Глава вторая. Разум в осознании верности
Ранее мы упомянули, что разум называют верностью, чтобы подчеркнуть важность его роли. Ведь именно человеку среди прочих великих творений был дарован разум.[102] Мы также разъяснили связь между человеческой природой и верностью. Мы отметили, что человек, благодаря природе своей, знает, что такое верность и предательство. Теперь же следует обратить внимание на то, что «в основе естества людей лежит здравый разум и чистое сердце, а здравомыслие обязывает к уважению истин…»[103].
Словом, человеческое естество и разум – две неразрывные составные части. Они принимают то, что истинно и полезно, и находят в этом покой, а все, что ложно и вредно – они отрицают и питают к этому отвращение[104].
Свидетельство разума в пользу важности такого качества, как верность, основано на том, что Всевышний Аллах заложил в человеке способность одобрять добро и ненавидеть зло. Другими словами, «нравственность человека неразрывна связана с его разумом. Более того, самые высокие побуждения человека, с точки зрения логики, являются плодом его чуткого мышления»[105]. Ведь логические основы, первоосновы или основы разума – это «догмы, необходимые для умозаключения, и на них непосредственно указывает инстинкт разума»[106]. Словом, логические основы должны полностью соответствовать представлениям и суждениям инстинкта разума. Благодаря этому, суждения разума о жизни, человеке и вселенной будут основываться на истинных взглядах.[107] Вот что говорит по этому поводу Ибн Таймийя: «Основным свойством разума человека есть знание того, что полезно для него и что он должен делать, а также знание того, что вредно для него и от чего он должен воздержаться»[108]. Нравственность является одной из важнейших проблем, которую «углубленно изучал человеческий разум, чтобы выявить ее сущность, дать многогранное описание, вынести определенные суждения на этот счет и умозаключения. И на этом пути он сделал как правильные выводы, так и неверные»[109].
А теперь вопрос, который, вероятно, пришел на ум читателю: должна ли верность, как нравственное качество, иметь логическое обоснование?
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, необходимо уяснить, что рассуждения о разуме ведут к бесконечному спору относительно его сущности и свойств! Мы не ставим целью углубляться в существующие разногласия на этот счет, и поэтому далее в краткой форме приведем основные положения, дающие ответ:
1. «По сути, искомая логическая подоплека является основанием для утверждения того, что люди придерживаются нравственных норм по доброй воле, а не по принуждению со стороны»[110];
2. Человеческий разум, независимо от вероисповедания, конфессии, традиций, устоев и идеологии, одобряет благонравие. А «лейтмотив логики в философии этики основывается на интерпретации нравственных канонов в свете логических доводов»[111]. А ведь верность – это одна из достоинств, приемлемых здравомыслием;
3. «Разум играет значимую роль в нравственных суждениях человека, так как его предназначение плотно связано с практической жизнью, он обладает способностью наладить отношения с людьми, прижиться в обществе»[112]. Словом, верность – это нравственное качество и логическая необходимость во взаимоотношениях людей в любой сфере. И бывает так, что «человек выполняет то, к чему обязывает его разум, к примеру: сказать правду, поступить справедливо и проявить верность, не задумываясь о постоянных нуждах»[113].
В качестве примера возьмем арабское общество доисламских времен. Несмотря на его невежество, на существующие в нем ужасные устои, в корне противоречащие здравомыслию, оно не было лишено логической мотивации и благих нравов, в частности, обязательности, верности, правдивости, отвращения к вероломству и коварству.[114] Вот что сказал Пророк, S, о себе: «Я был направлен лишь для того, чтобы усовершенствовать благие нравы»[115]. В другой версии: «… красоту нравов»[116]. Это значит, что у арабского общества в доисламском периоде существовали благие нравы, а Пророк, был послан для того, чтобы усовершенствовать и дополнить похвальные нравственные качества.
Далее мы более подробно попытаемся разобрать логическую подоплеку в обосновании верности в двух главах:
1. Роль разума в обязанности жить по принципу верности;
2. Разум в осознании верности.