, каждая должность должна отвечать интересам общества в религиозной, культурной, социальной, экономической и политической сферах. Далее мы поговорим о требованиях, выдвигаемых к каждому руководителю в отдельности:
1. Быть искренним Аллаху в своем деле. Люди, которым доверена та или иная работа, должны быть искренними в любом вопросе. Быть искренним – значит чувствовать, что Всевышний Аллах видит наши явные и тайные поступки. Искренность – это важное, глубокое чувство, что должно предшествовать любому действию. На деле оно проявляется тем, что человек усердствует, пытается выполнить то, что поручено ему наилучшим образом. Так, любое дело при искреннем намерении во имя Аллаха становится поклонением Всевышнему. Пророк, S, говорит: «Поистине, дела (оцениваются)лишь по намерениям. И каждому человеку будет дано то, что он вознамерился(сделать)…»[460].
Отметим, что в силу искренности, Всевышний Аллах ограждает человека от зла, неприятностей и порочности.[461]
Вот что говорит Аллах, Всемогущ Он и Велик:
«Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов»(12:24).
«И если человек вкусит искренность и она укрепится в его сердце, то все его низменные желания станут подконтрольны ему, без надобности в лечении»[462].
2. Быть справедливым. Руководители, верные своему делу, должны поступать справедливо в отношении своих подчиненных, ведь залог успеха в этой жизни для любого руководителя тот же самый, что и для предводителя, правителя или инспектора.[463]
Всевышний говорит:
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей»(4:58).
Ат-Табари пишет, что этот аят был ниспослан по поводу управителей, которые обязаны быть исполнительными и судить среди людей по справедливости.[464] А Ибн Таймийя говорит, что «верность данному слову и правый суд – две нерушимые основы справедливой политики и праведного управления»[465].
4. Заботиться об общественных интересах и соблюдать права людей.
Люди, занимающие руководящие посты, должны во всем учитывать интересы общества, соблюдать права, отдавать должное каждому, четко выполнять свои обязанности и бережливо относиться к доверенным финансовым средствам.[466] Вот что сказал Пророк, S: «Тот, кому мы поручим какое-либо дело, а он сокроет в нем от нас иголку или, больше того, поступит вероломно, за что понесет ответ в День воскрешения»[467].
Руководителям запрещается брать подарки, так или иначе связанные с выполнением их обязанностей, поскольку это считается изменой доверенному. В одном из сообщений сказано, что «Пророк, S, нанял (для сбора закята) некого человека из племени аль-Азд по имени Ибн аль-Лютбийя[468], R. По возвращении он сказал: „Это – вам, а это мне подарили“. Тогда Посланник Аллаха, S, поднялся на минбар, воздал хвалу и славу Аллаху, а затем сказал: „О чем думает работник, которого я направил, говоря: „Это – вам, а это мне подарили“! Почему бы ему не посидеть в доме своего отца или в доме своей матери, да посмотреть, подарят ему или нет? Клянусь Тем, в Чьих руках душа Мухаммада, любой из вас, кто заполучит из этого что-либо, непременно придет с этим в День воскрешения, неся его на шее своей: будь то ревущий верблюд, или мычащая корова, или блеющая овца…“»[469].
К заботе об общественных интересах относится своевременное выполнение всех поставленных задач. Таким образом, тот, кто оттягивает осуществление того или иного дела, препятствует исполнению того, что идет на пользу мусульманам – поступает предательски на посту руководителя.
4. Брать в подчиненные квалифицированных людей. Дело мастера боится. Поэтому без специалистов профессиональное выполнение любой работы представляется немыслимым. Ранее приведенные слова Посланника Аллаха, S, («…а это – ответственность, а в День воскрешения оно может обернуться позором и сожалением, кроме тех, кто взялся за это по праву и исполнил то, что от него требуется в этом») свидетельствуют о том, что человек, назначенный на должность руководителя, но не достойный ее, или же заслуживающий ее, но превышающий свои полномочия, пребудет в позоре и будет сожалеть.[470] Именно поэтому нельзя назначать на должность того, кто не обладает соответствующими профессиональными навыками. Вот что говорит ‘Умар ибн аль-Хаттаб, R: «Тот, кто облек властью человека над группой людей, хотя среди них он знал другого человека, более угодного для Аллаха – несомненно, предал Аллаха, предал Его Посланника и предал верующих»[471]. Таким образом, назначение на должность человека недостойного и неквалифицированного – измена и соучастие в грехе.
Словом, необходимо искать верных, честных специалистов, и именно их кандидатуры выдвигать на назначение на ту или иную ключевую должность. И это, прежде всего, касается тех, кто достоин быть руководителем. Вот что говорит аль-Мауирди: «Удостоиться полномочий специалистов могут лишь равноценные им специалисты».[472] Отметим, что помимо профессиональных навыков, следует обращать внимание и на благонравие человека. И, естественно, эти люди должны руководствоваться в своей деятельности интересами мусульманского общества. Вот что говорит Ибн Таймийя: «На каждую должность ему следует назначать самого лучшего специалиста среди лучших. И если он приложит максимум усилий, чтобы верно осуществить выбор, и доверит руководящую должность достойным людям, то будет верен принципу верности и выполнит свой долг»[473].
5. Быть искренним и не скупиться на добрый совет. Руководители обязаны быть искренними в отношении Всевышнего Аллаха, Его Книги, Его Посланника, S, и всех мусульман в целом, ведь Пророк, S, сказал: «Религия - это проявление искренности». Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» На что он, S, ответил: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, правителям мусульман и простым людям среди них вообще»[474]. Под правителями мусульман имеются в виду халифы и руководители, которые даны полномочия по управлению общественными делами мусульман.[475] Таким образом, руководители мусульман в особенности обязаны давать добрый совет в нужое время и в нужном месте, и легкомысленное отношение к этой обязанности – предательство, на которое распространяется угроза Посланника Аллаха, S: «Коль Аллахдоверил кому-либо из (Своих)рабов паству, а он не опекал ее добрыми советами, то не вкусить ему благоухания Рая»[476].
Вот, что говорит ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз, повелевая одному из своих подчиненных на руководящей должности быть честным и искренним по отношению к мусульманам: «Будь рабом Аллаха, искренним к Его рабам. И не стыдись ни чьих упреков, коль дело об Аллахе, ведь Аллах более чем кто-либо имеет право на тебя, и ты Ему премного обязан. И не бери на себя никаких дел мусульман, кроме одобряемого: давать им добрый совет… и быть верным в том, что доверено…»[477].
Отметим, что ученые и авторитетные люди среди мусульман своим добрым советом воплощают в жизнь принцип верности в отношении мусульманских руководителей. Ведь любой человек на руководящей должности остается человеком, и он не защищен от ошибок и промахов. Поэтому, мусульмане всегда должны наставлять друг друга, реагируя своевременно на допускаемые огрехи. В этом смысле Абу Бак ас-Сиддик, R, стал для нас путеводной звездой: он поднялся на минбар и в первом своем обращении сказал: «Если я поступлю хорошо, то поддержите меня, а коль ошибусь – исправьте меня»[478].
6. Обязан советоваться. Руководители мусульман должны советоваться с достойными людьми, в частности, с учеными, мудрыми и опытными мусульманами. Обращение за советом – очень важное положение, которым нельзя пренебрегать никому из тех, кто занимает руководящую должность или принимает участие в управлении делами мусульман. Господь, Всемогущ Он и Велик, похвально отзывается о таком качестве верующих людей, как умение советоваться.
Всевышний говорит:
«…совещаются между собой о делах…»(42:38).
Аллах также велит Своему Пророку, S, совещаться.
Всемогущий и Преславный говорит:
«…и советуйся с ними о делах»(3:159).
А вот что передают от Абу Хурайры, R: «Не видывал я, чтобы кто-либо советовался со своими друзьями больше, чем Посланник Аллаха»[479].
Вот что говорит аль-Бухари о правителях после Пророка Мухаммада, S: «Имамы после Пророка, S, совещались с честными людьми из числа ученых в том, что касается дозволенного, для того чтобы выбрать самое простое из имеющегося»[480]. Известно, что ‘Умар, R, обращался за советом к чтецам Корана, независимо от того, молодые они или старцы. Поэтому руководители обязаны совещаться со знающими, верными и богобоязненными людьми.[481] Ведь недаром мудрость гласит: «Спросишь совета у знающего человека – пойдешь верным путем. Попросишь помощи у разумного человека – постигнешь желанное».
7. Не пользоваться своим положением ради достижения личных выгод. Люди, занимающие руководящие должности, не должны прибегать к своему положению ради личных интересов, с целью помочь близким и родственникам не по праву. Вот что велел Абу Бакр ас-Сиддик Язиду ибн Абу Суфьяну, когда направил его в аш-Шам: «О Язид, поистине, у тебя есть родственники, вероятно, что ты предпочтешь дать им власть! Больше всего в отношении тебя я опасаюсь этого, ведь Посланник Аллаха, S, сказал: „Над тем, кто получил управление над какими-либо делами мусульман, и назначил над ними кого-либо из симпатии – проклятие Аллаха, Аллах не примет от него ни одно из его деяний, ни справедливости, так и введет его в Геенну“»[482].
А вот что передают от аль-Хасана: «‘Умар, R, сказал: „Жители Куфы утомили меня. Если я назначаю над ними мягкого человека, они изнуряют его. А коль я назначу над ними сурового человека, они жалуются на него. Как бы мне найти сильного и верного мусульманина, чтобы назначить его над ними“. Тут некий мужчина сказал: „О повелитель правоверных, я, клянусь Аллахом, я покажу тебе этого сильного и верного мусульманина“, и он начал хвалить ег. ‘Умар спросил: „Кто он?“ Тот ответил: „ ‘Абдуллах ибн ‘Умар“. Тогда ‘Умар сказал: „Да сразит тебя Аллах. Клянусь Аллахом, ты вот этим не стремился к Аллаху“»[483]. А ведь ‘Абдуллах ибн ‘Умар действительно был военным, честным и достойным доверия человеком, и этот мужчина по праву положительно отзывался о нем. Но ‘Умар, R, лучше знал своего сына, знал, что лучше для него. И, может быть, он не отдавал полномочий сыну, исходя из принципа, согласно которому дозволенное в своей основе, становится запретным, если оно может привести к запретному»[484].
Таким образом, верные, честные и достойные доверия люди способны быть руководителями и должным образом выполнять обязанности, возложенные на них.