Искушение, но избави нас от лукаваго.
Иерей: Яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава,
Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и
присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Возношение Святых Даров
Иерей: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Иерей: Главы ваша Господеви приклоните.
Хор: Тебе, Господи (протяжно).
Иерей: Благодатию, и щедротами, и
человеколюбием Единороднаго Сына
Твоего, с Нимже благословен еси, со
Пресвятым, и Благим, и Животворящим
Твоим Духом, ныне и присно, и во веки
веков.
Хор: Аминь. Аминь.
Иерей: Вóнмем. Святая – святым*!
Хор: Един Свят, Един Господь Иисус
Христос, во славу Бога Отца. Аминь.
Причащение священнослужителей в
Алтаре
Хор:
Хор:
Хвалите Господа с небес, хвалите Его в
Вышних.
Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
Причащение мирян
Иерей: Со страхом Божиим и верою приступите.
Хор: Благословен грядый во имя Господне,
Бог – Господь, и явися нам.
Иерей: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси
воистину Христос, Сын Бога Живаго,
пришедый в мир грешныя спасти, от
нихже первый есмь аз. Еще верую, яко Сие
есть Самое Пречистое Тело Твое и Сия
есть Самая Честная Кровь Твоя. Молюся
убо Тебе: помилуй мя и прости ми
прегрешения моя, вольная и невольная,
яже словом, яже делом, яже ведением и
неведением, и сподоби мя неосужденно
причаститися Пречистых Твоих Таинств,
во оставление грехов и в жизнь вечную.
Аминь.
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий,
причастника мя приими, не бо врагом
Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам,
яко Иуда, но, яко разбойник, исповедаю
Тя: помяни мя, Господи, во Царствии
Твоем. Да не в суд или во осуждение будет
мне причащение Святых Твоих Тайн,
Господи, но во исцеление души и тела.
Хор: Тело Христово приимите, источника
Безсмерного вкусите.
По Причащению мирян
Хор: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови
достояние Твое.
Хор: Видехом Свет истинный,
Прияхом Духа Небесного,
Обретохом веру истинную,
Нераздельней Троице поклоняемся:
Та бо нас спасла есть.
Иерей: Всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Хор: Да исполнятся уста наша
Хваления Твоего, Господи,
Яко да поем славу Твою,
Яко сподобил еси нас причаститися
Святым Твоим Божественным,
безсмертным и животворящим Тайнам;
Соблюди нас во Твоей святыни,
Весь день поучатися правде Твоей.
Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
Благодарственная ектения за
Причащение
Иерей: Прости приимше Божественных, Святых,
Пречистых, Безсмертных, Небесных и
Животворящих, Страшных Христовых
Тайн, достойно благодарим Господа.
Хор: Господи, помилуй.
Иерей: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас,
Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Иерей: День весь совершен, свят, мирен и
безгрешен испросивше, сами себе, и друг
друга, и весь живот наш Христу Богу
предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу
возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу,
ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь. Аминь.
Заамвонная молитва*
Иерей: С миром изыдем.
Хор: О имени Господни.
Иерей: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Иерей: Благословляяй благословящия Тя,
Господи, и освящаяй на Тя уповающия,
спаси люди Твоя и благослови достояние
Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани,
освяти любящия благолепие дому Твоего,
Ты тех возпрослави Божественною Твоею
силою и не остави нас, уповающих на Тя.
Мир мирови Твоему даруй, Церквам
Твоим, священником и всем людем Твоим.
Яко всякое даяние благо и всяк дар
совершен свыше есть, сходяй от Тебе,
Отца светов. И Тебе Славу, и
благодарение, и поклонение возсылаем,
Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и
присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Хор: Буди имя Господне благословенно
отныне и до века (трижды).
Проповедь
Последнее благословение священника и
Отпуст
Иерей: Благословение Господе на вас, Того
благодатию и человеколюбием всегда,
ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше,
Слава Тебе.
Хор: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и
Ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Господи, помилуй (трижды).
Благослови.
Иерей: Воскресый из мертвых, Христос истинный
Бог наш, молитвами Пречистыя Своей
Матере, иже во святых отца нашего
Иоанна, архиепископа Константинограда
Златоустаго и святаго (Храма и дня),
святых и праведных Богоотец Иоакима и
Анны и всех святых, помилует и спасет
нас, яко Благ и Человеколюбец.
Хор: Аминь.
Хор: Спаси Христе Боже и помилуй Святейшия Патриархи Православныя,
Великого Господина и Отца нашего
Кирилла, Святейшаго Патриарха
Московскаго и Всея Руси, и Господина
Нашего Высокопреосвященнейшаго
Илариона, Митрополита Восточно-
Американского и Нью-Йоркского,
Первоиерарха Русския Зарубежныя
Церкве, и Господина нашего
Высокопреосвященнейшаго Гавриила,
Архиепископа Монреальского и Канадского,
Всечестнаго отца настоятеля и
Прихожан святаго храма сего, и вся
Православныя христианы, Господи,
Сохрани их на многая лета.
Краткий словарь
Аллилуйя– (евр.) молитвенное восклицание “Хвалите Бога!”, “Слава Богу!” Как
относящееся к Святой Троице, оно
повторяется три раза.
Аминь– (евр.) “истинно”, “верно”, “да будет так”.
Антифóн– (греч. "противогласие") – песнопения,
которые раньше пелись попеременно двумя
хорами. Псалмы 102-ой 145-ый первого и
второго антифонов также называются
изобразительными, т.к. они “изображают” (описывают) Господа Бога.
Апóстол– богослужебная книга, содержащая
следующие книги Нового Завета: Деяния
Святых Апостолов, семь соборных посланий
и четырнадцать посланий ап. Павла,
разделенные на отрывки для чтения за
Литургией на каждый день года.
Верные– крещеные христиане.
Вóнмем– см. Премудрость вóнмем.
Горé имéим сердцá– отрешимся от всего земного и
устремимся к горнему, небесному.
Двери, двери– в ранние времена после этого возгласа
затворялись двери в Храм, и в нем оставались
одни верные. Сейчас это служит напоминани-
ем, что мы должны закрыть наши сердечные “двери” от всего постороннего, чтобы со
вниманием слушать премудрые истины.
Дóндеже есмь– до тех пор, пока я жив.
Дориносима чинми– (греч.) “носимого на копьях”
Ангельскими чинами. Сонм ангелов невидимо
сопровождает Сына Божия и поет Ему хвалу
как Царю. Считается, что образ этот взят из
обычая римского войска высоко поднимать
императора на щите, поддерживаемом
копьями во время его триумфа ("дориносима"
– носима на копьях).
Евхаристия– (греч. "благодарственная жертва") –
Таинство Причастия, в котором верующие под
видом хлеба и вина вкушают (причащаются)
Самого Тела и Крови Христовых во
оставление грехов и в Жизнь Вечную.
Егдá –когда.
Единомыслием исповéмы– исповедуем единую
веру.
Ектения– (греч. "прилежное моление") – прошения,
возглашаемые дьяконом или священником от
лица всех молящихся. Наиболее
употребительных ектений пять: Великая или
мирная, начинающаяся словами: “Миром
Господу помолимся”, имеющая 12 прошений,
после каждого из которых поется: “Господи
помилуй!”; Малая – сокращение Великой,
начинающаяся словами: “Паки и паки миром
Господу помолимся” и имеющая 2 прошения;
Сугубая, с троекратным ответом “Господи
помилуй!”, почему ектения и называется
сугубою, т.е. усиленной; Просительная,
начинающаяся словами: “Исполним (доведем
до полноты, принесем во всей полноте)
молитву нашу Господеви (Господу)”; и
Заупокойная, состоящая из прошений к
Господу об упокоении душ умерших, простив
им все согрешения.
Елицы– те, которые.
Живóт наш –житие наше, жизнь наша.
Заамвóнная молитва– молитва, читаемая
священником за амвоном – возвышением
перед Царскими вратами – стоя среди
молящихся.
И всех и вся– (всех – мужского рода, вся – женского)
– “И всех мужчин, и всех женщин”, “братьев и
сестер”.
Иже херувимы тайно образующе– таинственно
изображая херувимов.
Изженут– изгонят.
Имамы ко Господу– имеем (ум и сердца)
устремленными к Богу.
Литургия– (греч. "общественная служба") – самое
важное Богослужение, во время которого
совершается Таинство Евхаристии или
Причащения Телу и Крови Господа Иисуса
Христа. Самой употребительной в нашей
церкви является Литургия Св. Иоанна
Златоустаго, обычно совершаемая в течение
всего года. Помимо нее в Православной
церкви служатся Литургия Св. Василия
Великого и Литургия Преждеосвященных
Даров. Литургия Св. Василия Великого
совершается только десять раз в году:
накануне (или во время) праздников
Рождества Христова и Крещения Господня, в
день памяти Св. Василия Великого (1-го
января), в пять воскресных дней Великого
поста, в Великий Четверг и в Великую
Субботу Страстной недели. Ее отличие от
Литургии Св. Иоанна Златоустого состоит, в
основном, в более длительных молитвах,
произносимых священником тайно в алтаре, и
некоторых песнопениях. Литургия
Преждеосвященных Даров совершается по
средам и пятницам в первые шесть недель
Великого поста и в четверг пятой недели. Во
время нее верующие причащаются дарами,
освященными прежде на предыдущей
Литургии Св. Василия Великого или Св.
Иоанна Златоустаго.
Любы –любовь.
Милость мира, жертву хваления– дар мира,
примирения с Богом; мы приносим жертву
благодарности, славословия Богу.
Миром Господу помолимся– помолимся Господу,
примирившись со всеми нашими ближними,
не имея ни на кого гнева или вражды.
О Свышнем мире– о ниспослании мира Свыше.
Оглашéнные– готовящиеся к принятию Святого
Крещения.
Оковáнныя– находящиеся в узах.
Осáнна– (евр.) молитвенное восклицание “Спасение (от Бога)”.
Пáки и пáки– опять, еще, снова.
Премудрость вóнмем– будем внимательны к
Премудрым истинам!
Премудрость, прóсти –(греч. "стойте прямо") –
указание на то, чтобы мы с особенным
вниманием и благоговением внимали
Премудрости Господней.
Присно –вечно.
Прокимен– стих из псалмов Давидовых,
выражающий сущность праздника или дня и
сопровождаемый другим стихом (или
несколькими стихами), поясняющими его.
Проскомидия– (греч. "принесение") – первая часть
Литургии, называемая так по обычаю древних
христиан приносить хлеб, вино и все
необходимое для Святого Таинства, поэтому и
сам хлеб, употребляемый на ней, называется
"просфора", т.е. приношение.
Рцем– скажем, будем говорить, начнем молиться.
Святая – святым!– указание на то, что великая
святыня – Святые Дары – могут быть
преподаны только святым – тем, которые
очистили себя от грехов через покаяние и
соблюдают себя от греховной скверны.
Ответом “Един Свят…” верующие смиренно
исповедуют, что никто из людей сам не может
быть святым, что только Господь истинно
свят, и что только Он один может соделать
нас причастниками Своей Святости.
Святое возношение в мире приносити– чтобы
принести Святое возношение в мире (мирном
расположении духа, примирившись со всеми).
Свящéнницы– священники.
Священномонáси– монахи.
Сир –сирый, сирота.
Тропáрь и кондáк– песнопения, кратко и образно
выражающие сущность праздника или жизнь
святого (а кондак и похвалу ему).