С именем Аллаха Милостивого Милосердного
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
О Щедрый Господь, облегчи и помоги.
Имам Мухаммад бин Абу Бакр бин аль-Къаййим аль-Джаузиййа, да будет милостив Всевышний Аллах к нему, сказал:
Раздел
Сравнение наслаждения музыкой и песнью и наслаждения молитвой и Кораном; пояснение того, что одно из наслаждений отрицает другое во всех аспектах; так же пояснение того, что при усилении одного из наслаждений и погружения в него слабеет и отдаляется другое.
Знай же, что молитва – это услада очей для тех, кто любит Аллаха, радость души единобожников. Молитва – это сад тех, кто поклоняется Аллаху, и наслаждение сердец богобоязненных Его рабов. Молитва – это критерий правдивых рабов и мерило, которым оцениваются состояния рабов, идущих прямым путём своего Господа. При этом верующие должны осознавать, что Всевышний Аллах дарит Свою милость тем из рабов, кто глубоко чтит молитву.
Молитва – великая радость любящих Аллаха
и дар Господа верующим
Молитва – дар Господа верующим, который Он даровал из милости к человеку. Молитва, без сомнения, великая радость и наслаждение, источник сил и мера духовного состояния для любящих Единого Господа, поклоняющихся Ему и преклоняющихся пред Ним правоверных.
Из милости Своей, щедрости и великодушия, а не по нужде, Господь наставил верующих на этот путь и научил их молитве, чтобы преклонились посредством нее их сердца и тела, даровав им ее через Своего чистейшего и надежного посланника, чтобы верующие приблизились к Нему и постигли щедрость Его.
Самое полное и великое счастье испытывает сердце человека во время молитвы, потому что оно устремлено к Господу, тем самым испытывает великую радость и блаженство от Его близости и любви. Поклоняющийся Господу блажен тем, что никому, кроме Него, он не служит и исполняет долг поклонения в полной мере, так, как того желает Всевышний.
Аллах искушает Своего раба различными желаниями и страстями, исходящими от природы внутреннего и внешнего мира, но из милостиЕго к человеку и в знак Своего внимания к нему Господь распростер множество даров и наград, в каждом из них имеется наслаждение, польза и успокоение для раба, и Он пять раз в день приглашает человека к этим благам. В каждом благе особое наслаждение. Вместе они доводят до совершенства благоденствие раба, которого потчует Господь от щедрот Своих. Каждое действие этого поклонения дает искупление грехов и освещает души особым светом. Молитва – сила и свет души и тела, благополучие и любовь окружающих. Во время молитвы радуются ангелы, и весь мир и все, что в нем: земля, горы, деревья, реки, и в Судный день она станет для верующего светом и вознаграждением.
Исполнивший молитву чувствует утоление душевного голода и жажды, вознаграждение за свой поступок и душевное обогащение. Ведь до молитвы его сердце покинуто, оголено, беззащитно, истощено жаждой и голодом. Молитва утоляет все эти потребности, и Аллах вознаграждает за нее.
Сравнение сердца с почвой
Сердца пустеют и истощаются, души скудеют и умирают без систематического возобновления сил, что и предлагает призыв на молитву, которую Аллах даровал человеку из милости к нему. Только стремясь и моля Того, в Чьих руках источник сил и жизни, только прося у Него спасения от жажды и истощения, признавая свою немощность и нужду в Его милости и благосклонности, – только так не зачерствеет душа, не истощатся в ней побеги веры, не пропадут ее плоды и не опустеет сердце. Это и есть обычай верующего раба, которого ему следует придерживаться в течение своей жизни.
Сердце человека, так же, как и землю, постигает засуха. А имя этой засухи – забывание Аллаха. Так что причину того, почему человеческое сердце становится черствым, сухим и жестким, следует искать в недостойном отношении к Аллаху, в том, что сердце забывает о Нем.
Если раб божий помнит об Аллахе и стремится к Нему, Аллах непрерывно потчует его из чаши Милости. Забывшее же Аллаха сердце черствеет и опустошается настолько, насколько оно забыло Его. Если же забвение полностью поглотит сердце, оно пустеет, превращается в голую пустыню и умирает. Ураганы страстей налетают на него со всех сторон не оставляя ничего на своем пути.
Так может погибнуть благородное, полное жизни сердце. Но стоит ему насытиться милостью божьей - оно оживет верой, воскреснет делами и даст великое множество плодов. Так можно сравнить сердце с деревом, корни, ствол, ветки, листья и плоды которого пропитаны влагой. Стоит лишь не дать дереву воды, и оно засохнет, пожухнут его ветки и листья, и оно не даст плодов, возможно, даже засохнет все дерево. И если у такого дерева потянуть ветку, она не склонится к тебе, а поломается. Хороший садовод должен срубить такое дерево и кинуть в огонь.
Сердце черствеет, если оно лишено единобожия
Если сердце не знает Аллаха, не любит Его как Единого Господа, не молит и не взывает к Нему, оно черствеет. Душу охватывает болезнь и огонь различных страстей. Различные части тела уже не повинуются и не выполняют свою работу и, подобно тому высохшему деревцу годятся только для костра. Упоминая сердца, Всевышний Аллах сказал: «Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении» (Толпы, аят 22).
Но если сердце орошает милость Господа, органы тела становятся гибкими и полными влаги жизни, легко повинуются велениям Аллаха, и каждый из них дает свой особый плод поклонения, питаясь от сердца влагой веры. Так вера оживляет сердце и органы тела, и если сердце перестало жить верой, оно черствеет, потому что источник жизни духа прекратил питать его. Следом за сердцем сохнут органы тела и не делают благого – не дают плодов поклонения. Ведь каждый из органов тела должен дать Аллаху свой особый плод поклонения, для которого был создан и к которому он приспособлен.
Примеры этих трех видов людей
Первого человека можно сравнить с тем, кому была дана обширная земля, инструменты для ее возделывания и облагораживания, семена, и возможность орошать ее. Воспользовавшись всем этим, он возделал землю и подготовил ее для взращивания урожая, посеял на ней различные виды злаков, посадил множество деревьев, дающих различные плоды, и огородил ее забором. Но он не остановился на этом, а приходил каждый день, охранял ее, защищал от вредителей, чинил то, что прохудилось, сажал новые растения, заменяя ими те, что высохли и погибли, обрезал и прореживал и использовал получаемую с нее продукцию для дальнейшего ее улучшения.
Второй человек сравним с тем, кто взял эту землю и использовал ее для приюта диких зверей и хищников, для гнили, смерти и разложения. В его руках эта земля стала убежищем для воров, грабителей и преступников. Он использовал все, что было дано ему для возделывания и облагораживания земли, для потчевания подобных гостей.
Третий сравним с тем, кто взял эту землю, но не возделывал ее и не орошал, а дал воде утечь в бездну пустыни, без какого-либо проку, и остался у разбитого корыта.
Это – пример трех категорий людей: тех, кто всегда помнит Аллаха, тех кто пренебрег Им, и тех, кто предал Его.
Глава об омовении
Омовением человек очищается от нечистот, готовится предстать перед Господом чистым как внешне, так и внутренне:
Внешне – чистота тела и его членов.
Главное же во внутреннем очищении – покаяние, которое очищает сердце от нечистот греха и непокорности. И поэтому в Своих словах Всевышний Аллах расположил покаяние и очищение рядом, сказав: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся!» (Корова, аят 222). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что после омовения и произнесения слов свидетельства о вере, желательно произнести следующие слова: «Господи, введи меня в число кающихся и очищающихся».
Тем самым Он усовершенствовал для него степени поклонения и очищения как внутренне, так и внешне. Ибо произнося слова свидетельства, он очищается от многобожия, каясь, он очищается от грехов, а водой очищается от наружных нечистот. Он установил для него совершенные степени очищения, осуществляемые до того, как он приступит к поклонению Аллаху и встанет перед Ним. И только после того, как он очистит свое тело и свое сердце, ему дозволено поклониться Аллаху, стоя перед Ним, и тем он избавляется от удаления от Всевышнего Аллаха.
Своим присутствием в Его доме (мечети) – месте поклонения раб приобщается к числу Его слуг. Поэтому некоторые законоведы считают, что только присутствие в мечети делает совершение обязательной молитвы полным поклонением, другие же считают, что это очень желательно.
Поклонение в стоянии
После поясного поклона молящийся становится прямо и ровно пред Аллахом, как и до поясного поклона, во время чтения Корана, готовый исполнить следующее предписание. Поэтому слова восславления и хвалы, которые он говорит при этом, похожи на слова восславления и хвалы, которые он произносил стоя ровно.
У этого столпа молитвы особый вкус, наслаждение и состояние души, не похожие на то, что происходит во время поясного поклона. Этот столп не переходное состояние, а важная часть молитвы, как и поясной или земной поклоны.
Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,совершая молитву, задерживался в этом положении, как задерживался на поясном и земном поклонах, и говорил много слов восхваления, восславления и благодарности. Об этом мы упоминали в (книге) «Зад аль-ма‘ад фи хадйихайр аль-‘ибад» . Во время ночной молитвы особенно много он повторял: «Господу моему благодарность, Господу моему благодарность».
Поклонение в земном поклоне
После стояния, выпрямившись, молящемуся предписано произнести слова «Аллаху Акбар» и опуститься ниц на коленях, при этом каждый член его тела должен поклониться, как предписано: лоб опустить и положить на землю смиренно перед Господом, так чтобы нос тоже был на земле. Таким образом, самая почетная часть тела человека оказывается на земле. Сердце должно упокоиться в смирении и обратиться к Господу и покориться Ему, как это сделало тело, и трепетать пред Его могуществом и величием. Униженно, смиренно и покорно каяться, ведь высшие части его тела теперь низшие, и сердце должно повторить движения тела. Падение ниц сердцем должно быть таким же, как падение ниц телом, которое опустило свои нос и лицо, руки, ноги и колени пред Господом. Этот раб приближен к Аллаху. Самое близкое состояние раба к Господу – земной поклон.
Молящемуся также предписано отделить свои бедра от голеней, живот от бедер и предплечья от боков, чтобы каждый член тела участвовал в поклонении, а не опирался на другой.
Не удивительно, что в этом состоянии молящийся более близок к Господу, чем в любом другом. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Наиболее близок раб к Господу во время земного поклона» [передал муслим {482} от Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах]
Так как поклон сердца – полное его преклонение пред Господом, он может длиться до Судного дня.Кого-то из праведных предшественников спросили: «совершает ли сердце поклон?», и он ответил: «Да, клянусь Аллахом, оно совершает такой поклон, с которого оно не поднимается до встречи со Всевышним Аллахом». Ибн Абд Аллах ат-Тустарий в «Собрании Исламских правовых постановлений» [21/287], [23/138].
Ради того, чтобы указать на покорность сердца, его смиренность, униженность, раскаяние, на его присутствие с Аллахом всегда и везде и соблюдение прав Аллаха в одиночестве и при людях, а также из-за того, что молитва основывается на пяти столпах: чтении необходимых аятов, стоянии, поясном поклоне, земном поклоне и произношении некоторых форм упоминания Аллаха, – (ради всего этого) молитва, согласно нижеследующим аятам, быланазвана:
― стоянием: «Простаивай ночьбез малого» (сура «Закутавшийся» аят 2), и аяту: «И стойте пред Аллахом благоговейно» (сура «Корова»,аят 238);
― чтением: «и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях» (сура «Перенес ночью»,аят 78), и аяту: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (сура «Закутавшийся», аят 20).
― поясным поклоном:«и совершайте поясной поклон вместе с кланяющимися» (сура «Корова» аят 43), и аяту: «И когда скажут им: "Поклонитесь(в поясе)!" - они не кланяются» (сура «Посылаемые»,аят 48).
― земным поклоном:«Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто совершает земной поклон» (сура «аль-Хиджр» аят 98), и аяту: «и соверши земной поклон и приближайся(к Аллаху)» (сура «Сгусток» аят 19).
― Поминанием: «то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (сура «Собрание»,аят 9), и аяту: «Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (сура «Лицемеры»,аят 9).
Наиболее почтенное действие в молитве – земной поклон, наилучшее поминание Аллаха – чтение Корана. Первая сура, ниспосланная Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сура, начинается со слов «Читай во имя Господа твоего», - и заканчивается словами приказа совершать земной поклон. Поэтому ракаат[12] начинается с чтения и заканчивается земным поклоном.
Состояние молящегося
в промежутке между двумя земными поклонами
После этого молящемуся предписано поднять голову и выровняться, сидя на коленях. Так как эта поза находится между двумя земными поклонами – поклоном до нее, и поклоном после, она также имеет важное значение. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел, выпрямившись, столько, сколько он находился в земном поклоне. В этой позе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молил господа о благе и прощении, о ниспослании ему Его милости, здоровья, еды насущной и указания правильного пути. У сидения на коленях в молитве свое особое наслаждение. Сердце при этом переживает отличные от земного поклона чувства и состояние. В этом положении раб сидит на коленях пред Господом, отдавшись Ему, просит у Него прощения за свои прегрешения, стремится к Нему, чтобы Он простил раба и помиловал, просит у Него помощи в борьбе против своих недостатков.
Значение «тайибат»
Таййб –благое. Все благое принадлежит Ему, исходит от Него и приобретает свое качество от Него, как слова, так и действия. Всякая вещь становится благой, если связана с Аллахом. К примеру, когда мы говорим «раб Аллаха», «дом Аллаха», «дух от Него», «Его верблюдица», «Его рай – пристанище благих людей» - во всем этом благо.
Слова «Благое Аллаху» содержат восхваление и благодарность, возвеличивание и восславление, хвалу Ему посредством Его имён и атрибутов. И эти благие слова, которые говорят только Ему, и их значения принадлежат Ему и никому другому. Это такие слова, как «субханакаАллахуммавабихамдика», что означают «Пречист Ты, о Аллах, от всего, что не подобает Тебе, и Хвала Тебе» или «субханакаАллахуммавабихамдикаватабаракасмукавата‘аляжаддукава ля иляха‘гойрука» что означают «Пречист Ты, о Аллах от всего, что не подобает Тебе, и Хвала Тебе, и свято имя Твое, и возвышено Твое величие, и нет бога, достойного поклонению, кроме Тебя». Слова «субхана Аллахи ва аль-хамду ли-Лляхива ляиляхаилля Аллаху, ва Аллаху Акбар» означают «Пречист Аллах от всего, что не подобает Ему, и хвала Аллаху, и нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и велик Аллах»; «субхана Аллахи вабихамдихи, субхана Аллахи аль-‘азъим» можно перевести, как «Пречист Аллах от всего, что не подобает Ему, и хвала Ему, пречист Аллах Великий от всего, что не подобает Ему». Все благое Ему, у Него, от Него и вернется к Нему. Он благо и не примет ничего, кроме благого. Он Бог благих людей и их Господь. Он даст приют возле Себя в убежище Его щедрости только благим людям.
Почему отдых в молитве?
В вышеупомянутом сообщении Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, имел в виду: объяви созыв на молитву, чтобы мы отдохнули, совершая ее, от тяжести и проблем этого мира, как отдыхает путник, когда достигнет оазиса, разобьет лагерь и обустроится – останется позади бремя и опасности дороги.
Вдумайся в его слова - «дай нам отдых в молитве». Ведь он не сказал: «Дай нам отдохнуть от молитвы». Так говорят лишь те, кто молится с трудом, «из-под палки». Для таких людей молитва – мучение. Они радуются и отдыхают, когда она, наконец, заканчивается. Так происходит, потому что сердце этого молящегося наполнено другим, молитва же отрывает его от любимых его сердцу мирских дел. Он мучается на протяжении всей молитвы. Он знает, что молитва необходима, но молится, как нельзя плохо, что можно заметить по его поступкам в молитве: быстрое совершение поклонов, отвлечение от Господа, спешка, неискренность. На его языке одно, а в сердце другое надо быстрее завершить молитву и отдохнуть, а не отдохнуть, совершая молитву. Это не та молитва!
Есть разница между молящимся поневоле, для которого молитва – плен физический и моральный, и молящимся с желанием, для которого молитва - душевное и физическое блаженство и источник существования.
Что касается первого, то молитва для его души подобна тюрьме и сковыванию его тела, мешая ему тем самым ввязываться в гущу опасностей. Возможно, он получит из-за этой молитвы прощение грехов и награду или получит милость Аллаха соразмерно своему поклонению в ней. А может получиться так, что он будет наказан за те недостатки, что имели место в ней.
Что касается второго, то молитва для него как сад, в ней он находит спокойствие для своего сердца, усладу для своих очей, наслаждение для себя, покой для своего тела, упражнение для своего духа. Поэтому он прибывает в блаженстве и живет в благоденствии. Он обязательно будет приближен к Аллаху, и ему дадут высокое положение у Аллаха. Он будет соучастником праведных наших предшественников в их наградах, более того, он получит высшую награду, которая будет касаться только его, и единолично будет иметь высокое положение и близость к Аллаху, которая является дополнительной степенью к имеющейся у него обычной награде.
Раздел
Разница между приверженцами песни и музыки
и приверженцами молитвы
О приверженцы музыки, песен и всего, что не относится к поклонению, мы заклинаем вас Аллахом, кроме Которого нет божества, достойного поклонения, ответьте, неужели вы находите в прослушивании песен такое же наслаждение или что-либо подобное, как при прослушивании Корана? Более того, находите ли вы от молитвы хоть часть того, что вы чувствуете от музыки? Чувствуете ли вы аромат этого наслаждения и ощущаете ли его? Клянусь, что наслаждение музыкой запрещает насладиться молитвой – это две противоположности по своей природе.
Если бы мы не боялись излишне удлинить наше повествование о наслаждении музыкой, мы бы упомянули о его последствиях.
Не укроется от обладателя разума и живого сердца разница между наслаждением аятами и наслаждением стихотворной рифмой; между вкусом поклонения Господу миров и между вкусом нахождения пред певцами; между наслаждением словами Аллаха, вкусом наслаждения и блаженства смыслами упоминания Всевышнего Аллаха и наслаждения Его речью и наслаждением песнями и музыкой, которые есть не что иное, как заклинание шайтана, предисловие к прелюбодеянию. Эти две вещи несовместимы в одном сердце, одно обязательно вытеснит другое, как несовместимы дочь Пророка Аллаха, Велик Он и Могуч, и дочь врага Аллаха в доме одного мужчины. Наше мнение таково, Аллах же сведущ.
Раздел
Когда же заблудшие, потерявшие путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сердца возвращаются к здоровому и трезвому вкусу, которым отличались Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и праведные предки, находят здоровое, ведущее к Аллаху наслаждение в таких делах, как: предписанная молитва; чтение Корана и вдумчивое прослушивание его, сопутствие ученым; борьба на пути Аллаха; одобрение благого и порицание злого; любовь ради Аллаха и ненависть ради Него и все, обусловленное этим; осознание награды за все вышеупомянутые дела.
Вкус последующих поколений, не без исключительных личностей, которых защитил Аллах, находит наслаждение в пере и музыке, в кричащих песнях, воспевающих соблазны, в шумных танцах, разжигающих похоть. Они забывают: то, что любит Аллах и хочет видеть в Своих рабах – противоположно страстям. Чрезвычайно далеки друг от друга звуки музыкальных инструментов и звук Корана; наслаждение флейтой и гитарой и наслаждение верующих светом молитвы; наслаждение духовыми инструментами и духовное наслаждение от суры «Толпы»; наслаждение от свирели и наслаждение от суры «Приблизился час, и раскололся месяц!» (сура «Месяц»,аят 1); наслаждение в «молодежной тусовке» и наслаждение от суры «ЙаСин» и «Ряды»; наслаждение от чтения нараспев стихов и наслаждение от суры «Поэты»; свист и хлопанье в ладоши и наслаждение от суры «Пророки»; наслаждение песней о черных глазах и женском теле и наслаждение от суры «Юнус» и «Худ»; наслаждение массово поклоняющихся сатане и наслаждение служащих Милосердному, читающих суры «Скот» и «Преграды»; напевы трехстишия и двустишья и распевание великого Корана и семи восхвалений; стоящиев первых рядах для прослушивания сатаны и стоящие в первых рядах пред Милосердным.
Господи! Так различаются люди, различаются нравы изгнанных от нравов приближенных. Господи, ты вознаградишь и накажешь и тех, и этих, разделишь между ними в Судный день! Клянусь Аллахом, не уживутся две любви в сердце одного человека: любовь к псалмам шайтана и любовь к речи Милосердного. Как не уживутся в доме одного мужчины дочь врага Аллаха и дочь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Поэт сказал:
Ты погибнешь ради всякого, кого ты любишь
Так выбирай же для себя в любви того, кого избрал ты[22]
Что слушают праведники
Сподвижники Пророка, мир ему и довольство Аллаха им и благословение, когда скучали в компании и им не хватало чего-нибудь для облегчения пути и возрождения чувств и любви, наказывали одному из компании читать Коран, остальные же слушали. Тогда успокаивались их сердца, слезы скатывались по щекам. Они наслаждались верой, и это наслаждение намного сильнее, чем наслаждение от прослушивания музыки и песен.
Когда к ‘Умару Ибн аль-Хаттабу приходил Абу Муса, ‘‘Умар говорил: « О Абу Муса, напомни нам о Господе нашем». И Абу Муса начинал читать (Коран). С сидящими вокруг происходит то, что мы описали выше.‘Усман Ибн ‘Аффан говорил: «Если бы очистились наши сердца, когда насытятся речью Аллаха» (т.е. – если бы мы знали, что наши сердца действительно очистились по тому, насколько они насытились). Но как же насытится сердце речью любимого, в которой заключается цель всей его жизни? Как можно пресытиться Кораном? Ведь твое сердце не было отравлено песнями и музыкой?!
Кем-то было сказано:
Когда мы больны, лечимся вашим поминанием,
А оставим его, то снова болеем
Музыканты и певцы не поймут этого, ведь они на другом полюсе.
Как сказал поэт:
«Представить можно вместе варана и кита,
Но откровение с музыкой не сойдутся никогда»
Насколько далеки певцы и музыканты, изощряющиеся в своем мастерстве и погруженные в свои наслаждения, от читающего Коран, впитывающего сердцем веру, отданного Аллаху и принятого Им, жаждущего встречи с Ним. С готовностью следующего Корану, воспринимающего Коран до глубины души, читающего Коран с чистым голосом, правильными интонациями и дикцией.
С именем Аллаха Милостивого Милосердного «Та, ха. Мы ниспослали тебе Коран не ради того, чтобы причинять тебе страдание, а только в качестве назидания для тех, кто боится [Аллаха]. [Он] ниспослан Тем, кто сотворил землю и вышние небеса. [Он] — Милостивый, Который утвердился на [небесном] троне. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле, и то, что находится и между ними, и под землей. Будешь ли ты говорить громко [или тихо], Он [все равно] знает и тайное, и самое скрытое.» (сура «Та Ха» аяты 1 – 7).
Когда слышит такие аяты из Корана искренний человек с живым сердцем, он чувствует присутствие благодати и наслаждается этим. Его сердце не приемлет другой радости и наслаждения и не пресытится подобными речами. Ведь они как бальзам на больное сердце, как родниковая вода после долгой дороги в пустыни. Как проливной дождь на иссохшую землю, после которого взошло великое множество растений, поднялось и восхвалило Его.
Разве могут быть равными пред Аллахом, ангелами, посланниками и Его искренними рабами эти два противоположных наслаждения? Поклонники музыки и пения – рабы собственной страсти. Отдаются своим страстям в надежде получить кратковременное ложное удовольствие. Кто же до сих пор не может различить эти два столь разных наслаждения, пусть искренне и со всем желанием молит Господа оживить его мертвое сердце, осветить потемки его невежественной души и четко разделить между истиной и ложью, поистине Он Близок и ответит.
Раздел
Скрытый аспект музыки и пения
Музыка пение и стихи имеют имманентную особенность. Ее знают искушенные люди, а именно: после прослушивания любая игра чувств, любое наслаждение превращаются в тиски на сердце, отдают одиночеством, изгнанием и холодом. Но это способен почувствовать только тот, в чьем сердце еще теплится жизнь, иначе:
Мертвому нет боли от раны, и если ты спросишь причину того, он не знает,
Ведь сердце его поглотила пучина лжи, песни, музыка, танцы
Этот человек сможет выявить причины своей боли, причины смерти своего сердца, только если взвесит все на весах истины. Только тогда он сможет понять, откуда его беды. Прочитай же внимательно объяснение этой деградации, сердечной и духовной смерти.
Высшая проба песенной поэзии – смесь лжи с правдой, страсти и сомнительного. Лучшее состояние поэта – смесь высоких духовных чувств и низменных прихотей. Поэтому песенная поэзия не бывает чистой и высокой. В ней смешиваются искренние чувства от Господа и низменные от сатаны, чистый дух и низменное. И такое положение дел это лучшее что есть в этой поэзии. Но так как песенная поэзия в основе своей не от Господа, высокое не сможет преобладать в ней. Если пролить немного чистой воды из сердца гор в грязное зловонное болото, то грязьпоглотит чистую воду без следа. А если они не смешаются, а будут находиться рядом друг с другом, то будет присутствовать одновременно божественное начало и сатанинское.
Слушатель ослеплен красотой яркого, божественного, присутствующего в песенной поэзии, и не замечает грязь и низости. Дух слушателя опьянен высокими чувствами, встречей с тем, чего он так жаждет, опьянен так, что не может заметить ничего другого. Но когда очнется, когда наслаждение от услышанного пройдет, находит свое сердце запятнанным и загрязненным – следы сатаны на сердце, что, в свою очередь, сжимает здоровое сердце чувством одиночества и изгнания. Чем более искренен человек в своем стремлении к Господу, тем сильнее его чувства одиночества и изгнания после прослушивания поэзии. Он остро ощущает нарушенный обычай жить сердцем, но не знает, чем же он нарушен. Подобных примеров множество. Если человек полностью поглощен созерцанием любимого или ужасного или наслаждение полностью завладело его чувствами и мыслями, в этом состоянии он не почувствует ни ударов, ни укуса змеи или другого источника боли. Но когда пройдет это состояние, боль заявит о себе со всей силой, как если бы воздействие на его тело произошло только что. Подобное происходит по причине сильного психологического воздействия, которое отключает восприятие чего-либо иного, но когда это воздействие проходит, восприятие возвращается.
Действия искренних людей после прослушивания лживого
(песенная поэзия, музыка и др.)
По причине описанного выше отрицательного воздействия песенной поэзии, некоторые искренне верующие люди после прослушивания поэзии спешили покаяться и молить Аллаха о прощении, а также применяли другие известные средства лечения от одиночества и изгнания.
Этот закон Божий знают только наиболее искушенные и опытные в духовной жизни люди, заботящиеся о здоровье духа и самосовершенствовании, Аллах им в помощь.
Без сомнения, искренне верующий человек может найти в прослушивании этих стихов правильный и относящийся к вере вкус, но это так же, как пить мед из грязной посуды.
Но высокие, честолюбивые души, с великими стремлениями брезгуют и не прикасаются к питью из этого сосуда. Они выше и чище этого. Они приемлют только высокие духовные наслаждения и только из подходящего для этого сосуда. Если же имеющийся сосуд не подходит, они не используют его, а ищут подходящий.
Другие же, несмотря ни на что, помещают это питье в первый попавшийся сосуд, даже если этот сосуд из костей мертвечины, собачьей или свиной кожи или после спиртного. Ведь выпитое из него как вино. И только низкий человек может пить благородный и чистый напиток из подобного сосуда.
Если бы искренний человек во время прослушивания обнаружил это, он бы почувствовал вкус упомянутого! Но сладость меда скрывает исходящее от этого прослушивания зловоние, грязь и следы безобразия, которые остаются на сердце. И непременно последствием прослушивания становится одиночество и изгнание, конечно, если этот человек честен с собой и искренне стремится к Аллаху, если все его поступки ради Него и для Него, в том числе и прослушивание.
Если же человек не искренен, действует лишь для своей услады, для удовольствия души и страстей, он пьет грязный напиток из грязной посуды и не будет чувствовать ничего из того, что мы упомянули. Его полностью поглотили страсти и низменные желания.
Человек, слушающий и наслаждающийся Кораном, пьет чистейший из напитков из самого чистого и прекрасного сосуда.
Таким образом, мы выявили три вида сосудов: чистый, грязный и загрязненный (смешанный). Так же и напиток бывает трех видов: чистый, грязный и загрязненный (смешанный).
Сердце бывает трех видов
Сердца трех видов: здоровое, сильное – его источник кристально чист и светел; больное и слабое – его источник грязен и низок; и сердце между двумя предыдущими, в котором смешано и то, и другое, вера и лицемерие, его источник чист, если его очистить. Умен же тот человек, кто смотрит в суть вещей и их последствия, кто видит цель и то, к чему приводит каждая вещь.
Кто же знает цели шариата относительно запрета причин, приводящих к запрещенному, однозначно запретит и поэзию (песню и музыку). Ведь слушать голос чужой (не близкой родственницы) женщины запрещено, так же, как и оставаться наедине с ней.
Запрещенное шариатом
Запрещенное шариатом делится на два вида:
· запрещенное по причине непосредственного вреда этой вещи для человека;
· запрещенное по причине способствования вреду для человека (т.е. эта вещь приводит человека к запретному).
Кто же привык смотреть только на сам предмет, но не задумывается о том, к каким последствиям приводит его применение, всегда затрудняется, не понимая причин запрета!
Всевышний и Великий Аллах сведущ, слава Ему, Господу миров, благослови Аллах лучшего из посланников – Мухаммада, мир ему и благословение, его семье и сподвижникам и тем, кто последовал за ними в лучшем до Судного дня. По Твоей милости и по Твоему великодушию, о Милосерднейший.
От редактора, да простит его Аллах:
«Аллах даровал мне милость и избрал меня для издания этой великолепной брошюры в нынешнем ее виде. При этом я опирался на три рукописные копии из трех разных стран, которые находились в Египте, Ираке и Арабском Саудовском королевстве.
В нынешнем своем виде эта книга раннее не издавалась, и эта книга не является результатом сбора разного рода информации с большого труда.
В действительности данная работа – часть книги «Вопрос слушания», у которой так же есть и другое название (будет упомянуто далее), которая, впрочем, очень отличалась от рукописного варианта, в частности, текст был приведен не полностью, имели место некоторые искажения, был изменен порядок изложения.[стр. 19]
Я уверен в том, что самостоятельноеиздание этой работы под другим именем, является вполне законным и обоснованным по нескольким причинам. Некоторые из них:
А – Эта работа в своем окончательном виде сильно отличается от напечатанного как часть книги «Разговор о вопросе слушания».
Б – Эта работа не похожа ни на какое предыдущее издание или книгу, ни смотря на то, что многие другие издания, как ранние так и современные, вобрали в себя многое из книг Ибн аль-Къаййима. [стр. 19]
Эта книга не может считаться результатом сбора разного рода информации с разных источников, так как не похожа ни на одно предыдущее или современное издание, в котором была собрана информация с разных источников.Эта полностью самостоятельная книга.
В – Книгу «Разговор о вопросе слушания» Ибн аль-Къаййим писал этапами, и состоит книга из двух частей или томов, как об этом говориться в предисловии книги [стр. 73] от редактора Рашид Ибн Абд аль-Азиз аль-Хамд. Первый том состоит из двух разделов. Первый раздел – пояснение шариатского решения о пении.
Второй раздел - разъяснение относительно того, когда слушание происходит для забавы, игры и раскрепощения или для приближения (к Аллаху) и поклонения. Заканчивается этот раздел сравнением между наслаждением от молитвы и наслаждением от пения.
Второй том вобрал в себя упоминание не пригодных в качестве доказательств аргументов, которые приводят певцы и их опровержения.
Мне кажется, что Ибн аль-Къаййим ответил на эти вопросы в 740 г.и.л. (т.е. написал первый том), но по прошествии некоторого времени добавил второй том, на что указывают его слова в начале второго тома [стр. 233]: «Сказал шейх Шамс ад-Дин Абу Абд Аллах Мухаммад Ибн АбиБакр аль-Ханбали аль-Джаузийдополняя правовые постановления, касающийся слушания. Это произошло в семьсот сороковом году, когда ученые четырех правовых школ [фикха] ответили на эти вопросы, да будет доволен Аллах всеми».
Т.е. Ибн аль-Къаййим написал свою книгу в два этапа.
Наша же работа – последний раздел первого тома.
Остался не рассмотренным только вопрос: почему же существуют все эти разногласия между самими рукописями и между ними и печатным изданием?
Наиболее точным ответом я считаю то, что Ибн аль-Къаййим сам извлек эту работу из других своих работ и затем редактировал ее не один раз. К тому же эта работа многократно переписывалась и изменялась переписчиками, а также переписывалась и уточнялась самим Ибн аль-Къаййим, что повлияло на возникновение различных копий и разногласий между ними.
Подытоживая, можно сказать, что эта работа – часть большого труда, которую сам Ибн аль-Къаййим извлек и редактировал, несколько раз переписывал, добавлял и убирал, менял порядок, пока, наконец,она не приобрела окончательную редакцию. Именно эти три причины и побудили меня к публикации этого труда отдельном виде. [стр. 21-22].
[1] В данном случае автор уподобил этого человека тем, кто при дележе трофеев имеет определенную для него Аллахом долю от трофеев, они, как очевидно, в выигрыше, так как имеют хорошую долю, остальные же могут довольствоваться только тем, что им, возможно, дадут в виде скромного подарка, проигрыш последнего также очевиден.
[2]То есть Всевышний требует, чтобы Его раб не занимал себя всегда разного рода делами и предметами, которые были созданы в его угоду и которые приводят к отвлечению от главной цели, для которой он был создан, то есть от поклонения Аллаху.
[3] Эти слова означают: Пречист Ты, о Аллах, от всего, что не подобает Тебе, и слава Тебе.
[4] Эти слово означают: Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана.
[5] Открывающая – первая сура Корана, чтение которой обязательно в молитве.
[6] Имеется в виду, что того, от которого Аллах желает поклонения, Он повелевает разбудить, а того, от которого не желае