К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим.
(Ат-Тавба, 128)
Одной из черт этого законодатльства является снисходительность и легкость – в нём нет требовательности и трудности. Всевышний Аллах сказал:
Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты - наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.
(Аль-Бакара, 286)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда я запрещаю вам что-нибудь, то избегайте этого, а когда велю вам что-нибудь, делайте из этого, что сможете»[114].
Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах), жена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так сказала о нем:
«Когда бы ни предоставлялся Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выбор одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только оно не являлось греховным. И если было в нем нечто греховное, то он держался от него дальше, чем кто-либо из людей»[115].
Аллах отправил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с законодательством, которое противостоит всем видам крайности и экстремизма. Сквозь призму шариатских текстов ясно видно, что ислам предостерегает от двух крайностей в вопросах религии: чрезмерности и небрежности. Всевышний Аллах сказал:
Скажи: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути».
(Аль-Маида, 77)
· Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил излишества и жесткость в религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень предостерегал от этого, говоря:
«Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!»[116].
· Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил чрезмерность в поклонении.
Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды к домам жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: «Как далеко нам до Пророка (мир ему и благословение Аллаха) которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». (А через некоторое время к ним) подошёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!»[117]
· Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил чрезмерность и жесткость во взаимоотношениях. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, эта религия легка, но если кто-либо захочет ее усложнить, то она непременно одержит над ним вверх»[118].
· Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил чрезмерность и жесткость в призыве к Аллаху. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к исламу)»[119].
Монашество в христианстве
В исламе нет монашества, нет церковной иерархии, как в других религиях. Всевышний Аллах осудил тех, кто в предыдущих религиях совершал подобное. Всевышний Аллах сказал:
Потом Мы отправили по их следам Наших посланников, и отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), и даровали ему Инджил (Евангелие). В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили так, дабы снискать довольство Аллаха (или Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха). Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами.
(Аль-Хадид, 27)
Также от этого предостерегал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не усложняйте самим себе, а не то Аллах усложнит вам. Ибо, воистину, некоторые народы изобретали для себя сложности, за что Аллах усложнил им. Вот их остатки в кельях и монастырях; монашество измыслили они, Мы не предписывали его им»[120].
Известно, что мессия Исус (мир ему) не был монахом и не разрешал монашество своим последователям. Напротив, он приказал своим ученикам отправляться в путь для донесения религии Аллаха другим народам.
В исламе на религиозном человеке лежит большая ответственность, поэтому он должен выходить в люди, призывая их к одобряемому и запрещая им порицаемое – он должен указать им на правильный путь, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Передайте от меня хотя бы один аят»[121].
Также такой человек должен быть активным членом своего общества и хорошим примером для подражания, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, лучше того верующего, который не вступает с людьми в общение и не терпит причиняемые ими обиды»[122].
Он не должен быть для кого-то обузой, попрошайничать. Все пророки (мир им всем) работали собственными руками, пасли скот, добывали пропитание для себя и своих семей. Однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили, пас ли он овец, на что он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, каждый пророк их пас»[123].
Безбрачие лучше брака
Павел в своем Первом послании к Коринфянам (7:1-8) сказал:
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины […] Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я» – то есть безбрачными. Естественно, что подобное – это понятия Павла, а не самого Иисуса (мир ему), ибо они противоречат человеческому естеству, с которым Аллах создал человека. Более того, жениться – это является традицией всех пророков (мир им всем). Всевышний Аллах сказал: