Кто отвечает за применение наказаний?
Ответственность за осуществление и применение наказаний по отношению к тому, кто нарушил исламские законы и совершил грех, за который полагается наказание, лежит сугубо на правителе мусульман, или же на том, кому он это доверил. Такого права нет у отдельно взятых личностей. Ислам – религия порядка и последовательности, а не хаоса и варварства. Ни одно наказание во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не было применено без его разрешения, ибо тогда он (мир ему и благословение Аллаха) отвечал за применение законоположений. Поскольку это было исключительным правом правителя, то это и сейчас является исключительным правом правителя, правящего в соответствии с исламом. Всевышний Аллах сказал:
Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами.
(Аль-Маида, 49)
В каком случае не применяется наказание?
Отказ от признания
Большинство ученых (Абу Ханифа, аш-Шафии и Ахмад) считают, что отказ (от признания в совершении преступления) принимается. И в таком случае наказание не применяется. Если же такой человек бросится в бега, то его оставляют: возможно, он отказался от своего первоначального признания[37]. Маиз ибн Малик (да будет доволен им Аллах) совершил прелюбодеяние с одной из девушек. Хизаль (да будет доволен им Аллах) сказал, чтобы он пошел и признался в содеянном Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). После того как Маиз (да будет доволен им Аллах) четырежды признался в содеянном, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал применить к нему наказание. Но во время его осуществления, Маиз (да будет доволен им Аллах) испугался и побежал, пока его не остановил Абд Аллах ибн Унейс, после чего к нему применили наказание. Когда же про этот случай сообщили Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал:
«О, если бы вы его оставили, быть может, он покаялся! О Хазаль, если бы ты укрыл его своим плащом, было бы лучше для тебя чем то, что ты сделал!»[38].
Хазаль побудил Маиза пойти к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и признаться в грехе. Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «если бы ты укрыл его своим плащом» – намек на то, что было бы лучше не признаваться в содеянном, чтобы избежать наказания. Аль-Баджи сказал: «Укрытием было бы побудить его к покаянию и скрыть ошибку. Плащ был упомянуть здесь в качестве гиперболы»[39].
Сомнение
Наказание не применятся на основе предположения. Наказания отклоняются сомнениями. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) – второй праведный наместник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – сказал: «Отменить применение наказания, основываясь на сомнении, для меня любимее, чем применить его, основываясь на сомнении»[40]. Поэтому наказание не применяется к тому, кто украл какое-то имущество, полагая, что он имеет на него право.
Покаяние
Если преступник покаялся, прежде, чем его схватили, то наказание к нему не применяется. Если же он покаялся после того, как его схватили, то это не отменяет применение наказания. Доказательством этому являются слова Всевышнего Аллаха:
Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах - Прощающий, Милосердный.
(Аль-Маида, 34)
Покаяние, упомянутое в этом аяте – это покаяние преступника до его поимки. В таком случае, по единогласному мнению ученых, к нему не применяется наказание за разбой и вероотступничество. Что же касается остальных видов наказания, полагающихся за такие преступления, как прелюбодеяние и воровство, то в этом вопросе существует два мнения среди ученых: одни говорят, что, в таком случае, после покаяния не применяется наказание, вторые – что применяется. Что же касается покаяния, связанного с наказанием за клевету на целомудренных мусульман (казф), то, в таком случае, по единогласному мнению ученых наказание применяется: будь то до или после поимки преступника, совершившего подобный грех. В этой теме существует объяснение, и тот, кто желает узнать о ней больше, может найти её в книгах по исламскому праву (фигх).
Отказ от свидетельства
Отказ от свидетельства после вынесения вердикта подсудимому, но до осуществления наказания, исключает его применение к подсудимому.