Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых.
(Ан-Нахль, 126)
Ислам и борьба с рабством
Ислам боролся с рабством всеми способами. Он приказал отпускать на свободу рабов, узаконил их освобождение и пообещал великую награду тому, кто освободит раба. Ислам назвал это действие одной из причин вхождения в Рай. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если кто-нибудь освободит раба, Аллах избавит от Огня за каждую часть его тела каждую часть тела раба и даже срамные части освободившего – за срамные части раба»[128].
Но ислам не запрещает рабство как таковое, чтобы это не привело к столкновению с существующим укладом. Практически во всех обществах это считается частью экономических и финансовых отношений. Таким же образом мессия Иисус (мир ему) не запрещал рабство. Но ислам запрещает все пути, ведущие к рабству, кроме одного: путь пленения во время войн при условии, что предводитель мусульман сделает военнопленных рабами. Следует учесть то, что ислам сузил пути рабства, сделав его возможным с помощью одного пути, но расширил пути освобождения рабов. Мусульманин может искупить совершенный грех, в том числе, принеся искупление (каффара) в виде освобождения раба, за такие грехи:
· Непреднамеренное убийство
Всевышний Аллах сказал:
Вы обнаружите, что другие хотят получить гарантии безопасности от вас и от своего народа. Всякий раз, когда их возвращают в смуту, они опрокидываются в ней. Если они не отступят от вас, не предложат вам мира и не уберут свои руки, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Мы предоставили вам очевидный довод против них.
(Ан-Ниса, 91)
· Нарушение клятвы
Всевышний Аллах сказал:
Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись инарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы будете благодарны.
(Аль-Маида, 89)
· Зыхар
Всевышний Аллах сказал:
Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете.
(Аль-Муджадила, 3)
· Половой акт во время поста в месяц Рамадан
Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что один мужчина совершил половой акт в дневное время суток в Рамадан и пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), спрашивая, как ему быть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Можешь ли ты освободить раба?» Он ответил: «Нет» – «А можешь ли ты поститься два месяца подряд?» – «Нет» Он спросил: «А можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?» – «Нет». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) замолчал на некоторое время. Затем принесли большую чашу с финиками. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Где тот, кто спрашивал?» Он ответил: «Я здесь» – «Возьми это и раздай их как милостыню»[129].
· Плохое отношение к рабам
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Для того, кто избил раба, искуплением будет его освобождение»[130].
Также подтверждает стремление ислама к освобождению рабов следующее:
1) Побуждение к договору об освобождении раба (мукатаба). Это договор между хозяином раба и самим рабом о том, что его освободят за определенную оговоренную сумму. Некоторые ученые-правоведы (да помилует их Аллах) считали договор об освобождении раба обязательным[131], если об этом попросит раб. Они руководствовались таким аятом:
Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости. Если невольники, которыми овладели ваши десницы, хотят получить письмо о сумме выкупа, то дайте им такое письмо, если вы нашли в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам. Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принудит их к этому, то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным.
(Ан-Нур, 33)
2) Освобождение раба из рабства – одно из направлений выплаты обязательной милостыни. Всевышний Аллах сказал:
Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый.
(Ат-Тавба, 60)