List of Call Signs and Numerical Identities of Stations
(MMSI – Maritime Mobile Service Identity) (List VII)
7) Руководство по использованию МПС и МПСС (GMDSS Handbook)
8) Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию, том3
IAMSAR - International Aviation and Maritime Search and Rescue (Vol 3)
Тема 2.31 Судовое оборудование ГМССБ
Цифровой избирательный вызов (ЦИВ или DSC - Digital Selective Calling) - это всемирно принятая система общего назначения для избирательного вызова в направлениях:
· «судно-берег»,
· «судно-судно»,
· «берег-судно».
Система используется в VHF-УКВ и MF/HF-ПВ/КВ диапазонах на специально выделенных частотах, как для целей безопасности мореплавания, так и для организации рутинной связи.
В системе используются следующие классы излучений, сдвиги частот и скорости модуляций:
1. В ПВ и КВ-диапазонах классы излученийF1В и J2В со сдвигом частоты 170 Hz-Гц. При частотной телеграфии, получаемой путем подачи звуковой частоты на вход однополосного передатчика (J2В), центральная частота в спектре звукового сигнала на входе модулятора передатчика составляет 1700 Hz-Гц;
2. В УКВ диапазоне класс излученияфазовой модуляцииG2В. При этом частотно манипулированная поднесущая равна 1700 Hz-Гц, а частоты манипулирующих посылок - 1300 и 2100 Hz-Гц.
Технические и эксплуатационные характеристики системы ЦИВ и эксплуатационные процедуры описаны в Рекомендациях 493-9 и 541-8 Международного консультативного комитета по радио (МККР), а также в «Положении о создании зоны ответственности А1 в морских бассейнах Российской Федерации» от 1 декабря 1995 года.
ГМССБтребует применения ЦИВ для оповещения о Бедствии (Distress) и приема/передачи вызовов с приоритетом Cрочности (Urgency) и Безопасности (Safety), для чего каждая радиостанция, зарегистрированная как станция ГМССБ , получает свой 9-значный номер (Rec. ITU-R M.585-2) - MMSI (Maritime Mobile Selective-call Identity):
ИдентификаторБереговой станции(Coast Station)
MIDXXXX,
где 00 - отличительные цифры береговой радиостанции;
MID (Maritime Identification Digits) - код страны, которой принадлежит данная станция (код России - 273); ;
ХХХХ - регистрационный индивидуальный номер станции.
Например, ЦИВ-DSC идентификатор береговой радиостанции Российского порта Владивосток - 002734412 (выбирается из справочника List of Coast Stations).
ИдентификаторСудовой станции (Ship Station)
MIDXXXXXX,
где MID (Maritime Identification Digits) - три цифры, обозначающие код страны, под флагом которой находится судно (код России - 273);
ХХХХХХ - индивидуальный номер, конкретного судна.
Идентификаторгруппы судов
MIDXXXXX,
где 0 - отличительная цифра группового номера;
MID - код страны, которой принадлежат суда (код России - 273);;
XXXXX - номер, присвоенный конкретной группе судов.
Где можно найти информацию по этим номерам-идентификаторам:
а) в адмиралтейском справочнике (Admiralty List of Radio Signals);
б) в справочниках Международного Союза Электросвязи (МСЭ-ITU):
(List of Coast Stations, List IV; List of Ship Stations, List V);
в) в руководстве по ГМССБ (GMDSS HANDBOOK, MASTER PLAN, Ann 1).
Тема 2.31 Судовое радиооборудование ГМССБ
Во всех районах ГМССБ-GMDSS должна быть обеспечена постоянная возможность аварийного оповещения. Для этих целей IMO разработаны минимальные требования к составу радиооборудования в зависимости от района плавания и его размещению, а также эксплуатационные требования к этому оборудованию.
Минимальный состав радиооборудования в зависимости от района плавания приведен в Таблице.
Оборудование | А1 | А2 | А3 | А4 |
УКВ-ЦИВ VHF-DSC | + | + | + | + |
ПВ/КВ-ЦИВ MF/HF-DSC | - | + | + | + |
СЗС INMARSAT (А/В или С) | - | - | + | + |
ПРМ-RCV NAVTEX 518 кГц-kHZ | + | + | + | + |
АРБ-EPIRB | + | + | + | + |
РЛО-SART | + | + | + | + |
Переносная УКВ Handheld VHF | + | + | + | + |
Тема 2.32 Аварийное оборудование ГМССБ
Аварийный Радио Буй (АРБ)
Emergency Position Indicated Radio Beacon (EPIRB)
АРБ-EPIRB спутниковой системы КОСПАС-SARSAT обеспечивают передачу оповещений о бедствии и пригодны для судов любого района плавания. Эксплуатационные требования к данным АРБ-EPIRB изложены в Резолюции А.810 (19) IMO. Основные из этих требований:
· АРБ-EPIRB должен автоматически включаться после свободного всплытия.
· Установленный АРБ-EPIRB должен иметь местное ручное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ-EPIRB установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.
· АРБ-EPIRB должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток для указания местоположения АРБ-EPIRB.
· АРБ-EPIRB должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.
· Устройство отделения АРБ-EPIRB должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна. Механизм отделения должен срабатывать до достижения глубины 4 метра при любой ориентации судна.
· Должна обеспечиваться водозащищенность электрических компонентов АРБ-EPIRB на глубине до 10 метров в течение не менее 5 минут.
· Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ-EPIRB в течение по крайней мере 48 часов.
На наружной стороне корпуса АРБ-EPIRB указывается дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи. АРБ-EPIRB включают в себя функции проверки без излучения. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного изделия.
Достоинства АРБ-EPIRBКОСПАС-SARSAT:
· не требуется ввод координат судна, так как последние определяются по величине доплеровского сдвига частоты сигнала радиобуя, принятого на спутнике;
· зона действия системы КОСПАС-SARSAT не имеет ограничений.
Недостаток системы:
· время доставки сообщения на береговой центр может достигать до 1-1,5 часов в Северном полушарии и до 2 часов в Южном полушарии с учетом времени ожидания пролета спутника и времени движения спутника до ближайшего берегового центра.