Из опровержения матуридитам, урок 12. Об Атрибуте Всевышнего Аллаха ас-Сура (Образ).
Слугшать: https://youtu.be/4VhfqutQm2g
Лекция Руслана абу Ибрахима из цикла лекций в опровержении матуридитов.
Стенограмма урока:
Приверженцы ахли Сунна уаль джамаа утверждают относительно Всевышнего Аллаха атрибут «Ас-Сура» (Образ), и опираются они в этом на различные хадисы которые пришли относительно этого вопроса.
Хадис Абу Хурайры который, приходит у Бухари и Муслима, о том, что люди будут стоять в Судный День в ожидании Всевышнего Аллаха, и тогда придет к ним Всевышний Аллах в Его образе, который они знают и с которым они ознакомлены. И скажет Всевышний Аллах я ваш Господь, и тогда люди скажут ты наш Господь и последуют за Ним. [Этот хадис передал аль-Бухари в главе о пользе земных поклонов раздела «Китаб аль-Азан» (806), в главе о мосте над преисподней раздела «Китаб ар-Рикак» (6573), а также в главе о высказывании всевышнего Аллаха «Лица одних в тот день будут сиять и взирать на Господа своего» (75:22-23) раздела «Китаб ат-Таухид» (7437). Его также передал Муслим в главе о видении Аллаха раздела «Китаб аль-Иман» (182) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах].
Также приходит длинный хадис у Имама Ахмада и Тирмизи, со слов Муаза ибн Джабаля, в котором приходит, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал: «Поистине, я проснулся посреди ночи, совершил малое омовение и совершал молитву столько, сколько мне было предписано. Но (вдруг) я задремал, и моё тело стало тяжелым.И вдруг я увидел своего Господа в наилучшем образе». Передал ат-Тирмизи, 3235; Ахмад, 5/243; ибн Хузейма в «ат-Таухид», № 320. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад, имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и шейх Альбани См. “аль-Камиль” 6/345, “ат-Тамхид” 24/325, “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 3234.
Сказал имам Ат-Тирмизи после того как привел этот хадис, хороший достоверный, я спросил об этом хадисе имама Бухари, и он сказал что этот хадис хасан (хороший) сахих (достоверный).
Эти и другие хадисы утверждают Всевышнему Аллаху атрибут Ас-Сура «Образ».
Шейхуль Ислам ибн Теймия сказал относительно атрибута Ас-Сура (Образ): «Также как мы говорим, что каждый существующий объект должен описываться определенными атрибутами, которыми он описывается, также Тот Который, существует Сам по Себе, должен быть в определенном образе (или определенного образа). И не возможно чтобы в бытие, существовало то, что существует само по себе, и не было у него какого то - образа, или существовало оно не по какому то - образу».
Приверженцы ахли Сунна говорят, что мы утверждаем Аллаху Ас-Сура (Образ) такой, какой подобает его величию, и этот образ не подобен образу творений. И все, то, что есть из сходства между образом Аллаха и образом творений, это «кадруль муштарак» как мы говорили, минимальны объем схожести между атрибутами Аллаха и атрибутами творений. Тот минимальный объем схожести, который невозможно аннулировать, и тот, кто аннулирует его, и тот, кто аннулирует его, автоматически становится аннулирующим атрибуты Всевышнего Аллаха. Этот вопрос мы глубоко и подробно разбирали на одном из прошлых уроков. [Конкретнее урок 3 б под названием: «Разъяснение понятия общий объем схожести (кадрун муштарак) - несостоятельность матуридии в познании Аллаха»].
И говорим образ Всевышнего Аллаха, такой как подобает его величию, а образ людей или творений, такой как подобает их слабости.
Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Поистине первая группа, людей, которая зайдет в рай, зайдет в него по образу Луны (или они будут подобны образу Луны)». Бухари (3327) Муслим (2834). Это не означает, что люди будут круглыми как мячики, а имеется в виду, что люди будут в образе Луны, то есть с круглыми сияющими, радостными лицами, так как выглядит Луна в ночь полнолуния. Этот хадис мы привели для того что бы указать что пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, указал на то что образ людей которые будут входить в рай в первую очередь, их образ будет подобен образу Луны. Несмотря на это любой из нас понимает, что образ луны не является абсолютно подобным образу людей, но имеется виду сходство, с определенных сторон, с каких то - моментов, по этому утверждение Всевышнему Аллаху Образа (Ас-Сура), не означает то, что образ Всевышнего Аллаха, такой же, как образ творений. «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (42:11)
[Примечание от редактора стенограммы]: Сказал, шейх ибн Аль Усеймин обсуждая хадис об образе: «Этот хадис доказывает, что у Аллаха есть Образ, и что Аллах создал Адама по Своему Образу. Но в этом хадисе нет ничего, что указывало бы, что образ Адама похож на Образ Аллаха, подобное значение ложное и не имелось виду Пророком, потому что Аллах сказал (перевод смысла) «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (42:11)
То, что один связан с другим не значит, что они идентичны во всех аспектах, напротив они связаны, потому что у них есть общие атрибуты, но это не значит, что атрибуты идентичны.
На это указывают слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Первая группа, вошедшая, в Рай будет, в образе полной луны ночью».Бухари (3327) Муслим (2834).
Этот хадис не значит, что они войдут в Рай в форме точно повторяющей луну во всех смыслах, иначе это значило бы, что они войдут в Рай без глаз и ртов, или как камни. Этот хадис указывает на то, что они будут красивыми как луна и светлыми, с сияющими лицами, и т.д.
Поэтому, если вы скажете: Какой Образ у Аллаха, и какой образ у Адама? Мы говорим, что Аллаха есть Лицо и Глаза и Руки и Стопы, но из этого не следует, что Он похож на человека. Существует много вещей с похожими качествами, но это не значит, что они идентичны, также как первая группа людей, которая войдет в Рай, сравнена с луной, это не значит что, они подобны луне. Это подтверждает веру Ахли Сунны Валь Джамаа, что ни один из атрибутов Аллаха не может быть подобным атрибуту творения, и они не отрицают и не дают неправильно толкования Божественным атрибутам, и они не уподобляют их атрибутам людей». Источник: Шарх аль Акида аль Васитийа, Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин. [Конец примечания].
Сказал, имам Абу Мухаммад ибн Кутейба поговорив долго об этом хадисе и приведя слова ахлюль калям: «И то, в чём я убежден – а Аллах знает лучше – что Образ не является чем то - более удивительным, чем две Руки, Пальцы, два Глаза. Однако первые легко принимаются людьми по причине того что они пришли в Коране, а в нашем случае случилась (у некоторых ахлюль калам) отчужденность по причине того что этого нет в Коране. Но мы же – веруем во всё, и ни в чем из этого не говорим о «кейфияте» (о том, как это обстоит), и не уподобляем». Источник: «Тауиль мухталиф аль-хадис», 261.
Относительно атрибута Сура пришли некоторые из хадисов, которые необходимо разобрать и разъяснить.
Передал Абу Хурайра, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах создал Адама по Его образу, и он был ростом 60 локтей. Когда Он создал его, то сказал: «Иди и поприветствуй группу ангелов, которые сидят и послушай, как они ответят тебе, потому что это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков» И он сказал: «Ассаламу алейкум» и они ответили: «Ассаламу алейка ва рахматуллахи», так они добавили слова «ва рахматуллахи». Каждый, кто войдет в Рай будет в образе Адама (так что его высота будет 60 локтей), но человечество будет становиться все короче (будут уменьшаться в росте)». Бухари (6227) и Муслим (2841).
Этот хадис прочитали из-за этого отрывка: «Аллах создал Адама по Его образу», также такой хадис приходит у имама Ахмада со слов Абу Хурайры что пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Если кто либо из вас сражается с кем либо, то пусть остерегается бить по лицу, потому что Всевышний Аллах создал Адама по Его (Аллаха) образу». Иснад этого хадиса является достоверным, соответствует условиям имама Муслима.
И этот же хадис пришел со слов ибн Умара и Абу Хурайры, со словом: «Всевышний Аллах создал Адама, по образу Милостивого (Аллаха)». Этот хадис назвали достоверным имам Ахмад, Исхак ибн Рахавайх, Аз-Захаби, Ибн Хаджар, Ибн Теймия. И этот хадис приводят в своих сборниках АбдуЛлах ибн Ахмад в своей книге «Сунна», Ибн Кутейба, Аджури, Ад-Даракутни, и другие, и все они приводят этот хадис и не заявляют о его слабости, наоборот строят на основе этого хадиса постановления в идеологических вопросах. Это говорит о том, что все эти имамы с этой добавкой считали хадис достоверным.
Сказал, шейх уль Ислам Ибн Теймия, рахимахуЛлах: «Не было среди саляфов в первые три века разногласий, что дамир (местоимение) возвращается на Всевышнего Аллаха, и этот хадис очень распространённо по многочисленным путям от сподвижников, и все контексты хадисов указывают на верность возвращения местоимения на Аллаха, и это также упоминается у людей двух Писаний – в Таурате, и других.
Однако когда распространились в третьем веке джахмиты, сделала некоторая группа местоимение возвращающимся не на Аллаха, и даже передано это от группы ученых известных знанием и Сунной во всех своих вещах, как Абу Саур, Ибн Хузейма и Абу аш Шейх аль-Асбахани и другие. И по этой причине порицали их великие имамы религии и другие уляма Сунны!»
Источник: «Баян тальбис аль-джахмия», 3/373-377.
Например, Мухаммад ибн Исхак ибн Хузейма, что местоимение в этом хадисе может, возвращено к одному из трех объектов. [Т.е. либо к Всевышнему Аллаху, либо к самому Адаму, или к тому, кого бьют, т.е. в хадисе указано «Если кто либо из вас сражается с кем либо, то пусть остерегается бить по лицу, потому что Всевышний Аллах создал Адама по Его (Аллаха) образу»].
И ибн Теймия указал, что ибн Хузейма был, одним из первых из числа ахли Сунна кто упомянул, это, и его за это упрекали имамы Сунны.
Сказал имам Абу аль-Хасан аль Караджи аш Шафии: «Что же касается тауиля, за которым не последовали имамы, то он отвергаем, даже если его источником является известный имам. И это подобно тому, что приписывается Абу Бакру Мухаммаду ибн Хузейме – тауиль хадиса «Создал Аллах Адама по Его Образу»,он истолковал этот хадис таким толкованием. И не последовали за этим толкованием те, кто были до него из ахлюль хадис, согласно тому, что мы передали от Ахмада, да смилуется над ним Аллах. И не последовали за ним кто после него. И я даже видел в книге «Аль-Фукаха» аль-Абади, как упоминает факихов, и упоминает от каждого вопрос, в котором он уединился. И он упомянул имама ибн Хузейму, и упомянул, что тот уединился в тауиле этого хадиса - «Создал Аллах Адама по Его Образу». И это наряду с тем, что я слышал от многих шейхов, что они передали, что этот тауиль – ложно приписан ибн Хузейме, и что это клевета, возведенная на него. И это, и подобное этому – относится к тауилю, который мы не принимает, и к которому не поворачиваются, однако мы соглашаемся и следуем за тем, на чём были единогласны остальные ученые». Источник: «Баян тальбис аль джахмия» 6/449-450.
Также приходит от хафиза Абу Мусы аль Мадини, в той книге, которой он собрал различные достоинства имама Суны Абу Касима Исмаиля ибн Мухаммада Ат-Тейми, который является автором книги «китабу Таргъиб уа Таргъиб», он сказал: «Ошибся Мухаммад ибн Хузейма касательно хадиса об Образе, и не порочат его за это, однако не берется это от него и достаточно». Источник: «Баян тальбис аль Джахмия», 6/411.
Сказал аз-Захаби: «Китаб ат-таухид» Ибн Хузеймы большой том. И он истолковал в нём хадис об Образе. Да будет же оправдан тот, кто истолковал (малую) часть Сыфатов, а что касается, салафов то они не пускались в подобный тауиль». Источник: «Ас-Сияр», 14/376.