Глава вторая. Верность во взаимоотношениях людей
Верность является общечеловеческой ценностью в любых взаимоотношениях отдельной личности с окружающими его людьми, с обществом. Очевидно, что все люди земного шара придают этому положению невероятно большое значение. Именно поэтому, факторы единения – это первое, что беспокоит новорожденное сообщество. И именно поэтому, первое дело, за которое взялся Пророк, S, в Пресветлой Медине – это установление братства между переселенцами и местными мусульманами[393].
Ислам заботится о взаимоотношениях людей с целью формирования мусульманского общества, установления четких норм, способствующих его развитию, укреплению и сплочению. Без этого общественная жизнь, техническое и духовное развитие представляются немыслимыми.
Поэтому, если закрыть глаза на моральные и общественные ценности, в частности, верность и честность, узаконить предательство, ложь и коварство, то это искоренит любовь, милосердие, великодушие, терпеливость в человеческих отношениях. Жизнь людей превратится в сущий ад[394].
Возьмем в качестве примера общественных взаимоотношений добрососедство. Согласно исламу оно также относится к великому принципу верности. Сам Всевышний предписывает в Своей Благородной Книге относиться хорошо к соседям.
Господь говорит:
«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам…»(4:36).
Посланник Аллаха,S,также велел нам хранить добрые отношения с соседями. Вот что он,S,говорит: «Джибриль непрестанно заповедал мне (хорошо)относиться к соседу – да так, что я уже подумал о том, что он сделает его одним из наследников»[395]. Поэтому необходимо заботиться о соседях, соблюдать их права, не причинять им вред, не оскорблять их, не выискивать их недостатков. Вот что передано от Абу Шурайха, R: «Пророк, S, сказал: „Клянусь Аллахом, не верует, клянусь Аллахом, не верует, клянусь Аллахом, не верует!“Его спросили: „Кто, о Посланник Аллаха?“ Он S ответил: „Тот, чей сосед не обезопашен от его вероломства“»[396].
Таким образом, каждому человеку надлежит строить свои взаимоотношения с людьми на основе честности и верности данному слову, и соблюдать эти принципы на деле.
Далее мы поговорим более подробно о принципе верности в человеческих взаимоотношениях в двух последующих параграфах:
1. Умение хранить тайны;
2. Умение скрывать недостатки.
Умение хранить тайны
Великий принцип верности обязывает каждого человека хранить доверенные ему тайны и секреты. Исламский закон предписывает соблюдать договоры, не разглашать секретные сведения. Более того, шариат предостерегает нас от легкомысленного и беспечно отношения к нарушению данного слова.
Всевышний говорит:
«И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу»(17:34).
Таким образом, человек, которому доверились в чем-либо, должен уметь держать язык за зубами, а иначе он совершит предательство, т. е. обретет качество лицемера. Ведь именно лицемерам свойственно предавать, если им доверят что-либо, как это сообщил нам Пророк, S: «…когда ему доверяют – он предает…».
Имеются сведения, что слова Аллаха «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно» (8:27) были ниспосланы по поводу Абу Любабы ибн ‘Абд аль-Мунзира аль-Ансари, R. Дело обстояло так: Посланник Аллаха, S, вот уже как двадцать одну ночь осаждал Бану Курайза, после чего они направили ему послание, в котором говорилось: «Отправь к нам Абу Любабы, чтобы мы посоветовались с ним по поводу нашего положения». Посланник Аллаха, S, направил его к ним. Он прибыл, и его спросили: «О Абу Любаба, что скажешь, нам довериться суду Мухаммада?» Абу Любаба же провел рукой по шее, давая знак, что это грозит им бойней, и что так не следует поступать. Но затем он пожалел и сказал: «Клянусь Аллахом, не успел я сделать и шагу, как осознал, что уже предал Аллаха и Его Посланника»[397]. Другими словами, Абу Любаба знал, что Бану Курайза приговорят к смертной казни! И, несмотря на это, дал знак, проведя рукой по шее, чем и предал тех, кто доверился ему в общении.[398]
Таким образом, принцип верности и честности обязывает нас хранить в тайне то, что обсуждается в определенном кругу общения, не разглашать важную и конфиденциальную информацию, раскрытие которой, возможно, приведет к измене с ужасными последствиями. Например, как это случилось с Хатимом ибн Абу Бальта‘а, R. Он оповестил глав курайшитов[399] о том, что Посланник Аллаха, S, собирается выступить в Мекку и завоевать ее, потому что он был одним из тех, кому Посланник Аллаха, S, сказал об этом. В причинах ниспослания[400] коранических аятов упоминается, что слова Всевышнего «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути»(60:1)были ниспосланы по этому случаю.
Любой круг общения строится на взаимном доверии, честности и умении хранить секреты. Поэтому человеку не дозволено разглашать те тайны своих братьев, которые они не хотели бы доверять кому-либо другому. Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен ими обоими Аллах, передано, что Пророк, S, сказал: «Если человек заговорил, а затем повернулся, то это следует хранить в тайне»[401]. В Комментариях к этому хадису аль-Мубаракфури пишет: «Круг общения бывает достойным или заслуживает уважения и благородно то общение, в котором принимающие участие люди могут довериться друг другу во всем, что увидят и услышат. И смысл хадиса словно диктует нам: да будет тот, кто принимает участие в общении, достоин доверия в том, что ему говорят, и в том, что ему открывают»[402]. В подтверждение этого глубокого смысла аль-Хасан аль-Басри говорит следующее: «Вы приобщаетесь к кругу общения на основе доверия. И вы, как кажется мне, думаете, что предать можно динаром и дирхамом. Поистине, предательство, самое ужасное предательство – это то, когда к нам присаживается человек, мы рядом с ним чувствуем себя спокойно, а затем он покидает нас и принимается обсуждать повсюду…»[403]. Следует отметить, что хранить тайны следует при условии, что это не нарушает право Всевышнего Аллаха и права мусульман. В противном же случае, неразглашение подобного рода тайн является предательством по отношению к Аллаху и мусульманам.[404]
В действительности, очень сложно найти людей, умеющих хранить тайны. Таких людей мало среди честных и верных, а ведь «беречь чье-либо имущество легче, чем сохранить секрет». Вот как объясняет ар-Рагиб аль-Асфахани причину, в силу которой сложно человеку хранить тайны: «Человек наделен двумя движущими им силами: брать и отдавать. Обе эти силы стремятся к тому, для чего предназначены. Если бы Всевышний Аллах не предоставил возможность силе отдающей обнаруживать все, что у нее, то к тебе не пришел бы с вестями тот, кого ты снабжаешь ими. И, таким образом, эта сила ревностно стремится реализовать себя. Поэтому человек должен сдерживать ее, не высвобождать ее там, где этого не следует делать»[405].
Да, иногда возникает потребность у некоторых из нас раскрыть какой-либо секрет своим близким друзьям, чтобы посоветоваться с ними или найти сострадание. Однако, прежде чем довериться, мы должны провести тщательный отбор. Выбор должен пасть на верных, честных, религиозных и разумных людей. Вот что пишет аль-Мауирди о качествах, которые помогают человеку с достоинством сохранить доверенное ему, просто обязывают его к этому: «Проницательный разум, стойкая религия, умение дать доброй души совет, огромная любовь и расположенность, скрытость по натуре»[406].
Нельзя ни в коем случае допускать легкомысленного отношения к сохранению тайн, ведь это самое важное из того, что люди могут доверить друг другу. Аль-Кафауи пишет, что «во всем, что предписано рабам Аллаха, например: молитва, закят, пост, возвращение долга, необходимо проявлять верность. В плане верности наиболее важным является верность тому, что оставлено на хранение, а самое важное из оставленного на хранение – это тайна»[407].
Итак, умение хранить тайны – это великий нрав, облагораживающий человека, подчеркивающий его достоинства. Сподвижники и их жены были примером для подражания в том, что касается сохранения тайн, доверенных им. К примеру, Хузайфа, R, хранил тайну Посланника Аллаха, S, относительно лицемеров. Его называли «обладателем тайны», о которой знал лишь он.[408] Фатима, R, также хранила тайну Посланника Аллаха, S. Вот что рассказывает мать правоверных ‘А’иша, R: «Все мы жены Пророка, S, были у него, и никто из нас не покинул его. И тут появилась Фатима. Ее походка в точности напоминала походку Посланника Аллаха, S. Увидев ее, он поприветствовал, сказав: „Дочка моя, добро пожаловать“. Затем он усадил ее по правую (или по левую) сторону от себя, и начал шепотом что-то ей говорить. И тут вдруг она зарыдала. Увидев ее скорбь, он еще раз ей что-то сказал шепотом, и она засмеялась. После я сказала ей: „Я одна из его жен. Посланник Аллаха доверил тебе среди нас какой-то секрет, и ты заплакала“. А после того, как Посланник Аллаха, S, удалился, я спросила ее о том, что ей он говорил шепотом. Она ответила: „Я не стану разглашать секрет Посланника Аллаха S“. А после его, S, смерти я сказала ей: „Я настойчиво прошу тебя, ведь ты должна поведать мне о том, что тогда не поведала“. Она сказала: „Теперь-то да“, и она рассказала мне. Она сказала: „В первый раз, говоря шепотом, он поведал мне о том, что Джибриль повторял с ним Коран в год один раз. И он сказал: „В этот же год, он повторил его со мной дважды. И я думаю, что смерть моя, очевидно, уже близка. Так будь же богобоязненной и терпеливой, ведь, воистину, хорошим предшественником[409] для тебя я являюсь“. Далее она продолжила: “И тогда ты увидела, как я заплакала. Он же, увидев мою боль, во второй раз сказал мне шепотом: „О Фатима, ты бы не хотела стать госпожой верующих женщин? Или госпожой женщин этой общины“»[410].
Во времена сподвижников хранить тайны умели не только взрослые мужчины и женщины, но даже дети. К примеру, Анас ибн Малик, R, – маленький мальчик, прислуживающий Посланнику Аллаха, S, сказал: «Как-то Посланник Аллаха, S, доверил мне секрет, и после этого я никому о нем не рассказал. Даже Умм Суляйм спросила меня о нем, и я ей не рассказал»[411].
Словом, каждый человек, которому доверили какую-либо тайну, должен хранить ее, будь он – правитель, врач или простой служащий, работник. Ведь не даром говорят: «Сердца разумных людей – это крепости для тайн»[412].
А вот что пишет Хассан ибн Сабит о честном человеке, умеющим хранить тайну: «Я доверил тайну души своей достойному доверия, и он закрыл ее в себе надежно и крепко»[413].
Таким образом, умение хранить тайны является основным качеством человека честного и верного в общении с людьми. И этот жизненный принцип верности друг другу распространяется не только лишь на личностные отношения, но и на взаимоотношения разных стран и правительств на международной арене. А ведь в истории предостаточно примеров того, как разглашение секретной информации привело к гибели и унижению многих людей, а порой – целых народов и наций!
Умение скрывать недостатки
Вера человека не будет полноценной до тех пор, пока он не станет желать своим братьям того же, чего желает для себя. А любовь и взаимопонимание в обществе восторжествуют лишь тогда, когда люди научаться скрывать недостатки. Насколько же правдивы эти слова: «Скрывая недостатки, ты гасишь губительный огонь, пожирающий своим пламенем общество»[414].
Умение скрывать недостатки относится к тому, в чем необходимо блюсти верность. В первую очередь, речь идет о том, что верующий человек не разглашает свои прегрешения. Вот что говорит Посланник Аллаха, S: «Все люди из моей общины будут прощены, кроме заявляющих в открытую. И, поистине, заявлять в открытую – это то, когда человек совершает ночью поступок, а проснувшись утром, тогда как сам Аллах его сокрыл, говорит: „О такой-то, я сделал вчера то-то и то-то“. Так в ночь его покрывает его Господь, а днем он снимает с себя покров Аллаха»[415]. Другими словами, если человек совершил постыдный поступок, то ему не следует разглашать то, что утаил Аллах, скрыть это, а иначе, он окажется одним из тех, кто заявляет о своих грехах в открытую. А такому человеку – не будет прощено[416]. Вот что говорит Ибн Батталь[417]: «В заявлении в открытую о грехе есть пренебрежением правом Всевышнего Аллаха и Его Посланника, S, своего рода упрямство по отношению к ним»[418]. А скрывая прегрешения, мы ограждаем себя от беспечного отношения к праву Всевышнего Аллаха, Его Посланника, S, и к благополучию мусульман.
Таким образом, сокрытие человеческих недостатков и прегрешений обязательно для сохранения мусульманского общества. Вот что говорит Пророк, S: «…а того, кто покрыл мусульманина, Аллах покроет и в этой, и в грядущей жизни…»[419]. Отметим, что принцип сокрытия недостатков распространяется на любого мусульманина, который в обществе не славится своим дурным поведением и безрассудным попиранием прав людей. Не следует подавать огласке его дурные поступки, но при этом необходимо выражать недовольство по этому поводу и наставлять его. А что же касается человека с дурной славой, то нежелательно скрывать его преступления. Более того, необходимо сообщать об этом представителям власти. Вот что говорит ан-Науауи: «Желательно скрывать недостатки того человека, что занимает определенное положение в обществе, и ему подобных людей – из числа тех, кто не славится дурным поведением и причинением вреда. Что же касается тех, кто славится этим, желательно не скрывать его поступки, а докладывать о них правителю, если нет опасений, что это приведет к нанесению ущерба. Ведь покрывая такого человека, мы побудим его к нанесению вреда, совершению зла и попиранию прав…»[420].
Итак, в силу вышеуказанных причин ислам предписывает скрывать человеческие недостатки, что прямо вытекает из жизненного принципа быть верным и честным во всем. «А ведь любой человек и в обыденной жизни, и в религии, и в нравах, и в поступках имеет недостатки. Правильным будет скрывать эти мирские и религиозные изъяны. Нет благополучия в их разглашении»[421].