Колористика как средство формообразования

Феномен колористики

Колористика предметно-пространственной среды понимается как целостная сис­тема множества цветов элементов природного окружения с внесенными в нее цветами создаваемых человеком объектов — архитектурных и дизайнерских, произведений пластических искусств и других составляющих, образующих под­вижное цветопространственное поле. Это поле может образовываться спонтанно, как в природном окружении (пассивная полихромия), может формироваться це­ленаправленно, как в искусственно создаваемом окружении (активная полихро­мия). Мы видим две постоянно существующие, конкурирующие и взаимодейству­ющие линии, отражающие диалектику развития колористики предметно-простран­ственной среды.

Природная цветовая среда уже обладает предпосылками эволюции — динами­кой, цикличностью, разнообразием. С появлением в природном окружении искус­ственных объектов возникает необходимость их цветовой реакции. Правда, пона­чалу эти объекты из природных материалов легко вписываются в природный цве­товой контекст. Но искусственная среда не исчерпывается лишь цветовыми зако­номерностями природы, поскольку отражает общественную идеологию и эстетические нормы. Так появляется вторая, а в дальнейшем и третья линия раз­вития колористики, творчески реализуемая человеком. Соотношение природной и искусственной линий на всех этапах ее развития постоянно меняется в пользу второй, отражая изменение соотношения естественного и искусственного. Третья линия, таким образом, выражает баланс между двумя первыми линиями, создаю­щий реальные условия становления и развития колористики предметно-простран­ственной среды в конкретный исторический период и конкретной культуре.

Колористика описывается тремя характеристиками: структурой — конструкцией и связями цветовых масс, хроматическим содержанием — цветовой палитрой, ди­намикой — мерой подвижности структуры и ее хроматического содержания в пространстве и времени.

Колористика предметно-пространственной среды выполняет утилитарную и худо­жественно-эстетическую функции. Ее формирование обусловлено комплексом факторов и происходит, как было сказано выше, в результате сочетания ее само­становления и профессионального управления.

Связи и конструкции цветовых масс комплекса открытого пространства города за­висят, прежде всего, от его функции, истории места, новой наполненности про­странства. Структура колористики объекта промышленного дизайна также зави­сит, прежде всего, от функции объекта, но во многом обусловлена также техноло­гией его изготовления. В том и другом случае структура колористики объекта возникает в результате следования определенным художественным вкусам.

Цветовая палитра колористики предметно-пространственной среды зависит от цветовых предпочтений ее создателей. Эти предпочтения реализуются в выборе определенных природных и искусственных цветов, а также материалов—цветоно-сителей объектов. Эта палитра, как правило, содержащая множество цветовых со-вокупностей, имеет доминирующие цвета, создающие общий колорит среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов или пространственных зон.

Подвижность колористики предметно-пространственной среды обусловлена под­вижностью природной полихромии, изменениями морфологии среды, ее структу­ры и функции, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия. Колори-стика, как правило, гораздо динамичнее, чем объемно-пространственная выра­женность несущей формы.

Динамика колористики характеризуется цикличностью. Время одного цикла зави­сит от величины и функции цветового бассейна: существенное изменение коло­рита пространственного комплекса в городе становится заметным за несколько десятков лет, полихромия объекта промышленного дизайна может изменяться ежегодно. Параллельно существуют сезонные и суточные естественные циклы временной динамики колористики. Кроме временной имеет место пространствен­ная динамика, предполагающая изменение полихромии при восприятии в движе­нии. Два вида динамики колористики сосуществуют нераздельно.

Утилитарная функция колористики предметно-пространственной среды обеспечи­вает указание, сигнализацию, ориентацию в пространстве, создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаза, вызывать психологические реак­ции, лежащие в основе устойчивых положительных эмоций.

Художественно-эстетическая функция колористики состоит в том, чтобы вызывать у потребителя эстетические переживания, на основе которых возникают запоми­нающиеся художественные образы городской среды. Такие возможности возника­ют как результат наследования колористикой основ природной полихромии и традиций многоцветия, а также определенной культуры обогащения новыми хро­матическими ценностями. Они возникают в результате соответствия цветовой ин­терпретации объектов дизайна существу социально-пространственных процессов и художественно-эстетических тенденций в обществе.

Колористика предметно-пространственной среды обуславливается несколькими факторами, в том числе — природно-климатическими условиями, традиционной полихромией, присущей определенному классу объектов, и цветовой культурой общества. Необходимо рассматривать совокупность факторов как своего рода причину, вызывающую колористику предметно-пространственной среды опреде­ленного звучания и динамичности. Значение каждого фактора для формирования конкретной колористки определяет степень его влияния. Именно это обстоятель­ство гарантирует каждый раз появление неповторимой колористики.

Так, на колористику открытых пространств города основное влияние оказывают природно-климатические условия региона, а на колористику интерьерных про­странств — традиции полихромии, присущие предметам быта и произведениям декоративно-прикладного искусства определенной культуры.

Географические условия каждого определенного места, как и основные биопсихо­логические реакции человека, практически стабильны, что позволяет достаточно точно установить параметры цветового комфорта. При этом важно сохранить цен­ное художественное наследие и как его часть — колористическое наследие. На фоне этой стабильности социально-культурные факторы постоянно претерпевают изменения. Воздействие различных по своей изменяемости факторов сказывает­ся на динамике колористики.

Колористика предметно-пространственной среды имеет свои специфические чер­ты. Пестрота и монотонность раздражают человека как полярные состояния цве­товой среды. Избежать раздражающей многословной пестроты и достичь при этом высшего эффекта колористики — главная профессиональная задача архи­тектора-дизайнера, следующего принципу экономии цветовых средств.

Другой принцип деятельности архитектора-дизайнера — создание автономности колористки элемента и целого, что обеспечивает реализацию функций колористи­ки в пространственно-временной непрерывности от цветного бассейна района го­рода до групп зданий вплоть до интерьерных пространств и отдельных объектов дизайна.

Как отмечалось выше, колористика более подвижна, чем структура несущей фор­мы. Это вызвано динамикой социально-культурных процессов, выражающихся в цвете. Поэтому колористика в известной степени способна побудить форму к преобразованию в желательном направлении, "предвидеть" в цвете будущие объемно-пространственные композиции.

Цвет неразрывно связан с пространством. Цветовая культура, в конечном счете, есть культура освоения пространства, поэтому столь необходимо познание фено­мена цвета. Значение цветового окружения для жизнедеятельности человека воз­растает с повышением концентрации людей, интенсификацией использования пространства, его полифункциональностью. Уплотнение городского пространства ведет к повышению его ценности, а, следовательно, к его более точной организа­ции. Взаимосвязь пространства с цветом требует совершенной конструкции мно­гомерного цветового поля. Таким образом цвет через пространство, сопровож­дающее и "обрамляющее" социальную реальность, непосредственно с ней связан.

Чем более зрелой является колористика объемно-пространственной среды, тем интенсивнее и разнообразнее процесс ее функционирования, взаимная обуслов­ленность развития ее частей. Достижения колористики интерьера, например, ста­новятся достоянием города в связи с процессом интерьеризации его пространств.

Всесторонний взгляд на колористику предметно-пространственной среды как на пространственно-временное явление способствовал рождению нового взгляда на фундаментальные проблемы архитектуры и дизайна, например, на взаимодей­ствие отдельного архитектурно-дизайнерского объекта и пространственной сре­ды. Абсолютизация либо дискретного, либо средового подхода к архитектурно-дизайнерскому проектированию не способна привести к положительному резуль­тату. Подвижность колористики, превышающая подвижность объемно-простран­ственного выражения естественной и искусственной среды, позволяет осознать неучтенные ресурсы ее развития, а затем и смоделировать ее.

КОЛОРИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Цвет в окружении человека воспринимается во взаимосвязи с объемно-простран­ственной формой наряду с ее геометрическим видом, величиной, положением в пространстве, массой, фактурой и светотенью [б1]. В отрыве от формы цвета в природе не существует так же, как не существует бесцветной формы. Однако в процессе исследования цвет условно будет рассматриваться независимо от фор­мы. Каждое из свойств формы может изменяться в определенных пределах, т.е. иметь бесконечное количество состояний. При сопоставлении различных состоя­ний свойств возможны самые разнообразные их сочетания. При изменении цве­тов, принадлежащих той или иной форме, нарушаются установившиеся до этого сочетания одних свойств, определявшие в нашем восприятии предыдущую форму, и складываются другие, определяющие новую форму. Таким образом визуальное изменение объёмно-пространственной формы может быть обусловлено изменени­ем лишь одного её свойства — цвета, т.е. мы вправе говорить о формообразова­нии с помощью цвета или полихромии. Забывая об этом, мы порой исключаем богатый язык спектра, принадлежащий объемно-пространственной форме, или трактуем цвет лишь как ее дополнение и тем самым обедняем выразительные средства архитектуры и дизайна.

Формы одного и того же геометрического вида, величины, массы, фактуры, равно освещенные и помещенные в одинаковые по отношению к зрителю положения, воспринимаются по-разному, если различны их цветовые характеристики.

Объемно-пространственная форма по цвету может быть построена в трех основ­ных направлениях: хроматический ряд, ахроматический ряд и их сочетания. Ком­бинации цветов в этих направлениях образуют более сложные ряды изменений цветов в объемно-пространственной форме. Практически бесконечное многообра­зие цветовых комбинаций может быть обеспечено на основе пространственной организации цвета.

Наши рекомендации