Четыре Будда-состояния 5 страница
Человек застаёт приятеля вечером за поисками чего-то под фонарём. Спрашивает, в чём дело. Тот отвечает: «Ключ потерял». Первый спрашивает: «Где?» Ответ: «Вон там». «А почему ищешь здесь?» Ответ: «А здесь светло».
Так и с теми, кто ищет ум в своих мыслях, идеях и чувствах, не обнаруживая, что именно ищущий является предметом поиска. Именно ум видит и воспринимает; Кармапа желает, чтобы мы могли найти и вырвать корень заблуждения. Чем больше смотришь на мир через призму такого отношения, тем бессмысленнее становится все двойственное. События и пространство тогда суть грани единого целого, которое играет в проявлении - а также в непроявлении - нескончаемого многообразия. И хотя многие предпочитают постигать эту истину интеллектуально, чтобы избежать сюрпризов, - после встречи с практиком наши взгляды и опыт быстро и неудержимо обогащаются, затрагивая все аспекты восприятия. Сила подобного сознания «и то, и другое» так велика и многогранна, что пропадает всякий страх собственной открытости, и тогда даже высочайшие способности к конкретизации и кристально ясное мышление сливаются с моментом самого переживания.
Представители Алмазного Пути также и в наше время показывают, как можно трансформировать любую ситуацию в самовозникшую радость. Для многих, кто знает таких учителей, они являются верным образцом того, что просветление - непоколебимо, безгранично и л ежит по ту сторону всех концепций. Ощущается нечто ценное, всеобъемлющее и мощное.
14. Steven Bachelor, Awakening of the West. Parallax Press, Berkeley CA, 1994. Стивен Бэчелор. Пробуждение Запада. Издательство «Параллакс Пресс», Беркли, Калифорния, 1994 год.
Строфа 11
Он — не существующий, ибо даже Будды не видят его;
Он — не несуществующий, ибо являет собой основу всего, — как запутанности, так и проникновения в суть;
Здесь нет противоречий, это — срединный путь единства.
Пусть мы познаем реальность ума, свободную от ограничений.
Опять несколько строк содержат в себе целое мировоззрение. Немногословные и безукоризненные, они - просветлённые откровения высшей ступени. Простые слова Кармапы непосредственно указывают на природу ума.
Здесь становится очевидным, что в линии Кагью учитель готов даже встать на голову, только бы до учеников дошло абсолютное освобождающее знание. Чтобы передать всепобеждающее проникновение в природу ума, в этой строфе Кармапа, как обычно, сначала обращается к его пространству. Он хочет тем самым удалить заскорузлые представления и сделать для всех возможным восприятие поту сторону всякого «есть и нет». Способность покоиться в самом мгновении и быть во всём как дома является неописуемым богатством. Здесь речь идёт о глубочайшем опыте. Всестороннее развитие подобно гонкам: слетел с поворота - значит, ехал слишком быстро; удержался на повороте — значит, ехал слишком медленно. Как хорошо, что в Великой Печати развитие происходит в силовом поле прибежища!
Марпа, 7072 -1097 |
Ум невозможно отыскать как нечто вещественное, и он не существует в качестве объекта восприятия Просветление молодого Сиддхарты Гаутамы как раз и наступило вследствие осознания того, что нет никакого собственного, отдельного ума Тогда отпали надежды и опасения, ограничения типа «завтра и вчера», привязанность и отвержение Беспрепятственное раскрытие сознания сделало его Буддой Поскольку при любом рассмотрении оказывается, что у ума нет веса, формы, цвета, вкуса или размера, Будда называет его «пустым» -то есть, пустым в смысле отсутствия всех этих признаков Сегодняшнему пониманию будут, пожалуй, ближе такие слова, как «подобный пространству» или «не вещь» Японцы, в соответствии со своими склонностями, говорят о «не-уме», подчеркивая тем самым простую истинность ума, его самодоказанность и его пространственность, в то время как три «старые» школы Тибета - школы Алмазного Пути — главным образом воодушевляются игривыми и многообразными проявлениями его аспекта радости Ведь происходят самые разные вещи, постоянно возникают и исчезают миры и ощущения снаружи и внутри, и тот факт, что возможно и то, и другое — и пространство, и явления в нем - не содержит в себе противоречий, но показывает неограниченность ума, в которой все сходится Если мы настроены прежде всего на то, что ум - это пространство, мы в первую очередь становимся бесстрашными То, что не является вещью по своей природе, нельзя разрушить Бесстрашие не означает, что мы делаемся легкомысленными и по глупости пренебрегаем этой жизнью, речь идет о глубокой неустрашимости, пропитавшей нас, образно говоря, до мозга костей Мы точно знаем и чувствуем то в нас, что воспринимает все преходящие явления, само по себе неразрушимо Эта абсолютная уверенность создается возрастающим осознаванием того, что ум по своей природе - пространство И почему же это осознавание так меняет людей? Потому что ранее они были беззащитны
В начале духовного развития почти каждый думает, что является своим телом Но тогда подтверждается реальность болезни, старости, смерти и потерь, и боль неизбежна Если мы меняем коня и начинаем думать, что являемся своими мыслями и чувствами, то это не очень нам помогает Будучи обусловленными, мысли и чувства по своей природе изменчивы и лишены какой либо стабильности Не возможно удержать приятные состояния, и особенно запутывает то, что плохие состояния становятся тем сильнее, чем больше с ними борешься
Если мы приходим к осознанию того, что ум означает массу возможностей, но сам он неизменен, - то многообразие его проявлений становится радостью Тогда все внешнее и внутреннее ощущается как его богатство, свежее и неповторимое само по себе Сознание связывает и охватывает все, и мы действуем, опираясь на эту мудрость, «здесь и сейчас». Запутанность и обусловленное новое понимание свободно играют и снова растворяются в бесконечном пространстве. Поэтому Кармапа описывает ум как не существующий и одновременно не «несуществующий».
Что без противоречий связывает эти два высказывания об уме? Понимание того, что и пространство, и ясность являются неотделимыми друг от друга сторонами одной и той же неограниченности. Эти две строки дополняют друг друга в срединном пути единства, неклейкой нирване по ту сторону запуганности и скованности голым покоем. Они показывают беспредельность природы ума. Хотя его можно описать только как безграничное сознательное пространство, это пространство охватывает и ощущает всё, что есть. Осознание этого есть просветление, а не-осознание - запутанность, которая свойственна всем непросветлённым существам и ведёт к переживанию мимолётных состояний и страданий обусловленного мира.
Тот, кто вместо сменяющихся отражений осознаёт зеркало и не теряет из виду глубину вневременного океана под волнами, кто может осознавать осознающего сквозь всё осознаваемое, - безостановочно и без сомнений работает для блага всех существ. Он, в то же время, смотрит на страдание и счастье с одинаковым радостным изумлением просто оттого, что такие явления возможны. Постижение того, что ум ничем не скован, приносит свободу и позволяет наслаждаться и ожидаемым, и неожиданным, не теряя силы. Именно это состояние является целью медитаций Алмазного Пути.
Строфа 12
Невозможно указать на него посредством утверждения, сказав:
«Этим он является»; Невозможно указать на него посредством отрицания, сказав:«Этим он не является»;
Реальность, неподвластная рассудку — несоставная.
Пусть мы найдём убеждённость в окончательном значении!
Кармапа продолжает знакомить нас с обширным опытом природы ума, заключённом в Махамудре - сердцевине преемственности Карма Кагью. Он ещё раз поясняет главные поучения Великой Печати, которые часто либо излагаются многословно, с желанием «задавить интеллектом», либо остаются неясными. Благодаря растворению идей, препятствующих единству непосредственно воспринимаемого, Кармапа хочет добиться того, чтобы качества, внутренне присущие его ученикам, созрели в полном просветлении.
«Невозможно указать на него посредством утверждения, сказав: «Этим он является»». Эта строфа также 700-летней давности, однако звучит совершенно современно. Кармапа ещё раз подчёркивает основные моменты. Ум невозможно описать как то или это, поскольку у него попросту нет никаких субстанциональных свойпв. Но его нельзя и отрицать: ведь мы постоянно что-то ощущаем. Непросветлённые же существа считают происходящее реальным. Ум как воспринимающий есть вневременное пространство. То, что возникает снаружи и внутри, изменяется, воспринимается и снова исчезает - это его ясность. Тот факт, что может быть и то, и другое, что между ними происходит постоянный взаимообмен и они никак друг другу не препятствуют, показывает неограниченность ума Ум в любом случае может узнать сам себя лишь за пределами всех понятий, и быстрее всего это происходит на основе всепоглощающего чувства благодарности, доверия и открытости, которое мы ранее назвали преданностью Такое искреннее стремление к совершенству оставляет все меньше места для надежд и опасений Так представления о существовании и несуществовании теряют свой корень, и ум вынужден узнать себя
Пожалуй, трудно найти более убедительный пример силы этого все включающего и трансформирующего пути, чем тот, что показал великий практик Миларепа Хотя он начал свою карьеру 950 лет назад в Тибете с убийства 35 врагов по поручению своей матери, -тем не менее, спустя тридцать лет применения средств и видения Великой Печати он исчез, став радугой Кроме того, за это время он при вел бессчетное число существ на путь к полному просветлению, действуя просто и бесстрашно, всегда здесь и сейчас
Почему Кармапа объясняет, на первый взгляд, то же самое уже в нескольких строфах? Нет другого совершенства, кроме познания собственного ума, и на одном концептуальном понимании далеко не уедешь Лишь благодаря повторению одних и тех же простых основных положений подобные поучения оседают достаточно глубоко и приносят непоколебимую внутреннюю зрелость, на которую можно положиться Любое поверхностное понимание или передача только теоретического знания, за которым не стоит опыт, являются чересчур ограниченными и недостаточными
Когда кто-то находится еще только на пути к устойчивому состоянию, это нетрудно заметить Хотя само это открытие, что счастье можно найти только в уме, уже является результатом очень хорошей кармы, все же на пути еще есть над чем поразмыслить Главный источник проблем непросветленных существ - это ошибочное вое приятие, заставляющее нас считать себя личностью, неким «я», ре ал ьно существующим и отделенным от целого Отсюда следует желание наделить это воображаемое «я» неизменными и приятными качествами Однако это совершенно невозможно, поскольку все, что можно вообразить, относится к области обусловленного
В этой гонке «самосовершенствования» некоторые избирают храбрость и прыгают с парашютом, знакомятся с «дикой» женщиной или «крутым» мужчиной ил и покупают себе быстрый мотоцикл Другие усматривают великий смысл в щедрости и делают пожертвования своему буддийскому центру Желающий приобрести мудрость обращается к книгам о различных мировоззрениях Но, как бы мы ни старались придать «съедобные» качества этому несуществующему на самом деле «я», - затраты вряд ли окупаются Если мы стремимся к частичному развитию того или иного рода, чтобы лучше управлять «собой», вся картина остается поистине неравномерной Прежде всего, происходит много нерешительных метаний Мы часто думаем «Если я признаю это качество своим, мне придется отказаться от того, а оно также ценно, и я уже успел привыкнуть» Это влечет за собой постоянную невольную торговлю лошадьми, в ходе которой мы обмениваем слепых на беззубых, не получая от этого долговременной пользы Выработанная внешняя храбрость, возможно, мало что дает в области внутреннего, бывает так, что человек не следил за новейшей историей Кагью, и его щедрость теперь питает китайских коммунистов, и однажды может обнаружиться, что мы по глупости читали не те книги, какие нужно Если пытаться сделать из несуществующего себя или меня «одухотворенную личность» или «возвышенное я», то теряется собственная середина Как ни напрягайся, невозможно создать вечную гармонию, даже если очень сильно хотеть , — ведь, в конечном счете, внешние условия меняются все время
«Реальность, неподвластная рассудку - несоставная» В отличие от сказанного выше, глубокое доверие к «здесь и сейчас» приводит все к полному расцвету Это сногсшибательное ощущение можно увенчать крышей, когда готовы необходимый фундамент и стены поведения и внутреннего настроя Здесь мы видим, что высшая истина есть вневременная радость, сила, уверенность и любовь, что все совершенные качества возникают сами собой из лучезарного пространства Вне всяких сомнений становится ясно, что существа -как мы сами, так и все остальные — являются Буддами, которые этого просто еще не осознали, и что мы окружены сферой высшей радости, где каждая частица дрожит от наполненности и скрепляется любовью С точки зрения Великой Печати, никто не должен куда-то идти, чтобы встретиться с Буддами, или умереть, чтобы попасть в Чистую Страну достаточно очистить восприятие Даже самые прекрасные ожидания и самые милые сны наяву меркнут на фоне богатства всего, что происходит в действительности Просветление-это осознание умом своего пространства ясности-неограниченности С тех пор присущие ему совершенные качества проявляются без конца
Так в чем же окончательный смысл того, что называется просветлением? Кармапа посвящает этому состоянию целые двадцать пять строф, и мы позволим себе сказать ещё пару слов об этом.
Собственно говоря, Великая Печать - это ничто иное, как постоянное, осознанное и безудержное самораскрытие очищенного ума. Основу для этого предоставляет вневременная Будда-природа всех существ, а пути ведут от работы с причиной и следствием через развитие сочувствия и мудрости к слиянию с просветлением, как можно раньше подкреплённому реактивным зарядом высшего взгляда. Цель выражается в самоосвобождающем, свободном от усилий проявлении всех возможностей пространства, и достижение её можно описать как три уровня, четыре вида активности и пять видов мудрости.
Как выглядит это состояние ума в жизни? Если кто-либо постиг, что его природа — пространство, то в его поведении неуклонно просматривается глубокое видение и уверенность. Благодарность и состояния радости, возникающие без внешних причин, показывают, что он осознаёт игривую ясность ума. Наконец, его пребывание в неограниченности ума выражается через сочувствие - активное, не лишённое юмора и нацеленное на будущее.
Достигший просветления действует без иллюзии разделённости между действующим, объектом и действием, осуществляя в зависимости от потребностей и способностей существ успокаивающую, обогащающую, воодушевляющую или мощно защищающую активность и помогая им таким образом. Просветлённые виды мудрости также возникают сами собой в «здесь и сейчас», без всякого напряжения. Они - ничто иное, как мешающие чувства без маски. Их преображение, столь полезное для повседневного хорошего самочувствия, заслуживает того, чтобы упомянуть о нём неоднократно. Злость распознаётся как зеркальная мудрость, гордость становится уравнивающей мудростью, привязанность — способностью проводить различия, ревность превращается в умение нанизывать друг на друга компоненты опыта, и даже запутанность предстаёт в новом обличье — как всепроникающее глубокое видение. Нетрудно понять, почему Кармана рекомендует своим читателям это «окончательное значение» как желанную цель!
Строфа 13
Не познавший природу ума дрейфует по океану запутанности,
Осознание же её — ничто иное, как состояние Будды.
Тогда отпадает всякое«он — это, он — не то».
Пусть мы постигнем природу реальности, основу всего!
«Не познавший природу ума дрейфует по океану запутанности». Как опыт обусловленного мира, так и страдание существ имеют только одну причину: непросветленный ум не осознаёт сам себя. Не распознающий зеркало за его отражениями, не видящий океана под его волнами считает обусловленное и преходящее реальным. В результате ум тянут туда-сюда приятные и неприятные переживания, он растрачивает свою силу в надеждах и опасениях и неизбежно зависает в прошлом и будущем.
Неспособное понимать, что воспринимающий, воспринимаемое и восприятие взаимодействуют и являются разными сторонами единого целого, пространство ума осознаёт себя как «я» и переживает свою ясность, свою беспрепятственную игру как «ты» ил и что-то от себя отделённое. Из этой ощущаемой, однако не существующей двойственности возникают основные мешающие чувства - запутанность, привязанность и отвращение, и они влекут за собой дальнейшие обременительные состояния: жадность, ревность и исключающую, а не алмазную и приобщающую, гордость. Как уже упоминалось , Будда говорит о 84000 возможных комбинаций этих «корней зла», и его столь же многочисленные поучения служат от них противоядием.
Если разобраться как следует, то переживание мешающих чувств - как, впрочем, и все другие страдания - это самоочищение ума Таким образом мы сбрасываем с себя груз Если удается не впутываться в новые несчастья, позволяя этим состояниям проходить мимо, то с их уходом мы освобождаемся от трудных подсознательных впечатлений. Уже само их появление представляет собой очищение ума. Наблюдая за ними, мы учимся помогать другим в схожих ситуациях.
Коварство мешающих эмоций в том, что, несмотря на их призрачность, они кажутся реальными и побуждают к соответствующим действиям. Так продолжается до освобождения. Если не очиститься от недоброкачественных семян, засеянных под их воздействием посредством тела, речи и ума, то семена эти впоследствии созреют в виде внешних и внутренних сложностей. Они всходят всегда, если не были вовремя удалены при помощи медитации, и никто, кроме нас, в этом не виноват. Тогда мы снова действуем безрассудно, вредим другим своими словами и поступками. И едва ли мы сможем выбраться из этого круговорота без всякой помощи. Пока нет знания природы ума, любое событие окрашено внутренним отношением и ограничено во времени и пространстве. Поскольку мы воспринимаем лишь череду собственных переживаний, но не вневременное пространство сознания, то цепочка обусловленных перерождений не прерывается, и даже самые счастливые из непросветленных существ не покоятся сами в себе и не обладают самоудовлетворённостью, свободной от желаний. Они также хватаются за счастье и стараются избегать всякой боли. Они тщетно пытаются держаться за приятное и обходить все проблематичное, хотя это, по сути, невозможно.
Миларепа, 7052 - 1735 |
«Осознание же её - ничто иное, как состояние Будды». Понимание ума таким, какой он есть и был всегда, приносит моментальное освобождение. Это - конец всякой обедняющей двойственности. Узлы мешающих чувств развязываются сами собой, лишаются корня неловкие действия и неуместные слова, а собственные болезненные ощущения и комичное поведение будет лишь вызывать удивление. Из простора ума проявляются все его вневременные совершенные качества. Если мы постигли то, что воспринимающее пространство неразрушимо, обладает бесконечным богатством выражения и в своем многообразии неподвластно никаким препятствиям , — то это сводит на нет все ожидания и опасения. Когда лучезарная мощь ума все отчетливее узнает себя за своими чередующимися впечатлениями, проявляются бесстрашное всеведение, самопроизвольная радость и активная любовь Это и есть состояние Будды Все обусловленное находится в постоянном течении; бытие и небытие, проявление и непроявление суть выражение одного целого, и поэтому невозможно постичь ни внешний, ни внутренний мир посредством взгляда «или-или» Хотя на относительном уровне приходится действовать так, будто воспринимаемый в данный момент мир явлений - настоящий, в окончательной перспективе все, и внутри, и снаружи,- составное и мимолетное.
Сам Будда называл мир явлений бредовой идеей, радугой, пузырём на воде, миражом и тому подобным. Современный взгляд определил бы этот мир как внешнюю рамку, которая беспрерывно сгущается из бесчисленных общих тенденций существ и видится через цветные очки личных меняющихся настроений. И то, и другое обусловлено кармой, причинно-следственной связью, и от этого можно освободиться. Растворение привычки окрашивать мир в гамму собственных чувств называется освобождением, и если добавить к нему исчезновение всех застывших идей, тогда это - просветление. Тогда ум функционирует и наслаждается всем без препятствий.
Миры, которые с абсолютной точки зрения Великой Печати являются свободной игрой возможного, а в свете обусловленного понимания - соответствуют наклонностям существ, а также наше собственное восприятие этих миров - всё это ум. Они состоят из того, что рождается из пространства на основе наследственности, органов чувств и изменчивых состояний существ и что те в результате переживают. Поскольку всё это не обладает никакой прочностью, проникающее видение того, что ум сам по себе — ясный свет, тут же открывает перед нами возможность вневременного, ничем не окрашенного восприятия. Это видение разоблачает ограниченное восприятие «завтра и вчера», удержание и отталкивание как обусловленные и необязательные. Истинное постижение обрёл тот, кому нет нужды что-либо доказывать ил и оправдываться, кто во всём выражает богатство ума. Неудивительно, что Кармапа желает этого существам!
Если ученики, которые задавали Будде вопросы о природе вещей, одновременно отличались человеческой зрелостью, соответствовавшей уровню ожидаемых ответов, то он с радостью делился своим окончательным проникновением в суть. Но если человек спрашивал лишь из желания продемонстрировать свою учёность, спровоцировать учителя каким-то образом или показаться умным не по годам, то поучения Будды становились гораздо более суровыми. В одной известной беседе он спрашивает своего-собеседника: «Что бы ты сделал, если бы тебя поразила отравленная стрела? Задавал бы много вопросов о стрелке — кто он, кто его родня и так далее, - или вытащил стрелу?» И, после ответа, которого следовало ожидать, Будда продолжает: «Ты поражён такой стрелой, не забывай об этом. Ты — родился, и однажды умрёшь. Как же ты распорядишься своим временем? Будешь задавать множество вопросов о том, что не сможет тебе помочь, или удалишь стрелу? Лучше приведи свой ум на такой уровень, где его не смогут поколебать болезнь, старость и смерть».
Строфа 14
Проявление — это ум, пустота — тоже;
Познание — это ум, заблуждение — тоже;
Возникновение — это ум, и растворение — тоже.
Пусть мы перестанем что-либо приписывать и отрицать в отношении ума!
И вновь Кармапа указывает на безграничный, непротиворечивый простертого, кто воспринимает. Всё есть ум, независимо оттого, доступно ли это идеям и понятиям. С различных точек зрения Карма -па поясняет, что тот, кто покоится сам в себе, располагает всем. Вся самопроизвольная активность, все озарения будут с нами, если мы не зависаем в «завтра и вчера», если позволяем переживающему, переживаемому и переживанию быть едиными, не надеемся и не опасаемся. Химера нашего «я» недолго выдерживает растущую уверенность в том, что всё само по себе истинно и без усилий самодостаточно. Тогда рассыпается карточный домик эго, и естественно проявляются просветлённые свойства ума. Как и в предыдущих строфах, здесь Кармапа снова упоминает воспринимаемое прежде пространства, радостное выражение прежде уровня истины.
Проявление обозначает ясность ума, его богатство и разносторонность. Какими бы реальными ни ощущались вещи, ничто не остаётся навсегда. Как при внешнем, так и при внутреннем рассмотрении всё оказывается обусловленным и составным. Как все наши ощущения не останутся с нами, но рано или поздно вернутся в пространство, так и во всём материальном нет никаких строительных кирпичиков, которые придавал и бы ему реальность. При столкновении друг с другом в циклотроне исчезают даже мельчайшие частицы, и тогда весь мир предстает как уже описанный ранее коллективный сон
Пустота указывает на пространственную природу ума, на его вневременную основу - то есть, на самого воспринимающего, на «еще не случившееся». Ее простору свойственны все возможности, и никакая карма, никакие накопившиеся в сознании впечатления не могут как-либо ее сузить. Она была, есть и всегда будет абсолютно свободной.
«Познание — ум». Это слово обозначает состояние, в котором ум осознаёт свою собственную природу: когда глаз смотрит в зеркало и видит сам себя, когда океан сознаёт себя под волнами, когда воспринимающий узнаёт себя как вневременный ясный свет. В это мгновение беспрепятственно излучаются нескончаемые качества ума. Не подвергаясь влияниям извне и помехам со стороны тех или иных представлений, эти качества будут постоянно свидетельствовать о том, что просветление — это ничто иное, как познание пустоты, ясности и неограниченности сознания.
Заблуждение означает состояние ума, предшествующее осознанию им своих абсолютных свойств. Тогда видится не вневременное зеркало, но его картинки. Тот, кто не обладает неразрушимым доверием к пространству, считает преходящие события и собственные представления настоящими и, в зависимости от своего нрава, так или иначе реагирует на них. Он тогда подобен глазу, который воспринимает только впечатления, но не самого себя. Поскольку все постоянно меняется, то, в зависимости оттого, какие личные и общие впечатления - карма - созревают в данный момент, мы испытываем либо обусловленную радость, либо временную боль. Мы пожинаем только то, что посеяли своими мыслями, словами и поступками, но плоды не всегда обретаются сразу - нередко это происходит в следующих жизнях, и существа часто не понимают, почему с ними что-то случается. Они пребывают в неведении.
Возникновение - это свободное развёртывание ума, его игра, выражение его способностей. Эта его сила используется для обогащения восприятия в фазе возникновения (по-тибетски - «кьерим») медитаций Алмазного Пути. Здесь появляются Будды из энергии и света со своими энергополями, уровнями чистого присутствия. Отсюда гораздо легче удаётся сделать следующий, окончательный шаг в Состояние Истины, чем из обремененного различными чувствами повседневного сознания.
Растворение означает самоосвобождающее возвращение проявлений и ощущений в пространство. Если уметь при этом не терять осознавания того, кто осознает, не опираясь на какие-либо внешние или внутренние средства, то это есть всепроникающее ясное видение. В медитации Алмазного Пути мы можем в полной мере достигать этого в удачной фазе завершения, когда мы спиваемся с Ламой или формами Будд, и возникает безбрежное, вневременно сияющее пространство. Тогда это - ступень совершенства (по-тибетски -«дзогрим»),
2550 лет назад Будда описал положение дел в мире известной фразой: «Форма есть пустота, пустота есть форма, форма и пустота неразделимы». Великая Печать, 1500 лет назад названная «Маха-мудра» на санскрите и 1000 лет назад - «Чагчен» по-тибетски, направлена как раз на этот опыт. Она как бы скрепляет печатью то, что воспринимающий и воспринимаемое, пространство и проявление обуславливают друг друга, при этом не имея собственной природы или долговечных характеристик. То же относится к неограниченности, которая делает возможным и то, и другое. Эти три свойства являются взаимодополняющими гранями Состояния Сущности, которое связывает воедино бесстрашную истину, самопроизвольную радость и дальновидные внушительные действия. Их можно сравнить с паром, облаками и дождём; всё это - вода.
В области опыта практика, где ничто не приписывается и не отрицается, ум постоянно и без усилий раскрывает свои свойства. Нет ничего более благородного. Кармапа поэтому подчёркивает снова и снова, что всё порождается умом. По своей природе он -спонтанное просветление. Просветлённость присуща уму с безначальных времён. Всё, что происходит, как снаружи, так и внутри, возникает из его пространства, раскрывается в нём, узнаётся его ясностью и опять растворяется в его неограниченности. Кармапа советует нам невозмутимо и без промедления, для блага всех влиять на этот процесс, с полным доверием к неразрушимости и абсолютному совершенству нашей истинной природы, которая действует и осознаёт.
Такая уверенность в природе пространства, которого в принципе невозможно чего-либо лишить, - основание для поистине Великого. Глубинное видение трёх школ Алмазного Пути тибетского буддизма - школ «красных шапок» - заключается в том, что даже за самыми потрясающими волнами и самыми увлекательными отражениями океан и зеркало гораздо более значимы и лучезарны. Этот путь соединяет видение пространства как радости и всеохватывающие переживания обратной связи. Посредством эффективных медитаций в подсознании практикующего нажимаются бесчисленные кнопки, за несколько лет обеспечивая такие изменения, для которых в случае простого изучения потребовалось бы несколько жизней. Поскольку Алмазный Путь приносит существам тотальное оживление и впрягает в процесс просветления чувства, стремления и мечты, то желанная окончательная зрелость наступает весьма скоро. Благодаря ей мы будем переживать вневременное и видеть то, что доступно за мыслями и между мыслями, что всё производит, знает и может. С неописуемым блаженством убеждаешься в том, что ум может осознавать, даже и не осознавая что бы то ни было, и что у воспринимающего никоим образом нельзя отнять его совершенные качества. Тот, кто применяет средства достижения этого опыта, может считать, что ему повезло: он будет становиться всё счастливее.