Устройство и эксплуатация зсу -23 - 4м

А.Н. Моторин

А.И. Целебровский

Д.В. Зарывалов и др.

УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗСУ -23 - 4М

РПК – 2М

Часть 1

Устройство РЛС 1РЛ33М3

Учебное пособие

Издательство ТПУ

Томск 2005

ББК: Ц501.4.Я73

М –85

Моторин А.Н.,Целебровский А.И.,Зарывалов Д.В.,

М–85 Ленский В.Н., Калмыков Ю.А.

Устройство и эксплуатация ЗСУ-23-4М. Часть 1. Учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 124с.

Учебное пособие разработано на основе учебной прог­раммы и тематического плана дисциплины "Устройство и эксплуатация ЗСУ–23–4 " и содержит сведения об устройстве и принципе работы систем и блоков радиолокационной станции 1РЛ33МЗ.

Схемы систем и блоков находятся в альбоме рисунком "Устройство РЛС 1РЛ33МЗ", подготовленном отдельным изданием.

Предназначено для студентов технических факультетов, проходящих военную подготовку по военно-учетной специальности 042100.при изучении дисциплины "Устройство и эксплуатация ЗСУ–23-4".

УДК541.6: [54+53]{075.8)

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

Рецензенты

Старший преподаватель-начальник цикла военной кафедры ТУСУРа

А.Н. Монахов

Начальник учебной части военной кафедры ТУСУРа

А.Н. Покладов

­­

ё

© Томский политехнический университет, 2005

© Оформление. Издательство ТПУ, 2005

© Моторин А.Н., Целебровский А.И.,

Зарывалов Д.В.,Ленский В.Н.,Калмыков Ю.А.

Содержание

  1. РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ПРИБОРНЫЙ КОМПЛЕКС
РПК-2М…………………………………………………………….. 8 1.1. Назначение, состав и конструктивное исполнение РПК-2М….… 8 1.2. Принцип работы РПК………………………………………………. 9 1.3. Техника безопасности при эксплуатации радиолокационного приборного комплекса…………………………………………..…. 14 2. РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ 1РЛ33МЗ……………...15 2.1. Общие сведения о РЛС………………………………………….…..15 2.2. Передающая система…………………………..…………………..18 2.2.1. Назначение, технические характеристики и состав системы….....18 2.2.2. Органы управления, контроля, регулировок и защиты………...…21 2.3. Антенно-волноводная система………………………….………..23 2.3.1. Назначение, технические характеристики и состав системы…….22 2.3.2. Режим излучения зондирующих сигналов и приема отраженных сигналов………………………………………………………...…… 24 2.3.3. Режим скрытой настройки РЛС…………………………………….28 2.3.4. Органы управления, контроля и регулировки………………….….28 2.3.5. Контроль функционирования передающей и антенно- волноводной систем…………………………………………………29 2.4. Приемная система……………………………..……………...……30 2.4.1. Назначение, технические характеристики и состав системы….....30 2.4.2. Назначение и состав общей части КД и КУА…………………......30
      1. Канал дальности. ………………………………………………..…..35
2.4.4.Канал угловой автоматики. ………………………………………….39 2.4.5. Канал подстройки и перестройки частоты……………………...…43 2.4.6. Контроль функционирования приемной системы………………...48 2.5. Система поиска……………………………………..…………...…49 2.5.1. Назначение, состав и краткая характеристика системы………….49 2.5.2. Канал формирования управляющих напряжений……...………….50 2.5.3. Канал формирования радиально-круговой развертки дальности...52 2.5.4. Канал формирования развертки по углу места и импульсов подсвета………………………………………………………...…….54 2.5.5. Канал формирования импульсов визира, масштабных и стробных меток…………………………………………………...…56 2.5.6. Канал видеоусилителя –ограничителя и смесителя……...……….59 2.5.7. Панель электронно-лучевой трубки………………………………..59 2.5.8. Контроль функционирования системы………………..…………...60 2.6. Система измерения дальности……………….….………………60 2.6.1. Назначение, состав и принцип работы системы СИД…..………..60 2.6.2. Канал индикатора дальности……….……………………………...63 2.6.3. Канал формирования эталонного и калибровочного напряжений……………………………………………………….…64 2.6.4. Канал формирования импульсов запуска II…………..…………..65 2.6.5. Канал формирования импульсов запуска передатчика, ЧПК и ТРУ………………………………………..…………………66 2.6.6. Канал формирования развертки грубой дальности……… ……..68 2.6.7. Канал формирования строб-импульсов……………………..…….69 2.6.8. Канал формирования развертки точной дальности…………..…..71 2.6.9. Канал эхо-сигналов……………………..…………………………..72 2.6.10. Канал автодальномера……………………………………………...72 2.6.11. Контроль функционирования системы……………………………78 2.6.12. Осциллографическая приставка……………………..…………….79 2.7. Система управления антенной………………………………….83 2.7.1. Назначение, состав и краткая характеристика системы…...…….83 2.7.2. Работа СУА в поисковых режимах. Ручное управление антенной……………………………………………………………..84 2.7.3. Работа СУА при автосопровождении цели……………………….96 2.7.4. Контроль функционирования СУА……………….……………...100 2.8. Система селекции движущихся целей………….……………..102
      1. Назначение, , технические характеристики и состав системы
СДЦ………………………………………………………………...102 2.8.2. Канал формирования импульсов запуска………………………..103 2.8.3. Канал когерентного гетеродина……...…………………………..105 2.8.4. Канал формирования разверток потенциалоскопов и импульсов подсвета……………………………………………..109
      1. Канал контрольного сигнала ..……….……………………...……112
      2. Канал ЧПК…..……….……………………………………………..114
      3. Контроль функционирования системы СДЦ……….…..………..118
2.9.Система вторичных источников электропитания…….……..119
      1. Общие сведения……………..…………………………….……….119
      2. Функциональная схема вторичных источников электропитания.120
      3. Выпрямители…………………..……………………………….…..120
      4. Блоки вторичных источников электропитания………….……….123
    1. Система управления и контроля РЛС……….……………...…126
2.10.1. Общие сведения……………………………………...…………….126 2.10.2. Устройство и работа пульта управления оператора дальности…127 2.10.3. Устройство и работа пульта управления оператора поиска…….130 2.10.4. Работа органов управления и контроля, расположенных на шкафах и блоках РЛС и не входящих в пульты операторов поиска и дальности…………….….……………………………...138 Приложение 1. Исходное положение органов управления ЗСУ-23-4М перед включением.………………..……..…………142 Приложение 2. Включение РПК-2М и проверка его работоспособности…………………………………………....…147
 

Следующая > 1





Введение

Учебное пособие «Устройство и эксплуатация ЗСУ – 23 – 4 ,

РПК – 2М. Часть I. РЛС 1РЛ33М» предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся на военной кафедре по военно-учетной специальности 042100 (3,4 курс ЭФФ, ЭЛТИ, ХТФ, ИЭФ) в качестве основного учебного материала при изучении курса «Военно-техническая и военно-специальная подготовка».

Составлено на основании технических описаний вооружения, методических разработок и конспектов лекций военной кафедры Томского политехнического университета по курсу «Военно-техническая и военно-специальная подготовка» с учетом проведения занятий в вузе и на учебных сборах в войсках.

Работа состоит их двух глав и двух приложений.

В первой главе рассмотрено общее устройство радиолокационного приборного комплекса РПК–2М, входящего в состав ЗСУ–23–4. Рассмотрены назначение, состав РПК–2М и его основные элементы, принцип работы РПК-2М по структурной схеме в пяти режимах боевой работы (стрельбы) и меры безопасности при его эксплуатации.

Во второй главе даны общие сведения об РЛС 1РЛ33М, входящей в состав РПК–2М. Рассмотрены назначение, состав и работа по структурным и функциональным схемам основных систем РЛС 1РЛ33М: передающей системы, антенно-волноводной системы, приемной системы, системы поиска, системы дальности, системы управления антенной, системы селекции движущихся целей, системы вторичных источников питания и системы управления и контроля РЛС.

В приложении 1 рассмотрено исходное положение органов управления ЗСУ–23–4М перед включением.

В приложении 2 рассмотрен порядок включения РПК–2М и проверки его работоспособности.

В учебном пособии приняты следующие сокращения наименований составных частей ЗСУ–23–4М и РПК–2М:

АВС – антенно-волноводная система

АО – аппаратура опознавания

АПЧ – автоматическая подстройка частоты

АРУ – автоматическая регулировка усиления

БАРУ – быстродействующая автоматическая регулировка усиления

ВКУ – вращающееся контактное устройство

ВПК – визирный преобразователь координат

ВЧП – вобуляция частоты повторения

ГОН – генератор опорного напряжения

ДОГ – детектор огибающей

ЗСУ – зенитная самоходная установка

ИПМВ – ­измеритель проходящей мощности волноводный

КД – канал дальности приемной системы

КГ – когерентный гетеродин

КПН – командирский прибор наведения

КУА – канал угловой автоматики приемной системы

МУ – магнитный усилитель

ПУПЧ – предварительный усилитель промежуточной частоты

РЛС – радиолокационная станция

РПК – радиолокационно-приборный комплекс

РПЧ – ручная подстройка частоты

РРУ – ручная регулировка усиления

РЩ – распределительный щит

СДЦ – селекция движущихся целей

СО – сигнал ошибки

СРП – счетно-решающий прибор

СУА – система управления антенной

ТРУ – тренировочное устройство

УНВТ – устройство настройки высокочастотного тракта

УНЧ – усилитель низкой частоты

УПТ – усилитель постоянного тока

УПЧ – усилитель промежуточной частоты

УУС – ультраузкий строб

ФЧВ – фазочувствительный выпрямитель

ЧПК – череспериодная компенсация

ЭВП – электровакуумный прибор

ЭЛТ – электронно-лучевая трубка

1 Следующая > < Предыдущая 2

Передающая система

Антенно-волноводная система

Режим скрытой настройки рлс

В этом режиме производится настройка высокочастотного тракта и измерение частоты РЛС без излучения электромагнитной энергии в пространство. При установке переключателя «АНТЕННА-НАГРУЗКА» в положение «Н» высокочастотная энергия магнетрона через основной волновод ответвителя поступает на эквивалент и рассеивается в ви­де тепловой энергии. При этом часть этой энергии через тот же от­ветвитель попадает в резонатор, в котором возбуждаются высокочас­тотные колебания. Небольшая часть энергии, накопленная во время действия зондирующего импульса, рассеивается в резонаторе, а часть (ответный сигнал резонатора) поступает в приемную систему через ответвитель, переключатель «АНТЕННА-НАГРУЗКА» и ферритовый переключатель. Этот ответный сигнал называют «звоном», он продол­жается от момента окончания зондирующего импульса до момента окончания сигнала, излучаемого резонатором. После преобразования и усиления в приемной системе сигнал резонатора поступает на эк­раны индикаторов.

Длительность «звона» на экранах индикаторов зависит от наст­ройки и исправности высокочастотной части приемно-передающего тракта, то есть от мощности и длительности импульса передатчика и от чувствительности приемной системы, а также от исправности вол­новодного тракта. Правильной настройке РЛС соответствует макси­мальная длительность «звона», которая также определяется чувстви­тельностью резонатора и характеризуется его добротностью.

Резонатор, кроме того, используется для определения работос­пособности высокочастотного тракта и для измерения частоты пере­датчика РЛС с помощью прибора типа М2-3/1. При максимальном отк­лонении стрелки прибора определяют частоту по делениям лимба ре­зонатора и по графику градуировки. Резонатор может служить уни­версальным прибором настройки высокочастотного тракта при замене отдельных узлов по максимальной длительности «звона».

Приемная система

Канал дальности

Назначение и состав канала дальности.

Канал дальности предназначен для преобразования и усиления эхо-сигналов до величины, необходимой для нормальной работы сис­тем измерения дальности, поиска и системы СДЦ.

Функционально в состав канала входят:

  1. пятикаскадный УПЧ, контуры четырех каскадов которого попарно

расстроены, а контур пятого – настроен на промежуточную частоту;

  1. фазовый детектор;
  2. усилитель когерентного напряжения;
  3. видеоусилитель амплитудного режима;
  4. катодный повторитель;
  5. видеоусилитель режима СДЦ.

Конструктивно элементы канала размещены в блоке основного усилителя Т-9К.

Канал индикатора дальности

В индикаторе дальности применена двухлучевая электронная трубка типа 10ЛО43И. На ней создаются две развертки:

  • развертка грубой дальности длительностью 15–16 км;
  • развертка точной дальности длительностью 1 км.

Положение разверток на экране трубки, яркость и фокусировка регулируются раздельно потенциометрами с индексом I для РГД и ин­дексом II – для РТД. Потенциометр «Астигматизм» – общий. С его помощью регулируется фокус по всей длине обеих разверток.

Индикатор дальности работает в следующих режимах, определяе­мых положениями переключателя В23-1:

режим I – «РАБОТА»;

режим II – «КАЛИБРОВКА»;

режим III – «ОСЦИЛЛОГРАФ».

Режим I применяется при боевой работе. В этом режиме на вер­тикально–отклоняющие пластины трубки поступают эхо-сигналы. На вертикально–отклоняющие пластины развертки грубой дальности пода­ется подвижный строб. На катод ЭЛТ поступают положительные импульсы визира, которые создают дырочный визир на развертке точной дальности.

Режим II используется при проверке и настройке СИД. В этом режиме на вертикально отклоняющие пластины трубки подается сину­соидальное напряжение частотой 600 кГц с выхода калибратора.

Режим III применяется при работе совместно с осциллографи­ческой приставкой для наблюдения сигналов в системах РПК.

Канал эхо-сигналов

Канал предназначен для амплитудно-временной обработки

эхо-сигналов, необходимой для обеспечения нормальной работы авто­дальномера, индикатора дальности и индикатора поиска.

Состав канала (рис.):

  • видеоусилитель (У21-16);
  • оконечный видеоусилитель в панели У23-8;
  • линия задержки (ЛЗ21-7).

На вход видеоусилителя подаются эхо-сигналы в амплитудном режиме из приемной системы через линию задержки ЛЗ21-7, контакты реле Р21-2, а в режиме СДЦ – из блока Т-19М через контакты реле Р21-2.

Дополнительная задержка в амплитудном режиме необходима для обеспечения одинакового времени задержки эхо-сигналов в обоих ре­жимах работы, поскольку в режиме СДЦ происходит дополнительная задержка эхо-сигналов в системе СДЦ. Реле Р21-2 управляется тумб­лером «АМПЛ. – СДЦ».

Видеоусилитель имеет два разнополярных выхода. Эхо-сигналы отрицательной полярности подаются в систему поиска, а положитель­ной полярности – на дискриминатор (У21-14) и на оконечный видеоу­силитель в панели У23-8. С выхода У23-8 эхо-сигналы отрицательной полярности подаются на ЭЛТ.

Канал автодальномера

Канал предназначен для точного и непрерывного определения дальности до цели, выбранной для сопровождения. Кроме того, в ка­нале вырабатываются импульсы дальности, импульсы электрического визира развертки точной дальности и подвижные «пики» напряжения с частотой 150 кГц, задержанные относительно неподвижных «пиков» на время, пропорциональное дальности, установленной по шкалам блока Т-22М1. Элементы канала размещены в блоках Т-21М1 и Т-22М1.

В состав канала входят:

  1. индукционный фазовращатель ФВ22-1;
  2. обостритель (У22-4);
  3. катодные повторители (У22-7);
  4. генератор импульсов дальности (У21-9);
  5. линия задержки ЛЗ21-5;
  6. генератор импульсов визира и запуска ТРУ (У21-13);
  7. генератор полустроба I (У21-11);
  8. генератор полустроба II (У21-12);
  9. временной дискриминатор (У21-14);
  10. балансный усилитель (У21-15);
  11. усилитель постоянного тока (У22-1);
  12. фильтр сигнала ошибки и фильтр обратной связи;
  13. магнитный усилитель (У22-2);
  14. демодулятор обратной связи (У22-3);
  15. двигатель;
  16. механизм дальности.

При рассмотрении взаимодействия элементов канала выделим два момента:

  1. При формировании импульсов визира и полустробов на вход фазовращателя через катодный повторитель панели У22-7 подается синусоидальное напряжение с частотой 150 кГц с кварцевого генера­тора (У23-7). С выхода фазовращателя синусоидальное напряжение, сдвинутое по фазе, подается через катодный повторитель панели У22-7 на обостритель. Сдвиг фазы выходного напряжения фазовраща­теля пропорционален углу поворота ротора. За один оборот ротора фаза выходного напряжения фазовращателя изменяется на 360, что соответствует перемещению шкалы дальности на 1000м.

Катодные повторители согласуют малые входное и выходное соп­ротивления фазовращателя с большим выходным сопротивлением квар­цевого генератора и входным сопротивлением генератора меток.

Обостритель аналогичен генератору меток (У23-3). Под дейс­твием входного синусоидального напряжения он вырабатывает «пики» напряжения, жестко связанные с той же фазой выходного напряжения фазовращателя, что и «пики» панели У23-3.

Подвижные «пики» с выхода панели У22-4 подаются на:

  • генератор импульсов сброса (У21-6);
  • генератор импульсов дальности (У21-9).

На другой вход генератора импульсов дальности подается им­пульс строб I. Генератор импульсов дальности представляет собой ждущий блокинг-генератор с лампой запуска, выполняющей одновре­менно роль временного селектора. При совпадении импульса строб I с одним из подвижных «пиков» генератор вырабатывает положительный видеоимпульс, который поступает в блок Т-18М для формирования контрольных импульсов и на линию задержки ЛЗ21-5. Эта линия имеет пять выводов с различным временем задержки.

Импульс дальности, задержанный на 0,1 мкс, поступает на за­пуск генератора импульсов визира, который представляет собой жду­щий блокинг-генератор с лампой запуска. Он вырабатывает положи­тельный импульс длительностью 0,15 мкс и амплитудой не менее 90В, который поступает на катод электронно-лучевой трубки непосредственно и через линию задержки и катодный повторитель, где задер­живается на 0,4 мкс. Эти импульсы закрывают электронно-лучевую трубку и создают на развертке точной дальности два затемненных участка с временным интервалом 0,4 мкс.

С четырех других выводов линии задержки импульсы дальности поступают на запуск и срыв генераторов полустробов I и II. Оба генератора собраны по одинаковым схемам и представляют собой жду­щие блокинг-генераторы с лампами запуска, каскадами срыва и огра­ничителями амплитуды выходного сигнала. Запуск генератора полуст­роба I осуществляется импульсом дальности, задержанным на 0,05 мкс, а срыв – задержанным на 0,3 мкс. Запуск генератора полустро­ба II осуществляется импульсом дальности, задержанным на 0,25 мкс, а срыв – задержанным на 0,5 мкс. Таким образом, генераторы полустробов вырабатывают два полустроба длительностью по 0,25 мкс, амплитудой не более 70 В с временным стыком на уровне 0,5–0,7 от амплитуды импульсов полустробов. Эти импульсы поступа­ют на временный дискриминатор.

Указанная задержка импульсов полустробов относительно им­пульса дальности обеспечивает совпадение стыка полустробов с центром отраженного сигнала на входе дискриминатора,если на раз­вертке точной дальности дырочный визир точно совмещен с отметкой от цели.

  1. Измерение дальности до цели в режиме сопровождения может производиться автоматически или вручную.

Для включения режима автоматического сопровождения по даль­ности необходимо совместить отметку от цели с дырочным визиром развертки точной дальности и нажать кнопку «АВТОМ» на рукоятке управления блока Т-55М1. В работе будут принимать участие все элементы и канал представляет собой следящую систему автоматичес­кого регулирования с астатизмом 1 порядка.

На временной дискриминатор при этом поступают импульсы по­лустробов, эхо-сигналы и импульс сброса. Импульс сброса опережает эхо-сигнал примерно на 7 мкс, и каждый раз подготавливает схе­му дискриминатора к приходу следующего эхо-сигнала от сопровожда­емой цели. Дискриминатор формирует два напряжения постоянного то­ка положительной полярности, величины которых определяются вре­менным положением центра эхо-сигнала относительно стыка полустро­бов. Если стык полустробов не совпадает с центром эхо-сигнала, то постоянные напряжения на выходе дискриминатора будут иметь раз­личные значения.

Эти напряжения подаются на балансный усилитель, который вы­деляет и усиливает разность выходных напряжений дискриминатора, которая является сигналом ошибки автосопровождения цели по даль­ности. Усиленный сигнал ошибки сглаживается фильтром сигнала ошибки и поступает на один из входов двухкаскадного усилителя постоянного тока, собранного по балансной схеме. Напряжение сиг­нала ошибки усиливается и поступает на магнитный усилитель, кото­рый собран по дифференциальной схеме с внутренней положительной обратной связью. Магнитный усилитель производит усиление сигнала ошибки по мощности и его преобразование в напряжение переменного тока частотой 400 Гц, амплитуда и фаза которого зависят от вели­чины и полярности напряжения сигнала ошибки.

Выходное напряжение частотой 400 Гц подается на управляющую обмотку двигателя, на обмотку возбуждения которого подается пере­менное напряжение 110 В 400 Гц. Вращение от двигателя через диф­ференциал и редуктор передается на ротор фазовращателя, потенцио­метр дальности, вращающийся трансформатор передачи данных о даль­ности в СРП и шкалы дальности. При перемещении движка потенцио­метра дальности и повороте ротора фазовращателя изменяется вре­менное положение импульса строб I и подвижных «пиков», что приводит, в конечном счете, к такому смещению полустробов, когда стык их будет совпадать с серединой эхо-сигнала. Тогда выходные напря­жения временного дискриминатора становятся одинаковыми и напряже­ние сигнала ошибки на выходе балансного усилителя будет равно ну­лю. Таким образом, стык полустробов автоматически следит за цент­ром эхо-сигнала. Данные о дальности до сопровождаемой цели в виде напряжения с вращающего трансформатора подаются в преобразователь координат СРП. Значение дальности может быть отсчитано по шкалам дальности.

Для уменьшения колебательности системы предусмотрена цепь отрицательной обратной связи. Напряжение обратной связи частотой

400 Гц снимается с тахометрической обмотки двигателя. Амплитуда этого напряжения пропорциональна скорости вращения ротора двига­теля, а фаза определяется направлением его вращения. Это напряже­ние подается на демодулятор обратной связи, где преобразуется в постоянное напряжение, величина которого определяется амплитудой, а полярность – фазой переменного напряжения обратной связи. Вы­ходное напряжение демодулятора сглаживается фильтром обратной связи и подается на один из входов УПТ, который суммирует его с напряжением сигнала ошибки. Таким образом, на выходах УПТ дейс­твует результирующее управляющее напряжение.

Для того чтобы в режиме автосопровождения вращение ротора двигателя не раскладывалось на дифференциале в сторону штурвала ручного управления, в цепи штурвала установлен фрикционный тормоз постоянного действия.

В режиме ручного сопровождения по дальности канал работает в случае, если последней была нажата кнопка «НАВЕДЕНИЕ» на рукоятке управления блока Т-55М. При этом реле Р22-2 и электромагнит Э22-1 будут обесточены. Реле своими контактами подключает выход баланс­ного усилителя к корпусу и размыкает цепь подачи напряжения на обмотку возбуждения двигателя. В работе принимают участие мост фазовращателя, фазовращатель, усилитель, генератор подвижных ме­ток, генератор импульсов дальности, генератор импульсов визира и механизм дальности. Канал представляет собой полуавтоматическую систему регулирования.

Для измерения дальности в этом режиме оператор дальности совмещает постоянно визир развертки точной дальности с отметкой от цели. Вращение от штурвала дальности через дифференциал передается к потенциометру дальности, вращающемуся трансформатору,

ротору фазовращателя и шкалам дальности. Данные о дальности, как и в предыдущем случае, поступают с вращающегося трансформатора в преобразователь координат СРП и могут быть сосчитаны со шкал дальности. Штурвал дальности имеет две цены оборота 400 м и 2500 м, если он утоплен, то цена оборота 2500 м. Для включения цены оборота

400 м. штурвал необходимо подать на себя.

Система управления антенной

Ручное управление антенной

Режим ручного управления используется для точного наведения антенны на цель перед переходом на автосопровождение.

Режим включается с включением РЛС. Если после включения РЛС включается любой другой режим работы СУА, то для перехода в режим ручного управления необходимо нажать кнопку «НАВЕДЕНИЕ» на рукоятках блока управления антенной Т-55М2.

Ручное управление осуществляется поворотом рукояток управления блока Т-55М2 в пределах +180. Антенна при этом будет поворачиваться по угловым координатам на угол, прямо пропорцио­нальный углу поворота рукояток блока Т-55М2.

В работе принимают участие следующие элементы (вклейка 3):

  • сельсин-датчики ручного управления М2-32 и М2-33 блока

Т-2М3;

  • дифференциальные сельсины М55-1 и М55-2 блока Т-55М2;
  • сельсин-трансформаторы М55-2, М55-1 блока Т-55М2;
  • субблоки усиления и преобразования сигнала ошибки по

азимуту (У13-3) и по углу места (У13-4) блока Т-13М2;

  • таходинамо М2-24 и М2-23 блока Т2-М3;
  • механизмы приводов.

Схема СУА при работе в ручном режиме управления по азимуту и углу места аналогична, поэтому рассмотрим работу только по ази­муту.

Сигнал ошибки получается вследствие рассогласования двух сельсинов, включенных по трансформаторной схеме. Сельсин-датчик М2 33 расположен в блоке Т-2М3. Статор сельсина неподвижен, ротор кинематически соединен с осью стабилизированного азимута. На однофазную роторную обмотку сельсин–датчика подается напряжение 115 В, 400 Гц, а его трехфазная обмотка через дифферен­циальный сельсин соединена с трехфазной статорной обмоткой сель­син–трансформатора М55-1. Статор М55-1 неподвижен, а ротор через кинематическую передачу связан с рукоятками управления блока Т55-М2.

При повороте рукояток управления поворачивается ротор сельсин–трансформатора. Он окажется в несогласованном положении с ротором сельсин–датчика. Поэтому в роторной обмотке сельсин–­трансформатора возникает напряжение сигнала ошибки переменного тока, величина которого будет зависеть от величины угла поворота рукояток управления, а фаза – от направления поворота.

Это напряжение прикладывается к переменному резистору «АЗИ­МУТ УСИЛЕНИЕ РУЧНОЕ» и с его движка через контакты реле Р55-15, Р36-3, Р13-4 поступает на усилитель и катодный повторитель сиг­нала ошибки субблока У13-3, где усиливается однокасакдным усили­телем на резисторах и через катодный повторитель, согласующий большое выходное сопротивление усилителя с малым входным сопро­тивлением фазочувствительного выпрямителя, поступает на вход ФЧВ.

На второй вход ФЧВ через контакты реле Р13-4 с трансформато­ра Тр44-1 подается опорное напряжение 110 В, 400 Гц.

Фазочувствительный выпрямитель преобразует переменное напряжение сигнала ошибки в управляющее напряжение постоянного тока, величина которого зависит от амплитуды сигнала ошибки, а полярность – от соотношения фаз между опорным напряжением и напряжением сигнала ошибки. Управляющее напряжение сглаживается фильтром прямого канала и подается на один из входов УПТ, усиливается и с двух выходов УПТ подается на усилитель мощности. Усилитель мощности собран по двухтактной схеме, нагрузками его являются обмотки магнито–порошковых муфт ЭМ2-11, ЭМ2-12.

При поступлении на вход УПТ напряжения сигнала ошибки одно из его входных напряжений увеличивается, а другое – уменьшается, поэтому ток в управляющей обмотке одной из муфт увеличивается, а в другой – уменьшается.

Та муфта, в обмотке которой ток увеличился, будет передавать вращение от двигателя на ось стабилизированного азимута, поворачивая через дифференциалы антенну, а вместе с ней и ротор сельсин–датчика М2-33 до тех пор, пока он не займет согласованное положение с ротором сельсин–трансформатора М55-1. При этом сигнал ошибки будет равен нулю, на выходах УПТ будут действовать два равных напряжения, в управляющих обмотках магнито–порошковых муфт будут протекать равные токи, а значит вращение от двигателей на ось стабилизированного азимута передаваться не будет, т. е. антенна, отработав заданное рассогласование, остановится.

Вращение оси стабилизированного азимута передается также на другие электрические машины:

  • таходинамо М2-24;
  • сельсин доворота М2-43;
  • сельсин секторного поиска М2-34;
  • вращающийся трансформатор тренажера М2-3;
  • вращающийся трансформатор СНТ М2-7;
  • вращающийся трансформатор поиска М2-42;
  • дифференциал Б, на котором происходит суммирование угла по­ворота оси стабилизированного азимута с углом q, поступающим с системы стабилизации линии визирования.

С дифференциала Б вращение передается на дифференциал А.

Для удержания антенны по азимуту в определенном положении, не- зависимо от вращения башни ЗСУ, предусмотрена механическая обкатка антенны относительно башни в противоположную сторону на такой угол, на который развернулась башня. Вращение от редуктора обкатки, связанного с погонным зубчатым колесом, передается на дифференциал А, где суммируется с углом поворота выходного вала дифференциала Г. С дифференциала А вращение передается на сельсин-датчик КПН М2-37, на вращение антенны по азимуту, на валик визирного устройства и дифференциал В, обеспечивающий развязку антенны по углам. Для получения необходимых динамических свойств в СУА применяется отрицательная обратная связь. Напряжение обратной связи, пропорциональное скорости вращения оси стабилизированного азимута, вырабатывается таходинамо М2-24. Полярность этого напряжения противоположна полярности сигнала ошибки. Оно поступает на второй вход УПТ, где суммируется с напряжением сигнала ошибки.

Для проверки и настройки СУА в режиме ручного управления ан­тенной используются следующие органы управления, контроля и регу­лировки:

  1. Миллиамперметр ИП13-1, предназначенный для проверки и ре­гулировки блока Т-13М2, путем подключения его к различным участ­кам схемы с помощью переключателя В13-1 «РАБОТА-БАЛАНС УПТ-НАЧ.ТОКИ – КОНТРОЛЬ».
  2. Переключатель В13-1 в положениях:
  • «РАБОТА» – прибор ИП13-1 отключен, схема блока Т-13М2 скоммутирована для работы во всех режимах работы СУА.
  • «БАЛАНС УПТ АЗ» или «БАЛАНС УПТ УМ» – схема блока Т-13М2 перекоммутирована для балансировки УПТ азимута или угла места. При этом входы фазочувствительных выпрямителей подключаются к корпусу, а прибор ИП13-1 сначала подключается к анодам ламп уси­лителя мощности азимута, затем – угла места. Балансировка УПТ осуществляется соответствующими переменными резисторами «БАЛАНС УПТ». При выключенных приводных двигателях и нажатой кнопке «АВ­ТОМАТ» движок переменного резистора устанавливается в такое поло­жение, чтобы показания прибора ИП13-1 были равны нулю.
  • «НАЧ.ТОКИ» – в этом положении вход ФЧВ остается подклю­ченным к корпусу, а прибор ИП13-1 по очереди подключается парал­лельно обмотке каждой магнито–порошковой муфты. Начальные токи, протекающие через обмотки муфт, устанавливаются переменными ре­зисторами «НАЧ. ТОКИ АЗ» и «НАЧ. ТОКИ УМ». Движок соответствующе­го переменного резистора устанавливается в такое положение, чтобы прибор ИП13-1 показывал 0,45 –0,7 мА.
  • «КОНТРОЛЬ АЗ» или «КОНТРОЛЬ УМ» – прибор подключается между анодами ламп усилителей мощности, а входы фазочувствительных выпрямителей с корпусом не соединяются.
  1. Переменные резисторы «АЗИМУТ УСИЛ. РУЧН.», «УГОЛ МЕСТА УСИЛ. РУЧН.» предназначены для регулировки величин напряжений сигналов ошибки, снимаемых с роторных обмоток сельсин–трансформа­торов М55-1 и М55-2.
  2. Тумблер «ПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ» предназначен для замыкания цепи подачи напряжения 220В 400Гц на приводные двигатели М2-21 и М2-19.

5. Контрольные гнезда на передней панели блока Т-13М2 пред­назначены для контроля напряжений на входах усилителя и катодного повторителя канала азимута и угла места, на выходах фазочувстви­тельных выпрямителей и усилителей мощности, напряжения обратной связи и напряжения на входе субблока выделения сигнала ошибки.

<< < 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > < Предыдущая 21

Секторный поиск

Секторный поиск используется для поиска целей при наличии целеуказания.

Режим включается нажатием кнопки «СЕКТОРНЫЙ» при условии, что тумблер «КРУГОВОЙ – УСКОР.КРУГ.» поставлен в положение «КРУ-

ГОВОЙ». Антенна совершает колебания по азимуту в секторе З0–1000. Скорость движения антенны при любой ширине сектора постоянна и равна 20 град/с. Перенос сектора по азимуту и углу места осущест­вляется с помощью рукояток управления блока Т-55М2.

В работе принимают участие:

1. Схема секторного поиска.

  1. Сельсин-датчик секторного поиска М2-34.
  2. Сельсин-трансформатор секторного поиска М55-3.
  3. Электромагнитная муфта ЭМ55-1.

5. Элементы, участвующие в работе при полуавтоматическом управлении антенной с постоянной скоростью.

Во всех режимах работы СУА, кроме секторного поиска, ротор сельсин-трансформатора М55-3 расторможен. На одну из роторных обмоток его через контакты реле Р55-16 подается переменное напряжение 36 В 400Гц с трансформатора блока Т-55М2. Статорные обмотки М55-3 соединены со статорными обмотками сельсин-датчика М2-З4. На роторную обмотку М2-34 подается переменное напряжение 115 В 400 Гц. Ось ротора сельсин-датчика механически связана с осью стабилизированного азимута. Поэтому эта пара сельсинов рабо­тает в индикаторном режиме, т.е. ротор сельсина М55-3 постоянно подслеживает за положением антенны.

При нажатии кнопки «СЕКТОРНЫЙ» замыкается цепь подачи напря­жения на обмотки реле Р55-5, Р55-9, Р55-16 и электромагнитную муфту ЭМ55-1. Реле Р55-5 своими контактами замыкает цепь подачи напряжения +27В на обмотку Р55-6.

Реле Р55-6 и Р55-9 своими контактами через контакты реле Р55-7 подключают переменный резистор «ПОЛУАВТ.ПОСТ СКОР.АЗ» к плечу один электрического моста азимута, а реле Р55-6, кроме того, подключает движок этого резистора через тахометрическую обмотку двигателя М55-4 к сервоусилителю азимута.

Реле Р55-16 разрывает цепь подачи напряжения 36 В 400 Гц на роторную обмотку сельсин-трансформатора, а электромагнитная муфта затормаживает ротор сельсин-трансформатора. Таким образом, сельсинная пара М2-34 и М55-3 будет переведена в трансформаторный режим работы.

Под действием напряжения, снимаемого с плеча один электрического моста азимута, двигатель М55-4 будет разворачивать ротор дифференциального сельсина с постоянной скоростью в одну сторону. Это приведет, в конечном счете, к повороту антенны. При повороте антенны разворачивается ротор сельсин-датчика М2-34. На выходе сельсин-трансформатора М55-3 появляется напряжение, которое будет тем больше, чем на больший угол повернется антенна от середины сектора качания. Середина сектора соответствует согласованному положению сельсинов.

Напряжение с М55-3 поступает на схему секторного поиска, ко­торая состоит из 2-х мостиковых выпрямителей и триггера, в одно из плеч которого включена обмотка реле Р55-7.

В схеме секторного поиска переменное напряжение рассогласования преобразуется одним из выпрямителей в постоянное напряжение и сравнивается с напряжением, снимаемым с движка пере­менного резистора «ШИРИНА

Наши рекомендации