V. следование под поезд и прицепка к составу.
1. Отпустить ручной тормоз, убедиться, что под колёсными парами нет тормозного башмака, и ничто не мешает движению. Маневры по деповским путям производить в строгом соответствии с местной инструкцией. Перед выездом с контрольного поста на станцию объявить машинисту:
-локомотив принят, технически исправен, ручные тормоза отпущены, тормозные башмаки убраны;
-приборы безопасности (АЛСН, КЛУБ, ТСКБМ и т.д.) и радиостанция включены и проверены, САУТ выключена;
-план маневровых передвижений (маршрут следования);
-маневровый белый (дежурный стрелочного поста даёт сигнал вперёд или команда дежурный контрольного поста по радиосвязи);
-скорость следования, стрелки по маршруту;
-проверку действия вспомогательного тормоза при скорости 3 – 5 км/ч до остановки;
2. При всех маневровых передвижениях помощник машиниста обязан, стоя на своем рабочем месте в ведущей кабине, подавать оповестительные сигналы и вместе с машинистом вести наблюдение за показаниями светофоров, расположением подвижного состава, людьми и сигналами, подаваемыми работниками станции. При этом контролировать положение каждой стрелки и скорость движения, докладывать машинисту о свободности пути и показания каждого маневрового светофора.
При следовании на запрещающие огни маневровых светофоров и в тупики докладывает положение рукоятки контроллера машиниста.
Один лунно-белый огонь светофора не говорит о полностью приготовленном маршруте и о свободности пути до подвижного состава;
3. В случае невозможности открытия маневрового светофора дается устное разрешение ДСП по радиосвязи на его проследование с повышенной бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если маршрут окажется неправильным или стрелка вразрез;
4. Все маневровые передвижения на станциях выполнять только при управлении из передней по ходу кабины;
5. При следовании по станционным путям, по возможности, прослушать колесные пары электровоза на отсутствие ползунов (при неработающих компрессорах и выключенных вентиляторах);
6. При смене кабины управления помощник машиниста убеждается в положении ручек кранов 394(395), фиксации ручки крана 254 в VI положении, максимальном давлении в ТЦ (3,8 – 4,0 кгс/см2), о чём докладывает машинисту. После ухода машиниста в другую кабину наблюдает за давлением в тормозных цилиндрах и дожидается, пока машинист сделает переход, включит тормоза, поднимет токоприемник.
В случае самопроизвольного отпуска тормозов или движения локомотива помощник машиниста, находясь в задней кабине подаёт звуковой сигнал остановки (тифоном), принимает меры к затормаживанию электровоза ручным тормозом а при его неисправности затормаживает ручной тормоз в другой кабине.
Перед уходом в рабочую кабину помощник машиниста выключает автостоп и радиостанцию, на электровозах ЧС 7 устанавливает ручку крана №254 во II-е положение. В темное время суток выключает правый и включает левый белый буферный фонарь.
Проходя по коридору, переключает рукоятку АЛСН на рабочую кабину. Придя в рабочую кабину, включает автостоп и радиостанцию. В темное время суток выключает левый и включает правый белый буферный фонарь. Совместно с машинистом убеждается по показанию манометра ТЦ в нормальной работе автоматического и прямодействующего тормозов. Докладывает показание маневрового светофора, свободность пути, после приведения локомотива в движение и достижения скорости 3 – 5 км/ч объявляет машинисту о проверке действия прямодействующего тормоза до полной остановки;
7. При подъезде к составу убедиться, что сигнал ограждения снят или погашен (там, где он есть). Доложить – «Остановка за 5 – 10 метров». После остановки, за 5 – 10 метров, помощник машиниста должен совместно с осмотрщиком вагонов осмотреть автосцепку первого вагона. Проверить, нет ли трещин в автосцепке вагона, состояние люлечной подвески и клина, что можно определить по изогнутой форме поддерживающих его болтов. Затем подняться в кабину, доложить машинисту о состоянии автосцепки и скорости прицепки (не более 3 км/ч), по сигналу осмотрщика произвести сцепление с вагоном;
8. После прицепки электровоза к составу сделать сокращенную продувку, если полная продувка была сделана при приемке или полную, если электровоз под поездом с оборота. При сокращенной продувке: продуть тормозную магистраль, проверить правильность сцепления автосцепок по замкам, соединить концевые рукава между локомотивом и первым вагоном, открыть концевые краны. Первым открывается кран со стороны электровоза, а затем у вагона.
Прислушаться к звуку воздуха, проходимого через концевые рукава. Если шум быстро прекратился, возможно, в голове поезда перекрыты концевые краны между вагонами.
Разница по высоте автосцепок между электровозом и груженым вагоном не должна превышать 110 мм, измеряемая снизу, от замка одной автосцепки до замка другой специальным шаблоном или линейкой. Если вагон порожний или пассажирский – то разница высот автосцепок допускается не более 100 мм.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ подкладывать костыли и другие предметы под маятниковые болты автосцепки для уменьшения разницы центров;
9. Поставить воздухораспределитель локомотива на соответствующий режим:
- при отправлении с пассажирским поездом – на гружёный режим;
- при отправлении с грузовым поездом – на порожний режим;
- при отправлении резервом или с пятью вагонами – на груженый режим.
Доложить машинисту о соединении, в чем машинист должен убедиться лично;
10. Получить документы на поезд и действующие предупреждения;
11. Двери электровоза со стороны нерабочей кабины должны быть закрыты, а перед отправлением закрыть двери со стороны рабочей кабины;
12. Внимательно ознакомиться с выданным предупреждением и сделать выписку для себя, после чего сверить её с машинистом. Дополнительно вписать предупреждения, действующие по приказу. Совместно с машинистом ввести предупреждения в УСАВПП (при его наличии);
13. Ознакомиться с поездными документами (вес поезда, условная длина). Сверить номер хвостового вагона в справке ВУ-45 и на документах, полученных в парке отправления. При наличии времени произвести расчёт потребной электроэнергии (при отсутствии времени – расчёт производится в пути следования);
14. Проверить радиосвязь с начальником поезда.
VI. ОТПРАВЛЕНИЕ.
1. Убедиться, что включены устройства АЛСН с автостопом или КЛУБ, САУТ, радиостанция и другие приборы безопасности. Проверить по приборам давление воздуха в главных резервуарах, тормозной магистрали и в цепи управления.
Устройства АЛСН не включаются:
а) на подталкивающем, втором и последующих локомотивах при многократной тяге;
б) на локомотивах, следующих в середине состава соединенного поезда;
в) при движении с вагонами, кранами, путевыми машинами и снегоочистителями впереди локомотива;
2. Доложить машинисту о разрешающем показании выходного светофора. Выполнить регламент «Минута готовности», в виде диалога с машинистом (когда помощник машиниста задаёт вопросы). Помощник машиниста после объявления машинистом «Минуты готовности»:
- поездные документы получены;
- предупреждения получены, выписка сделана и сверена;
- приборы безопасности (АЛСН, КЛУБ, САУТ и тд.) и радиостанция включены;
- справка ВУ-45 получена;
- номер хвостового вагона соответствует поездным документам;
- ручной тормоз отпущен;
- посадка пассажиров закончена; проводники (дежурный по посадке) провожают белым (зелёным) огнём (Для пассажирского движения и если платформа расположена со стороны помощника машиниста).
- к отправлению готовы.
Машинист кратко отвечает на заданные помощником машиниста вопросы.
Помощник машиниста продолжает докладывать:
-показание приборов, ГР и ТМ в рабочей кабине, положение ручки крана машиниста;
-на локомотивном светофоре … (называет показание локомотивного светофора);
-выходной (маршрутный) с … (номер пути) пути … (называет его показание);
-скорость следования по станции … (называет величину установленной скорости);
-повторительный с … пути зелёный (не горит) – при его наличии;
-стрелки по маршруту (в пределах видимости), путь свободен;
3. После подачи сигнала отправления обязательно посмотреть со своей стороны на поезд и впереди электровоза, доложить машинисту подаётся или нет сигнал остановки;
4. После приведения поезда в движение: машинист, а затем помощник машиниста каждый со своей стороны поочерёдно осматривают поезд и взаимно оповещают друг друга докладом – «Внимание, наблюдаю за поездом». Машинист или помощник не занятые осмотром поезда ведут непрерывное наблюдение за свободностью пути, положением стрелок и показаниями сигналов;
5. При отправлении за 10 – 15 метров до выходного (маршрутного) сигнала объявить машинисту: «Выходной с … пути …, стрелки по маршруту, путь свободен»;
6. При следовании по горловине станции: докладывать машинисту о правильности приготовления маршрута и свободности пути, подавать оповестительные сигналы, следить за состоянием поезда и за сигналами подаваемыми работниками других служб;
7. При отправлении и следовании до границы станции помощник машиниста стоит на своем рабочем месте;
8. При выезде на перегон объявить машинисту: показание проходного светофора, установленные скорости, наличие ограничений скорости, время хода по перегону (для пассажирских поездов), место проверки действия тормозов.
VII. В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ.
1. На первом блок-участке сверить показания напольного и локомотивного светофоров, в случае отправления с не кодированных путей;
2. Следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу все сигналы, подаваемые светофорами (кроме проходных светофоров при автоблокировке, сигнализирующих зелёным огнём), сигналы остановки и уменьшения скорости, подаваемые с пути и поезда. Докладывать показание локомотивного светофора при отсутствии видимости напольного сигнала, а также при изменении показаний на локомотивном светофоре. При этом помощник машиниста производит доклад первым;
3. Наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива;
4. Проверить работу р/с с ДСП;
5. В кривых участках пути осматривать состояние поезда, пантографа и механической части локомотива, не реже чем через каждые 5 км.;
6. Докладывать машинисту об остановках поезда по расписанию (для пассажирских), обязательном осмотре поезда от предвходного до входного сигналов станции, перед искусственными сооружениями;
7. При входе на станцию и проходе по станционным путям подавать установленные сигналы, следить за правильностью маршрута, за свободностью пути и сигналами, подаваемыми работниками станции, а также за движением поездов и маневровых локомотивов на смежных путях, принимая немедленные меры к остановке при угрозе безопасности движения;
8. За два километра до места действия предупреждения или проверке тормозов доложить машинисту:
- о характере предупреждения;
- о скорости начала торможения и длине тормозного пути;
9. Проверять работу машинного отделения электровоза не реже чем через 40 км. Для этих целей установлены определенные места, на которых помощник машиниста выполняет перечисленные действия. Перед уходом выполнять регламент:
- помощник: «Разрешите осмотреть машинное отделение»;
- машинист: «Разрешаю» («Не разрешаю»);