Маркерный приемник в составе аудиопанели GMA-340
Общие сведения о маркерных радиомаяках и системе ОСП
А) Маркерные радиомаяки(МРМ)
МРМ представляют собой передающие устройства, предназначенные для обозначения определенных пунктов на земной поверхности, важных для воздушной навигации. С помощью МРМ обозначают исходные и конечные пункты маршрутов, места изломов воздушных трасс, воздушные входные и выходные коридоры. В системах посадки МРМ применяют для обозначения точек, лежащих на оси ВПП и удаленных от начала ВПП на определенные расстояния. Использование сигналов таких маяков облегчает осуществление захода на посадку. Для повышения точности маркировки заданных пунктов в МРМ используют излучение колебаний в ограниченной области пространства, что обеспечивается применением антенны направленного действия.
Характер излучения в вертикальной плоскости имеет форму вертикального факела (рис.25,а.). Диаграмма направленности антенны МРМ в горизонтальной плоскости имеет обычно вид фигуры, сжатой в
направлении, совпадающим с осью ВПП, и вытянутой в перпендикулярном направлении (рис.25,б.) Зона действия МРМ на линии курса охватывает отрезки длиной (600±200)м в точках расположения внешнего и дальнего МРМ, (300±100)м у ближнего и (150±50)м у внутреннего МРМ.
Такая форма диаграммы излучения в горизонтальной плоскости исключает возможность пролета маяка вне зоны его излучения, когда заход на посадку происходит с некоторым уклонением от оси ВПП.
Размеры сечения диаграммы излучения МРМ в горизонтальной плоскости L и B уменьшаются по мере приближения к торцу ВПП от дальнего привода к ближнему.
Все маркерные маяки работают на несущей частоте 75 МГц. Колебания несущей частоты подвергаются амплитудной модуляции напряжением звуковой частоты. Стандартами ИКАО установлены значения частот модуляции 400, 1300 и 3000 Гц.
Помимо амплитудной модуляции излучаемый сигнал подвергается телеграфной манипуляции сигналами точек или тире или их комбинацией. Скорость передачи 6 точек/с или 2 тире/с.
Установленные размеры зоны излучения МРМ обеспечивают прием их сигналов при заходе на посадку со скоростью 240 км/ч: дальнего привода - в течение 12±4 с; ближнего - 6±2 с.
В международных аэропортах согласно Приложению 10 к Конвенции ИКАО сигналы опознавания МРМ устанавливают следующим образом: сигналы внешнего МРМ манипулируются тире (2 тире/с), среднего МРМ чередующимися точками и тире (6 точек/с и 2 тире/с), внутреннего - точками (6 точек/с).
В настоящее время в гражданской авиации используются следующие виды маркерных радиомаяков:
- МРМ-48 - входит в состав оборудования посадки ОСП. Используется одна частота модуляции Fмод = 3000 Гц. Сигналы опознавания: ДПРМ - 2 тире/с, БПРМ - 6 точек/с;
- МРМ-70, МРМ-В и МРМ-97 - соответствуют стандартам ИКАО. Используют следующие частоты модуляции и сигналы опознавания:
МРМ внешний - Fмод = 400 ГЦ; 2 тире/с;
МРМ средний - Fмод = 1300 ГЦ; 6 точек/с и 2 тире/с чередуются;
МРМ внутренний - Fмод = 3000 ГЦ; 6 точек/с.
В МРМ-70, МРМ-В и МРМ-97 передача сигналов ведется без прерывания несущей частоты излучения.
Б) Оборудование системы ОСП
Для обеспечения посадки ВС на некатегорированные аэродромы в составе радиооборудования аэродрома предусматривается установка упрощенных системы посадки (ОСП) (рис.26). В их состав входят дальний и ближний приводные маркерные радиопункты (ДПРМ и БПРМ), оснащенные приводными радиостанциями (ПРС) и маркерными радиомаяками (МРМ). ДПРМ и БПРМ устанавливают на расстояниях соответственно 4000±20 и 1050±150 м от порога ВПП.
Дальний МРМ обеспечивает экипажу сигнализацию момента времени проверки высоты полета (по радиовысотомеру), расстояния до точки приземления и готовности бортовых систем к обеспечению полета на конечном этапе захода на посадку. Ближний МРМ сигнализирует момент времени проверки по РВ высоты принятия решения и переходе к визуальному этапу посадки.
Аэродромы оборудуют, кроме того, светосигнальными системами огней малой интенсивности, автоматическим радиопеленгатором (АРП) и обзорным радиолокатором (ОРЛ-А).
Маркерный радиоприемник служит для определения момента пролета самолетом маркерных радиомаяков и обеспечивает пилоту световую и звуковую индикации момента пролета маяков.
Электропитание маркерного приемника включается АЗК “GMA-340” на панели АЗК.
Работу сигнальных ламп (поз.1 рис.24) пролета радиомаяков проверяется нажатием на кнопки TEST на пульте управления.
При полете по маршруту кнопка изменения чувствительности SENS(поз.4 рис.24) должна устанавливаться (нажать) в положение HIповышенная чувствительность-(200 мкВ).
При заходе на посадку обычно включается низкая чувствительность LO (1000 мкВ), но для определения местонахождения дальнего привода необходимо установить кнопку SENS в утопленное положение HI и после срабатывания лампы сигнализации пролета ДПРМ перевести ее в положение LO.
Одновременно со световой сигнализацией должна в телефонах прослушиваться и звуковая сигнализация, для чего на лицевой панели GMA-340 переключатель MIC из положения OFF должен быть переведен в любое другое положение (повернуть по часовой стрелке), верхняя или нижняя кнопка MKR нажата (для прослушивания в телефонах или громкоговорителях кабины соответственно).
Сигнальные лампы пролета:
- ближний маркер (А) – белая лампа и звуковой тон 3000 Гц;
- средний маркер (М) - желтая лампа и звуковой тон 1300 Гц;
- дальний маркер (О) - синяя лампа и звуковой тон 400 Гц.
Встроенный фотоэлемент на лицевой панели автоматически изменяет подсвет ламп индикаторов в зависимости от освещенности кабины.