О защите Аллаха и защите Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха


[Шейх Салих али Шейх говорит]: Эта великая глава приведена в конце нашей книги. Человек должен возвеличивать Всевышнего Аллаха в Своих мольбах, в Своем поклонении и не забывать возвеличивать Его в отношениях с людьми. Это всё относится к совершенному единобожию. В этой главе говорится именно о возвеличивании Аллаха в отношениях с людьми, даже в такие сложные моменты, как война. Раб должен уважать Всевышнего Аллаха, возвеличивать Его имена и атрибуты, а также должен уважать гарантии Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Речь идёт о договорах ( العهد ). Если человек предоставляет людям гарантии от Аллаха, а затем нарушает их, то Он не выполнил договор Аллаха. Это является нечестием, противоречащим обязательной полноте единобожия. Ведь, раб должен обязательно возвеличивать Всевышнего Аллаха, не нарушая те гарантии, которые дал Всевышний. Если человек дает какие-то гарантии от имени Аллаха, то он обязательно должен их соблюсти, чтобы люди не приписали недостаток этим гарантиям.

Всевышний Аллах сказал:

﴾ وَأَوْفُواْ بِعَهْدِ اللَّهِ إِذَا عَاهَدتُّمْ وَلاَ تَنقُضُواْ الأَيْمَانَ بَعْدَ تَوْكِيدِهَا وَقَدْ جَعَلْتُمُ اللَّهَ عَلَيْكُمْ كَفِيلاً إِنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا تَفْعَلُونَ ﴿


«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура ан-Нахль, аят 91)
Согласно одному толкованию, под заветом здесь подразумевается договоры, заключаемые между людьми. Согласно другому толкованию, под ним подразумеваются клятвы. Всевышний Аллах сказал:

﴾ وَأَوْفُواْ بِالْعَهْدِ إِنَّ الْعَهْدَ كَانَ مَسْؤُولاً ﴿


«И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу». (Сура аль-Исра, аят 34)
А также:

﴾ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ ﴿


«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам». (Сура аль-Маида, аят 1)
Мусульмане обязаны быть верными договорам и клятвам ради уважения к своему Великому и Могучему Господу, ибо, если человек клянется именем Аллаха, он словно гарантирует выполнение своей клятвы именем своего Великого и Могучего Господа. Если же после этого он нарушает клятву, то он не проявляет должного уважения к Аллаху, поскольку именно уважение к Господу заставляет раба остерегаться нарушения клятв и невыполнения своих обязанностей перед Ним. Поэтому, если человек не выполнил осознанную клятву, он обязан её искупить, а подробнее об этом говорится в книгах по фикху.

Бурайда рассказывал: «Назначая командующего армией или командира отряда, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) наказывал ему бояться Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами, находящимися в его подчинении. Он говорил ему: "Выступайте в поход с именем Аллаха и сражайтесь ради Аллаха. Выступайте в поход, но не присваивайте трофеев до того, пока они не будут справедливо разделены между всеми, не нарушайте договоров, не совершайте надругательств над телами убитых и не убивайте детей.
Встретившись с противниками из многобожников, призови их к трём вещам, и если они согласятся хотя бы с одним из них, то оставь их в покое:
Сначала призови их к Исламу, и если они примут его, то оставь их с миром. Затем призови их переселиться к мухаджирам и сообщи, что если они сделают это, то получат все права, которыми пользуются мухаджиры, и на них будут возложены все те обязанности, которые лежат на мухаджирах. Если они откажутся переселиться, то сообщи им, что они будут находиться на положении рядовых мусульман, которые живут в пустыне, то есть на них распространяется постановление Всевышнего Аллаха. Получать же свою долю добычи они будут только в том случае, если будут вести Джихад вместе с мусульманами.
Если же они откажутся, то потребуй от них выплаты джизьи [подушного или земельного налога], если они согласятся, то оставь их в покое.
Если же они и откажутся платить джизью, то сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха. Если ты окружил врагов в крепости, и они захотят получить обязательства от Аллаха и обязательства от Его пророка, то не давай им обязательства от Аллаха и обязательства от Его пророка. Но дай им свои собственные обязательства и обязательства своих людей. Дело в том, что если ты и твои люди не выполнят свои обязательства, то это будет меньшим грехом, чем несоблюдение обязательств Аллаха и Его пророка. Если же осаждённые в крепости попросят тебя поступить с ними в соответствии с судом Аллаха, то не соглашайся с ними на то, что ты поступишь с ними в соответствии с судом Аллаха, однако установи над ними свой суд, ибо неизвестно, сможешь ли ты установить над ними суд Аллаха или не сможешь"».Муслим, 1731.
Из этого хадиса ясно следует, что мусульмане обязаны почитать Великого и Могучего Аллаха, не предоставляя людям защиты Аллаха и Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а предоставляя им только свою собственную защиту. В нем также содержится важное замечание всем приверженцам единобожия и требующим знания, которые заботятся о сохранении этой науки и которые известны тем, что уделяют большое внимание ее изучению. Это замечание состоит в том, что они не должны произносить слов и совершать поступков, свидетельствующих о том, что они не подчиняются предписаниям религии. Единобожие является местом пророков и посланников, местом праведников. Единобожники должны помнить о том, что люди смотрят на них, особенно в наше время, которое можно назвать эпохой сомнений и искушений. Это - великий вопрос! Люди смотрят на них, полагая, что они руководствуются предписаниями Сунны и выполняют все требования единобожия, и поэтому они обязаны выказывать почтение Великому и Могучему Господу каждым своим поступком и учить окружающих почитать Аллаха так, как это делают они. Они не должны нарушать клятвы, преступать завет с Аллахом, приносить лжесвидетельства или нарушать дозволенное во взаимоотношения с людьми, потому что каждое из этих прегрешений губит плоды тех знаний о религии, которые они приобрели. Помни об этом! Помни слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если же осаждённые в крепости попросят тебя поступить с ними в соответствии с судом Аллаха, то не соглашайся с ними на то, что ты поступишь с ними в соответствии с судом Аллаха, однако установи над ними свой суд, ибо неизвестно, сможешь ли ты установить над ними суд Аллаха или не сможешь». Если даже ты ошибешься, ошибка будет приписана тебе, а не Всевышнему Аллаху. Если же человек поступит иначе, то люди могут отвернуться от религии Аллаха.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Разница между обязательствами Аллаха и Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и обязательствами мусульман.
2. Наставление всегда выбирать наименее опасный вариант.
3. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«Выступайте в поход с именем Аллаха и ради Аллаха...».
4. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«...сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха».
5. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«...сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха».
6. Разница между постановлением Аллаха и постановлением мусульманских учёных.
7. Сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при необходимости мог вынести постановление, однако при этом не знать, соответствует это постановлению Аллаха или нет.

باب ما جاء في الإقسام على الله

О клятве от имени Аллаха


[Шейх Салих али Шейх говорит]: Клятвы от имени Аллаха бывают двух видов. В первом случае человек клянется от имени Аллаха с надменностью и заносчивостью, словно Аллах обязан ему и принимает решения в угоду его желаниям. Безусловно, такое поведение подрывает совершенство единобожия, а иногда может разрушать его полностью. Кто впал в подобное, тому угрожает наказание, о котором сообщено в хадисе, который придет далее. Такой человек будто бы желает, чтоб Аллах вынес такое решение, которое угодно самому этому человеку. Подобное не может исходить от человека, который возвеличивает Всевышнего Аллаха.
Во втором случае человек клянется от имени Аллаха, выражая покорность, смирение и острую нужду в помощи своего Пречистого Господа. По этому поводу в хадисе говорится: «Среди рабов Аллаха есть такие, которым стоит поклясться от имени Аллаха, как Аллах непременно подтвердит их правдивость». аль-Бухари, 2703; Муслим, 1675. А причина этого заключается в их надежде на милость Великого и Могучего Аллаха. Это дозволено! Среди Его рабов есть такие, которым стоит поклясться от имени Аллаха, как Аллах непременно подтвердит их правдивость, потому что его сердце переполнено покорностью, унижением и так далее.

Джундуб ибн Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один человек сказал: "Клянусь Аллахом, что Он не простит такого-то!" Тогда Великий и Всемогущий Аллах сказал: "Кто это такой, который клянётся Мне, что Я не прощу такого-то? Я уже простил его, и сделал тщетными все твои дела"». Муслим, 2621.
В хадисе Абу Хурайры говорится: «Сказавший это, был усердно поклоняющимся человеком». Затем Абу Хурайра добавил: «Он произнёс всего одно слово, которое погубило его мирскую жизнь и жизнь Будущую». Передал Ахмад, 2/323; Абу Дауд, 4901; ибн Хиббан, 5712.
В этой истории говорится о двух людях, один из которых был грешником, а второй много поклонялся Аллаху. Праведник сказал: «Клянусь Аллахом, что Он не простит такого-то», потому что этот грешник погряз в грехах. Глядя на грешника, праведник почувствовал свое превосходство и решил, что благодаря своему поклонению Великому и Могучему Аллаху он сумел достичь такого высокого положения, что может влиять на решения Аллаха, и что Аллах не откажет ему в удовлетворении любых его просьб. Безусловно, такое поведение было неподобающим для раба, и Аллах наказал его. «Кто посмел клясться Мною?» – сказал Великий и Могучий Аллах.
Всевышний Аллах простил несчастного грешника и сделал тщетными все усердия того, кто поклонялся Ему. Из этого становится ясно, насколько опасно выказывать неуважение Великому и Могучему Аллаху и нарушать принципы единобожия. А грешник получил благо оттуда, откуда даже не ожидал. Из-за слов праведника, которые неприятно было слышать этому грешнику, Всевышний Аллах простил все его грехи. Поэтому шейх упомянул в конце главы вопрос: «Человеку может быть прощено Аллахом по причине того, что больше всего ему ненавистно». Не надо обращать внимание на то, что люди тебя презирают, не нужно смотреть на их слова, их оскорбления, не нужно смотреть на то, какие они клички тебе дают! Самое главное - то, на чем стоишь ты. Все рабы обязаны возвеличивать Всевышнего Аллаха, быть смиренными перед Ним. Каждый раб должен считать себя худшим из рабов, для того чтобы его сердце испытывало нужду в Аллахе. Что касается того, кто считает себя великим, восхваляет себя, то он не относится к тем, кто возвеличивает Всевышнего Аллаха.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Предостережение о запрещении клятв от имени Аллаха.
2. Огонь ближе к каждому из нас, чем ремешки его сандалий.
3. Рай находится от нас на таком же расстоянии.
4. В этом хадисе то же самое, что в хадисе «Поистине, человек иногда говорит одно слово, не обращая на него внимания, и заходит в Огонь на семьдесят лет».
5. Человеку может быть прощено Аллахом по причине того, что больше всего ему ненавистно.

باب لا يُستشفع بالله على خلقه

Наши рекомендации