Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются помимо аллаха

Имам Малик в своём сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис: «Посланник Аллаха сказал: "О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силён гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в места поклонения"».
Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий последнего к высказыванию Всевышнего:

﴿أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى﴾


«Рассажите мне о ал-Лат и аль-Уззе?...» (ан-Наджм, 19).
«Он [ал-Лят] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле». То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы».
Ибн Аббас также рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники». Этот хадис приводится в сборниках хадисов «ас-Сунан».


[Шейх Салих али Шейх говорит]: Чрезмерное почитание могил праведников является путем, который ведет к многобожию (ширк). Это приводит к большому многобожию (ширк уль-акбар) и люди превращают эти могилы в идолов, которым поклоняются. Чрезмерное почитание бывает разных видов, как мы говорили об этом ранее. И один из видов чрезмерности - это чрезмерное почитание могил. В этом разделе говорится о том, что чрезмерное почитание могил превращает их в идолов, которым поклоняются помимо Всевышнего Аллаха.
Мы говорили, что «чрезмерность» - это переход за рамки границ. В шари’ате могилы праведников и неправедных равны. Нет ни одного доказательства в шари’ате, которое указывало бы на то, что могила праведного человека лучше, чем могила грешника. Они (могилы) подобны друг другу. Нет никакой разницы между могилами праведного и неправедного.
Чрезмерность может проявляться в том, что люди пишут на могильном камне имя человека, возвышают могилы на землей, строят над ними здание илм берут их местом своего поклонения. Всё это приводит затем к большому ширку.
Чрезмерность также может проявляться в том, что люди считают, что могила праведного человека является причиной, которая приближает их к Аллаху. Они считают, что обитатель могилы будет заступаться за них перед Всевышним Аллахом, а также посвящают могиле различные виды поклонения. Это всё являются уже большим многобожием (ширк уль-акбар).
Отсюда мы видим, что есть два вида чрезмерности:
1) Чрезмерность, которая является причиной, ведущей к многобожию.
2) Чрезмерность, которая является многобожием.
И мы видим, как в наши дни могилы превратили в идолов, которым поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Над могилами строят мавзолеи и призывают туда людей. Они посвящают этим могилам своё поклонение.

Имам Малик в своём сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис: «Посланник Аллаха сказал: "О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силён гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в места поклонения"». Передал имам Малик в «аль-Муватта», 1/172; ибн Са’д в «ат-Табакъат аль-Кубра», 2/240-241.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращается к Аллаху с подобной мольбой, так как боится, что нечто подобное случится. Если бы этого не могло произойти, тогда в чём смысл такой великой мольбы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Всевышнего Аллаха, чтобы его могилу не превратили в идола, как люди поступили с могилами других пророков. Большое количество могил пророков и посланников были превращены в идолов, которым поклонялись.
Мольба пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывает на то, что подобное могло произойти. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил оберечь людей от этого. Могила превращается в идола по причине чрезмерности людей. Люди проявляют чрезмерность и превращают могилы в места поклонения, а затем и вовсе делают из этих могил идолов.
Многобожники говорят: «Могила не может быть идолом, так как все идолы остались в джахилийи».
Люди джахилийи связывали свои сердца с идолами, камнями, деревьями и так далее. Они были убеждены в том, что эти вещи могут приносить пользу, и это привело их к большому многобожию (ширк уль-акбар). Что тогда сказать о тех, кто обращает свои мольбы к посланникам и пророкам? Связь сердец людей с праведниками намного сильнее, чем их связь с камнями. Связь сердец с пророками и посланниками намного сильнее, чем связь с джиннами. Поэтому многобожие, связанное с праведниками проявляется больше, чем многобожие, связанное с простыми истуканами. Люди убеждены в том, что эти праведники будут заступаться за них в Судный день. Поэтому многобожники говорили:

﴿مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى﴾


«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». (Сура аз-Зумар, аят 3)
А также:

﴿وَيَقُولُونَ هَؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّهِ﴾


«Они - наши заступники перед Аллахом». (Сура Йунус, аят 18)
И в наше время могилопоклонники отвечают также: «Это тауассуль! Это заступничество!» Но как бы они это не называли, суть всё равно одна. Они превратили могилы в идолов, построив на них мечети, начав зазывать в них людей. Они начали рассказывать о чудесах (карамат) того, кто похоронен в этой могиле.

Ибн Джарир приводит, переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура, от Муджахида, комментарий последнего к высказыванию Всевышнего:

﴿أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى﴾


«Рассажите мне о ал-Ляте и аль-Уззе?...» (Сура ан-Наджм, аят 19).
«Он [ал-Лят] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле». См. «Тафсир ат-Табари», 27/58.
То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы». Передал аль-Бухари, 4859.
Этот человек был праведным и кормил паломников и поэтому люди начали излишествовать в отношении его могилы. А затем они и вовсе превратили его могилу в идола. Они постоянно находились возле этой могилы, возвеличивали её, желали от неё благодати (барака) и так далее.
Ибн Аббас также рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на могилах мечети и зажигает на них светильники». Передал ат-Тайалиси, 2733; Али ибн Джа’д, 1500; Ахмад, 1/229, 287, 324, 337. ибн Аби Шейба, 7549; 11814; абу Дауд, 3236; ат-Тирмизи, 320; ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший (хасан)». Ибн Маджах, 1575; ан-Насаи, 4/94; ибн Хиббан, 3179, 3180; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 12725; Ибн Шахин в «ан-Насих уаль-Мансух», 308; аль-Хаким в «Мустадрак», 1/374; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 4/78; аль-Багауи в «Шарх ус-Сунна», 510. Некоторые ученые назвали этот хадис слабым по причине Абу Салиха, который передает от ибн Аббаса.
Что же касается запрета на разжигание светильников на могилах, то его причина заключается в том, что подобный поступок приводит к возвеличиванию могил и является одной из форм их чрезмерного почитания. В прежние времена люди устанавливали на могилах фонари и светильники. Сегодня на них устанавливают яркие лампы, которыми людям дают понять, куда им следует стремиться. Их украшают лампами, которые соединены друг с другом, и прожекторами, дающими ослепительный свет, для того, чтобы разъяснить людям, что эту могилу следует почитать. Воистину, поступающие таким образом прокляты языком Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что устанавливать светильники на могилах запрещено. [Конец слов шейха]

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Смысл понятия «уасан» - идол.
2. Определение понятии «поклонение».
3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взывал к Аллаху о помощи только в том случае, когда боялся, что действительно может произойти.
4. Так же он добавил в дуа превращение могил пророков в мечети.
5. Упоминание о сильном гневе Аллаха.
6. Важнейшим вопросом можно считать знание причины поклонения ал-Ляту, который был одним из главных идолов древних арабов.
7. Знание того, что этим идолом являлась могила праведного человека.
8. Знание того, что ал-Лят — это имя находящегося в могиле, и упоминание почему его так именовали. (По мнению многих учёных, среди которых Ибн Аббас и Муджахид, имя ал-Лят (или ал-Лятт) происходит от арабского глагола «лятта», одним из значений которого является «готовить кашу», что и явилось истиной причиной его имени).
9. Проклятие Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, женщин, постоянно посещающих могилы.
10. Проклятие им тех, кто зажигает на могилах светильники.

باب ما جاء في حماية المصطفى صلى الله عليه وسلم جناب التوحيد وسدِّه كل طريق يوصل إلى الشرك

Наши рекомендации