Особенности работы работников сортировочных горок.
Работа дежурных по горке (операторов горки) имеет ряд характерных особенностей: в его деятельности совмещены функции, свойственные оператору – технологу (реализация программы роспуска), оператору дистанционного управления движущимися объектами (регулирование скорости скатывания отцепов), оператору- диспетчеру (выполнение горочных маневровых операций).
Деятельность операторов может осложняться внезапными нарушениями и отклонениями от нормального хода роспуска составов:
изменение программы роспуска;
нерасцепами или саморасцепами вагонов;
нагонами одних отцепов другими в распределительной зоне горки,
переполнением подгорочных путей;
отказами в работе устройств;
появлением вагонов, которые запрещено спускать с горки без локомотива;
неправильно переданными или ошибочно воспринятыми управленческими командами;
плохой видимостью управляемых объектов;
снижением тормозного эффекта замедлителей вследствие попадания на их шины влаги, смазки, краски и т.д.
в случае нерасцепа вагонов на горке отцеп направляется на отсевной путь.
Выбор отсевного пути выполняется следующим образом: при наличии на горке специализированного отсевного пути вагон направляется на этот путь; при невозможности направления вагонов на отсевной путь выбираются пути, на которые из оставшейся части расформируемого состава не будут направлены вагоны; для сокращения маневровой работы выбираются те пути, на которых уже имеются «чужаки» и неисправные вагоны, или пути, где необходимо произвести осаживание.
При выборе отсевного пути необходимо следить, чтобы на нем не находились локомотивы, неприкрытые рефрижераторные секции и вагоны с опасными грузами.
В случае одновременного расцепа двух и более смежных отцепов оператор занимается поиском отсевного пути для «чужака» и сбрасывает маршрутное задание для последующих отцепов.
Если от состава отделилось меньшее число вагонов, чем предусмотрено программой роспуска, то необходимо обеспечить отцепку оставшихся вагонов и внести в систему ГАЦ дополнительное маршрутное задание на занятие головной стрелки этими вагонами. При невозможности введения дополнительного маршрутного задания спуск второй части отцепа выполняется в ручном режиме.
Когда на какой-либо тормозной позиции один отцеп нагоняет другой, то первый по ходу отцеп следует тормозить вторым замедлителем, а второй отцеп - первым. После восстановления интервала маршрут следования второму отцепу устанавливается в ручном режиме. Если сцепление отцепов все же произойдет, то следует действовать по аналогии с поиском отсевного пути для «чужака».
В случае преждевременной остановки вагонов на спускной части горки или в начале подгорочных путей не следует проталкивать их последующими отцепами во избежание повреждений вагонов и грузов. Необходимо осадить их со стороны горки с помощью маневрового локомотива или подтянуть на нужное расстояние свободным локомотивом со стороны выходной горловины сортировочного парка.
Когда в ходе роспуска нужно производить маневры на свободном от отцепов пучке путей и для этого имеется возможность, надо установить соответствующую стрелку в положение, исключающее попадание на этот пучок скатывающихся отцепов.
3.2. Порядок действий дежурных по горке (операторов) при неисправности горочных устройств
При возникновении неисправностей в работе горочных устройств или нарушении целости рельсового пути оператор совместно с причастными работниками принимает меры к их быстрейшему устранению и восстановлению процесса роспуска составов. Если обнаруженная неисправность угрожает безопасности движения или личной безопасности работающих на путях, роспуск состава немедленно прекращается.
Дежурный по горке согласовывает устранение неисправностей и отказов приборов и устройств механизации и автоматизации сортировочных горок с выключением или без выключения устройств из действия.
Только после совместной с дежурным по горке (оператором) проверки правильности показаний контрольных приборов на пульте управления, после устранения неисправностей электромеханик СЦБ может ввести в действие устройства, работа которых временно прекращалась, убедившись в ихисправном состоянии. Об устранении неисправности дежурный электромеханик или начальник линейного отделения пути делает запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46.
Убедившись лично или по докладу специально выделенного работника в правильности установки стрелки по маршруту, после получения контроля положения стрелки дежурный по горке (оператор) устанавливает стрелочную рукоятку по направлению маршрута, открывает горочный светофор и продолжает роспуск состава.
В случае отказа в работе фотоэлектрических устройств (ФЭУ) при их повреждении или неблагоприятных метеорологических условиях (снегопад, туман), о чем сигнализирует постоянное горение лампочки с белым фильтром в ячейке контроля занятости стрелочного участка на пульте, дежурный по горке обязан визуально убедиться в свободности стрелочного участка и нажатием пломбируемой кнопки соответствующей стрелки выключить действие ФЭУ, оформляя это соответствующей записью в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46. При нажатии кнопки загорается красная лампочка, извещающая о выключении ФЭУ. Устройства ГАЦ при этом не выключаются. После устранения неисправности кнопка вытягивается и лампочка гаснет.
Перегорание на пульте зеленой или желтой лампочки контроля положения стрелок не вызывает необходимости останавливать роспуск состава. Но одно из положений стрелки при этой неисправности остается без контроля. Поэтому при каждом переводе стрелки в положение, соответствующее показанию данной лампочки, оператор, впредь до устранению неисправности, должен следить с особой внимательностью, не звонит ли взрезной звонок, сигнализирующий о том, что остряк не доходит до крайнего положения.
Перегорание красной лампочки контроля занятости стрелки также не вызывает необходимости остановки роспуска состава, но требует от оператора повышенного внимания за проследованием отцепов (а при необходимости — снижения скорости роспуска) во избежание ошибочного перевода стрелки под движущимися вагонами.
Подобным образом оператор действует и в случае неисправности (ложной занятости) рельсовой цепи.
При обесточивании рельсовых цепей на пульте зажигается красная лампочка «Контроль рельсовых цепей», перевод стрелок при этом исключается. В этом случае роспуск должен быть немедленно прекращен. Дежурный по горке должен нажать кнопку «Рельсовые цепи». Если при этом красная лампочка «Контроль рельсовых цепей» гаснет, то дежурный по горке может продолжать роспуск, предварительно известив о неисправности дежурного электромеханика СЦБ.
При обнаружении нарушения целости рельсового пути (излом рельса, большое уширение колеи и т. д.) необходимо прекратить роспуск и принять срочные меры к остановке отцепов, скатывающихся в направлении места повреждения.
При отключении из-за неисправностей одновременно двух горочных замедлителей по маршруту следования отцепов роспуск должен быть приостановлен, так как требуемое снижение скорости этих отцепов не будет обеспечено. Роспуск при пониженном давлении воздуха возможно вести по желтому огню горочного светофора (т. е. с пониженной скоростью)». Если при этом не удается обеспечить необходимые интервалы между отцепами и требуемое снижение скоростей, следует прекратить роспуск на время, необходимое для восстановления давления воздуха.
Если возникшая неисправность замедлителя вызывает выход за габариты его деталей, движение по нему немедленно прекращается, и он ограждается сигналами остановки: прямоугольным щитом красного цвета или красным флагом на шесте днем и красным огнем фонаря на шесте ночью.
Все стрелки, ведущие к месту производства работ, устанавливаются в такое положение, чтобы на замедлитель не мог попасть подвижной состав. Когда какие-либо из этих стрелок направлены остряками в сторону места производства работ и не дают возможности изолировать путь, такое место с обеих сторон ограждается переносными сигналами остановки, устанавливаемыми на расстоянии 50 м от границ места производства работ. В том случае, когда остряки стрелок расположены ближе чем на 50 м от места производства работ, переносной сигнал остановки устанавливают между остряками каждой такой стрелки.
Нарушения нормального хода роспуска нередко связаны с неисправностями и отказами устройств автоматизации. Если в систему ГАЦ неправильно введена информация об отцепах, что выясняется в процессе предварительной проверки программы роспуска, оператор должен сам до устранения ошибки осуществлять роспуск состава в маршрутном режиме согласно сортировочному листку.
При возникновении ложной индикации маршрутов следования отцепов или ее полном отсутствии, но при правильном показании указателей «Количество вагонов» на пульте и светофоре оператор должен задавать маршруты следования отцепов с помощью маршрутных кнопок.
Если автоматически заданная скорость выхода отцепа с тормозной позиции не соответствует требуемой скорости по сложившимся во время роспуска условиям или она не выдается на пульте, оператор должен при помощи соответствующих кнопок на пульте (для I и II ТП) и кнопки резервной скорости (для III ТП) установить требуемую скорость или вмешаться в автоматическое управление замедлителями.
В случае остановки отцепа в пределах стрелочной зоны оператор переходит на ручное дистанционное управление замедлителями и останавливает роспуск.
Конкретный порядок действий работников применительно к местным условиям устанавливается в инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ сортировочных горок.