Режим автоматической подстройки частоты магнетрона
Режим включается при установке тумблера В37-6 «ПОДСТРОЙКА ЧАСТОТЫ» в положение «АВТОМАТ». При этом все реле блока АПЧ
Т-35М1 будут обесточены и через их нормально замкнутые контакты выход пикового детектора подключается ко входу балансного модулятора сервоусилителя. В работе будут принимать участие все элементы канала кроме резисторов R4М-1 и R37-11. Канал представляет собой автоматическую следящую систему с астатизмом первого порядка.
На балансный смеситель АПЧ и ФИ подаются колебания клистрона и часть энергии импульсов магнетрона от ответвителя АПЧ через аттенюатор.
Нагрузкой диодов смесителя является входная цепь УПЧ, контур которой настроен на промежуточную частоту 60 МГц. Во время действия высокочастотного импульса магнетрона во входной цепи будет выделен импульс колебаний с разностной частотой:
fр = fкл – fм .
Работа смесителя АПЧ и ФИ аналогична работе балансного смесителя сигнала. Фильтр обеспечивает выделение постоянной составляющей токов диодов смесителя. Радиоимпульсы разностной частоты усиливаются четырехкаскадным усилителем промежуточной частоты.
Со второго каскада УПЧ радиоимпульсы разностной частоты подаются в блок когерентного гетеродина Т-8М для его фазирования, а с выхода четвертого каскада – на частотный дискриминатор. Частотный дискриминатор собран по балансной схеме с расстроенными контурами относительно частоты 60 МГц. Он преобразует радиоимпульсы в видеоимпульсы, амплитуда которых пропорциональна уходу разностной частоты fр от частоты 60 МГц, а знак видеоимпульсов зависит от направления ухода. Допустим fр < 60 МГц. Тогда на выходе частотного дискриминатора будут действовать положительные видеоимпульсы, которые усиливаются видеоусилителем и поступают на пиковый детектор. Пиковый детектор преобразует видеоимпульсы в постоянное напряжение, полярность и величина которого определяются полярностью и амплитудой видеоимпульсов. Это напряжение через потенциометры «УСИЛ.I» или «УСИЛ.II» (в зависимости от того, на какой частоте работает станция) подается на балансный модулятор.
Балансный модулятор преобразует постоянное напряжение сигнала ошибки в переменное частотой 400 Гц, амплитуда которого зависит от величины постоянного напряжения, а фаза – от полярности его. Напряжение сигнала ошибки усиливается усилителем и прикладывается к управляющей обмотке двигателя. Ротор двигателя поворачивается и через редуктор механизма Т-4М2 изменяет объем резонаторов магнетрона таким образом, что частота колебаний магнетрона уменьшается. Это приведет к увеличению разностной частоты fр, а значит и к уменьшению начального отклонения Мf = 60 МГц – fр .
Амплитуда видеоимпульсов на выходе частотного дискриминатора уменьшается, уменьшается выходное напряжение пикового детектора, уменьшается амплитуда напряжения сигнала ошибки, прикладываемого к управляющей обмотке двигателя.
Двигатель по-прежнему будет изменять объем резонаторов магнетрона, уменьшая частоту его колебаний. Через некоторое время
Мf = 60 МГц – fр станет равной нулю. Напряжение сигнала ошибки также станет равным нулю. Однако ввиду инерционности системы, ротор двигателя будет вращаться некоторое время в прямом направлении, что приведет к большему уменьшению частоты магнетрона и разностная частота станет больше номинальной промежуточной.
Это приведет, в конечном счете, к появлению на выходе сервоусилителя напряжения сигнала ошибки противоположной фазы. Ротор двигателя начнет вращаться в другую сторону, частота колебаний магнетрона начнет увеличиваться и т.д.
Таким образом система не сразу осуществляет подстройку частоты магнетрона, а делает несколько колебаний. Это увеличивает время подстройки магнетрона. Для уменьшения колебательности системы предусмотрена отрицательная обратная связь. Напряжение отрицательной обратной связи частотой 400 Гц снимается с тахометрической обмотки двигателя и подается на модулятор. Амплитуда напряжения обратной связи пропорциональна скорости вращения ротора двигателя, а фаза определяется направлением его вращения. Модулятор суммирует напряжение сигнала ошибки и напряжение обратной связи и вырабатывает управляющее напряжение, которое и прикладывается к управляющей обмотке двигателя. Благодаря наличию отрицательной обратной связи, число колебаний уменьшается до 2–3.