Создал Аллах Адама по Его Образу. Об Атрибуте Всевышнего Аллаха ас-Сура (Образ).

Создал Аллах Адама по Его Образу. Об Атрибуте Всевышнего Аллаха ас-Сура (Образ).

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Содержание:

•Доводы, на которые мы опираемы в утверждении Аллаху атрибута ас-Сура (Образ). Стр.: 1.

•Понимание упомянутых хадисов. Стр.: 2.

•Слова ученых об этом хадисе, и опровержение тех, кто его искажают смысл хадиса. Стр.: 3.

•Слова об этом хадисе современных ученых Ибн База, Усеймина и Гунеймана. Стр.: 11.

Ответ на шубухаты (сомнения):

•1. «В этом вопросе разногласие». Стр.: 13.

•2. Аргументация словом «и его длина была 60 локтей». Стр.: 15.

•3. «Утверждение что имам Малик запрещал рассказывать этот хадис». Стр.: 16.

•Заключение. Стр.: 17.

•Из опровержения матуридитам. Стр.: 18-24.

______________________________________________

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

Доводы, на которые мы опираемы в утверждении Аллаху атрибута ас-Сура (Образ).

Хадис:«Истинно Аллах создал Адама по Его образу» аль-Бухари (6227) и Муслим (2841).

И дамир (местоимение) «его» возвращается на Аллаха, Свят Он и Велик, то есть у Всевышнего Аллаха есть атрибут Образ Ас-Сура такой какой подобает Его величию.

Доводом этому служат достоверные хадисы и единогласное мнение салафов.

Первый довод это хадисы:

1. Так как пришёл другой, достоверный хадис: «Не уродуйте лицо, ведь истинно, Аллах создал сынов Адама по образу ар-Рахмана (Милостивого)». Передали его Ибн Аби Асым, в «Ас-Сунна», 529, аль-Аджурри в «Аш-Шариа», 725, Абдуллах Ибн Ахмад в «Ас-Сунна», 1023, ад-Даракутни, в «Ас-Сыфат», 48, Ибн Батта в «Аль-Ибана», 193, Аль-Харис Ибн Усама в «Аль-Муснад», 827, Ат-Табарани в «Аль-Кабир», 13580, Аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», 3243, Ибн Асакир в «Тарих Димашк», 14/101, и это достоверный хадис, назвали его достоверными два величайших имама науки хадиса –Ахмад Ибн Ханбаль и Исхак Ибн Рахавейхи, и другие имамы.

2. Передал Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас сражается с братом, то пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по его образу». Муслим (2612).

3. Со слов Ибн Умара сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не говорите: "Да обезобразит Аллах твое лицо, ведь сын Адама был создан по образу Милостивого». Ибн Аби Асым в "ас-Сунна" (517). Шейх Абдуллах ибн аль-Гунайман сказал: "Этот хадис достоверный и был оценен так имамом Ахмадом и Исхаком ибн Рахавайх. Те, кто назвал этот хадис слабым, не имеют доводов кроме мнения Ибн Хузаймы, но те кто оценил его как сахих более знающие, чем он".

4. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас дерется, пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по образу его лица».Ибн Аби Асым (516), шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса доствоерным.

5. Передал Ибн Аббас, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мой Господь явился ко мне в самом прекрасном образе и сказал: "О Мухаммад!" Я ответил: "Я здесь к Твоим услугам, о мой Господь". Он сказал: "О чем спорят верховные Ангелы…"». Имам ат-Тирмизи (3234). Хадис оценен как сахих шейхом аль-Альбани в "Сахих ат-Тирмизи".

6. В длинном хадисе о заступничестве сказано: «...затем Могучий явится в образе отличным от того, в котором они Его видели в первый раз».аль- Бухари (7440) Муслим (182).

Второй довод иджма.

Единогласного мнения ученых первых трёх веков о том, что дамир (местоимение) «Его» возвращается к Аллаху.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия, рахимахуЛлах: «Не было среди саляфов в первые три века разногласий, что дамир (местоимение) возвращается на Всевышнего Аллаха, и этот хадис очень распространённый по многочисленным путям от сподвижников». Источник: «Баян тальбис аль-джахмия», 3/202

Поэтому мазхаб ахли-Сунна – утверждение этого хадиса на внешнем смысле, и мы утверждаем Всевышнему Аллаху атрибут «Ас-Сура» (Образ), оставляя знание о том, какой он, на Всевышнего Аллаха.

Понимание упомянутых хадисов.

Слова ученых об этом хадисе.

Ученик Ахмада, имам Харб аль Кирмани (ум. 280 г.х.)


Сказал имам Харб аль-Кирмани в своей книге по акыде, на которую передал иджма имамов:

«И Аллах создал Адама своей Рукой по Своему Образу»
Затем имам передал тасхих имама Исхака Ибн Рахавейхи этому хадису сказав:

«Я слышал, как Исхак Ибн Рахавейхи сказал: «Достоверно, что Аллах создал Адама по образу Милостивого». Источник: «Масаиль Харб», 3/974, «Фатх аль Бари», 8/31.

Коды Абу Яла (ум. 458 г.х.)


Коды Абу Я’ла поговорил об этом хадисе в очень длинной главе в своей книге «Ибталь ат тауилят» и опроверг тауиляты противоречащих.

Сказал он: Глава вторая: «Касательно употребления слова, что Аллах создал Адама по его образу, и что слово «Его» возвращается к Милостивому»

И требующим знания следует возвращаться к этой главе в ней много польз.

И сказал он в этой главе про хадис «Аллах создал Адама по образу Милостивого»:

«Эта добавка достоверная утвержденная! Передал нам ее Абуль Касим Абдуль азиз по пути что мы упомянули, и упомянул ее Абуль Хасан ад Даракутни в сборнике, который он вывел про сообщения Сыфатов, и также упомянул ее Абу Бакр Ахмад Ибн Сулейман ан Наджад в книге «Ас-Сунна», и упомянул ее Абу Абдуллах Ибн Батта в книге «Аль-Ибана», и не разрешено чтобы согласились все эти хафизы на передаче ложного и слабого (аргументируя этим)». Источник: «Ибталь ат-та’уилят», 1/91.

В этом вопросе разногласие»


Ответ: В любом вопросе разногласие, даже вопрос существования Аллаха в нём есть разногласие между атеистами и мусульманами. Однако разногласие в нашем случае между кем и кем?

Между ахли-Сунна, среди которых в первые три века не было никакого разногласия – с одной стороны. А чьё же слово у нас на противоположной стороне?

1. Бишр аль-Мариси
Лидер джахмитов и их столп.

Он — Бишр Ибн Гыяс аль-Мариси аль-Джахми, родился примерно в 200 году хиджры, был главой джахмитов. Сказал о нём аз Захаби: «Он был главой джахмитов и их ученым, и ненавидели его учёные и множество вынесло ему такфир, и он не застал Джахма Ибн Сафвана, но принял его мнения от его последователей» см. «Ас-Сияр», биография аль-Мариси

Позиция ученых по отношению к нему:
Сказал имам ахли-Сунна, Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим: «Бишр аль-Мариси, да проклянёт его Аллах.. Вынесли ему такфир Суфьян Ибн Уейна, Абдуллах Ибн аль-Мубарак, Аббад Ибн Аввам, Али Ибн Асым, Яхья Ибн Саид аль-Каттан, Абдур-Рахман Ибн Махди, Уаки Ибн аль-Джаррах, Абу ан Надр, Хашим Ибн Касим, Шабаба ибн Саввар, аль-Асвад Ибн Амир, Язид Ибн Харун, Бишр Ибн Валид, Юсуф Ибн Табба, Сулейман Ибн Хассан аш Шами, Мухаммад и Али, сыновья Убейда ат-Танависйана, Абдур-Раззак Ибн Хаммам, Абу Катада аль-Харрани, Абдуль Малик Ибн Абдуль Азиз аль-Маджишун, Мухаммад Ибн Юсуф аль Фирьяби, Абу Нуейм аль-Фадль Ибн Дукайн, Абдуллах Ибн Масляма аль-Канаби, Бишр Ибн аль-Харис, Мухаммад Ибн Мусаб аз Захид, Абу аль-Бухтари, Уахб Ибн Уахб ас-Сауаи аль-Мадини, судья Багдада, Яхья Ибн Яхья ан-Найсабури, Абдуррах Ибн Зубейр аль-Хумейди, Али Ибн аль-Мадини, Абдус-Салям ибн Солих аль-Харави, Хасан Ибн Али аль-Хальвани». Источник: «Шарх усуль аль-и'тикод», 3/425.

Сказал о нём имам Ибн Батта: «Он относится к числу главарей куфра, и имамов заблуждения, которые отрицали Коран, и Сунну, и отвергли Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, выявив куфр в них намеренно и явно, противостоя им и злобствуя, несправедливо и выявляя неверие!». Источник: «Аль-Ибана», 8/63.

Сказал Ахмад Ибн Ханбаль о нём когда он умер:

«Да наполнит Аллах его могилу Огнём!» См. «Ас-Сунна лиль Халляль», 1717.

И в книгах саляфов можно найти жесточайшие высказывания о нём, и ученые Ислама многократно пытались убить и распять его, однако он всякий раз по воле Аллаха избегал смерти. И сказал о нём халиф правоверных Харун ар Рошид: «Если я смогу добраться до него, я убью его так, как никого никогда не убивал!». см. «Масаиль Ахмад уа Исхак», 1/109.


Такова была позиция мусульман, их ученых и правителей по отношению к Бишру аль-Мариси.

И если это стало ясно, то самым первым, от кого упоминается такой тауиль к хадису «Создал Аллах Адама по Своему Образу» - является Бишраль-Мариси!

Говорит хариджит Раби аль-Ибади в своем «Муснаде»:

«И сказал Бишр аль-Мариси: «Другое толкование этого хадиса – то, что Аллах сотворил Адама по его образу, о котором Он знал что сотворит его в нём, уже созревшим, и не перевёл его из капли в кусочек мяса, а из кусочка мяса в кости» Источник: «Муснад ар-Раби», 1/318.


Смысл этого что он опять же вернул дамир на Адама, мир ему!

2. Имам факих Абу Саур.
Вынесли ему табди` за это слово и назвали джахмитом великие имамы ахли-Сунна того времени, и по Милости Аллаха он покаялся

3. Имам Ибн Хузейма
Порицали имама за этот его тауиль ахли-Сунна и упоминали это из числа его ошибок, и некоторые ученые сказали, что это ложь на него и что он такого не говорил. И опроверг его шейх уль Ислам Ибн Теймия сильнейшим опровержением.

4. Шейх Аль-Альбани.
Последовал в этом за Ибн Хузеймой аль-Альбани, и порицали его ахли-Сунна нашего времени за это сильным порицанием и написали опровержение на него


Из тех кто опроверг шейха аль-Альбани в этом вопросе:

1. Имам алляма муджахид Хамуд ат Тувейджри, да смилуется над ним Аллах, написавший книгу «Акыдату ахлиль Иман фи хольки Адама аля сурати ар-Рахман» («Акыда людей Имана касательно сотворения Адама по Образу Милостивого»), где опроверг шубухаты шейха аль-Альбани сильнейшим опровержением и привёл позицию ученых ахли-Сунна

Скачать книгу можно тут: http://www.alukah.net/Web/twaijiry/0/41587/

И к книге сделал такдим шейх Ибн Баз, и книгу похвалили очень многие уляма.

И мы уже приводили некоторые цитаты шейха из этой книги.


2. Шейх алляма мухаддис Абдуллах ад-Дувейш, да смилуется над ним Аллах, написал книгу «Дифа ахли-Суннати уаль Иман ан хадис хольки Адама аля сурати ар-Рахман» («Защита людей Сунны и Имана хадиса о создании Адама по Образу Милостивого»)


Сказал шейх Абдуллах ад-Дувейш в начале книги, упомянув слова шейха аль-Альбани:

"Кончилось то что упомянул шейх аль Альбани с сокращением, и когда я поразмыслил над этим, я нашёл это лишенным тахкыка и довода, далёким от слова ахли-Сунна уаль джамаа, и согласным со словом заблудших джахмитов". Источник: «Дифау ахли-Суннати уаль иман ан хадис хольки Адама аля сурати ар-Рахман», 3.

Скачать книгу можно тут: http://www.ahlalhdeeth.com/vb/attachment.php?attachmentid=69710&d=1249227031

И помимо этих двух книг, написанных в опровержение на шейха аль-Альбани, когда увидели ученые его отрицание этого хадиса, они начали усиленно разъяснять, что этот хадис достоверен и что местоимение возвращается на Аллаха, и об этом было написано множество работ и посланий, среди которых:
1. Послание шейха Хаммада аль Ансари и шейха Такиюддина аль-Хиляли аль-Магриби, где они утвердили акыду ахли-Сунна и что противоположное – мнение джахмитов

2. Очень подробно поговорил об этом вопросе шейх Абдуллах аль Гунайман во втором томе книги «Шарх китаб ат таухид мин сахих аль Бухари».

3. И также все остальные современные шейхи ахли-Сунна хоть и не писали отдельных работ и книг, но увеличили разъяснение этого вопроса и что это акыда ахли-Сунна уаль джамаа.

5. Ашариты и матуридиты.
Ну и конечно, это слово заблудших сектантов ашаритов и матуридитов муаттылей в их ложных книгах да воздаст им Аллах по заслугам!

Первый путь


1. Сказал аль-Укейли: «Рассказал нам Микдам Ибн Дауд, что рассказали ему Абу Зейд Ахмад Ибн Аби аль-Гамар, и аль-Харис Ибн Мискин, что рассказал им Абдур-Рахман Ибн аль-Косим, что он спросил Малика…». И в этом иснаде Микдам Ибн Дауд, обвиненный во лжи не достоверный передатчик. Приведем слова ученых о нём.

Сказал о нём ан-Насаи: «Он недостоверный». Источник: «Ат-Такмиль», 1/168.

Сказал о нём Мухаммад Ибн Юсуф: «Он был факихом, однако его состояние в передаче было далеко не хвалимым!». Источник: «Ат-Такмиль», 1/168.
Сказал о нём аз Захаби, приведя выдуманный хадис, который он передает:

«Не поговорил о нём аль-Хаким, в то время как это хадис вымышленный под иснад двух «Сахихов», и Микдам – о нём говорили с плохой стороны, и эта язва от него!»

Сказал Бурхануддин аш Шафии приведя эти слова аз Захаби: «И его слово: «И эта язва от него», видимо его смысл, что он выдумал этот хадис!». Источник: «Аль-Кашф аль-Хасис», 1/261.


И сказал аз Захаби приведя хадис который он рассказывает от Абдуллаха Ибн Юсуфа:

«Это батыль!! Никогда не рассказывал такое Ибн Юсуф!». Источник: «Ас-Сияр», 13/346.


Сказал имам Ибн Аби Хатим и имам Мисра Ибн Юнус: «Поговорили о нём с плохой стороны» Источник: «Аль Джарх уа ат-Тадиль», 8/303, «Тарих Миср».

Сказал о нём имам ад Даракутни: «Он слабый». Источник: «Ас-Сияр», 13/345.

И слова имамов о нём очень многочисленны. Таким образом это крайне слабый передатчик обвиненный во лжи и на переданное им даже не обращают внимания!

Второй путь.
Передал это от Малика аль-Утби в своей печально знаменитой «Мустахрадже».

Сказал имам Ибн Аби Заманин: «Рассказал мне Исхак, от Мухаммада Ибн Умара Ибн Любабы, от Мухаммада Ибн Ахмада аль Утби, от Исы Ибн Динара, от Абдур-Рахмана Ибн аль-Косима, что он сказал…». Источник: «Усуль ас-Сунна», 25.


Этот иснад также очень недостоверен! Ведь в нём Аль-Утби, чьи ответы от Малика, как сказал имам Ибн Абдуль Хакам, ученик Малика – в большинстве своём ложь!

Сказал имам Ибн Абдуль Хакам аль-Мисри, ученик Малика, о котором имам Ибн Хузейма сказал: «Я не видел на земном шаре более знающего о мазхабе Малика, и запомнившего больше о мазхабе Малика!».

Так вот сказал имам Ибн Абдуль Хакам: «Мне дали книгу с красивым почерком, которая называется «Аль-Мустахраджа», составленная Мухаммадом Ибн Ахмадом аль-Утби. И я увидел, что почти вся она – ложь, ответы с маджлисов, о которых не знают ничего те, кто были в этих маджлисах!». Источник: «Ас-Сияр», 5/11.

И «Аль-Мустахраджа», или «Аль-Утбия», печально известна среди маликитов огромным количеством выдуманных на имама Малика и отклоненных от истины ответов, и слова их известны. И это вне всякого сомнения – один из подобных ответов приписанных Малику, просим у Аллаха спасения.

Таким образом, не пришло от имама Малика подобных слов по достоверному иснаду и вся хвала Аллаху.

Заключение.


1. Установлено согласно доводу из Сунны, и единогласному мнению саляфов, что местоимение в слове Пророка «Создал Аллах Адама по Его Образу» возвращаетсяна Аллаха, а не на Адама

2. У Аллаха есть атрибут ас-Сура (Образ), мы веруем в него и не знаем «Как?» и не задаемся этим вопросом.

3. Хадис «Создал Аллах Адама по Образу Милостивого» является достоверным, переданным по разным путям, подкрепляющим друг друга, и великие ученые науки хадиса как Ахмад и Исхак, назвали его достоверным, и приняли его имамы ахли-Сунна принятием и удостоверили.

И не достойно современникам, у которых нет даже некоторых путей этого хадиса, что были у саляф (как примеру маукуфан от Ибн Умара), выставляться и поправлять этих великих ученых, которые приняли этот хадис полным принятием, и передали его в своих книгах по акыде ахли-Сунна, аргументируя им против джахмитов

4. Нет в этом уподобления Аллаха человеку, как разъяснил шейх Ибн Баз слова шейха приведены вначале статьи.

5. Кто отрицал это, или заявлял что есть в этом вопросе разногласия – тот является нововведенцем вышедшем против акыды саляфов и согласившимся с джахмитами, как сказал об этом имам Ахмад. Однако не спешат с вынесением этого хукма на конкретную личность, оставляя это учёным, так как это из тонких вопросов, где может быть оправдание.

Просим Аллаха простить всем мертвым мусульманам ахли-Сунна, кто ошибся в этом вопросе.

А Аллах знает лучше.

Создал Аллах Адама по Его Образу. Об Атрибуте Всевышнего Аллаха ас-Сура (Образ).

Наши рекомендации