Четыре Будда-состояния 8 страница
«Это включает в себя всё и называется также Великим Совершенством». Здесь тело, речь и ум непосредственно направлены на неизменный и окончательный опыт. Этот вид проникающего видения представлен прежде всего «Ньингмой», «старой» школой тибетского буддизма. На Западе они предпочитают называть себя «Дзогчен». Их способ наблюдения за умом опирается на тот факт, что как внешние, так и внутренние явления автоматически снова растворяются в пространстве, никак не меняя его вневременной сути. Таким образом, приверженцы этого способа узнают воспринимающего благодаря его силе самоосвобождения. Здесь мы испытываем облегчение, зная, что всегда можем отделаться от всего происходящего; наше видение развивается в первую очередь за счёт осознавания того, как ум снова освобождается от любого впечатления.
Этот путь используется в основном людьми, склонными к гордости и злости, что можно видеть в сегодняшних западных группах, практикующих Дзогчен. Они сознательно держатся на расстоянии, в том числе и друг от друга, и очень точно знают, что им не по душе. Их развитие происходит прежде всего вследствие благословения великого мастера Гуру Ринпоче, одного из главных источников силы также и в школах Кагью и Сакья. Их воззрения пронизаны широтой
его высшего видения, и если вернуться к примеру с водой, то этот путь подобен полету над океаном с целью постижения его сути. В течение многих веков продолжался взаимообмен между держателями Великой Печати и Великого Совершенства, и часто один практик хранил обе передачи. Одна ко нужно соблюдать осторожность в выборе слов: термины для описания различных процессов восприятия бывают у них весьма разными.
Сакьяпу, третью из старых линий Алмазного Пути, Кармапа здесь не упоминает. Они работают, впрочем, стаким подходом к Великой Печати, который сильно окрашен интеллектуальностью и учёностью. Их передача в значительной степени протекает через семейные и клановые связи; после бегства в 1959 году они воссоздали свои общины главным образом в Сингапуре и Сиэтле. Их Ламдрел также позволяет получать непосредственное неконцептуальное осознава ние всех уровней ума.
Как показывает таблица дальше в тексте, приводимые здесь пути к окончательному видению и учёности содержат в себе многочисленные методы медитации, которые поддерживают работу с умом. Практика осознанного дыхания, звуковые вибрации и слияние со светоформами Будд приносит результаты, которые укрепляют сами себя. Здесь на нашей стороне также повседневный здравый смысл. Если мы, несмотря на все наши мешающие чувства и недостатки, обладаем достаточным психологическим избытком для того, чтобы представлять себя Буддой в Чистой Стране, то в Алмазном Пути мы найдём бесчисленные инструменты как для медитационного погружения, так и для жизни в целом. Хотя здесь Кармапа не упоминает об этих инструментах, все же знание их - это часть общей эрудиции его современников, да и большинства тибетцев до наших дней. Поэтому ошибкой было бы не уделить им места в объяснении.
Ум обладает активностью, мудростью и способностью к воодушевлению. Прежде всего тот, кто сохраняет близкий контакт с миром и позитивное отношение к своему телу, отмеченное радостью действия, вполне может найти просветление через уровень энергии. Кроме того, любой из нас может развиваться, не уходя от повседневной жизни, путем переработки своих переживаний и мешающих чувств. И, наконец, если нам удается вести себя подобно Будде в Чистой Стране, пока мы не станем таким Буддой, — можно сказать, что мы выбрали наиболее всесторонний, и поэтому самый быстрый путь.
Если привязанность приводит нас к Великой Печати, то нас будет привлекать на уровне «непревзойдённости» (на санскрите -«ануггара»), уровне Будд в союзе, так называемая «Материнская Тантра». Здесь по причине сильного доверия фаза построения часто делается короткой, и мы долго наслаждаемся фазой слияния с Буддами. В качестве повседневного настроя стоит помнить о непостоянстве всех явлений и сознательно делиться хорошими ощущениями с другими.
Если запутанность обращает нас к Великому Срединному Пути, то медитация надолго откладывается. В Тибете в огромных монастырях Гелугпы к медитации приступали порой лишь спустя двадцать лет учёбы, как это описывает знаменитый Гешерабтен и прочие ламы этой школы. Сегодня на Западе большое желание людей получить опыт, конечно же, повсеместно ускорило этот процесс, но меньшая степень непосредственного руководства со стороны учителя и вытекающий из этого большой выбор возможных наставлений и объяснений заставляет многих в своей медитации колебаться между опытом и мыслями. К тому же, доступ к реальным методам усложнён не столь точными линиями передачи. Например, Далай-Лама предлагает в качестве важнейшего прибежища учение, а не Ламу, дающего прямую связь с Буддой, как в Алмазном Пути. Здесь речь идёт скорее о понимании и пути, чем о примере и цели.
В случае запутанности хорошим лозунгом будет: «Первая мысль -лучшая мысль!» Нужно просто заниматься тем, что перед носом, и выполнять всё по порядку. Постепенно через сосредоточение ума также возникает вневременная радость и сила.
Кто по причине преобладающей злости или гордости примыкает к Великому Совершенству, тот охотно выполняет длинную фазу построения в медитации. Вдаваясь во множество деталей и укрепляя обратную связь, он удостоверяется, в том, что всё остаётся под контролем, и делает фазу слияния короткой, поскольку ощущает её как нечто чересчур близкое. В повседневной жизни лучшим противоядием против гордости и злости является сознательное развитие сочувствия. Полезно также сознавать, что существа ошибаются и затем страдают вследствие скорее глупости, чем вредности.
«Пусть мы будем уверены, что при постижении одного обретается плод всего!» После обзора, позволяющего каждому постепенно находить подходящее для себя - а опытные учителя нередко держат и могут передавать дальше несколько систем методов - Кармана снова возвращается к цели, которая всё соединяет. Неважно, как достигнута цель. Правильно выбранное средство - это самое эффективное из доступных и одновременно понятное нам. Какой бы из путей Будды мы ни избрали, и что бы ни послужило топливом для нашего движения - жадность, запутанность или гордость, - все равно в конце нас ожидает просветление. Оно являет собой достижение совершенства во всех медитациях и поучениях. Кармапа обозревает всё, как бы стоя на вершине горы: он осознаёт окончательное и может одновременно показывать все пути, ведущие к нему.
Любая смесь мешающих чувств может послужить вступлению на путь. Будда позаботился обо всех. Любой, на любом уровне может получить для себя подходящее. Плавание в океане, исследование проб воды и обзор океана с высоты, - в каждом случае узнаётся что-то о воде.