Во-вторых: жена обязана соблюдать права мужа.
1. Быть послушной. Жена обязана слушаться мужа, который имеет право главенства семье, если, конечно, он не велит ей греховного. Праведная, верная жена хранит должное по отношению к своему мужу и покорна ему в дозволенном.
Всевышний говорит:
«Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха»(4:34).
Ибн ‘Аббас и многие другие слово «покорны» комментирует так: «То есть слушаются своих мужей». Со слов Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Если женщина совершает пять (предписанных)ей молитв, месяц поста, (предписанного)ей, хранит целомудренность и покорна своему мужу, то войдет в Рай из любой двери, что пожелает»[371].
2. Сохранять собственное достоинство и честь семьи. Жена обязана хранить честь семьи. Вот что сказал Пророк, S, в прощальной проповеди: «…и вы имеет право требовать от них, чтобы они не позволяли сидеть в вашем доме никому, кто неприятен вам…». А вот что сказал Убай ибн Ка‘б: «К верности относится то, что женщина должна оберегать свою непорочность»[372].
А вот как Джарир[373], оплакивая свою жену, описывает ее целомудренность:
А коль спутник ее жизни покидал постель,
То она хранит и оберегает все беседы и тайны[374].
3. Хранить тайны мужа. Жена обязана хранить все секреты своего мужа, и ни в коем случае и ни под каким предлогом не должна разглашать их. Несомненно, что верность жены к мужу особенно проявляется именно в ее способности не поддавать огласке то, в чем доверился ей муж. И именно это качество жены укрепляет семью и обеспечивает гармонию в семейной жизни.
Очевидно, что самой большой тайной в браке является интимная жизнь. Как сказано в одном из хадисов: «Одно из самых худщих мест у Всевышнего в Судный день будет занимать человек, который вступал в близость с женой, а потом распространял её секреты».
То же самое справедливо и в отношении подробностей по работе, по финансовому положению, по общению с друзьями, с которыми муж делится с женой, глубоко вздыхая. И в этом жена обязана быть верной мужу: сохранить в тайне все, чем он поделился с ней, успокоить его, помочь в силу своих возможностей, и не разглашать его секретов ни близким, ни чужим людям.
4. Бережно относиться к имуществу мужа и не расточительствовать в расходах по дому. Жена обязана бережливо относиться к финансам мужа, не излишествовать в расходах на еду и питье.
Всевышний говорит:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных»(7:31).
Всемогущий и Преславный также говорит:
«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями»(25:67).
Основное требование в этой обязанности жены заключается в том, чтобы она распоряжалась средствами мужа, лишь после того как попросит у него разрешение, за исключением небольшой милостыни. Вот что передает ‘А’иша, R: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Если женщина пожертвовала из съестных запасов мужа, не нанося вред, то она удостоилась награды, и муж удостоился за то, что заработал, и тот, кто хранит (это имущество), удостоился того же“»[375]. Что же касается мелких вещей по дому, на которые мало кто обращает внимание и которые обычно всегда есть в наличии, то здесь не нужно разрешение мужа, чтобы пожертвовать этим. Равно, как не нужно разрешение мужа в каждом отдельном случае, если муж, в общем, дал свое согласие жене, чтобы она тратила средства на свое усмотрение.[376]
5. Впускать в дом лишь с разрешения мужа. Жена обязана прежде, чем кого-либо впустить в дом, попросить разрешения у мужа. Ведь Пророк, S, сказал: «Что же касается вашего права по отношению к своим женам, то пусть они не позволяют сидеть в вашем доме тем, кто неприятен вам, и пусть не впускают они в дома ваши тех, кто неприятен вам». Таким образом, жена не должна впускать в дом тех, кого мужу неприятно было бы видеть у себя дома, будь этот человек женщина или кто-нибудь из мужчин – близких родственников жены. Запрет распространяется на всех без исключения.[377]
Жена также обязана не покидать дом, не попросив предварительно разрешения мужа. Даже если она хочет посетить мечеть для совершения молитвы, она должна согласовать это с мужем. Естественно, мужу не следует запрещать ей ходить в мечеть[378], если это не влечет за собой чего-либо запретного.
6. Соблюдать нормы шариата, связанные с отбыванием срока ожидания[379], с месячными и послеродовым очищением.[380] Жена обязана соблюдать нормы, касающиеся срока ожидания, месячных, выплаты предбрачного дара и спорных вопросов, возникающих в связи с этим.[381]
Другими словами, она должна в точности отслеживать график месячных, чтобы не лишить права мужа на близость. Более того, из верности к нему она обязана сообщать ему о том, что месячные закончились, не вступать с ним в близость во время месячных и послеродового очищения. В том, что касается интимной жизни, дозволенной Всевышним Аллахом супругам, соблюдение приведенных выше норм является верным признаком праведности жены и ее заботы о муже.
Из верности к мужу жена обязана сообщить мужу о том, что по милости Всевышнего Аллаха она ждет ребенка, чтобы будущий отец мог предпринять все необходимые для должной заботы о своем ребенке, в особенности это актуально для бедных и нуждающихся семей.
Всевышний говорит:
«Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день»(2:228).
Верность и воспитание детей
Муж и жена – это две основы, на которых формируется семья. От них берет начало новое поколение – их дети. Словом, семья – это социальная ячейка, которая готовит для общества праведных людей, достойных нести бремя миссии ислама, выполнить великую задачу, отведенную для них в этой жизни.[382] В ранее приведенном хадисе Пророк, S, разъяснил ответственность родителей за воспитание детей: «О да, каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству. Предводитель, назначенный руководить людьми – пастырь, и он в ответе за свою паству. Мужчина – пастырь над своими домочадцами, и он в ответе за них. Женщина – пастырь над домом своего мужа и его детьми, и она в ответе за них. Раб – пастырь над имуществом своего хозяина, и он в ответе за него. О да, каждый из вас – пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству».
Любовь к детям свойственна человеческой природе. И, как правило, родители любят своего ребенка больше, чем себя, желают, чтобы достиг многого в своей жизни, обрел счастье как в этом мире, так и в ином.[383]
Таким образом, очень важно, чтобы каждый родитель участвовал в воспитании ребенка, благодаря чему они будут дополнять друг друга. Далее мы затронем основные моменты, касающиеся ответственности родителей за воспитание своих детей:
1. Побуждать к молитве. Родители обязаны с раннего детства приучать детей к совершению молитвы – так, как это заповедал Пророк, S: «Велите своим детям (совершать)молитву, когда им исполнится семь лет. И шлепайте их за ее невыполнение, когда им исполнится десять. И укладывайте их спать в разные постели»[384].
2. Учить хорошим манерам и дать образование. Родители ответственны за воспитание и обучение своих детей в том, что поможет им обустроить свою мирскую жизнь и подготовиться к грядущей. Вот что говорит Ибн аль-Каййим: «Человек, беспечно относящийся к обучению своего ребенка полезным навыкам, оставляющий его на произвол судьбы, ужасно относится к своему чаду. На самом-то деле, в большинстве случаев детей портит легкомысленное отношение к ним отцов и матерей, которые не обучают их религиозным предписаниям и Сунне. В итоге, дети не выполняют предписанного, не могут помочь самим себе, а будучи взрослыми, не будут полезны родителям»[385].
Эта обязанность возложена на плечи обоих родителей. Словом, и мать, и отец должны следить за поведением ребенка дома и за его пределами. Родительская ответственность предполагает опеку и защиту ребенка от всего, что может отвратить от религии, исправление неверных взглядов, убеждений и сомнений, ограждение от дурного влияния общества с целью формирования полноценной, благочестивой и эрудированной личности по мере взросления.
3. Прививать детям благие нравы. Родители обязаны прививать детям благие, исламские нравы, учить их общей этике, постоянно отслеживать их поведение.
Верность и честность – это два основополагающих качества, которые они должны привить своим детям. И мать, и отец должны быть достойным примером для подражания в добросовестном, ответственном отношении к любому делу, ведь ребенок во всем стремится походить на своих родителей. А видя их рвение сдержать слово, не подвести, он осознает важность честности и верности, впитает в себя эти нравы.[386]
Таким образом, обязанность родителей воспитывать детей, направлять их к высокому – это великая миссия и невероятно сложный процесс, требующие чуткости, проницательности и дальновидности. Они должны прививать им исламские ценности и добрые нравы, сделать это праведным наследием для них как в этой жизни, так и после смерти.
Верность и благочестивое отношение к родителям
Право родителей ни с чем несравнимо. Как бы мы хорошо не относились к матерям и отцам, мы никогда не сможем воздать им должным. Обязанность заботиться о них следует сразу же после обязанности поклоняться Аллаху. Словом, благочестивое отношение к родителям имеет особенный статус, поскольку Сам Аллах, Всемогущ Он и Велик, сразу же после повеления служить Ему, предписывает хорошо относиться к родителям, чтобы подчеркнуть ценность заботы о них.
Итак, Преславный говорит:
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: „Тьфу!“ – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: „Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком“»(17:23, 24).
Также Пророк, S, велел благочестиво относиться к родителям. Заботу о них он назвал самым любимым для Всевышнего Аллаха из поступков, не считая молитвы. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, передано: «Я спросил Пророка, S: „Какое из деяний самое любимое для Аллаха?“ Он ответил: „Своевременное совершение молитвы“. Я продолжил: „А затем какое?“» Он ответил: „Затем благочестивое отношение к родителям…“»[387].
Благочестивое отношение к родителям предполагает следующее.
1. Относиться к ним наилучшим образом. Верность и честность обязывают нас денно и нощно заботиться о своих родителях, независимо от того, во здравии они или немощны. Не смыкая глаз, мы должны думать о том, чтобы у них все было благополучно. Ведь Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие»(31:14).
Мы обязаны слушаться их во всем, кроме тех случаев, когда они просят о греховном, быть их добрыми спутниками на протяжении всей жизни и ни коим образом не обижать их.
2. Содержать их. Дети обязаны содержать своих родителей, если они сами не могут прокормить себя, и постоянно заботиться о том, чтобы у них все было в достатке.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям…»(2:215).
Материальное обеспечение – это всего лишь маленькая часть из того, чем мы обязаны родителям. Но в тоже время забота о родителях – это великая обязанность, ведущая тернистым путем к угоде Всевышнего Аллаха.
3. Не обижать их. Верность детей по отношению к родителям может быть нарушена неправильным поступком или просто словом. Нельзя на них повышать голос, и, тем более, оскорблять или проявлять явное неуважение. Все это относится к категории черствого отношения к родителям, что является тяжким грехом.[388] Как-то Пророка, S, спросили о тяжких грехах, на что он ответил: «Тяжкие грехи - это придавание Аллаху сотоварищей, убийство человека, черствое отношение к родителям…»[389]. Однажды Посланник Аллаха, S, трижды сказал: «Не сообщить ли мне вам о самом тяжком грехе?» А затем упомянул о «черством отношении к родителям». Абу ‘Амр ибн ас-Салях[390] сказал: «Черствость – это любое действие, которое хоть как-то обижает родителя, не считая обязательных поступков»[391].
Отметим, что из верности к родителям, из обязанности относиться к ним благочестиво, дети должны побуждать их к добру и ограждать от зла. Словом, наставлять их, не позволять им впадать в грех.[392]
Таким образом, проявление беспечности детей к долгу заботиться о родителях ставит под сомнение их верность, обязанность благочестиво относиться к ним.