Примеры линейных операторов

3.1

Системой Примеры линейных операторов - student2.ru линейных уравнений с Примеры линейных операторов - student2.ru неизвестными называются соотношения вида

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.1)

где Примеры линейных операторов - student2.ru - коэффициенты системы, Примеры линейных операторов - student2.ru - свободные члены, Примеры линейных операторов - student2.ru - неизвестные системы.

Система (3.1) называется однородной, если все свободные члены Примеры линейных операторов - student2.ru . Система (3.1) называется неоднородной, если хотя бы один из свободных членов Примеры линейных операторов - student2.ru .

Решением системы называется совокупность чисел Примеры линейных операторов - student2.ru , при подстановке которых в уравнения системы вместо соответствующих неизвестных каждое уравнение системы превращается в тождество. Система, не имеющая ни одного решения, называется несовместной, или противоречивой. Система, имеющая хотя бы одно решение, называется совместной.

Совместная система называется определенной, если она имеет единственное решение. Если совместная система имеет более одного решения, то она называется неопределенной. Однородная система всегда совместна, так как имеет, по крайней мере, нулевое решение Примеры линейных операторов - student2.ru . Выражение для неизвестных Примеры линейных операторов - student2.ru , из которого можно получить любое конкретное решение системы, называют ее общим решением, а любое конкретное решение системы – ее частным решением. Две системы с одними и теми же неизвестными эквивалентны (равносильны), если каждое решение одной из них является решением другой или обе системы несовместны.

Рассмотрим методы решения систем линейных уравнений.

3.2

Одним из основных методов решения систем линейных уравнений является метод Гаусса, или метод последовательного исключения неизвестных. Суть этого метода состоит в сведении системы линейных уравнений к ступенчатому виду. При этом над уравнениями приходится проводить следующие элементарные преобразования:

1. Перестановка уравнений системы.

2. Прибавление к одному уравнению другого уравнения.

3. Умножение обеих частей уравнения на число, отличное от нуля.

4. Прибавление к одному уравнению другого, умноженного на некоторое число, отличное от нуля.

5. Вычеркивание уравнений вида Примеры линейных операторов - student2.ru , т.е. тождеств Примеры линейных операторов - student2.ru .

В результате элементарных преобразований система преобразуется в эквивалентную ей систему.

Рассмотрим алгоритм метода Гаусса. Пусть дана система вида (3.1). Предположим, что в этой системе коэффициент Примеры линейных операторов - student2.ru . Заметим, что этого всегда можно достигнуть перестановкой уравнений системы. Для исключения неизвестной Примеры линейных операторов - student2.ru во всех уравнениях, начиная со второго, умножим первое уравнение системы последовательно на числа Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru и добавим соответственно ко 2-му, 3-му, ..., Примеры линейных операторов - student2.ru - му уравнению системы.

В результате система примет вид:

Примеры линейных операторов - student2.ru

Продолжая этот процесс дальше, исключим неизвестную Примеры линейных операторов - student2.ru из всех уравнений, начиная с третьего. Для этого умножим второе уравнение на числа Примеры линейных операторов - student2.ru и добавим к 3-му, ..., к Примеры линейных операторов - student2.ru - му уравнению системы. Следующие шаги метода Гаусса осуществляются аналогично. Если в результате преобразований получится тождественное уравнение, то вычеркнем его из системы. Если на некотором шаге метода Гаусса получается уравнение вида:

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.2)

тогда рассматриваемая система несовместна и дальнейшее ее решение прекращается. Если же уравнение вида (3.2) не встретится при выполнении элементарных преобразований, то не более чем через Примеры линейных операторов - student2.ru - шагов система (3.1) будет преобразована к ступенчатому виду:

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.3)

где Примеры линейных операторов - student2.ru . Если Примеры линейных операторов - student2.ru , то говорят, что система свелась к треугольному виду. В этом случае система имеет единственное решение, которое находим, решая систему снизу вверх.

Если Примеры линейных операторов - student2.ru , то говорят, что система свелась к трапециидальному виду. В этом случае система является неопределенной. Для нахождения общего решения системы в этом случае выбирают Примеры линейных операторов - student2.ru главных и Примеры линейных операторов - student2.ru свободных неизвестных. Например, неизвестные Примеры линейных операторов - student2.ru принимают за главные, а неизвестные Примеры линейных операторов - student2.ru принимают за свободные. Переносим свободные неизвестные в правую часть уравнений и выражаем главные неизвестные через свободные. В результате получаем общее решение системы:

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.4)

Для получения частного решения системы необходимо будет в (3.4) придать свободным переменным конкретные значения.

Заметим, что так как в методе Гаусса все преобразования выполняются над коэффициентами при неизвестных уравнений и свободными членами, то на практике обычно этот метод применяют к матрице, составленной из коэффициентов при неизвестных и столбца свободных членов. Эту матрицу называют расширенной. С помощью элементарных преобразований эту матрицу сводят к ступенчатому виду. После чего по полученной матрице восстанавливают систему и применяют к ней все предыдущие рассуждения.

Пример 1. Решить систему:

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Решение. Составляем расширенную матрицу и сводим ее к ступенчатому виду:

Примеры линейных операторов - student2.ru ~*) Примеры линейных операторов - student2.ru ~**) Примеры линейных операторов - student2.ru ~ ***)

~ Примеры линейных операторов - student2.ru ~****) Примеры линейных операторов - student2.ru .

*) – первую строку умножили на Примеры линейных операторов - student2.ru и добавили ко второй, полученную строку записали на первое место (цель этого преобразования получить единицу в первом столбце); оставили без изменения вторую строку на втором месте (можно было сюда записать первоначальную первую строку) и третью строку на своём месте.

**) – умножили первую строку на Примеры линейных операторов - student2.ru и на Примеры линейных операторов - student2.ru и добавили ко второй и третьей соответственно.

***) – вторую строку умножили на Примеры линейных операторов - student2.ru .

****) – вторую строку умножили на Примеры линейных операторов - student2.ru и добавили к третьей.

Матрица свелась к треугольному виду, следовательно, система имеет единственное решение.

Восстанавливаем систему и решаем её снизу вверх.

Примеры линейных операторов - student2.ru

Пример 2. Решить систему:

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Решение. Составляем расширенную матрицу и сводим её к ступенчатому виду:

Примеры линейных операторов - student2.ru ~ Примеры линейных операторов - student2.ru ~ Примеры линейных операторов - student2.ru .

Заметим, что выполнялись преобразования те же, что и в примере 1.

Данная система не совместна, так как последняя строка матрицы соответствует уравнению Примеры линейных операторов - student2.ru , которое решения не имеет.

Пример 3. Решить систему:

Примеры линейных операторов - student2.ru

Решение. Составляем расширенную матрицу и сводим ее к ступенчатому виду:

Примеры линейных операторов - student2.ru ~ Примеры линейных операторов - student2.ru ~ Примеры линейных операторов - student2.ru ~*)

~ Примеры линейных операторов - student2.ru .

*) - вторую строку умножили на Примеры линейных операторов - student2.ru и вычеркнули третью строку.

Матрица свелась к трапецеидальному виду, следовательно, система является неопределенной:

Примеры линейных операторов - student2.ru

Пусть Примеры линейных операторов - student2.ru - свободная неизвестная. Тогда получаем общее решение системы:

Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru

Замечание 1. При решении однородной системы линейных уравнений методом Гаусса на практике выписывают основную, а не расширенную матрицу системы. И сводят ее к ступенчатому виду.

Замечание 2. Метод Гаусса применим для любой системы линейных уравнений, в том числе и для системы, у которой число уравнений не равно числу неизвестных.

3.3

Выяснить вопрос о совместности системы и о числе ее решений помогает следующая теорема.

Теорема (Критерий совместности системы линейных уравнений). Система линейных уравнений (3.1) совместна тогда и только тогда, когда ранг основной матрицы системы (матрицы Примеры линейных операторов - student2.ru ) равен рангу расширенной матрицы (матрицы Примеры линейных операторов - student2.ru ). В противном случае, т.е. если Примеры линейных операторов - student2.ru , то система не совместна. Если Примеры линейных операторов - student2.ru , где Примеры линейных операторов - student2.ru - число неизвестных системы, то система определенная. Если Примеры линейных операторов - student2.ru , то система неопределенная.

Применим эту теорему для рассмотренных в п.3.2 примеров.

Для примера 1. Примеры линейных операторов - student2.ru и число неизвестных Примеры линейных операторов - student2.ru , т.е. система определенная.

Для примера 2. Примеры линейных операторов - student2.ru , поэтому система несовместна.

Для примера 3. Примеры линейных операторов - student2.ru , число неизвестных Примеры линейных операторов - student2.ru , поэтому система является неопределенной.

3.4

Пусть дана система Примеры линейных операторов - student2.ru линейных уравнений с Примеры линейных операторов - student2.ru неизвестными:

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.5)

Рассмотрим еще один метод решения систем линейных уравнений – метод Крамера, основанный на следующей теореме.

Теорема (правило Крамера). Если в системе Примеры линейных операторов - student2.ru линейных уравнений с Примеры линейных операторов - student2.ru неизвестными (система вида (3.5)) определитель, составленный из коэффициентов при неизвестных Примеры линейных операторов - student2.ru отличен от нуля, то система имеет единственное решение, которое находится по формулам

Примеры линейных операторов - student2.ru , (3.6)

где Примеры линейных операторов - student2.ru – определитель, полученный из определителя Примеры линейных операторов - student2.ru заменой Примеры линейных операторов - student2.ru -го столбца столбцом свободных членов.

Доказательство. Пусть в системе (3.5) определитель Примеры линейных операторов - student2.ru . Обозначим Примеры линейных операторов - student2.ru – алгебраические дополнения Примеры линейных операторов - student2.ru -го столбца определителя Примеры линейных операторов - student2.ru . Умножим 1-е уравнение системы на Примеры линейных операторов - student2.ru , 2-е – на Примеры линейных операторов - student2.ru , …, Примеры линейных операторов - student2.ru -е – на Примеры линейных операторов - student2.ru и сложим полученные уравнения. В результате получим

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.7)

Учитывая, что сумма произведений элементов строки (столбца) на их алгебраические дополнения есть определитель системы, а сумма произведений элементов строки (столбца) на алгебраические дополнения элементов другой строки (столбца) равна нулю, получаем, что левая часть (3.7) равна Примеры линейных операторов - student2.ru .

Несложно заметить, что правая часть (3.7) есть определитель Примеры линейных операторов - student2.ru , раскрытый по элементам Примеры линейных операторов - student2.ru -го столбца , т.е.

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Таким образом, (3.7) можно записать в виде:

Примеры линейных операторов - student2.ru . (3.8)

Откуда при Примеры линейных операторов - student2.ru и получаем формулы (3.6), т.е. формулы Крамера.

Замечание. Методом Крамера можно решать только системы, в которых число уравнений равно числу неизвестных и основной определитель системы отличен от нуля.

Пример 4. Решить систему из примера 1 методом Крамера

Примеры линейных операторов - student2.ru

Решение. Вычисляем основной определитель системы:

Примеры линейных операторов - student2.ru

Вычисляем определители Примеры линейных операторов - student2.ru :

Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru

Получаем Примеры линейных операторов - student2.ru

3.5

Квадратная матрица Примеры линейных операторов - student2.ru называется обратимой, если существует такая матрица Примеры линейных операторов - student2.ru , что выполняется условие:

Примеры линейных операторов - student2.ru . (3.9)

В этом случае матрица Примеры линейных операторов - student2.ru называется обратной к Примеры линейных операторов - student2.ru и обозначается Примеры линейных операторов - student2.ru , т.е. Примеры линейных операторов - student2.ru . Тогда матрицы Примеры линейных операторов - student2.ru и Примеры линейных операторов - student2.ru , называются взаимно-обратными.

Квадратная матрица называется невырожденной, если ее определитель отличен от нуля, в противном случае матрица называется вырожденной.

Справедлива следующая теорема, доказательство которой дает способ вычисления обратной матрицы.

Теорема. Для любой невырожденной квадратной матрицы существует обратная матрица.

Доказательство. Пусть дана матрица Примеры линейных операторов - student2.ru . Заменим каждый элемент матрицы Примеры линейных операторов - student2.ru его алгебраическим дополнением и транспонируем полученную матрицу, обозначив ее Примеры линейных операторов - student2.ru :

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Найдем произведение Примеры линейных операторов - student2.ru и Примеры линейных операторов - student2.ru . Обозначим произведение Примеры линейных операторов - student2.ru , где Примеры линейных операторов - student2.ru . Тогда по правилу нахождения произведения матриц

Примеры линейных операторов - student2.ru . (3.10)

Далее воспользуемся следующими свойствами.

1. Определитель матрицы равен сумме парных произведений элементов какой-либо строки (столбца) на их алгебраические дополнения.

2. Сумма произведений элементов какой-либо строки (столбца) определителя на алгебраические дополнения другой строки (столбца) определителя равна нулю.

Тогда, если в (3.10) Примеры линейных операторов - student2.ru , то Примеры линейных операторов - student2.ru , а если Примеры линейных операторов - student2.ru , то Примеры линейных операторов - student2.ru . Таким образом,

Примеры линейных операторов - student2.ru ,

где Примеры линейных операторов - student2.ru - единичная матрица.

Аналогично Примеры линейных операторов - student2.ru .

Тогда получаем формулу для нахождения обратной матрицы:

Примеры линейных операторов - student2.ru . (3.11)

Отсюда следует алгоритм нахождения обратной матрицы:

1. Находим определитель матрицы Примеры линейных операторов - student2.ru ; убеждаемся, что матрица невырожденная.

2. Вычисляем алгебраические дополнения элементов матрицы и составляем из них матрицу Примеры линейных операторов - student2.ru .

3. Транспонируем матрицу Примеры линейных операторов - student2.ru , получаем матрицу Примеры линейных операторов - student2.ru .

4. Умножаем матрицу Примеры линейных операторов - student2.ru на число Примеры линейных операторов - student2.ru , т.е. каждый элемент матрицы Примеры линейных операторов - student2.ru делим на величину определителя матрицы Примеры линейных операторов - student2.ru .

5. Полученная в п.4 матрица и есть обратная для данной матрицы, ее обозначаем Примеры линейных операторов - student2.ru .

Пример 5. Найти матрицу, обратную матрице

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Решение.

1. Примеры линейных операторов - student2.ru (был вычислен ранее).

2. Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru

Таким образом, Примеры линейных операторов - student2.ru .

3. Примеры линейных операторов - student2.ru .

4. Примеры линейных операторов - student2.ru .

5. Можно сделать проверку, получив Примеры линейных операторов - student2.ru и Примеры линейных операторов - student2.ru .

Другой способ нахождения обратной матрицы основан на элементарных преобразованиях. К матрице Примеры линейных операторов - student2.ru приписывают единичную матрицу того же порядка. Далее с помощью элементарных преобразований получают слева единичную матрицу. Тогда матрица, которая окажется справа, и будет обратной для данной матрицы.

Пример 6.Для матрицы Примеры линейных операторов - student2.ru из примера 5 найти обратную матрицу с помощью элементарных преобразований.

Решение.

Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Таким образом,

Примеры линейных операторов - student2.ru ,

т.е. ответ совпал с матрицей полученной в предыдущем примере.

3.6

Пусть дана система Примеры линейных операторов - student2.ru линейных уравнений с Примеры линейных операторов - student2.ru неизвестными (система (3.5)):

Примеры линейных операторов - student2.ru

Обозначим Примеры линейных операторов - student2.ru - матрицу из коэффициентов при неизвестных, Примеры линейных операторов - student2.ru - матрицу-столбец из неизвестных, Примеры линейных операторов - student2.ru - матрицу-столбец свободных членов, т.е.

Примеры линейных операторов - student2.ru

Несложно заметить, что тогда система (3.5) может быть записана в виде матричного уравнения

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.12)

Умножим слева обе части уравнения (3.12) на матрицу, обратную матрице Примеры линейных операторов - student2.ru , т.е. на Примеры линейных операторов - student2.ru :

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.13)

Учитывая, что Примеры линейных операторов - student2.ru из (3.13) получаем формулу для решения системы в матричной форме :

Примеры линейных операторов - student2.ru (3.14)

Пример 7. Решить систему из примеров 1 и 4 в матричной форме:

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Решение. Запишем систему в матричной форме:

Примеры линейных операторов - student2.ru

Обозначим Примеры линейных операторов - student2.ru - матрицу из коэффициентов при неизвестных, Примеры линейных операторов - student2.ru - матрица из неизвестных, Примеры линейных операторов - student2.ru - матрица-столбец свободных членов. Обратная матрица для Примеры линейных операторов - student2.ru была найдена в примерах 5 и 6: Примеры линейных операторов - student2.ru . Тогда находим решение системы:

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Таким образом, Примеры линейных операторов - student2.ru .

Замечание. Матричный метод решения систем линейных уравнений применим только тогда, когда число уравнений системы равно числу неизвестных и матрица Примеры линейных операторов - student2.ru является невырожденной (ограничения те же, что и в методе Крамера).

3.7

Как было отмечено выше, однородная система линейных уравнений всегда совместна, так как, согласно критерию совместности, ранги основной и расширенной матриц совпадают. Это следует из того, что для однородной системы расширенная матрица содержит столбец нулей – столбец свободных членов.

Для того чтобы однородная система имела единственное решение, необходимо и достаточно, чтобы ранг основной матрицы системы был равен числу неизвестных, т.е. Примеры линейных операторов - student2.ru .

Единственным решением однородной системы будет нулевое решение. Поэтому для существования ненулевых решений должно выполняться условие Примеры линейных операторов - student2.ru .

Если в однородной системе число уравнений равно числу неизвестных, то условие существования ненулевых решений состоит в равенстве нулю основного определителя системы, т.е. Примеры линейных операторов - student2.ru .


Лекция 4. Линейный оператор и его матрица. Собственные векторы и собственные значения линейного оператора.

План лекции

4.1. Линейные пространства. Понятие n-мерного вектора.

4.2. Размерность и базис линейного пространства. Координаты вектора линейного пространства.

4.3. Определение линейного оператора, примеры.

4.4. Матрица линейного оператора.

4.5. Собственные векторы и собственные значения линейного оператора, их нахождение.

4.1

Пусть L = {а,в,с,…} – множество элементов произвольной природы и P={a,b,g,…} – числовое поле. Определим операцию над элементами из L, условно называемую сложением, и операцию элементов из L на элементы из P, условно называемую умножением элементов из L на числа из P. Причём "a,bÎL:a+bÎL и "aÎL"aÎP:aaÎL.

Множество L называется линейным пространством над полем P (обозначается L(P)), если операции сложения элементов из L и умножения элементов из L на числа из P удовлетворяют аксиомам:

1o. "a,bÎL:a+b=b+a – сложение коммутативно.

2o. "а,b,cÎL:(a+b)+c = a+(b+c) – сложение ассоциативно.

3o. $qÎL:"aÎL:a+q=q+a=a – существует нейтральный элемент по сложению.

4o. "аÎL$(-a)ÎL:a+(-a)=(-a)+a=q – для любого элемента из L существует противоположный элемент по сложению.

5o. "aÎL^1ÎP:a×1=1×a=a – в поле P существует 1 – нейтральный элемент по умножению.

6o. "a,bÎP^"aÎL:(ab)a=a(ba) – ассоциативность относительного умножения элемента из L на произведение чисел из P.

7o. "a,bÎP^"aÎL:(a+b)×a=aa+ba – дистрибутивность умножения элемента из L относительно суммы чисел из P.

8o. "a,bÎL^"aÎP:a(a+b)=aa+ab – дистрибутивность умножения числа из P относительно суммы элементов из L.

Будем называть элементы из L векторами, поэтому линейное пространство L(P) называют и векторным пространством. Заметим, что рассмотренные ранее пространства V2 и V3 являются линейными. Однако, исходя из введенного определения линейного пространства, понятие вектора можно распространить далее и на не геометрические объекты.

Арифметическим вектором, или n-мерным вектором a будем называть упорядоченную последовательность из n чисел a1,a2,…,an и обозначать a=[a1,a2,…,an], где ai( Примеры линейных операторов - student2.ru ) – компоненты вектора. Обозначим множество всех n-мерных векторов Tn и введем над ними операции сложения и умножения вектора на число из P по правилам:

1) "a=[a1,a2,…,an]ÎTn^"b=[b1,b2,…,bn]ÎTn:

a+b=c=[a1+b1,a2+b2,…,an+bn,]ÎTn.

2) "a=[a1,a2,…,an]Î Tn^"lÎP:la=[la1,la2,…,lan]Î Tn.

Можно проверить, что множество Tn удовлетворяет аксиомам 1o - 8o линейного пространства, и поэтому его называют арифметическим n-мерным пространством.

Можно проверить, что множество Tn всех n-мерных векторов a=[a1,a2,…,an] удовлетворяет аксиомам 1o - 8o линейного пространства, и поэтому его называют арифметическим n-мерным пространством.

4.2

Введенные ранее понятия линейно зависимой и линейно независимой систем векторов можно распространить на любую систему векторов, а не только на систему геометрических векторов.

Система векторов a1,a2,…,an линейного пространства L(P) называется линейно зависимой, если их линейная комбинация l1a1+l2a2+…+lnan равна нулю при условии, что не все li равны нулю ( Примеры линейных операторов - student2.ru ), и называется линейно независимой, если все li=0 ( Примеры линейных операторов - student2.ru ). Можно дать и другое определение. Система векторов a1,a2,…an – линейно зависимая, если один из векторов может быть выражен через другие, и линейно независимая – в противном случае.

Если в линейном пространстве L(P) имеется n линейно независимых векторов, но любые n+1 вектора этого пространства линейно зависимы, то пространство L(P) называют n-мерным, или говорят, что линейное пространство имеет размерность n. Записывают dim L(P)=n.

Таким образом, размерностью линейного пространства называют максимальное число линейно независимых векторов, которые можно выбрать в этом пространстве. Пространство, в котором можно найти сколь угодно много линейно независимых векторов, называют бесконечномерным, и пишут dim L(P)=¥.

Максимальное число линейно независимых векторов линейного пространства, через которые можно выразить любой другой вектор этого пространства, называется базисом этого пространства. Таким образом, число векторов базиса показывает, чему равна размерность этого пространства. Каждый вектор линейного пространства может быть единственным образом представлен в виде линейной комбинации векторов базиса. Так, если е12,…,еn – базис линейного пространства, то для любого вектора aÎL(P) разложение a=l1е1+l2е2+…+lnеn единственно. Коэффициенты разложения вектора по векторам базиса линейного пространства называются координатами вектора в данном базисе, т.е. можно записать a=(l1,l2,…,ln)B, где B={е1, е2,,…,еn}.

Базис линейного пространства может быть выбран неоднозначно, но для данного линейного пространства количество векторов в базисе должно быть постоянно. Таким образом, постоянной существенной характеристикой линейного пространства является его размерность.

4.3

Будем говорить, что в линейном пространстве Примеры линейных операторов - student2.ru задано преобразование или оператор Примеры линейных операторов - student2.ru, если каждому вектору Примеры линейных операторов - student2.ru по некоторому правилу поставлен в соответствие вектор Примеры линейных операторов - student2.ru .

Оператор Примеры линейных операторов - student2.ruназывается линейным, если для любых двух векторов Примеры линейных операторов - student2.ru и Примеры линейных операторов - student2.ru из Примеры линейных операторов - student2.ru и для любого числа Примеры линейных операторов - student2.ru выполняются условия:

1. Образ суммы двух векторов равен сумме образов этих векторов, т. е.

Примеры линейных операторов - student2.ru . (4.1)

2. Образ произведения вектора на число равен произведению этого числа на образ вектора, т.е.

Примеры линейных операторов - student2.ru . (4.2)

Условия (4.1) и (4.2) в определении линейного оператора можно заменить одним условием: образ линейной комбинации векторов линейного пространства равен линейной комбинации образов этих векторов, т.е. для любых двух векторов Примеры линейных операторов - student2.ru и Примеры линейных операторов - student2.ru из Примеры линейных операторов - student2.ru и для любых чисел Примеры линейных операторов - student2.ru и Примеры линейных операторов - student2.ru :

Примеры линейных операторов - student2.ru . (4.3)

Примеры линейных операторов.

1. Линейное преобразование называется тождественным, если оно преобразует любой вектор в самого себя, и обозначается Е. Таким образом,

Примеры линейных операторов - student2.ru : E(x)=x.

2. Нуль-оператор – это оператор, переводящий любой вектор в нуль-вектор, и обозначается Примеры линейных операторов - student2.ru . Таким образом,

Примеры линейных операторов - student2.ru .

3. Оператор подобия задаётся правилом:

Примеры линейных операторов - student2.ru и Примеры линейных операторов - student2.ru .

4.4

Пусть в n-мерном линейном пространстве Примеры линейных операторов - student2.ru с базисом Примеры линейных операторов - student2.ru задан линейный оператор Примеры линейных операторов - student2.ru . Образами базисных векторов будут векторы: Примеры линейных операторов - student2.ru этого же линейного пространства, поэтому каждый из них можно разложить единственным образом по векторам базиса:

Примеры линейных операторов - student2.ru (4.4)

Матрицей линейного оператора Примеры линейных операторов - student2.ru в базисе В называется квадратная матрица Примеры линейных операторов - student2.ru , составленная из коэффициентов разложения образов базисных векторов по векторам базиса, т.е.

Примеры линейных операторов - student2.ru . (4.5)

Для приведённых в п. 4.3 примеров матрицы линейных операторов имеют вид:

Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru .

Отметим тот факт, что матрица линейного оператора зависит от выбора базиса.

Пример 1. Проверить, что заданный в пространстве Т3 оператор Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru является линейным. Найти матрицу этого оператора в базисе Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru .

Решение. Проверим условие (4.3):

Примеры линейных операторов - student2.ru и Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru : Примеры линейных операторов - student2.ru ,

тогда

Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Следовательно, данный оператор является линейным.

Найдём образы базисных векторов Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru :

Примеры линейных операторов - student2.ru .

Разлагаем образы базисных векторов по векторам базиса:

Примеры линейных операторов - student2.ru

Для определения элементов матрицы линейного оператора получаем системы:

Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru Примеры линейных операторов - student2.ru

С учетом, что матрица из коэффициентов при неизвестных во всех полученных системах одинаковая, эти системы лучше решать матричным способом.

Запишем системы в матричной форме:

Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru

Находим обратную матрицу:

Примеры линейных операторов - student2.ru (проверить самостоятельно).

Следовательно, Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru , Примеры линейных операторов - student2.ru .

Таким образом, данный оператор в указанном базисе имеет матрицу:

Примеры линейных операторов - student2.ru .

4.5

Наши рекомендации