Пещера, которая материализует мысли

На следующий день нам удалось познакомиться с неким мистером Туктеном, который посещал район священного Кайласа в качестве паломника. Он, будучи служащим одной из непальских туристических фирм, отличался глубокой религиозностью, сочетавшейся с разумной современной интеллигентностью.

Мистер Туктен подтвердил, что вода озера Ракшас, примыкающего к горе Кайлас, и в самом деле может вызвать смерть человека ввиду присутствия в ней особой демонической информации, а вода озера Манасаровар является святой и улучшает здоровье людей. Долина Смерти, по его словам, находится на севере от Кайласа, где ежегодно умирает немало людей. Самым страшным святотатством является попытка восхождения на Кайлас, — эти люди не только погибнут, но и будут иметь наказание на Том Свете.

Кроме того, мистер Туктен рассказал о четырех пещерах в окрестностях Кайласа, три из которых посетил. Первая из них называется слоновой пещерой (по-тибетски — Lanchen Phuk). Это название было ей дано по той причине, что в ней был найден бивень мамонта. Она находится рядом со священной тропой на западе от Кайласа и представляет собой небольшой грот, хотя... вполне возможно, что вход в пещеру целенаправленно завалили для предупреждения проникновения туда людей. (Сомати — пещера?).

Вход во вторую пещеру (Drira Phuk), расположенную на севере от Кайласа, тоже, скорее всего, завален, поэтому она также выглядит как грот.

Третья пещера (Milarepa cave-англ., Zutrul Phuk — тибет., пещера Миларепы —русс.), расположенная на юго-востоке от Кайласа рядом со священной тропой, очень интересна. По преданию ее построил великий йог Миларепа, владевший сверхъестественными силами. Он установил у входа в пещеру две каменные глыбы, на которые положил огромную гранитную плиту. Сотни и даже тысячи человек не смогут сдвинуть эту плиту. А Миларепа смог эту плиту вытесать из гранита и уложить. В недавнее время вход в пещеру завалили камнями, чтобы никто не мог проникнуть в подземелья Кайласа.

Четвертая пещера, расположенная в непосредственной близости от купола Кайласа с северо-восточной стороны, называется Скрытой Райской Пещерой. Посетить ее мистеру Туктену не удалось, поскольку только Посвященные, способные пройти Долину Смерти, Mpjyr дойти до этой загадочной пещеры. Говорят, что эта пещера очень большая. О чем бы ни подумал человек, вошедший в эту пещеру, все моментально сбывается. Например, если человек подумает о еде, то она тут же появляется перед ним: будь-то рис, будь-то напитки или другое. Убирать за собой посуду тоже не надо, — стоит только подумать об этом. Райская Пещера способна материализовать мысли. У тибетцев есть поверье, что человек, сделавший по священной тропе 21 круг вокруг Кайласа, имеет право войти в. Райскую Пещеру. Но мистер Туктен сомневается в этом, поскольку по индуистской религии эта пещера очень и очень священна и только редкие из йогов, способные входить в контакт со сверхлюдьми, имеют возможность посетить эту чудесную пещеру.

Я спросил мистера Туктена, не локализуется ли эта пещера в районе статуи «читающего человека», но он этого не знал. Он также ничего не знал о «золотых пластинах» древних.

Мистер Туктен порекомендовал нам обратиться к ламе Кетсуну Зангпо, который до иммиграции в Непал жил на Тибете и неоднократно бывал в районе священной горы и знает много тайн Кайласа.

Место голодного черта

Лама Кетсун Зангпо, как только начался наш разговор, сразу сказал:

— Недалеко от Кайласа есть место, которое называется «местом голодного черта». Не ходите туда!

— Почему?

—Коренные тибетцы боятся этого места, поскольку особая сила заключена в этом месте, черная сила.

—В чем она выражается?

Эта сила выражается в том, — лама усмехнулся, — Вы не поверите... все плохие мысли человека реализуются там, а хорошие мысли — нет.

— То есть...? — удивился я.

— То есть, о чем плохом подумает человек, то свершается. Например, захотел кто-нибудь, чтобы его враг умер — враг тут же умирает. Захотел кто-нибудь, чтобы его соперник заболел — он заболевает. Захотел, чтобы случился пожар — он случается. Мы, тибетцы, считаем, что это место заколдовано.

— Кем заколдовано?

— Тибетцы верят, что заколдовал это место сам священный Кайлас, наказав древних людей, живших там и погрязших в распрях между собой. Говорят, что эти древние люди умели пользоваться тантрической силой Кайласа, этой великой силой, но стали использовать ее для исполнения плохих целей. Говорят, город там был раньше, большой и красивый город древних, а сейчас... там живет голодный черт.

— Что Вы понимаете под выражением «голодный черт»?

— «Голодный черт» — это живое существо. Но оно бестелесное и невидимое, — без тени сомнения в голосе ответил лама Кетсун Зангпо.

— М... да, — начал было сомневаться я, но тут же поймал себя на мысли, что наши знания о земных формах жизни пока еще весьма ограничены.

У меня не было никаких оснований выражать скепсис по поводу фантастических слов ламы, ведь знания к нему пришли из тибетских текстов, отображающих пронесенные через тысячелетия знания более высокоразвитой предыдущей цивилизации.

—»Голодного черта» поселил на этом месте Кайлас, — сказал лама. — А Вы знаете, почему он это сделал?

— Почему?

— Для того, чтобы люди, приходя туда, начали понимать, что такое зло, чтобы они осознали, что самое плохое это злые мысли. «Голодный черт» превращает злые мысли в реальность, и человек воочию видит, чего стоят его злые мысли. Люди склонны верить в то, что их злые мысли никто не может прочитать, они, порой, злопыхают всю жизнь, готовые из-за своей прихоти уничтожить весь мир, и только страх перед наказанием останавливает их. Мы, тибетцы, очень почитаем страх: Бог создал это чувство, которое останавливает многие злые деяния людей, предупреждая о наказании. Страх предупреждает не только о возможном наказании на Этом Свете, он, главным образом, предупреждает о предстоящем наказании на Том Свете, — куда более страшном наказании. Мы считаем страх святым чувством. В каждой из тибетских религий есть ритуалы поклонения страху.

— Скажите, лама, в «месте голодного черта» страх у людей исчезает?

— Ну, — лама на мгновение призадумался, — страх перед наказанием у людей там сильно притупляется, а у людей бессовестных совсем исчезает. Людям там кажется, что злые мысли приятны и достойны. «Голодный черт» как бы вытягивает их из человека и приводит в действие. Говорят, что этот черт питается злыми мыслями людей. Он всегда голоден, ему всегда хочется, чтобы злых мыслей у людей было много, очень много. Тибетцы боятся ходить туда вдвоем, втроем или помногу человек, они ходят туда только поодиночке.

— Почему?

— Даже близкий друг может стать опасным в этом месте, — грустно заметил лама.

— Вы имеете в виду то, что даже близкий друг может в глубине души завидовать тебе и желать тебе плохого, о чем ты и не подозреваешь, а там, в «месте голодного черта», эти злые мысли выплывут и погубят тебя. Не так ли?

— Да, так. «Место голодного черта» можно посещать только поодиночке. Здесь нельзя доверять даже близкому другу. Даже друг здесь может предать и погубить тебя.

— А мама может предать?

— Мама? — лама вскинул на меня глаза. — Почти никогда не предаст. Но... сын или дочь могут предать мать. Вот так! Но лучше ходить туда поодиночке.

— Скажите, а как реализуются злые мысли в «месте голодного черта»? Каков механизм этого?

— Чаще всего там один человек без видимых причин убивает другого. Нередко люди там сходят с ума, дерутся с невидимым врагом, кричат и бегают, а когда выбьются из сил, стонут и просят «голодного черта» о том, чтобы их тело окаменело.

— Окаменело?

— Есть тибетская легенда, по которой в этом месте окаменело несколько древних людей. В том древнем городе, который погряз в междоусобицах и распрях, эти люди были наиболее продвинутыми и могли пользоваться тантрической силой Кайласа. В качестве протеста они призвали могущественные силы Кайласа и, сев в позу Будды, окаменели. До сих пор их каменные тела находятся в этом месте. Это были люди очень большого роста. После этого Кайлас заколдовал древний город, послав туда бестелесного «голодного черта»; с его появлением все злые мысли жителей этого города стали реализовываться и они поубивали друг друга.

— Красивая легенда, — проговорил я.

— Это очень и очень святое место и очень и очень опасное. Не ходите туда, — добавил лама Кетсун Зангпо. — Там есть еще священный родник, где камни имеют форму шариков.

— Вы были там?

— Нет, я не был. Но некоторые тибетские ламы туда ходили... поодиночке.

Пройдет некоторое время и, изможденный высокогорьем и с болями в желудке, я в одиночку, буду стоять на вершине холма и издали смотреть на «место голодного черта». Я все-таки смогу найти это заколдованное место.

Черная сторона Кайласа

— Какие еще опасные места есть в районе Кайласа? — спросил я ламу после некоторой паузы.

— Надо быть осторожным в районе черной стороны Кайласа, — ответил он.

—А где она - черная сторона?

— Существует легенда, по которой великий Миларепа-йог и великий Бонпо-йог решили устроить состязание, соревнуясь в том, кто быстрее взойдет на вершину Кайласа. Миларепа-йог, дав фору Бонпо-йогу, взял музыкальный инструмент, называемый Дампо и с помощью него взлетел на вершину вященной горы, где и дождался запыхавшегося Бонпо-йога. На вершине, где по легенде есть площадка, развернулась борьба между ними. Миларепа-йог победил в схватке и столкнул Бонпо-йога с северной крутой стороны священной горы. Это был грех, великий грех, потому что оба йога относились к представителям светлых божественных сил. С тех пор северная крутая сторона Кайласа почернела.

— Северная сторона и в самом деле черная?

— Да нет, — отрицательно помотал головой лама Кетсун Зангпо, — она имеет цвет обычных скал. Но она черная духовно.

— Черная духовно — как понять? — продолжал расспрашивать я.

— Там, где был великий грех, скопились черные силы и до сих пор обитают там. Эти силы невидимы, их трудно сразу почувствовать, но они очень сильные и оказывают губительное действие на человека. Черные силы северной стороны Кайласа не просто дьявольские силы, это грандиозные демонические силы, это...

— Странно, что мировая святыня Кайлас содержит, кроме божественных, еще и демонические силы, — перебил я.

— Только в борьбе божественного с демоническим рождается прогресс, а жизнь есть бесконечный прогресс, — склонив голову, мудро сказал лама.

Я замолчал, задумавшись над столь глубокомысленным определением понятия «жизнь». А потом мысли перескочили на попытку осознания характера демонических сил, стараясь хоть каким-то наукообразным путем объяснить их влияние. Однако никаких объяснений найти я не смог. Где-то в закоулках подсознания вспыхнуло слово «время», но тут же угасло, уступив место страху перед словом «демон».

— Имейте ввиду, что черный и голубой цвета являются цвета ми, направленными на воду. Вода меняется под действием этих цветов, — как бы для самого себя проговорил лама.

— Да уж, — нелепо сказал я, ничего не поняв.

— Если бы с северной стороны Кайласа было озеро, это было бы страшное озеро, очень страшное, способное убить не только человека, но и более высших людей, — добавил лама.

— Людей Шамбалы?

— А где находится Долина Смерти? Тоже с северной стороны Кайласа?

— Да, Долина Смерти там.

— А где точнее?

— Рядом с северной стеной Кайласа, говорят, но не знаю точно. Говорят еще, что там зеркало есть какое-то; оно, это зеркало, и наводит на людей черные силы.

— Зеркало?

— Так говорят.

— А кто говорит?

— Мы, ламы, межу собой так говорим. А чаще всего мы говорим, что Кайлас заколдовал это место и создал Долину Смерти, куда люди приходят умирать. Они там быстро умирают, быстро на глазах стареют и умирают, — тихим старческим голосом произнес лама.

— Заколдовал, Кайлас, значит..., — насупив брови, задумчиво проговорил я.

— Вы, европейцы, под словом «заколдовал» понимаете что-то сказочное и фантастическое, а мы, тибетцы, воспринимаем колдовство как реальное взаимодействие божественных и демонических сил, потому что мы верим в существование духовной энергии, тайны которой сокрыты в веках и которая будет господствовать в будущем.

— Я понимаю, — горько усмехнулся я, — что вы, восточные люди, будете определять будущее человечества только на том основании, что верите в духовные силы, даже не имея серьезных доказательств по этому поводу, а мы, чванливые европейцы, вполне возможно, как говориться, «выпадем в осадок».

— Спасибо за понимание, — грустно промолвил лама.

Наши рекомендации