Порядок действий в случае появления признаков нарушения целостности тормозной магистрали поезда

Порядок действий локомотивной бригады при получении сообщения о следовании на них встречного поезда, потерявшего управление тормозами или ушедших со станции вагонов

3.1. В случае получения информации о движущемся навстречу поезду подвижном составе, или происходит последовательная смена огней локомотивного светофора с зеленого на желтый, желтого на красно-желтый, немедленно применить экстренное торможение, после чего.

3.2. Локомотивной бригаде:

- сообщить начальнику поезда о необходимости закрепления поезда и эвакуации пассажиров, а при отсутствии связи помощник машиниста сообщает проводнику первого вагона о необходимости закрепления состава и передачи информации начальнику поезда;

- сообщить по радиосвязи о вынужденной остановке ДНЦ, машинистам всех поездов и ДСП, ограничивающих перегон;

- произвести отцепку локомотива от поезда и, подавая песок, следовать навстречу движущимся вагонам;

- по возможности отвести локомотив на безопасное расстояние;

- уложить под 2 колесную пару каждой секции, со стороны противоположной от ожидаемого столкновения и произвести накат на тормозные башмаки;

- затормозить локомотив краном вспомогательного тормоза, зафиксировать ручку крана в тормозном положении;

- привести в действие ручные тормоза;

- выполнить экстренное торможение краном машиниста, опустить токоприемники, (на тепловозе заглушить дизель), выключить рубильник аккумуляторной батареи.

Помощник машиниста с 2-мя тормозными башмаками выдвигается вперед для их укладки на рельсы, с соблюдением мер личной безопасности.

Машинист покидает локомотив с соблюдением мер личной безопасности.

3.3. Сообщение: "Ушли вагоны по соседнему пути":

- применить экстренное торможение, одновременно подтвердить полученное сообщение и уточнить время ухода;

- направить помощника машиниста вперед для установки тормозных башмаков на рельсы по соседнему пути. Установка тормозных башмаков производиться на обе рельсовой нити и подсыпкой грунта в зону контакта колеса с носиком тормозного башмака с целью снижения вероятности выбивания тормозного башмака при наезде колеса;

- сообщить по радиосвязи о вынужденной остановке и доложить ДНЦ (ДСП) о принятых мерах.

Порядок действий в случае завышения давления в тормозной магистрали пассажирского поезда

4.1. При несанкционированном завышении давления в тормозной магистрали пассажирского поезда устранение перезарядки ТМ производится после его остановки ступенью торможения с разрядкой уравнительного резервуара на 0,3-0,5 кг/см. При этом машинист должен:

- в случае перезарядки ТМ до 6 кгс/кв.см произвести служебное торможение с разрядкой до 4 кгс/кв.см и отпустить тормоза с завышением давления в УР до 5,3-5,4 кгс/кв.см (данная величина давления на 0,2-0,3 кгс/кв.см выше давления, оставшегося в запасном резервуаре у вагона, имеющего наименьший выход штока);

- в случае перезарядки магистрали до 7 кгс/кв.см произвести торможение снижением давления до 5 кгс/кв.см, через 15-20с, отпустить тормоза повышением давления до 6.2-6,3 кгс/кв.см, а через 1-1,5 мин снова выполнить торможение снижением давления в УР до 4 кгс/кв.см и отпустить тормоза повышением давления до 5,3-5,4 кгс/кв.см;

- в случае перезарядки до 8 кгс/кв.см произвести три торможения, каждый раз снижая давление на 2 кгс/кв.см и повышая его при отпуске на 1,2 кгс/кв.см через 1-1,5 мин.

- в случае перезарядки тормозной магистрали выше давления включения компрессора учитывать, что при падении давления в ГР менее давления перезарядки ТМ сработают тормоза в поезде.

После восстановления зарядного давления машинист должен направить помощника машиниста в хвост поезда для проверки отпуска тормозов. Если при проверке у отдельных вагонов не произойдет отпуск тормозов, помощник машиниста должен произвести отпуск тормозов путем выпуска воздуха из запасных резервуаров через выпускной клапан.

После зарядки тормозов поезда машинист поезда должен произвести торможение с разрядкой ТМ на 0,5-0,6 кг/кв.см и произвести отпуск тормозов. Помощник машиниста при следовании от хвостового вагона на локомотив обязан проверить отпуск всех вагонов в поезде.

Порядок действий поездного диспетчера и дежурного по станции в случае, когда поезд,

Порядок действий в случае появления признаков нарушения целостности тормозной магистрали поезда

1.1. Основными причинами падения давления в тормозной магистрали поезда являются:

- разъединение тормозных рукавов или другое нарушение целостности тормозной магистрали в составе поезда;

- обрыв (саморасцеп) автосцепки в составе поезда;

- сход подвижного состава с нарушением целостности тормозной магистрали;

- срыв стоп-крана в пассажирском поезде.

1.2. Признаками возможного разрыва тормозной магистрали поезда являются:

- снижение скорости, не соответствующее профилю пути;

- частое включение компрессоров;

- быстрое снижение давления в главных резервуарах после выключения компрессоров при неработающих песочницах и тифонах;

- срабатывание сигнализатора разрыва тормозной магистрали с датчиком N 418;

- продольно-динамические реакции в составе, несвойственные данному профилю пути.

Контроль за целостностью тормозной магистрали поезда осуществляется машинистом по измерительным и сигнализирующим приборам, расположенным в кабине управления.

1.3. При падении давления в тормозной магистрали пассажирского (почтово-багажного, грузопассажирского) поезда машинист должен применить экстренное торможение путем постановки ручки крана машиниста в положение экстренного торможения, включения подачи песка и постановки ручки вспомогательного тормоза в крайнее тормозное положение до полной остановки.

1.4. При следовании грузового поезда, если его скорость без приведения в действие тормозов не снижается, но появились признаки возможного разрыва тормозной магистрали, машинист должен отключить тягу, на 5-7 сек перевести ручку крана машиниста в III положение (перекрыша без питания) и наблюдать за давлением в тормозной магистрали, при этом:

- если происходит быстрое и непрерывное падение давления в тормозной магистрали или резкое замедление движению поезда, не соответствующее профилю пути, произвести служебное торможение, после чего ручку крана машиниста перевести в III положение и остановить поезд без применения вспомогательного тормоза локомотива;

- если не происходит быстрое и непрерывное снижение давления в тормозной магистрали и резкое замедление поезда, произвести служебное торможение на величину первой ступени, затем отпустить тормоза установленным порядком;

- в случае повторного торможения поезда из-за самопроизвольного срабатывания автотормозов в составе, при отсутствии непрерывного падения давления в тормозной магистрали при постановки ручки крана машиниста в III положение - произвести торможение и отпуск автотормозов установленным порядком, сообщив об этом ДНЦ или ДСП и заявить контрольную проверку автотормозов, согласовав с ДНЦ станцию для ее проведения.

1.5. При вынужденной остановке поезда по причине падения давления в тормозной магистрали машинист (помощник машиниста) обязан установленным порядком объявить по радиосвязи о месте и причине остановки поезда, указав на отсутствие сведений о наличии габарита подвижного состава.

1.6. При остановке поезда в связи с падением давления в тормозной магистрали машинист должен направить помощника машиниста для осмотра состава поезда, предварительно проинструктировав его о порядке действий.

Помощник машиниста перед уходом для осмотра поезда обязан:

- выписать номер хвостового вагона из справки о тормозах формы ВУ-45;

- взять с собой сигнальные принадлежности, в ночное время фонарь;

- при остановке грузового поезда на неблагоприятном профиле взять тормозной башмак для закрепления вагонов;

- разводной ключ;

- носимую радиостанцию;

- техническую аптечку.

Для определения причины падения давления в тормозной магистрали помощник машиниста производит осмотр всего состава поезда. Дойдя до последнего вагона, сверяет его с номером, указанным в справке формы ВУ-45, убеждается в наличии хвостовых сигналов на вагоне, а также в том, что концевой кран находится в закрытом положении, а рукав тормозной магистрали подвешен на кронштейне (в пассажирском поезде дополнительно убедиться у проводника хвостового вагона).

Осмотр пассажирского поезда производится совместно с начальником поезда или поездным электромехаником.

1.7. При разъединении тормозных рукавов проверить наличие признаков саморасцепа в поезде:

- следы повреждения на переднем упоре ударных розеток, зеве головки автосцепки;

- осмотреть внешнее состояние тормозных рукавов, следы взаимодействия с посторонними деталями пути на головках и резиновых трубках рукавов;

- списать номера вагонов, между которыми выявлено разъединение рукавов, по прибытию на локомотив произвести сверку по натурному листу

- рядом стоящих вагонов. В случае несоответствия номеров натурному листу сообщить диспетчеру и согласовать дальнейшие действия.

Если произошло повреждение тормозного рукава, заменить его запасным из аптечки или снятым с локомотива или хвостового вагона.

- убедиться, что номер хвостового вагона соответствует номеру, указанному в справке формы ВУ-45, произвести проверку проходимости воздуха тормозной магистрали открытием крана хвостового вагона и сокращенное опробование тормозов.

При выявлении нарушения целостности тормозной магистрали поезда из-за неисправности тормозного оборудования вагонов и невозможности ее устранения локомотивная бригада обязана:

- по согласованию с ДНЦ заказать вспомогательный локомотив с хвоста поезда для вывода хвостовой части с перегона, или затребовать работников вагонного хозяйства для устранения неисправности;

- если перекрыт концевой кран до неисправного вагона, произвести закрепление хвостовой части состава от неисправного вагона, согласно норме закрепления в соответствии с приложением 1.

1.8. Порядок действий при выявлении разъединения (разрыва) поезда.

Если при осмотре поезда выявлен саморасцеп или обрыв автосцепок, помощник машиниста обязан:

- принять меры к закреплению отцепившейся части поезда путем укладки тормозных башмаков со стороны уклона и приведя в действие имеющиеся ручные тормоза грузовых вагонов, согласно нормам закрепления;

- в пассажирском поезде через проводников вагонов привести в действие ручные тормоза каждого вагона отцепившейся части;

- убедится, что номер последнего вагона отцепившейся группы соответствует номеру, указанному в справке формы ВУ-45;

- доложить машинисту о закреплении отцепившихся вагонов, расстоянии между ними, состоянии их автосцепок и тормозных рукавов.

После получения информации от помощника машиниста машинист согласовывает дальнейшие действия с ДНЦ.

В пассажирском составе сообщить о саморасцепе начальнику поезда. Совместно с ним и поездным электромехаником после отключения высоковольтного кабеля отопления поезда произвести осмотр автосцепных устройств. При сохранении подвижности замков обеих автосцепок и отсутствии в них видимых неисправностей, помощник машиниста в присутствии начальника поезда должен произвести сцепление вагонов со скоростью осаживания головной части поезда не более 3 км/ч. Во время соединения начальник поезда находится в тамбуре вагона у исправного стоп-крана, осуществляет контроль за подъездом и сцеплением частей поезда.

В случае неисправности механизма одной из автосцепок разъединившихся вагонов после соединения состава поезда произвести замену внутреннего механизма автосцепки, снятого из автосцепки последнего вагона или локомотива. При невозможности замены механизма, неисправности автосцепки, затребовать вспомогательный локомотив.

- в грузовом поезде проверить исправность механизма автосцепок и соединительных рукавов разъединившихся вагонов. После получения информации от помощника машиниста о выходе из межвагонного пространства, произвести соединение поезда, при этом осаживание головной части поезда следует производить с особой осторожностью, чтобы при сцеплении вагонов скорость не превышала 3 км/ч

- поврежденные тормозные рукава заменить запасными, а в случае их отсутствия, снять с хвостового вагона или переднего бруса локомотива;

После соединения на перегоне частей поезда произвести зарядку тормозов, сокращенное опробование тормозов по двум хвостовым вагонам, извлечь тормозные башмаки из-под вагонов, отпустить ручные тормоза и вывести оставшуюся часть поезда с перегона.

Запрещается соединять части поезда на перегоне:

а) во время тумана, метели и при других неблагоприятных условиях, когда сигналы трудно различимы;

б) если отцепившаяся часть находится на уклоне круче 2,5 о/оо и от толчка при соединении может уйти в сторону, обратную направлению движения поезда.

Если соединить состав поезда невозможно, машинист обязан затребовать вспомогательный локомотив в хвост поезда, указав дополнительно в заявке точное расстояние между разъединившимися частями поезда.

При выводе части поезда с перегона необходимо оградить хвостовой вагон выводимой части поезда развернутым желтым флагом у буферного бруса с правой стороны, а ночью желтым огнем фонаря и записать номера хвостовых вагонов оставшейся части поезда и выводимой.

Запрещается оставлять на перегоне без охраны составы, в которых имеются вагоны с людьми и опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами).

В случае обрыва автосцепных устройств вагонов машинист обязан заявить контрольную проверку тормозов.

1.9. Порядок действий при выявлении схода подвижного состава.

При выявлении схода подвижного состава помощник машиниста обязан немедленно произвести закрепление хвостовой части поезда, согласно нормам закрепления.

Машинист поезда, получив информацию о сходе подвижного состава, обязан:

- включить красные огни буферных фонарей;

- обеспечить установленным порядком ограждение поезда;

- доложить ДНЦ (ДСП, ограничивающих перегон);

- после личного осмотра места схода передать ДНЦ (ДСП, ограничивающих перегон) следующую информацию:

имеются ли человеческие жертвы;

наличие габарита по соседнему пути;

точно указать на каком километре и пикете произошел сход, характер местности, имеются ли подъезды к железнодорожному полотну;

сколько единиц подвижного состава сошло с рельсов и характеристика груза;

есть ли сход локомотива;

данные о состоянии контактной сети и опор контактной сети;

в дальнейшим руководствоваться указаниями ДНЦ.

В случае остановки пассажирского поезда ограждение производится со стороны головы помощником машиниста, а с хвоста - проводником последнего пассажирского вагона укладкой петард на расстоянии 1000 м от головы и хвоста поезда.

При остановке остальных поездов ограждение производится помощником машиниста укладкой петард на смежном пути со стороны ожидаемого по этому пути поезда на расстоянии 1000 м от места препятствия. Если голова поезда находится от места препятствия на расстоянии более 1000 м, петарды на смежном пути укладываются напротив локомотива. Если машинистом поезда будет получено сообщение о том, что по смежному пути отправлен поезд в неправильном направлении, он должен по радиосвязи вызвать помощника машиниста для укладки петард на таком же расстоянии от места препятствия с противоположной стороны.

На участках, где обращаются пассажирские поезда со скоростью свыше 120 км/ч, расстояния, на которые необходимо укладывать петарды, устанавливаются владельцем инфраструктуры.

После укладки петард помощник машиниста и проводник вагона должны отойти от места уложенных петард обратно к поезду на 20 м и показывать красный сигнал в сторону возможного приближения поезда.

При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне производится начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и проводниками вагонов по указанию машиниста, передаваемому по радиосвязи.

1.10. Порядок действий при выявлении срыва стоп-крана в пассажирском поезде.

Если при осмотре пассажирского поезда выяснится, что падение давления в тормозной магистрали произошло по причине срыва стоп-крана, то дальнейший осмотр не производится. Машинист локомотива действует на основании решения о дальнейшем следовании, принятого начальником поезда. Машинист локомотива должен получить акт установленной формы, который составляет начальник поезда по факту и о причинах срыва стоп-крана.

Наши рекомендации